Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс)

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_8_klass.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

Неклиновский район, село Васильево-Ханжоновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Зеленковой

                                                                                                              «Утверждаю».

                                                                                                                   Директор

                                                                МБОУ В-Ханжоновской СОШ

                                                                                      Приказ от 30.08.2019 г. № 172

                                                                                                       

                                                                                                           _________________

                                                                                                             Безуглова В.А.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по ____________основам безопасности жизнедеятельности______________

           уровень общего образования (класс):  ____основное общее,_8 класс.________

                                                                                                              (начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)

Количество часов  ________35; в неделю 1 час__  участниками   из инвариативной части учебного плана

Учитель: _______________Гущенко Сергей Викторович__________________

         Программа разработана на основе Примерной программы по ОБЖ, составленной на основе федерального образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы  для 5–9 классов общеобразовательных учреждений (автор программы – В.Н.Латчук) напечатанной в сборнике «Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности . 5-9 классы  М.: Дрофа, 2014 г.

                                                   (указать примерную программу, издательство, год издания)

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

 Предполагается, что в результате изучения ОБЖ в основной школе обучающиеся 8 класса должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:  

 

 

  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
  • развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
  • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

 

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
  • формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
  • развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
  • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
  • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
  • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
  • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
  • понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
  • знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
  • умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания

 

2. Содержание учебного предмета.

 Общая характеристика учебного предмета.

В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Главная задача курса ОБЖ – дать школьникам знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, сформулировать внутреннюю готовность к действиям в экстремальных условиях.  Для решения этих задач в школах Ростовской области предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включен в региональный компонент учебного плана.

   Безопасность – это не столько физическая защита, сколько духовное состояние личности. Поэтому основной результат образовательной деятельности регионального компонента – формирование личности безопасного типа. Структурно – региональный минимум содержания образования определяется основными содержательными линиями:

  • безопасность и защита человека от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
  • основы военной службы;
  • безопасность жизнедеятельности в Ростовской области и Северо-Кавказком регионе.

   Региональная программа полностью реализует требования регионального образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимый минимум знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях характерных для Ростовской области, как части Северо-Кавказкого региона.

          Цели  программы  интеграция вопроса «Терроризм и безопасность человека» в рабочую программу  8 класса.  

   Ведется работа с родителями и учениками об уголовной ответственности подростков за ложные сообщения по телефону.

 Со всеми участниками образовательного процесса систематически проводится информационно-разъяснительная работа, направленная на повышение организованности, бдительности, готовности к действиям в чрезвычайной ситуации.

 

Безопасность и защита человека в среде обитания .

   

Правила безопасного поведения в быту .

                Опасные вещества и средства бытовой химии, применяемые в быту. Оказание ПМП при отравлениях и ожогах препаратами бытовой химии.

Правила безопасного поведения в криминогенных  ситуациях .

                Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Правила безопасного поведения в чрезвычайных, ситуациях техногенного

характера .

Производственные аварии и катастрофы. Понятие об аварии, производственной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Понятие о потенциально опасном объекте. Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях.

Пожары и взрывы, пожаро- и взрывоопасные объекты. Классификация аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Понятие о пожаре. Основные поражающие факторы пожара. Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия. Процесс горения и его условия. Группы возгораемости веществ и материалов. Стадии развития пожара. Условия, способствующие распространению пожаров. Пожары и паника. Правила безопасного поведения при пожарах.

Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Основные поражающие факторы взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование. Действие взрыва на человека. Правила безопасного поведения при взрывах.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы. Классификация аварий с выбросом АХОВ. Причины химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения, их характеристика. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Основные способы защиты населения и правила безопасного поведения при авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях при перевозке опасных грузов.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиоактивное (ионизирующее) излучение и его воздействие на людей и животных. Свойства радиоактивных веществ. Естественные и искусственные источники ионизирующих излучений. Внешнее и внутреннее облучение человека. Основные гигиенические нормативы облучения. Радиационно-опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах, их классификация и причины. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Последствия радиационных аварий. Характер поражения людей и животных. Особенности радиоактивного загрязнения местности при авариях на радиационно-опасных объектах. Основные способы защиты населения и правила безопасного поведения при авариях на радиационно-опасных объектах.

Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Поражающие факторы гидродинамических аварий. Классификация гидродинамических аварий. Гидродинамически опасные объекты. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах. Средства индивидуальной защиты.

Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания .

Жизнедеятельность человека и состояние природной среды. Антропогенные изменения в природе. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Биосфера и человек. Формы негативного воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера. Классификация чрезвычайных ситуаций экологического характера. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека. Виды загрязнения биосферы.

Изменение состава и свойств атмосферы (воздушной среды). Источники загрязнения атмосферы. Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового экрана. Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ. Изменение состояния гидросферы (водной среды).

 Значение воды для жизни на Земле. Физико-химические качества питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных природных, вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод: бытовых, атмосферных, производственных.

Изменение состояния суши (почвы, недр, ландшафта). Функции и значение почвы. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность, исходящая из почвенных покровов в связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее причины.   Влияние отходов  на загрязнение  почвы. Твердые и жидкие отходы.

Показатели предельно допустимых воздействий на природу. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятной экологической обстановкой.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при острых состояниях .

Воздействие химических веществ на организм человека.

Первая медицинская помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами. Пути попадания ядовитых веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим при отравлении аварийно химически опасными веществами: общеядовитого действия; удушающего действия; удушающего и общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия.

Первая медицинская помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка.

 

 

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

 Движение — естественная потребность организма человека. Избыток и недостаток движения как причина многих заболеваний.

Физическая культура. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Воспитание необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы.

Закаливание организма. Понятие о закаливании. Принципы закаливания. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма. Закаливание воздухом. Солнечные ванны. Закаливание водой. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.

 

3. Тематическое планирование.

 

 На изучение предмета «Основы  безопасности и жизнедеятельности» отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. Программа будет пройдена полностью согласно календарно-учебного графика  за 34 часа.

Названия разделов, глав.

Количество часов

Раздел  1. Основные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека  

30

     Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера

4

     Глава 2. Пожары и взрывы.

6

     Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ

6

     Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

5

     Глава 5. Гидродинамические аварии

5

     Глава 6. Нарушение экологического равновесия

4

Раздел 2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

4

Итого

34

Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа

(дата /№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР

Названия разделов, глав, тем.

Количество часов

Раздел  1. Основные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека  

30

Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера

4

Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера и их классификация

1

Краткая характеристика аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

Основные причины и стадии развития техногенных происшествий

1

Обобщение по теме «Основные виды и причины опасных ситуаций Техногенного  характера»

1

Глава 2. Пожары и взрывы.

6

Пожары

1

Взрывы

1

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

1

Возможные последствия пожаров и взрывов

1

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

1

Обобщение по теме «Пожары и взрывы»

1

Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ

6

Опасные химические вещества и объекты

1

Характеристика аварийно-химически опасных веществ (АХОВ) и их поражающих

факторов

1

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах (ХОО)

1

Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО

1

Первая помощь пострадавшим от АХОВ

1

Обобщение по теме «Аварии с выбросом опасных химических веществ»

1

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

5

Радиоактивность и радиационно опасные объекты

1

Ионизирующее излучение

1

Естественная радиоактивность. Аварии на радиационноопасных

объектах и их возможные последствия

1

Правила поведения и действия населения при радиоактивных авариях и радиоактивном загрязнении местности

1

Обобщение по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»

1

Глава 5. Гидродинамические аварии

5

Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения

1

Причины, виды и последствия гидродинамических аварий

1

Правила поведения при угрозе гидродинамических аварий

1

Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения

1

Обобщение по теме «Гидродинамические аварии»

1

Глава 6. Нарушение экологического равновесия

4

Экология и экологическая безопасность

1

Биосфера и человек

1

Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

Краткая характеристика экологической обстановки в России

1

Обобщение по теме «Нарушение экологического равновесия»

1

Раздел 2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

5

Правила для велосипедистов и роллингистов

1

Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних

1

Как уберечь себя от преступлений

1

Как защитить себя при угрозе террористического акта

1

Обобщение по теме: «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...