РП по ОБЖ-10 класс
календарно-тематическое планирование по обж (10 класс)

Шеронов Владимир Александрович

Программа для 10 класса предназ­начена для углубленного изучения тем в об­ласти безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области бе­зопасности жизнедеятельности для сниже­ния отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh_10k.docx90.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                     

Программа для 10 класса предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10 классе предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 35 ч (из расчета по 1 ч в неделю + 35 часов на учебные сборы).

         Рабочая программа  разработана  на основе:

        - Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего (полного) общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

      - Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 30.06.1999г.№56)

      - Приказа Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г № 96 /134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

- постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999г.№ 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе»

   - Федеральный закон «О пожарной безопасности»

   - Решение коллегии Минобрнауки России от 22.03.2005г. №37 (п.7).

  • Типового положения «Об общеобразовательном учреждении» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 01.01.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • письмо Минобрнауки РФ от 27.04.2007г.№03-898 «О методических рекомендациях по курсу ОБЖ»
  • федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

- примерной  программой среднего(полного)общего образования по ОБЖ;

- приказа МО и Н РТ №4165/12, от 10.07.2012г «Об утверждении базисного учебного  плана образовательных учреждений РТ»;

- письма  «О преподавании предмета ОБЖ в ОУ РТ»

- устава  МБОУ «Трехозерская СОШ»;

- ООП МБОУ «Трехозерская СОШ»;

- положения  «Рабочая программа педагога МБОУ «Трехозерская СОШ»;

- приказа директора МБОУ «Трехозерская СОШ», «Об организации и проведении занятий по программе ОБЖ»;

Исходными документами для составления рабочей программы являются: федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03 2004 года № 1089,примерная   программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 классов общеобразовательных учреждений

 Учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10  классах направлено на достижение следующих целей:

–               воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

–               развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

–               освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

–               формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.

Общевоенная подготовка должна быть тесно связана с воинским воспитанием. При этом особое внимание должно быть уделено воспитанию у кадет беззаветной преданности Отечеству, выработке у них высокого создания общественного и воинского долга, дисциплинированности, любви к военной службе. Обучение учащихся по общевоинской подготовке организуется и проводится в соответствии с требованиями приказов МО РФ, общевоинских Уставов ВС РФ. Общевоинская подготовка в  лицее  проводится с целью обеспечения готовности стать на защиту Отечества,  формирования и развития у учащихся чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности,  добросовестного отношения к учебе.

Главная задача общевоинской подготовки учащихся в том , чтобы ознакомить  их с  профессией военного, организацией учебно-воспитательного процесса в  ВУЗах   МО РФ,  дать учащимся необходимые знания и выработать навыки их действий как солдат в современном общевойсковом бою, закалить обучаемых физически и воспитать у них веру и убежденность в правильности выбранного жизненного пути.

Основная подготовка учащихся осуществляется согласно настоящей учебной программы на практических занятиях проводимых на 5-ти дневных учебных сборах с юношами 10-х классов Спасского района РТ.
В ходе  УС учащихся изучают основные положения общевоинских  уставов, элементов строевой подготовки, правила стрельбы из стрелкового оружия, способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта.  Признаки, указывающие на изменение погоды, сигналы бедствия, разновидности костров, способы приготовления и хранения продуктов питания. Действия как солдата в современном общевойсковом бою, умение обращаться со средствами индивидуальной защиты, правила оказания первой медицинской помощи. В процессе обучения каждый учащихся должен научиться пользоваться  оружием (пневматическая винтовка) и выполнить начальное упражнение стрельб из данного вида оружия. Обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы с оружием и без оружия. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту. Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности. Во время  подготовки учащихся педагогами школы, продолжается изучение морально-психологических, физических, организаторских и других качеств обучаемых,   которые учитываются при окончательном выборе для поступления в то или иное высшее учебное заведение.

Планирование  подготовки по разделу ОВС осуществляется в соответствии с требованиями данной программы. Оно должно обеспечивать полное и качественное ее выполнение, комплексное изучение всех разделов программы, а также изучение соответствующих тем в интеграции с другими предметами обучения. Преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в старшей школе осуществляет преподаватель-организатор курса ОБЖ.

                                                           Учебно-тематическое планирование

                                                                   ОБЖ-10 класс (35 часов)

№ урока

Тема урока

Тип

урока

Характеристика  деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Вид

контроля.

Измерители

Планируемые результаты освоения  материала

Дата

проведения

план

факт

Раздел 1.           Основы обороны государства и воинская обязанность-21час (18 часов +3 из резерва).

  1. История создания Вооруженных Сил России - 1 час.

1

Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.. Военная реформа Петра I и её особенности. Реформирование российской армии во II половине XIX века. Создание советских ВС, их структура и предназначение.

Урок изучение и первичного закрепления новых знаний комбинированный урок

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Индивидуальный опрос.

   Знать о военных реформах в Российской армии во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. ВС РФ, реформа

                                                     05.09

                                                     

  1. Организационная структура Вооруженных Сил – 5 часов.

2

Виды, рода  Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами России. Военные округа.

  Рассказ, показ

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Индивидуальный опрос.

Знать историю и развитие ВС РФ

                     12.09

                     

3

История создания Вооруженных Сил России. Функции и основные задачи. Роль и место ВС РФ в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа ВС.

Основные положения концепции национальной безопасности РФ.      

Урок комплексного применения ЗУН учащимися Решение ситуационных задач

Групповая работа.

Конспектирование

Оценка работы группы

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

                                                     19.09

                                                     

4

Организационная структура Вооруженных Сил России.

 Ракетные войска стратегического назначения, ВВС,ВДВ  их предназначение, структура

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

                                 26.09

                                 

5

Сухопутные войска, история создания,

 предназначение. Рода войск, входящие в Сухопутные войска.ВМФ ,космические войска предназначение, структура.

Комбинированн

ый урок

Конспектирован

ие

Изучение материалов презентации

Индивидуальный

 опрос.

Иметь

представление об организационной структуре ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

                                   03.10

                                   

6

Другие войска, их состав и предназначение Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, железнодорожные войска.  Их состав и предназначение

Комбинированный урок

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Тесты

Знать состав и предназначение ВС РФ.

Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе

                         10.10

                         

                1.3   Воинские символы и боевые традиции ВС РФ – 4 часа.

7

Дни воинской славы России. Основные формы увековечения памяти российских воинов.

Комбинированный  урок

Конспектирование. Изучение материалов презентации

Письменный опрос

Знать Дни воинской славы России.

                      17.10

                     

8

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота

Комбинированный урок

Групповая работа.

Конспектирование

Оценка работы групп

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений.

Уметь использовать приобретенные  знания  для

развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

                                                              24.10

                                                               

9

Боевое Знамя  воинской части, ритуал вручения БЗ, порядок хранения и содержания. Военная присяга. Ритуал приведения к военной присяге. Вручение л/с вооружения и военной технике.

Комбинированный урок

Конспектирование. Изучение материалов презентации

Индивид.опрос.

Знать Ритуалы вручения БЗ и принятия ВП. Почетные награды.

           31.10

           

10

Ордена-почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Комбинированный урок

Конспектирование. Изучение материалов презентации

Сообщение.

Почетные награды(ордена, медали СССР,РФ)

              14.11

             

  1.  Воинская обязанность – 8 часов.

11

Основные понятия о воинской обязанности

Организация воинского учета и его предназначение .Первоначальная постановка на воинский учет, Обязанности по воинскому учету.

Комбинированный урок

Конспектирование. Изучение материалов презентации

Индивид.опрос.

знать воинскую обяз. Воинский учет.

              21.11

               

12

Организация мед.освидетельствования при постановки на воинский учет.

Комбинированный урок

Конспек. изуч. матер. презент.

Индивид.опрос.

Знать категории годности.

       28.11

         

13

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Требования к уровню образованности призывников, их здоровью и физподготовке.

Комбинированный урок

Конспектирование. Изучение материалов презентации

Индивид.опрос.

Знать категории подготовки к в/с.

        05.12

       

14

Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по призыву

Комбинированный урок

Конспектирование. Изучение материалов презентации

Индивид.опрос.

Знать правовые основы ВС.

        12.12

       

15

Прохождение службы по контракту. Альтернативная гражданская служба Требования, предъявляемые к гражданам.

Комбинированный урок

Конспектирование. Изучение материалов презентации

Индивид.опрос.

Знать категории ВС

       19.12

     

16

Статус военнослужащего, общие обязанности. Особенности воинской деятельности в различных видах ВС и родах войск. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Комбинированный урок

Конспектирование. Изучение материалов презентации

Индивид.опрос.

Знать права и обязанности в/с.

                      26.12

                     

17

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов. Поощрения.

Комбинированный урок

Конспектирование. Изучение материалов презентации

Тест

Знать поощрения и дисцип. взыскания налагаемые на в/с.

     16.01

18

Уголовная ответственность за преступления против в/с (неисполнение приказа, нарушение  уставных правил взаимоотношения между в/с, самовольное оставление части).

Комбинированный урок

Конспектирование. Изучение материалов презентации

Индивид.опрос.

Знать статьи УК РФ

За преступления против ВС.

                23.01

  1. Военно-профессиональная ориентация -1час.

19

Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. ВС по призову как этап профессиональной карьеры .Ориентация на обучение на военных кафедрах. Основные виды ОУ военного профессионального образования, правила приема граждан.

Комбинированный урок

Конспектир.  

Индивид.опрос.

Знать военные ВУЗ РФ и правила приема.

            30.01

  1. Основы военной службы -2 часа.

20

Назначение, общее устройство и боевые свойства автомата Калашникова

Неполная разборка и сборка автомата. Снаряжение магазина патронами.

Практическое занятие

Неполная разборка АК.

Выполнение норматива.

Знать основные тактико-технические характеристики АК.

Уметь производить непол. разборку и сборку АК

           06.02

21

Приемы и правила стрельбы из автомата, ТБ.

Практическое занятие

Изготовка и правила стрельбы, ТБ,

Тренировка в прицеливание (электронный тир)

Результат стрельбы на эл.тире

Знать ТБ.

Уметь выполнять упражнения первонач. стрельб из АК.

                                                        13.02

Раздел 2.          Государственная  система обеспечения безопасности населения- 10 часов(8часов+2часа из резерва).

                2.1.    Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера – 2 часа.

22

Краткая характеристика наиболее вероятных для РТ, Спасского района и с.Три Озера ЧС природного и техногенного характера. (РК).

Комбинир.урок

Конспектир

Индивид.опрос.

Знать ЧС вероятные для нашего региона

Уметь защищаться от них.

20.02

23

Срочная эвакуация(при пожаре, террористическом акте , получение и использование СИЗ). РК.

Практическая тренировка

Выполнение норматива по СЭ.

Разбор действий

Знать пути эвакуац.из здания школы.

Уметь выполнять норматив по СЭ.

        27.02

  1.  Единая государственная система предупреждения и ликвидации  ЧС (РСЧС)-2 часа

24

 РСЧС, история ее создания, предназначение, структура , задачи по защите населения от ЧС. (РК).

Комбинированный

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Индивидуальный опрос

Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстр.помощи.

                                     06.03

                                                         

25

МЧС РФ. Государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности населения(полиция, скорая мед. помощь и др .государственные службы в области безопасности). РК.

Комбинированный

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Индивидуальный опрос

. Знать предназначение, структуру и задачи МЧС. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстр.помощи.

                       13.03                                                      

  1.      Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны-6 часов.

26

Гражданская оборона, основные понятия и определения, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Структура и органы управления.

 Меры безопасности населения оказавшегося на территории военных действий. (РК).

Комбинированный урок

Конспектирование

Проверочная работа

по теме

«Опасные и ЧС, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения».

(20 мин) презентация

Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения  для обеспечения личной  безопасности.

                                          20.03

27

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населен. (РК).

Комбинированный урок

Конспектирование

Индивидуальный опрос

  Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

                                                                  03.04

28

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

Действия населения по сигналу оповещения «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. (РК).

Комбинированный урок

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Решение ситуационных задач

Индивидуальный

опрос

презентация

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

 Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях

                                                10.04              

29

Основные положения Концепции нац .безопасности РФ. Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности.

Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. (РК).

Комбинированный урок

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Тест

Знать Концепцию, гос. Службы по сохранению здоровья и обеспеч.безопасности.

в защитных сооружениях. Задачи и предназнач ГО школы

                                     17.04

30

Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта: при захвате в качестве заложника и при освобождении.(РК).

Комбинированный урок(практич)

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Практич. отработка действий.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

             24.04

31

Противопожарный режим в образовательном учреждении и в быту (содержание территорий и помещений, режим эксплуатации  отопления, электричества).(РК).

Комбинированный

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Индивидуальный

опрос

Знать правила ПБ

Уметь применять в повседневной жизни.

           01.05

Раздел 3.   Сохранение здоровья и  обеспечение личной  безопасности   – 4часа.

32

ЗОЖ как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Факторы способствующие укреплению здоровья.

Факторы разрушающие здоровье. Вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики).

Комбинированный

Комбинированный

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Конспектирование

Изучение материалов презентации

Индивидуальный

опрос

Индивидуальный

опрос

Знать как вести ЗОЖ

Знать о вреде вредных привычек.

                            08.05

33

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Правила личной гигиены.

Комбинированный

Конспектирование

Изучение материалов презентации.

Индивидуальный

опрос

Знать о РЗ и правилах его сохранения.

          15.05

34

ПМП при травмах и ранениях (тепловой и солнечный удар, злектротравма,  перелом, кровотечение).

Практическое задание

Изучение материалов презентации. Выполнение ПМП

Практическое задание.

Знать о значимости ПМП и уметь применять ее в жизни.

       22.05

35

ПМП при острой сердечной недостаточности инсульте. ПМП при остановки сердца(искусственное дыхание и непрямой массаж сердца)

Практическое задание

Изучение материалов презентации. Выполнение ПМП

Практическое задание.

Знать о значимости ПМП и уметь применять ее в жизни.

           29.05

Итого-35 часов.

Тематический план проведения пятидневных учебных сборов с участием юношей 10-х классов.

№ п/п

Темы занятий

количество часов

1.

Основы подготовки гражданина к военной службе.

Начальная военная подготовка в войсках.

1

2.

Размещение и быт военнослужащих. Содержание помещений. Распорядок дня воинской части. Подъём, утренний осмотр и вечерняя поверка. Часы занятий, завтрак, обед, ужин. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды.

1

3.

Суточный наряд и его обязанности. Назначение и состав суточного наряда. Подготовка суточного наряда. Обязанности лиц суточного наряда.

4

4.

Организация караульной службы. Назначение и задачи караульной службы. Наряд караулов и подготовка караулов. Часовой и его обязанности. Пост.

4

5.

Строевая подготовка. Строевые приёмы и движение без оружия. Строи отделения, взвода и роты. Движение походным и строевым шагом в составе отделения и взвода. Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней.

4

6.

Огневая подготовка. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Автомат Калашникова: тренировка и выполнение норматива по неполной разборке и сборке АК-74. Приёмы и правила ведения огня. Меры безопасности при проведении стрельб. Практическая стрельба из пневматической винтовки.

8

7.

Тактическая подготовка. Действия солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижения в бою и порядок их выполнения. Способы передвижения на поле боя. Выбор и занятие места для стрельбы, оборудование и маскировка окопа для стрельбы лёжа. Преодоление препятствий и заграждений.

3

8.

Медицинская подготовка. Оказание само- и взаимопомощи при ранениях и травмах на поле боя.

2

9.

Радиационная, химическая и биологическая защита. Приёмы и способы индивидуальной защиты. Преодоление участка местности, заражённого радиоактивными веществами.

3

10.

Физическая подготовка. Разучивание и выполнение упражнений комплекса утренней гимнастики. Выполнение упражнений на спортивных снарядах. Сдача нормативов: бег на 100 м, кросс 1 км, метание гранаты (700 г), подтягивание на перекладине.

5

Всего

35

 

                                                     Содержание  учебного  предмета 10 класс – 35 часов.

№ раздела и темы

Наименование темы.

Кол-во часов

раздел

тема

I.

Основы обороны государства и воинская обязанность

21

1.1

История создания ВС  России

1

1.2

Организационная структура ВС

5

1.3

Воинские символы и боевые традиции ВС РФ

4

1.4

Воинская обязанность

8

1.5

Военно – профессиональная ориентация

1

1.6

Основы военной службы

2

II

Государственная система обеспечения  безопасность населения

10

2.1

Правила поведения в условиях ЧС  природного и техногенного характера

2

2.2

Едина государственная  система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

2

2.3

Гражданская  оборона – составная састь обороноспособности страны

         6

III

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

4

7

Основы здорового образа жизни.

2

8

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

2

Всего часов:

35

РАЗДЕЛ 1.  Основы обороны государства и воинская обязанность-21 час (18 час+ 3 часа из резерва)

1.1 История создания Вооруженных Сил России -1 час.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

  1. Организационная структура Вооруженных Сил-5 часов.

           Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации,  войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.

  1.    Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил  РФ – 4 часа.

Дни воинской славы России — Дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

        Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

  1. Воинская обязанность – 8 часов.

 Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

 Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.  

Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву.

Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Статус военнослужащих.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.  Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

             

  1. Военно-профессиональная ориентация – 1 час.

Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования.

Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования.

Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.

  1. Основы военной службы – 2 часа.

Назначение, общее устройство и боевые свойства АК.

Неполная разборка и сборка автомата.

Снаряжение магазина патронами.

Приемы и правила стрельбы из автомата.

Техника безопасности при обращении с оружием.

РАЗДЕЛ 2.  Государственная система обеспечения безопасности населения-10 часов (8 час+ 2час из резерва)

         

  2.1.  Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера-2 часа..

 Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

       

 2.2.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).                                      Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан -2 часа.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

            МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

   

 2.3. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны – 6 часов..

 Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны .

Структура  и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.          Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

  РАЗДЕЛ  3.    Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья - 4 часа.

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

РК в рамках учебного предмета ОБЖ- 10 класс.

№п/п

класс

Тема урока

Вопросы РК

1

10

Автономное существование человека в природе

Особенности природной среды  Спасского района.

2

10

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Анализ статистических данных

по  Спасскому району.

3

10

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

Анализ возможных ЧС природного и техногенного характера в  РТ.

4

10

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

Структура ГО в общеобразовательных учреждениях

 РТ.

5

10

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.

Данные о состояние здоровья подростков

в  Спасском районе и ТСОШ.

6

10

Вредные привычки, их влияние на здоровье.

Статистика о употреблении наркотиков, спиртосодержащих напитков, курении по  Спасскому району.

 

                                                             ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
                                                       ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

                                                    Учебно – методический  комплект

УМК учителя:

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;

Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.

Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;

Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002. Евлахов,

В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

УМК обучающегося:

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общ. Ред А.Т. Смирнова  – М: Просвещение, 2008.

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев – М: Просвещение, 2002.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997/

Методические и учебные пособия:

-Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности:10 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений – М: Просвещение, 2007.

-Смирнов А.Т. Оснеовы безопасности жизнедеятельности:11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений – М: Просвещение, 2002.

- Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.

- Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997.

- Краткая медицинская энциклопедия/под ред. Академика РАМН В.Л. Покровского. – М., 1994.

-Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни: учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

Дополнительная литература

-Конституция Российской Федерации.

-Федеральные законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  «Об охране окружающей природной среды»,  «О пожарной безопасности»,  «О гражданской обороне», «О безопасности дорожного движения» и др.

-Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;

-Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;

-Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

-Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

-Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

Оборудование и приборы:

- противогазы, ОЗК,  пневматическая винтовка, макет АК-74, туристическое снаряжение,   шины, бинты, плакаты, видеофильмы, учебные гранаты,  носилки, тренажер Максим для реанимации больного, ОЗК, Л-1, ДП-5, ВПХР, Р-2.

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http:// www.hardtime.ru

                                                           Список литературы

1.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

2.Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

3.Краткая медицинская энциклопедия/под ред. Академика РАМН В.Л. Покровского. – М., 1994.

4.Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.

5.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997.

6.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;

7.Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002

8. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни: учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

9.Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности:11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений – М: Просвещение, 2002

10.  Смирнов А.Т. Обезопасности жизнедеятельности:10 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений – М: Просвещение, 2007.

Контроль  уровня  обученности

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и письменный (самостоятельные  работы и тестирование).

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), контрольных работ, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.

Темы для контрольного тестирования:

1. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

2. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Темы практических работ:

1. Ориентирование на местности, движение по азимуту.

2. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации.

3. Отработка использования индивидуальных средств защиты.

Темы самостоятельных работ:

1. Здоровый образ жизни и его составляющие.

2. История создания, предназначение и вооружение видов ВС РФ и родов войск.

Контрольные тесты:

ВАРИАНТ  1

1. Назови основной законодательный документ, определяющий защиту населения от ЧС.

2. Перечисли все подсистемы РСЧС.

3. Перечисли основные задачи ГО.

ВАРИАНТ  2

1. Для чего предназначена РСЧС?

2. Что входит в состав сил ГО?

3. Перечисли обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.

ВАРИАНТ  3

1. Что входит в состав сил РСЧС?

2. Что представляет ГО?

3. Перечисли основные задачи РСЧС.

ВАРИАНТ  1

1. Дайте определение Эвакуации населения.

2. Перечисли действия, выполняемые по сигналу «Внимание всем!».

3. Перечисли действия, выполняемые при переводе противогаза в положение «Боевое».

ВАРИАНТ  2

1. Дайте определение Оповещению населения.

2. Перечисли действия, выполняемые при эвакуации.

3. Как классифицируются средства защиты органов дыхания по принципу действия?

ВАРИАНТ  3

1. Дайте определение аварийно-спасательных работ.

2. Перечисли действия, выполняемые при сигнале «Химическая тревога!».

3. Для чего предназначен фильтрующий противогаз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....