Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии
статья по химии по теме

Статья :"Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки  знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний, умений. Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля, дают возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся. Систематическая проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует дисциплинированность,  аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу, готовит учащихся к успешной сдаче ГИА, ЕГЭ. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Тест – это краткое, стандартизированное и обычно ограниченное во времени испытание.

 По характеру ответов на вопросы различают два основных типа тестов.

Тесты закрытого типа, или тесты с предписанными ответами, в которых учащемуся необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

Различают следующие разновидности тестов закрытого типа.

Тесты с выбором одного правильного ответа, или ответы с вариантами выбора, при выполнении которых учащемуся необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов. 

Например: «Ковалентная неполярная связь характерна для:

1)воды;

2) аммиака;                                                                  

3)озона;

4)метана».  

Тесты исключения лишнего, или устранения лишнего элемента («встретил лишнее – убери»).

Например: «Глюкоза не вступает в реакцию:

  1. окисления; 2) гидролиза; 3) гидрирования;4) этерификации».

Тесты группирования включают в себя перечень химических терминов или формул, которые следует распределить по заданным признакам.

Например: «Формулы только кислых солей находятся в ряду:

 1) K2SO4, KOH, H2SO4, NaHSO3;

 2) Cu(OH)NO3, Fe(HSO3)2, FeCl3, BaHPO4;

3) NH4HCO3, Fe(OH)Cl2, CaS, NaCl;

 4) NaHSO4, Ca(HCO3)2, NH4H2PO4, KHS».

Тесты соответствия, при выполнении которых учащемуся предлагается установить соответствие элементов двух списков.

Например: «Установите соответствие между названием органического вещества и классом соединений, к которому оно принадлежит:

Формула  вещества                                                                             1)аланин                                                      2)пропин

3)метанол

4)изопрен                                                  

Класс  соединений

А)альдегид

Б)спирт

В)аминокислота

Г)алкин                                                            Д)диен                                                                                                                       Е)арен

Тесты с множественным выбором правильного ответа, при выполнении которых учащемуся необходимо выбрать, как правило, два и более правильных ответа из приведенного списка возможных ответов.

Например, «Оксид кремния  взаимодействует с:

 1)карбонатом натрия;

 2)водой;

3)фтороводородной кислотой;

 4)сульфатом калия;

 5)магнием;

6)фосфорной кислотой».

Тесты с альтернативными ответами, при выполнении которых учащийся должен ответить «да» или «нет».

Например: «Верно ли утверждение о том, что азотная кислота сильный окислитель?»

Тесты ранжирования представляют собой перечень (не более десяти) химических формул, физических или химических величин, химических явлений, которые требуется расположить в заданном порядке.

Например: «Расположите алканы в порядке возрастания их относительной молекулярной массы: гептан, пропан, гексан, метан, пентан, этан, бутан».

Тесты открытого типа, или тесты со свободными ответами, в которых учащемуся необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу  или предложить самостоятельное суждение в доказательном плане.

В тестах открытого типа выделяют следующие возможные варианты заданий.

Задания дополнения – учащийся должен дать ответ с учетом предусмотренных в задании ограничений. 

Например: «Запишите название по систематической номенклатуре вещества, образовавшегося при взаимодействии 2-хлорбутана со спиртовым раствором гидроксида калия».

Тесты последовательности, или тесты на завершение последовательности, в которых учащийся должен завершить некоторую последовательность элементов.

Например: «Завершите последовательность: все солеобразующие оксиды можно разделить на три типа: основные, кислотные и…».

Задания свободного изложения – учащийся должен самостоятельно сформулировать ответы, так как никакие ограничения на них в задании не накладываются.

Например: «Какие вещества относят к электролитам? Дайте обоснованный ответ».

           Тесты должны удовлетворять определенным требованиям,  так  как  случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.

1) Надежность  задания - это его способность с  достаточной  для   практики  одинаковостью  характеризовать  исследуемый  в   дидактических   экспериментах показатель, как задания в целом, так и его частей.  

     2) Обоснованность теста (адекватность, действенность, валидность) – требование, заключающееся в соответствии содержания теста целям обучения, проверяемому признаку или качеству знания.

       3) Определенность. После прочтения заданий каждый ученик понимает: какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения правильно действует и отвечает, задание считается определённым.

4) Простота. Формулировка заданий и ответы должны быть  четкими  и  краткими.

   Показателем простоты является скорость выполнения задания.

5) Однозначность.  Задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон.

        Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ считается неверным. Если в результате проверки установлено большое количество неверных ответов на какой-либо вопрос, то на следующем уроке необходимо провести дополнительное разъяснение материала.

Современные компьютерные технологии позволяют не только быстро и эффективно организовать тестовый контроль знаний, но и регулировать порядок контроля: от жестко заданного преподавателем до автоматического компьютерного управления и даже управления порядком контроля по выбору учащегося.

Литература

  1. Зайцев О.С. Методика обучения химии. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000;
  2. Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Тесты по химии: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1997;
  3.  Гальцева О.Н. Мастер-класс «Педагогическое тестирование в химии»;
  4. Единый государственный экзамен 2009: Химия. Федеральный банк экзаменационных материалов. Авт.-сост. А.А. Каверина и др. М.: Эксмо, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии

В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...

«Эффективные формы и методы проверки знаний учащихся по географии»

Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования - общая закономерность дидактического процесса. В нынешней...

Формы и методы проверки знаний учащихся на уроках информатики

Усовершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников является одним из  основных линий повышения эффективности учебного процесса по информатике.Применение  различных видов и ...

Эссе "Тесты как метод проверки знаний"

Рассмотрены теория и приктика создания и использования тестовых заданий  для проверки знаний учащихся....

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии

Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально...

тесты как метод проверки знаний

тесты как метод проверки знаний...


 

Комментарии

Виды тестов, которые можно применять на уроках химии и при подготовке к ЕГЭ

Виды тестов, которые можно применять на уроках химии и при подготовке к ЕГЭ