Технологические карты уроков
план-конспект урока по обж (6 класс)

Никитов Сергей Дмитриевич

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОБЖ с использованием ИКТ технологий

Ф.И.О. учителя   Никитов Сергей Дмитриевич
ПредметОсновы безопасности жизнедеятельности
Класс:   8

Тема:    «Классификация пожаров»

УМК: Вангородский С.Н., М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс», рабочая программа разработана на основе           Федеральных Госстандартов среднего общего образования, авт. Вангородский С.Н., М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков

Цель урока: сформировать умение школьников определять причины, классификации и условия возникновения пожаров, актуализировать знания и умения по пожарной безопасности.

Задачи урока:

Образовательная: изучить причины, классификацию и условия возникновения пожаров.

Воспитательная: воспитывать осторожное отношение к огню, формировать навыки безопасного поведения.

Развивающая: развитие умений самостоятельно работать с комплексной разнообразной информацией познавательного характера.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:  формирование ценностно-смысловой ориентации детей и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД:  формирование организации учебной деятельности  (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно).

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей.

Познавательные УУД: общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.

Средства обучения, демонстрации: компьютер, мультимедийная ЖК панель, презентация «Классификация пожаров»

Образовательные технологии: с использованием ИКТ          

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Режим урока: интерактивный.

Планируемые образовательные результаты: сформированное умение школьников определять причины, классификации и условия возникновения пожаров, актуализированы знания и умения по пожарной безопасности.

Организационная структура урока

Этап урока

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды.

Деятельность педагога

Деятельность
обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции

Организационный этап

(2 мин.)

Цель: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Учитель приветствует класс.

Проверяет готовность к уроку.

Контролируют готовность к уроку.

Концентрация внимания.

Учащиеся приветствуют учителя.

Актуализация знаний

(7 мин)

Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Личностные УУД: 

формирование ценностно-смысловой ориентации детей и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Предыдущий урок мы посвятили изучению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Что же такое ЧС техногенного характера?  Какие три признака ЧС техногенного характера выделяет  Федеральный закон?  

Вы изучили классификацию ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий. Проверим, как вы усвоили этот материал.  Перед вами таблица классификации ЧС. Вы должны заполнить пустые ячейки.

(ПРИЛОЖЕНИЕ  1).

На выполнение этого задания отводится 5 минут.

Подпишите работы и сдайте. На  следующем уроке будут объявлены оценки.      

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Выполняют тесты письменно.

Проверка правильности выполнения тестов: учащиеся по очереди зачитываю ответ.

Изучение нового учебного материала.

(18 мин)

Цель:  Создать условия для активной и продуктивной деятельности учащихся по  усвоению новых знаний. Изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров.

Совершенствовать умение систематизировать изучаемый материал,                       умение общаться, умение строить высказывание в устной форме.

Формирование  Регулятивных УУД: целеполагание, планирование,  Познавательных УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Рассказ учителя:

Согласно греческой мифологии бог Прометей похитил  с Олимпа огонь и подарил его людям. Однако, приучив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага, ищущего малейшую возможность продемонстрировать свою силу и независимость.

     Только в 2004 году в России произошло более 230 тыс. пожаров, в которых погибло около 18,5 тыс. человек.

Переходим к изучению новой темы: Пожары.

Цель нашего урока: Изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров.

  Что же такое «пожар»? Попробуйте сформулировать: чем пожар отличается от костра?  

Рассмотрим презентацию «Пожары».

Слайд 1

Пожар – это неконтролируемый процесс

горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

При каких условиях возникает пожар?

Слайд 2

Мы видим, что 3 условия возникновения горения:

Это наличие

-  горючего вещества,

- окислителя,

- источника воспламенения.

Если эти совмещение этих трех условий – неконтролируемый процесс, то возникает пожар.

Для современного человека особенно опасны пожары, которые происходят при возгорании зданий.

Слайд 3

Пожары в зданиях характеризуются:

- быстрым повышением температуры;

- задымлением помещений;

-распространением огня открытым путем;

- потерей конструкциями несущей способности.

Поэтому очень важна характеристика материалов с точки зрения их огнестойкости.

Слайд 4

 На какие же группы по степени огнестойкости делятся строительные и отделочные материалы? (горючие, трудногорючие и негорючие)

Откройте конверт с раздаточным материалом.

Ваша задача распределить карточки с названиями строительных материалов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) на три группы, используя схему 2.

           Проверим, что у вас получилось.

Первая группа озвучит горючие материалы. Вторая – трудногорючие, третья – негорючие.

Слайд 5

По масштабам и интенсивности пожары подразделяются на отдельные, массовые и огненный шторм. На страницах 28 – 29 учебника есть описание таких пожаров.

Давайте разберемся в этом материале.  Прочтите текст учебника.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Записывают в тетради тему урока. Совместно с учителем формируют цель урока.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Работа в группах. Классификация данных

Работа с учебником.

Работа в группах с текстом учебника.

Анализ текстового материала, классификация фактов.

Закрепление учебного материала

(9 мин)

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Развивать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей.

 Следующий этап нашего урока - просмотр видеоролика «Причины пожара в жилище. Правила поведения при пожаре»

Что же вы узнали из этого ролика?

Отчего в квартире может возникнуть пожар?

Как надо вести себя при пожаре в жилище?

Применение знаний в знакомой и измененной ситуации.

Смотрят видеофрагмент. Анализируют сюжет. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы.

Подведение итогов (рефлексия)

(2 мин)

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Формирование  Регулятивных УУД: контроль, оценка

Задает вопросы по материалу урока:

Что вы узнали из сегодняшнего урока?

Что понравилось?

Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными?

Учитель подводит итоги работы каждого ученика,  выставляет оценки,

дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся

Обобщают полученные знания;

выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.

Домашнее задание

(2 мин)

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя.  Задают вопросы по выполнению домашнего задания

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий

Наименование ЧС в зависимости от зоны поражения

Показатели масштабов ЧС

Характеристика зоны ЧС по административному делению

Количество пострадавших человек

Прямой материальный ущерб

Локальная (объектовая)

До 10

До 100000

Территория объекта

Муниципальная

Не более 50

Не более 5 млн.

Не выходит за пределы муниципального района

Региональная

51-500

Свыше 5 млн.

Не более 500 млн.

Не выходит за пределы субъекта РФ

Федеральная

Свыше 500

Свыше 500 млн.

Территория двух и более субъектов РФ

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Горючие

Трудногорючие

Негорючие

ДРЕВЕСИНА

ГИПСОКАРТОН

КАМЕНЬ

БУМАГА

СТЕКЛОПЛАСТИК

БЕТОН

ПЛАСТИК

СТЕКЛОВОЛОКНО

СТЕКЛО

ВАТА

АСФАЛЬТОБЕТОН

ЖЕЛЕЗО

ПОРАЛОН

ПРОПИТАННАЯ АНТИПИРЕТИЧЕСКИМИ

СРЕДСТВАМИ ДРЕВЕСИНА

ПЕСОК



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОБЖ с использованием здоровье сберегающих технологий

Ф.И.О. учителя   Никитов Сергей Дмитриевич

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 10

Тема: «Автономное существование человека в условиях природной среды»

УМК: Вангородский С.Н., М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс», рабочая программа разработана на основе   Федеральных Госстандартов среднего общего образования, авт. Вангородский С.Н., М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков

Цель урока: Отработка умения ориентироваться на местности в условиях вынужденного автономного существования в ходе практической самостоятельной работы

Задачи урока:

Образовательная: изучение способов ориентирование на местности, в условиях автономное существования.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки безопасного поведения.

Развивающая: развитие умений самостоятельно работать с комплексной разнообразной информацией познавательного характера.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:  формирование ценностно-смысловой ориентации детей и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД:  формирование организации учебной деятельности  (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно).

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей.

Познавательные УУД: общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.

Средства обучения, демонстрации: компьютер, мультимедийная ЖК панель, видеоролик «Способы ориентирование на местности»

Образовательные технологии: с использованием здоровье сберегающих технологий        

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Режим урока: интерактивный.

Планируемые образовательные результаты: 

Отработанное умение ориентироваться на местности в условиях вынужденного автономного существования

Организационная структура урока

Этап урока

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды.

Деятельность педагога

Деятельность
обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции

Организационный этап (2 мин) 

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Актуализация знаний (7 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Формирование:

Личностных УУД 

ценностно-смысловая ориентация детей и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

  1. Фронтальный опрос. - Если ты заблудился в лесу, что может подсказать тебе дорогу? - Какие ты знаешь способы подачи сигналов бедствия?
  2. Индивидуальная работа по карточкам: - Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности? – Какие качества помогают людям выжить людям, попавшим в беду? - Индивидуальный устный опрос.

- В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Изучение нового учебного материала

(16 мин)

Цель: Создать условия для активной и продуктивной деятельности учащихся по усвоению новых знаний. Изучить способы ориентирования в пространстве

Совершенствовать умение систематизировать изучаемый материал, умение общаться, умение строить высказывание в устной форме.

Формирование:

Регулятивных УУД: целеполагание, планирование,

 Познавательных УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Рассказ учителя с элементами беседы. - Мы продолжаем знакомиться с правилами автономного существования человека. Если нет возможности подать сигналы бедствия, нет возможности найти дорогу, то можно сориентироваться в пространстве. Зная различные способы ориентирования. Существуют различные способы ориентирования в пространстве. - Что значит, ориентироваться в пространстве? (П/о: Находить стороны горизонта). - Какие стороны горизонта вы знаете? (П/о: север, юг, восток, запад.)

Сейчас я познакомлю вас с одним из способов ориентирования в пространстве с использованием компаса. Кладете компас на ровную поверхность. Красная стрелка показывает на север, а синяя на юг. Помните, что нельзя использовать компас вблизи линий электропередач, во время грозы. В этих случаях показания компаса могут искажаться.

Еще одним способом ориентации в пространстве является ориентация по солнцу.

Летом солнце находится на юге примерно в 12 часов дня по местному времени. Если стать к солнцу спиной, то ваша тень будет указывать на север, справа будет запад, а слева восток.

Можно использовать для ориентирования в пространстве часы со стрелками.

Нужно положить часы на горизонтальную поверхность и повернуть так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Угол, который образуется между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате (летнее местное время) разделить пополам биссектрисой. Направление биссектрисы укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где солнце.

Учащиеся предлагают свои решения.

Отвечают на поставленный вопрос

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока

Закрепление учебного материала

(9 мин)

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Развивать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей.

Следующий этап нашего урока - просмотр видеоролика «Способы ориентирование на местности»

Что же вы узнали из этого ролика?

Какие способы ориентирования существуют?

Классификация?

Применение знаний в знакомой и измененной ситуации.

Смотрят видеофрагмент. Анализируют сюжет. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы.

Физкультминутка

(2 мин) 

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Подведение итогов (рефлексия)

(2 мин)

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Формирование  Регулятивных УУД: контроль, оценка

Задает вопросы по материалу урока:

Что вы узнали из сегодняшнего урока?

Что понравилось?

Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными?

Учитель подводит итоги работы каждого ученика, выставляет оценки,

дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных учащихся, прилежание,

Обобщают полученные знания;

выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.

Домашнее задание 

(2 мин)

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя.  Задают вопросы по выполнению домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...