Выпускная квалификационная работа на тему "Культура здорового и безопасного образа жизни"
материал по обж (5 класс)

Порхунова Ольга Владимировна

Младший школьный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дети с ограниченными возможностями здоровья по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру опасности. поэтому для взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя.

Данный проект воспитательной деятельности со слабовидящими детьми способствует усвоению общепринятых норм и правил поведения безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования»

(ГБОУ ДПО НИРО)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Культура здорового и безопасного

образа жизни»

Выполнил:

слушатель курсов

Порхунова О.В.

Воспитатель МКС(К) ОУ

школа-интернат IV вида №2

г. Нижний Новгород

 2013 год

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Проект «Культура здорового и безопасного образа жизни».
  1. Характеристика детей.
  2. Тематика занятий.
  3. Проект воспитательной деятельности со слабовидящими детьми.
  1. Заключение.
  2. Список литературы.
  3. Приложение.
  1. Приложение «Карточки с овощами».
  2. Приложение «Плакат с изображением Светофорчика».
  3. Приложение «Черно – белое изображение Светофорчика для раскрашивания».

  1. Введение.

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развиты сети коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - детей.

Опасность – это центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • Угроза жизни.
  • Возможность нанесения ущерба здоровью.
  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Младший школьный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дети по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.

Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.  

Защитить себя и своих детей от многих проблем можно при условии постоянной безопасности.

Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:

  • Оберегать жизнь и здоровье.
  • Сохранять целостность недвижимого имущества.
  • Сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека.

Говоря о безопасности ребенка, необходимо учитывать следующие его особенности:

  • Стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности.
  • Недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и т.д.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка:

  • Опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые).
  • Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).
  • Опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге.
  • Опасности на природе.

Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с детства, этих опасностей можно избежать. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меру предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Вопрос о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, особенности адекватного поведения.

Об актуальности темы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»  у детей можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Анализируя понятия «экстремальный», «безопасность», мы понимаем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасной для него.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Порой мы сами не замечаем, как часто повторяем слова: «не трогай», «отойди», «нельзя…». Или, напротив, пытаемся объяснить что - либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.    

П. Лич и П.Статмэн  в своих исследованиях отмечают, что преимущество детей младшего школьного возраста в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, нарушаются, то ребенок мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности помогает взрослым обучать его правилам безопасности.

В советской педагогике проблемой охраны жизни и здоровья детей занимались:

  • 20-30 гг. О.Дегтяренко, Н.Ковальковская, Э.Краснопольский и т.д. ;
  • 60-80 гг. Л.И.Грехова, Т.В.Земцова, Л.М.Кларина, Н.Н.Никандров, Л.Г.Качан и др.;
  • Современные исследователи: К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская и др.



  1. Проект воспитательной деятельности со слабовидящими детьми младшего школьного возраста «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».

Характеристика группы.

Группу продленного дня первого класса посещают восемь детей. Из них три девочки и пять мальчиков. Два ученика оставлены на повторное обучение в первом классе. У шести воспитанников инвалидность по зрению. Одна из девочек с ДЦП, у другой девочки ЗПР. Один ребенок воспитывается в опекаемой семье. В семью его взяли за несколько месяцев перед школой. Ребенок несдержанный, очень подвижный, игнорирует общепринятые нормы поведения. В отношении с детьми и взрослыми – сплошной негативизм. Остальные дети посещали дошкольные учреждения, в основном группы по коррекции зрения.

Уровень развития внимания у большинства детей низкий, неустойчивый. Устная речь слабо развита. У большинства учеников ограничен словарный запас. Практически все дети владеют навыками самообслуживания. Правила поведения знают, но не всегда выполняют их. Общение между детьми проблемно. Дети обидчивые.

Проект воспитательной деятельности со слабовидящими детьми.

Цель проекта:

  • способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи проекта:

  • сформировать основные правила личной безопасности;
  • обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
  • развивать познавательные способности, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки;
  • научить детей оказывать помощь себе и окружающим;
  • воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и быту.





Реализация проекта будет осуществляться в три этапа:

  • Подготовительный этап – диагностика знаний детей;
  • Практический этап – реализация запланированных мероприятий;
  • Итоговый этап – обобщение и результаты.


Материал, используемый для реализации проекта, условно разделен на четыре раздела:

  • Безопасность собственной жизнедеятельности;
  • Бережем свое здоровье;
  • Безопасность на дорогах и улицах;
  • Безопасный отдых на природе.

Ожидаемый результат:

Сформированный начальный опыт безопасного поведения, который позволит детям предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.

Подготовительный этап.

Первый подготовительный этап был направлен на выявление у детей знаний о формировании основ безопасности жизнедеятельности.

Формы работы:

  • Наблюдение – проводится в естественных условиях.
  • Беседы с детьми и их родителями.
  • Анкетирование детей и их родителей.

Вывод:

Дети несамостоятельные, безынициативные, не могут принимать самостоятельное решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знаю правила поведения по технике безопасности.

Практический этап.

На втором практическом этапе проведена предварительная работа с детьми: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по всем  направлениям ОБЖ,  подготовка наглядных пособий для проведения занятий, игр, совместной деятельности.

За основу я взяла изучение литературы по ОБЖ для детей дошкольного возраста. Разработки по дошкольному возрасту наиболее соответствуют возможностям слабовидящих детей. Задачи облегченные, больше игры.

К.Ю.Белая в своих исследованиях по формированию основ безопасности у детей отмечает, что «… дети лучше запоминают материал, если им интересно или, когда они выполняют какое – то задание, например: рисуют, отгадывают загадки, решают кроссворды, ребусы .»

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Основные формы, используемые в работе с учащимися:

  • Индивидуальные беседы с детьми;
  • Тематические занятия;
  • Классные часы;
  • Общешкольные праздники и мероприятия;
  • Экскурсии;
  • Чтение художественной литературы с последующим разбором;
  • Разбор и проигрывание детьми различных ситуаций;
  • Ролевые игры;
  • Театрализованные представления;
  • Просмотр DVD-фильмов на соответствующие темы;
  • Участие в конкурсах, викторинах;
  • Оформление стендов, тематических газет;
  • Мини-доклады;
  • Раздаточный дидактический материал (пазлы, картинки, настольно-печатные игры);
  • Настольный и напольный строитель для обыгрывания ситуаций;
  • Инструктажи плановые и внеплановые;
  • Анкетирование детей и родителей и т.д.

Методические рекомендации по работе с детьми.

  • Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях.
  • Задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка.
  • Помните, что набор готовых знаний не формирует потребность в познании, стремление к преодолению трудностей.
  • Если ребенок затрудняется решить кроссворд в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание.
  • Выбрав тему для беседы, постарайтесь придерживаться следующей структуры:

- источники опасности;

- возможные угрожающие ситуации;

- меры предосторожности при общении с потенциально опасными предметами  быта;

- приемы элементарной первой помощи, действия в некоторых опасных ситуациях.

Тематика занятий.

  1. Занятие «Пешеходный переход».

Задачи:

  • уточнить и систематизировать знания детей о правилах пешеходного перехода;
  • развивать наблюдательность, умение слушать, делать выводы;
  • расширять кругозор детей.

Формы проведения:

  • Экскурсия – наблюдение (с безопасной для жизни детей территории).
  • Использование художественного слова (стихотворения А.Северного «Три чудесных цвета.»).
  • Словесная игра «Красный, желтый, зеленый».

  1.  Занятие «Мой путь от школы до дома».

Задачи:

  • развивать познавательные способности, творческие способности, воображение и мышление, коммуникативные навыки;
  • воспитывать навыки безопасного поведения, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
  • развитие зрительной памяти, внимания, словесно – логического мышления.

Формы проведения:

  • Лабиринт «Помоги Мишке дойти до дома».
  • Мини – доклады учеников «Мой путь от школы до дома».
  • Игры с напольным строителем.

  1.  Занятие «Знаки дорожного движения».

Задачи:

  • продолжаем закреплять знания детей о знаках дорожного движения: их названия, как выглядят, их назначение и место расположения;
  • учить играть дружно, считаться с мнением товарищей;
  • воспитывать самостоятельность при выполнении творческих заданий, умение доводить начатое дело до конца.

Формы проведения:

  • Викторина «Знаки дорожного движения».
  • Подвижная игра «Слева – справа».
  • Конкурс рисунков «Дорожные знаки».

Конспект занятия для слабовидящих детей.

1 класс.

Тема: «Красный, желтый, зеленый».

Задачи:

  • упражнять в умении договаривать слова в соответствии с текстом; в умении по словесному описанию определять предмет;
  • уточнить и закрепить представление детей о цвете (красный, желтый, зеленый);
  • расширять представление детей о правилах дорожного движения;
  • формировать внимание и наблюдательность, память, мышление.

Оборудование:

  • карточки (20х15 см) с изображением овощей (помидор, огурец, репа);
  • картонные круги (d = 20-25 см) красного, желтого, зеленого цвета;
  • листы формата А4 с черно – белым изображением Светофорчика по количеству детей;
  • большой плакат с аналогичным цветным изображением Светофорчика;
  • цветные карандаши зеленого, желтого, красного цвета по количеству детей.

Деятельность воспитателя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент «Отгадывание загадок».

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки в следующем порядке:


1. «Он красный, как глазсветофора,
      Среди овощей нет сочней…»

2. «Круглый бок, желтый бок,

       Сидит на грядке колобок.
      Держится в земле он крепко.
      Что же это, дети?»

3. « Без окон, без дверей,
      Полная горница людей»

Воспитатель по ходу занятия вывешивает карточки

(см. «Приложение 1») с изображением овощей на доску

с левой стороны (столбиком).

  1. Игра «Отгадай какого цвета».

Детям предлагают внимательно рассмотреть картинки с изображением овощей. Воспитатель называет овощ и просит определить его цвет.

  1. Занятие «Светофорчик».

1. Воспитатель открывает вспомогательную доску с плакатом (см. «Приложение 2»), на котором изображен Светофорчик (карточки с изображением овощей закрываются доской).

-Кто это?

- Правильно, это Светофорчик.

2. Слушание отрывка из книги Г.Георгиева «Светофор» :


С виду грозный и серьезный,
Очень важный светофор.
С перекрестка, с перекрестка
На меня глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею, я умею по глазам его читать,
Различать ты должен ясно
Сигнал зеленый, желтый, красный.

3. Словесная игра «Договори слово».

Воспитатель:

- А сейчас мы проверим, умеете ли вы быть внимательными и знаете ли сигналы светофора.

  1. Окончание урока

Воспитатель раздает детям листы формата А4 (см. «Приложение 3»)   с черно-белым Светофорчиком и предлагает раскрасить его (цветной плакат убирается).

Ответы детей:

- помидора.

- репка.

-огурец.

Дети поочередно показывают цветные карандаши, цветом соответствующие названному овощу.

Хором произносят название – цвет:

- помидор – красный;

- репка – желтый.

- огурец – зеленый;

По просьбе воспитателя один ребенок вывешивает напротив картинок соответствующие цветные круги.

Ответы детей:

- светофор.


Ребята внимательно рассматривают изображение Светофорчика, слушают текст стихотворения.

К доске выходят 3 ученика и по очереди зачитывают отрывки из стихотворения С.Михалкова. Остальные дети хором договаривают концы предложений:

1 ученик:  Если свет зажегся красный,

Значит двигаться …(опасно).

2 ученик:  Свет зеленый говорит:

                  «Проходите, путь … (открыт)!»

3 ученик:  Желтый свет – предупреждение:
                   Жди сигнала для … (
движенья).

Дети самостоятельно работают цветными карандашами.

Эта часть занятий проходит в свободной непринужденной форме.

  1. Заключение.

Подведем итоги. К чему же мы пришли к концу года? Не скажу, что дети запомнили и стали выполнять правила безопасного поведения в социуме и в быту. Впереди у нас еще не один год, чтобы постепенно, не торопясь научиться самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Зато у нас много плюсов. Ребята научились быстро строиться, самостоятельно и в более быстром темпе переодеваться. Правда кое-кто (один человек) так и не научился завязывать шнурки. Зато ему будет чем позаниматься летом. В столовой уже можно давать не сложные поручения: расставить стаканы, разложить ложки, принести стаканчики с салфетками.

Мы научились слушать и слышать. Дети стали более спокойно, без обид, реагировать на неудачу, на замечания как товарищей, так и взрослых. Научились уступать, использовать слово «можно», а не «хочу», «мне надо».

Самое главное – более терпеливо начали относиться друг к другу. Если все объединить в целое, это и будет культура здорового безопасного образа жизни.

Мне тоже стало намного легче работать с ребятишками, узнав их поближе и увидев их возможности. Я поняла, что с ходу, не подумав, и не проанализировав все плюсы и минусы (как свои, так и детей), ничему не научишься и ничему не научишь.  Дети особенные, и подход к ним должен быть особенным, терпеливо, но в то же время настойчиво учить, учить и учить.

«…образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей

жизни, уменьшает число причин

страха и, давая возможность

измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность

страха ввиду этих опасностей».

К.Д.Ушинский

  1. Список литературы.

  1. А.Я. Данилюк «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» (Часть I). М.; «Просвещение», 2011.
  2. В.Э.Рублях, Л.Н.Овчаренко «Изучение правил дорожного движения в школе». М.; «Просвещение», 1976.
  3. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». М.; «Мозаика – Синтез», 2011.
  4. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Группа продленного дня

 (1-2 классы)». М.; ВАКО, 2012.

  1. Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности». М.;
    «ТЦ Сфера», 2005.
  2. Т.А.Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми

5-8 лет». М.; «ТЦ Сфера», 2006.

  1. Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора». М.; «Просвещение», 1989.

  1. Приложение.

Приложение 1 «Карточки с овощами».

1-Tomato.jpg

image_52.jpg

3436.jpg

Приложение 2 «Плакат с изображением Светофорчика».

keks.gif

Приложение 3. «Черно – белое изображение Светофорчика для                   раскрашивания».

2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников

Актуализация вопроса воспитания у подрастающего поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни....

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Система работы классного руководителя по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Мы сталкиваемся с проблемой  нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы  детей, с невниманием педагогов к процессу формирования здорового и...

Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям»

Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям» из опыта...

ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС, КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА НЕСТАНДАРТНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Игровой комплекс, как нестандартная форма работы направленнаякак на учащихся, так и на привлечение родителей центром дополнительного образования отобразил высокий процент положительной дина...