Эссе "Тесты как метод проверки знаний"
статья по обж (11 класс)

Рассмотрены теория и приктика создания и использования тестовых заданий  для проверки знаний учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭССЕ

на тему:  «Тесты как метод проверки знаний»

Сюдак А.А.

Одним из основных элементов оценки качества образования является контроль знаний. Педагогический контроль - это важнейший компонент практической деятельности педагога, позволяющий выявить достоинства и недостатки методов обучения, установить взаимосвязи между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, оценить достижения ученика, выявить пробелы в знаниях и умениях ученика и многое другое.

Педагогический контроль – можно определить как  подсистему в рамках системы обучения в целом, реализующая присущие ей функции, имеющая собственный объект, свои методы и функции. Основными  функции контроля являются:

  • диагностическая
  • оценочная
  • обучающая
  • развивающая
  • воспитательная
  • стимулирующая
  • управленческая
  • функция планирования

Для реализации этих функций процесс контроля регламентируется рядом известных дидактических принципов: научности (надежности и валидности), эффективности, иерархической организации, объективности, систематичности, справедливости, всесторонности .

Традиционные формы контроля не всегда соответствуют этим принципам. По мнению многих исследователей (В.П. Беспалько, И.А. Данилов, И.И. Баврин, Б.С. Гершунский, Ю.А. Первин, Л.П. Мартиросян), существующая традиционная организация педагогического контроля не отвечает требованиям времени, не учитывает достижений современных информационных технологий, не создает условий для улучшения качества обучения.

Разработка надежного, объективного инструментария оценки качества образования, который будет соответствовать меняющимся концепциям обучения и контроля, практическим подходам, образовательным потребностям личности, является одной из важнейших задач образования.

Современная система образования стала активно осваивать тестовые технологии, которые прочно укрепились в международной образовательной практике. Стандартизированные, хорошо отлаженные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам внедряются и используются на всех уровнях системы образования.

Что же такое тест? В педагогической энциклопедии дается следующее определение понятию «тесты» - (англ., test - испытание, проба), это стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков.

Различные формы и виды тестовых заданий позволяют широко использовать их в организации учебного процесса  в качестве одного из основных инструментов контроля знаний. Тестовые задания в силу своей универсальности и удобства применения могут использоваться практически во всех видах контроля: текущем, рубежном, итоговом. Достаточно большая вариативность форм, типов тестов позволяют разрабатывать их для проверки разнообразного учебного материала и реализовывать среди учащихся разного уровня подготовленности.

В современной литературе выделяют три основных подхода к педагогическому тестированию:

  1. Предметно-педагогический подход. Задача тестирования при таком подходе заключается в выяснении, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены.
  2. Критериально-ориентированный подход. Задача - проверить, насколько ученик усвоил необходимый объем знаний, умений и навыков, который выступает в качестве заданного стандарта или критерию усвоения (аттестация).
  3. Нормативно-ориентированный подход. Здесь задача не столько оценить полноту знания, как определить (рейтинг) каждого из испытуемых

Тесты как инструмент контроля выполняют ряд функций, большинство которых традиционные для контроля: диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую, управленческую, функции прогнозирования и другие.

Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:

  • высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
  • универсальность, охват всех стадий процесса как  обучения      (учебные дисциплины), так и воспитания учащихся (возможность проверки знаний по правилам поведения, правила техники безопасности, охране труда, здорового образа жизни ит.д.);
  • внимание обучающихся фиксируется не на формировании ответа, а на осмыслении ее сути;
  • минимизация субъективного фактора (т.е личностных характеристик преподавателя)  при оценивании ответов;
  • справедливость (равные условия для всех участников педагогического контроля);
  • осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;
  • повышение скорости проверки и качества усвоения знаний и умений учащимися;
  • широкие возможности при использовании дистанционного обучения;
  • ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;
  • возможность математико-статистической обработки результатов контроля, и как следствие, повышение объективности педагогического контроля;
  • в течение довольно ограниченного времени, может быть проверенно качество знаний, навыков у большого количества обучающихся, и как следствие возможность увеличить частоту и регулярность контроля;
  • возможность  самоконтроля со стороны учащихся
  • создаются условия для постоянной обратной связи между обучающимися и преподавателем;

Однако при применении метода тестирования надо учитывать и имеющиеся у него недостатки:

  • большое влияние на объективную оценку знаний оказывает качество разработанных тестов (неясность для учащихся формулировок некоторых вопросов; встречаются вопросы, которые допускают различные истолкования правильных ответов,  некоторые тесты являются слишком легкими, а некоторые наоборот - слишком трудными, не указано количество правильных ответов и т.д.);
  • выявляет наличие пробелов в знаниях, но не их причину;
  • предоставляя возможность учащемуся выбрать готовые ответы, мы одновременно ограничиваем его в плане обучения и развития его творческих возможностей;
  • возможность  случайного угадывания при ответе (сложно проверить ход рассуждений при решении задачи);
  • потеря индивидуального подхода (при слабой вариативности разработанных тестов);
  • трудности с повторным применением теста;
  • сложность и трудоемкость разработки и формирования банка тестов.

Но эти недостатки во многом преодолимы, если использовать все многообразие форм и видов тестов, при их составлении придерживаться научной методики разработки тестов, а при проведении тестового контроля неукоснительно выполнять  правила проведения тестирования.

В современной теории и практике тестового контроля насчитывается более 20 разновидностей тестов.В зависимости от цели, характера и функций контроля, характера, формы ответа тесты можно классифицировать по различным признакам:

- по целям — информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;

-по процедуре создания — стандартизованные, не стандартизованные;

-по способу формирования заданий — детерминированные, стохастические, динамические;

-по технологии проведения – устные, письменные, натурные, с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;

-с ориентацией на определенный этап контроля: тесты предварительного контроля, тесты текущего контроля, тесты итогового контроля;

 - по форме заданий - закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности;

 -по степень гомогенности тестовых заданий: тесты с однородными или разнородными формами построения заданий;

-по скоростному  фактору: скоростные (с обязательным фиксированием времени выполнения) и нескоростные;

- по наличию обратной связи — традиционные и адаптивные;

-по форме организации тестирования: массовые, индивидуальные, групповые;

- основанную на различных уровнях усвоения знаний:

  • Тесты 1 уровня – выполнение деятельности по узнаванию.
  • Тесты 2 уровня – работа на уровне репродукции.
  • Тесты 3 уровня – продуктивная деятельность.
  • Тесты 4 уровня – работа на уровне творческой деятельности.

Рассмотрим более  подробно формы и виды тестов, которые наиболее популярны в общеобразовательной школе.  Это тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант) и тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.

Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:

- инструкцию;

- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);

- варианты ответов;

- эталон.

Вместе с тем закрытые тестовые задания могут иметь разнообразную внутреннюю конструкцию при сохранении общего дидактического смысла. 1. Задания с одним правильным вариантом ответа.

Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.

2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.

Это задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний.

3. Задания на установление соответствия.

В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, связанных с выполнением  обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.

5. Задания на логическое сравнение.

Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);

- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);

- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);

- эталоны ответов.

Задания открытой формы также относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания. Трудность в применении заданий открытого типа заключается в формализации ответов: их неоднозначность затрудняет стандартизацию, что является серьезной проблемой в случае проведения компьютерного тестирования, поскольку при создании эталона к такому заданию необходимо предусмотреть все возможные варианты ответа, учитывая наличие и отсутствие знаков препинания, пробелов, характеристики шрифта и т.д.

Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых.  Создание  тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры  курса, т.е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины.

 Для грамотного составления теста необходима определенная последовательность его разработки, а именно: определение целей тестирования; анализ содержания учебной дисциплины (курса, раздела, темы); составление плана и спецификации теста; разработка заданий в тестовой форме; составление инструкций для учащихся и преподавателей, проводящих тестирование; сбор эмпирических данных; статистическая обработка и интерпретация результатов тестирования, при необходимости коррекция тестовых заданий.

Основные методические рекомендации по составлению тестовых заданий следующие:

- тестовое задание - это задание строго определённой формы, обязательно включающее в себя следующие компоненты:

  • собственно задание в определённой и формализованной форме;
  • «цена задания» в виде указания количества баллов;
  • варианты ответов, в том числе и  правильный ответ.

-вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы курса и позволяли контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и навыки применения этих знаний на практике;

-текст задания должен быть чётким, конкретным, по возможности лаконичным;

-тестовое задание должно соответствовать тем источникам информации, которые применяются при изучении данного курса, так как в разных учебниках одни и те же понятия могут формулироваться по-разному;

-важнейшее требование к тестовому заданию - необходимость его простоты; учащийся, выполняя задание, должен отвечать на один понятный ему вопрос.

-в задании должны быть чётко оговорены все границы использования данного понятия, т.е. задание - подробное, ответ - лаконичный, тексты ответов не должны сильно различаться по количеству слов;

 -текстовое задание должно подразумевать такой ответ, который не имеет несколько равноправных толкований;

-тексты не могут содержать явно правильные, абсурдные и очевидно неправильные ответы.

Очень важным при проведении тестового контроля является соблюдение организационного момента перед началом тестирования:

  • объяснение цели, порядка выполнения и оформления теста;
  • определение времени  его выполнения;
  • обеспечение каждого ученика бланком ответов стандартного образца;
  • объяснение правил пользования компьютером или иным оборудованием, используемым при тестировании.

После тестирования обязательно анализируют его результаты.

Анализ необходим для того, чтобы ученик смог проверить, насколько адекватно он оценивает свои знания, поверить в собственные силы и скорректировать свою подготовку. Преподаватель не только фиксирует факт ошибок и называет правильные ответы, но и подробно объясняет ученикам причины ошибочных действий. Анализ для педагога заключается в возможности выявить достоинства и недостатки методов обучения, установить взаимосвязи между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, оценить достижения ученика, выявить пробелы в знаниях и умениях ученика и, при необходимости, произвести коррекцию программы обучения учащихся.

Тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля по усвоению учащимися учебного материала. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований. Положительные стороны применения задания тестового типа реализуется только тогда, когда соблюдаются условия их составления, правила проведения тестирования, проводится анализ результатов тестирования.  Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, а должно дополнить их. Разработка системы тестов для различных учебных дисциплин должно стать задачей для научно-педагогического сообщества.

Литература.

  1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст] / А.Н. Майоров. – М.: Интеллект-центр, 2002. – 171 с.
  2.  Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2005. – 240
  3. Михайлевская Е.Н. Использование тестов на уроках истории и общественных дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся / Е.А. Михайлевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h.120 – bal.ru › doc / 20294 / indeх. html .
  4. Михайлычев, Е.А. Технология стандартизации дидактических тестов.// Школьные технологии. – 2001.  № 5. – С. 36 – 54.
  5. Огальцова Р.Н. Тестирование как метод контроля и оценки знаний на уроках истории / Р.Н. Огальцова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ns portal.ru 
  6. Черемисина Н.А. Тестирование как метод педагогического контроля знаний и умений студентов / Н.А. Черемисина // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №9. – С. 123–136.
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
  8. Рыбакова Н.В., Григорьева Т.В. Тесты, как эффективная форма контроля // Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе / Под ред. М.И. Колкова. — СПб.: «Каро», 2001
  9. Ролина Е.Н. Тестирование как один из методов педагогического контроля знаний и умений студентов в преподавании истории // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – 2015. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (4). – С. 116-119. – ISSN 2411-8184.
  10. Шеметев А.А. Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31055 (дата обращения: 11.01.2018).
  11. Евдокимов В.В., Шамурова Ю.Ю., Григоричева Е.А., Празднов А.С., Михайлов Е.В.,Колесникова А.А., Беседина Н.А., Девальд И.В., Иванова Е.Л. Система компьютерного тестирования как инновационная форма обучения. – Челябинск. – 2012.
  12. Ковалев А.П., Крючкова Е.В. Тестирование – инструмент контроля знаний и активизации учебного процесса//ВЕСТНИК МГТУ СТАНКИН. – №2 (2009). – С. 46 – 50.
  13. .Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...

Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии

Статья :"Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии "...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии

В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...

«Эффективные формы и методы проверки знаний учащихся по географии»

Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования - общая закономерность дидактического процесса. В нынешней...

Формы и методы проверки знаний учащихся на уроках информатики

Усовершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников является одним из  основных линий повышения эффективности учебного процесса по информатике.Применение  различных видов и ...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии

Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально...

тесты как метод проверки знаний

тесты как метод проверки знаний...