Методическая разработка урока "Наркомания - враг вашего здоровья"
план-конспект урока по обж (10 класс)

высказываниями по теме урока:

«Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить».

Франсуа Ларошфуко

 

«Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия».

И.П. Павлов

 

«Правильное поведение от недостатка воли страдает больше, чем от недостатка знаний».

Г. Спенсер

 

«Наркомания – самая короткая дорога на кладбище, возможно, с одной остановкой за колючей проволокой».

Житейская мудрость

 

«Попасть в рабскую зависимость, пройти все круги ада и умереть в расцвете лет дряхлым стариком – вот цена излишнего любопытства и ложной романтики…»

Цитата

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка конкурсного урока по ОБЖ в 10 классе

на тему: « «Наркомания – враг вашего здоровья»

Учитель Донгак Альберт Геннадьевич

Цель урока:

Сформировать у учащихся необходимые знания о существующей проблеме современности – наркомании, личной ответственности учащихся за свое поведение, понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему, представление о пагубном влиянии употребления наркотиков на жизнь и здоровье подростков, личной позиции учащихся по отношению к проблеме наркомании, активной жизненной позиции учащихся по борьбе с употреблением наркотиков и других психотропных препаратов, представлений о том, что соблюдение принципов здорового образа жизни поможет избежать ситуаций, связанных с распространением наркомании.

Задачи урока:

  1. Помочь учащимся получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность посредством презентации.
  2. Познакомить учащихся с истоками наркомании, видами наркотиков, признаками и последствиями их употребления.
  3. Дать учащимся информацию о распространении наркомании в мире, России.
  4. Расположить учащихся к обсуждению данной проблемы, в непринужденной обстановке, посредством тренинговых упражнений.

Форма проведения урока: тренинг + презентация

Оформление:

1. Плакаты с высказываниями по теме урока:

«Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить». 

Франсуа Ларошфуко

«Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия».

И.П. Павлов

«Правильное поведение от недостатка воли страдает больше, чем от недостатка знаний».

Г. Спенсер

«Наркомания – самая короткая дорога на кладбище, возможно, с одной остановкой за колючей проволокой».

Житейская мудрость 

«Попасть в рабскую зависимость, пройти все круги ада и умереть в расцвете лет дряхлым стариком – вот цена излишнего любопытства и ложной романтики…»

Цитата

2. Столы и стулья в кабинете расставлены по кругу для проведения тренингов с учащимися и их последующего обсуждения.

3. На стенде оформлена выставка книг о проблемах наркомании.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мел, маркеры, ручки, чистые листы бумаги, ватманы (2шт.)

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Тренинг «Ладошки».

 3. Тренинг «Составление коллективного образа».

 4.Заключительное слово учителя.

Ход проведения урока

I. Вводная часть урока

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. 

Я рад сегодняшней нашей встрече,
Мне с вами приятно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня будем искать информацию,                                
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Постановка целей и задач урока.

Слайд 1.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте тему нашего урока. Какие цели вы бы поставили к уроку, посмотрев на название темы. (Ответы детей)

- Сегодня я хотел бы предложить вам задуматься о такой проблеме как наркомания, которая подстерегает любого человека на жизненном пути и иногда перечеркивает всю его дальнейшую жизнь. Долгое время наркомания считалась запретной, и мы делали вид, что этой проблемы в нашем обществе не существует. Однако она была раньше, есть и сейчас. Если по – прежнему закрывать на нее глаза, если не вооружится правдивой информацией об этом заболевании и присущих ему особенностях и не занять активную позицию противодействия – проблема может еще более обостриться и принять размеры, представляющие серьезную опасность для современного общества. Вы должны научиться принимать решения, "держать удар", делать выбор. Эти навыки вам нужны уже сейчас, чтобы не попасть в зависимость от наркотиков и чужой воли, чтобы обезопасить себя от неизлечимых болезней, в первую очередь, от ВИЧ/СПИДа.

Возможно, мы не найдем сегодня на уроке уникального рецепта, но попробуем разобраться.

Учитель. 

- Предлагаю вам послушать поучительную историю легендарного греческого баснописца Эзопа, мораль которой вы должны определить сами.

В одном болоте жили – были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец. Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!»

Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?» Обсуждение.

Учитель.

-Так в чем же мораль этой басни?

Ученик. Прежде чем, что – либо сделать – нужно подумать о последствиях.

Учитель. 

- Как становятся наркоманом? Как уберечься от наркотиков? Как и при каких условиях происходит знакомство с наркотическими и одурманивающими веществами? К чему приводит это заболевание? Можно ли распознать его на самых ранних этапах и принять действенные меры, чтобы предупредить?

На эти и многие другие вопросы мы сегодня попытаемся найти ответ.

II. Основная часть урока

Далее учитель приглашает учащихся посмотреть презентацию. Демонстрация презентации (Слайд 2 –22). Текст по слайдам.

Физминутка. Гимнастика для глаз.

Учитель.

- Мы с вами посмотрели презентацию, в ходе, которой познакомились с истоками наркомании и видами наркотиков. А сейчас проведем тренинг, и пусть каждый из вас выскажет свою личную позицию по отношению к проблеме наркомания. Хотелось, чтобы у нас с вами получился откровенный разговор и чтобы все учащиеся активно участвовали и высказали своё мнение.

Тренинг «Ладошки»

Цель тренинга:

  • Определение личной позиции учащихся по отношению к проблеме наркомании.
  • Формирование активной жизненной позиции учащихся по борьбе с употреблением наркотиков и других психотропных препаратов.
  • Самоопределение учащихся.

Учитель. 

- Сейчас я попрошу вас взять чистый лист бумаги и обвести карандашом кисть руки. Затем в центре ладони написать основную причину, по которой, на ваш взгляд подростки начинают употреблять наркотики. (После того как учащиеся выполнят это задание, учитель выборочно предлагает учащимся зачитать свои ответы и коллективно обсудить).

Учитель. 

- Как вы думаете, что способствует приему наркотиков?

Ученики:

  • Страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком»
  • Неумение сказать «нет»
  • Стремление не отстать от приятелей
  • Любопытство. Желание «просто попробовать»
  • Доступность
  • Удовольствие
  • Бесплатное предложение попробовать наркотик
  • Наплевательское отношение к себе и своей жизни
  • Стремление уйти от тоски и одиночества и т.д.

Учитель.

- Теперь я попрошу вас внутри каждого пальца написать опасности, связанные с употреблением наркотиков. (После того как учащиеся выполнят это задание, учитель выборочно предлагает учащимся зачитать свои ответы и коллективно обсудить).

Учитель. 

- Как вы думаете, какие опасности грозят человеку решившему попробовать наркотик?

Ученики:

  • Передозировка, которая ведет к потере сознания, и даже смерти
  • Привыкание, физическая и психологическая зависимость
  • Повышенная эмоциональная возбудимость и нерациональное поведение
  • Провалы памяти
  • Мгновенная смерть (при употреблении чистого кокаина)
  • СПИД и другие сопутствующие заболевания
  • Потеря интереса, стремлений, лень (при употреблении марихуаны)
  • Физические и психические нарушения
  • Врожденные дефекты у будущих детей и т.д.

Учитель.

- И, наконец, в завершении напишите на внешней стороне пальцев, какие меры профилактики нужно предпринять для того, чтобы подростки не стали употреблять наркотики, таким образом, пусть каждый из вас выскажет свою личную позицию по отношению к проблеме наркомания. (Учащиеся выполняют предложенное задание). По окончании работы проводится коллективное обсуждение, в ходе которого каждый ученик высказывает свое мнение и пытается отстоять свою точку зрения.

Учитель.

- Что же на ваш взгляд нужно делать, чтобы защитить себя от употребления наркотиков? 

Ученики:

  • Пропаганда здорового образа жизни
  • Запрет на производство и распространение наркотиков
  • Запрет на пропаганду наркотиков
  • Воспитание безопасного и ответственного поведения
  • Обучение методам самоуправления
  • Воспитание нравственно – этических качеств
  • Пропаганда национальных видов спорта
  • Организация досуга и т.д.

III. Заключительная часть урока

Учитель. 

- Давайте продолжим нашу работу и поговорим о вас, о том, какими бы вы хотели видеть себя в будущем. Для этого, я попрошу вас немного помечтать и заглянуть в свое будущее и в нем увидеть не себя – ребенка, а уже взрослого и самостоятельного человека. Для этого мы с вами проведем следующий тренинг.

Тренинг «Составление коллективного образа» (загляни в свое будущее)

Цель тренинга:

  • Формирование представлений учащихся о том, что соблюдение принципов здорового образа жизни поможет избежать ситуаций, связанных с распространением наркомании.
  • Эмоциональное представление и восприятие своего будущего.
  • Показать учащимся негативное влияние наркотиков и других психотропных веществ на их будущую жизнь и здоровье.

Учитель.

- Я предлагаю вам нарисовать коллективный словесный портрет человека в будущем. Для этого я предлагаю заглянуть каждому из вас в свое будущее, но с одним условием: вы должны нарисовать и посмотреть два варианта будущего:

а) ты стал употреблять наркотики

б) ты отказался от пробы и стал успешным человеком

На доске прикрепляются 2 ватмана. 1 лист ватмана – символ успешного человека в будущем (отказавшегося от пробы наркотика, ведущего здоровый образ жизни) и 2 лист – символ человека, в будущем употребляющего наркотики (можно заранее на ватманах нарисовать символы успешного человека и человека употребляющего наркотики, или предложить нарисовать их учащимся) Учащиеся по очереди подходят к доске и записывают слова, характеризующие успешного человека и человека употребляющего наркотики внутри символов. (Учащиеся выполняют предложенное задание). По окончании работы проводится коллективное обсуждение, в ходе которого каждый учащийся высказывает свое мнение и пытается отстоять свою точку зрения.

Учащиеся при описании своего будущего опираются на следующий план:

  • Внешний вид
  • Черты характера
  • Отношения с родными
  • Отношения с друзьями
  • Профессиональная деятельность
  • Увлечения
  • Благосостояние
  • Духовная жизнь
  • Физическое самочувствие и т.д.

Учитель. 

- Я надеюсь, что каждый из вас выполняя данное задание, задумался над тем, каким он станет в будущем? Возможно кто – то из вас пересмотрит свои взгляды и изменит свое поведение. Я думаю, каждый из вас хотел бы, и, наверное, надеется в будущем увидеть себя, как символ успешного человека и приложит для этого максимум усилий.

http://doc4web.ru/uploads/files/73/74013/hello_html_538d6399.gifIV. Итог урока.

Учитель.

- Как предупредить наркоманию? Конечно «легче предупредить, чем лечить». Эта широко известная фраза достаточно точно отражает положение вещей. Для каждого человека вопрос о жизни без наркотиков решается по – разному, в зависимости от его характера, интересов, здоровья, жизненных ситуаций. В отношении наркотиков это решение только одно – полное отрицание, в противном случае человек встает на гибельный путь.

Заключительное слово учителя. 

- Какой вывод по нашему уроку вы сделаете? ( Ответы детей)

Главная задача, которую мы ставили на уроке – познакомить вас с основными проявлениями наркомании и показать серьезность связанных с ними проблем. Если все увиденное и сказанное сегодня поможет вам сформировать правильное отношение и выработать рациональную модель поведения в трудной ситуации, то можно будет считать, что цели урока достигнуты и все поставленные задачи выполнены. Не хочется заканчивать наш сегодняшний урок на совсем уж грустной ноте. Мы должны быть уверены: активные правильные совместные действия людей остановят распространение наркомании и спасут не одну сотню тысяч людей. 

Рефлексия

Перед тем, как покинуть класс, сыграйте в биатлон (зимний вид спорта) подойдите к мишени и сделайте свой «выстрел» маркером, дайте оценку:

Чем более вы удовлетворены, тем ближе к центру вы ставите точку.

А я с вами прощаюсь. Теперь вам есть над, чем задуматься и, может что-то изменить в своей жизни.

Берегите себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка классного часа «Питаться здорОво – это здОрово!»

Методическая разработка классного часа ориентирована на укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, углубление представлений о рациональном питании; продолжение ф...

Методическая разработка. Презентация"Стиль жизни - здоровье". Советы по здоровому образу жизни

Предлагаемый материал  будет полезен педагогическим работникам основного и дополнительного образования в деятельности по направлению здоровьесбережение.Здесь даны основные принципы (в форме совет...