Рабочие программы курса ОБЖ
рабочая программа по обж (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Горшков Александр Владимирович

Рабочие программы 2022-2023

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rabochaya_programmaobzh8-9_id4766048.pdf164.33 КБ
Файл obzh-7kl.docx54.84 КБ
Файл obzh10-11.docx60.36 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Принято

Утверждено

Педагогическим

Приказом

Советом

по МОУ Воздвиженская

Протокол №1

СШ

От 26.08.2022 г

От 30.08.2022г №80-О,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Воздвиженская средняя школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Основы безопасности жизнедеятельности

7  класс

на 2022 / 2023 учебный год

Составитель рабочей учебной программы

Горшков А.В.

Срок реализации программы

01.09.2022 – 29.05.2023

2022 г.

Программа курса «Безопасности жизнедеятельности» для 7 – 9  классов составлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в РФ»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт
  3. ООП ООО МОУ Воздвиженской СШ

  1. Авторская рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности основного общего образования под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты обучения:


усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
  • долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
  • профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному

уровню  развития  науки  и  общественной  практике,  учитывающего  социальное,

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
  • достигать в нѐм взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
  • группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
  • поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
  • полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование  основ  экологической  культуры  на  основе  признания  ценности


жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
  • семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством

осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры
  • безопасности жизнедеятельности;

  • понимание  роли  государства  и  действующего  законодательства  в  обеспечении


национальной        безопасности        и        защиты  населения  от        опасных  и        чрезвычайных

ситуаций  природного,  техногенного  и  социального  характера,  в  том  числе  от

экстремизма и терроризма;

        понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
  • алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  •   формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
  • полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для

  • личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
  • чрезвычайных ситуаций;

  •   умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам


их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметными результатами обучения:

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целейзащищѐнности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять  способы  действий  в  опасных  и  чрезвычайных  ситуациях  в  рамках

предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
  • безопасности жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и

экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
  • для решения учебных и познавательных задач;

  • освоение приѐмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и  совместную  деятельность  с


учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования
  • информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного предмета ОБЖ

7 класс(34 часа)

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности.

Проблема здорового образа жизни. Как еѐ решали в древности. Окружающая среда

  • безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ. Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте

Здоровый образ жизни. Что это?

Что такое здоровый образ  жизни. Слагаемые здоровья. Что такое физическое

здоровье.        Значение        физической        культуры        для        здоровья        человека.        Хорошее

физическое        состояние        обеспечивает        здоровье        и        эмоциональное        благополучие

человека. Закаливание как способ тренировки организма. Правила личной гигиены.

Расширение кругозора. Русская баня и здоровье; польза закаливания

Правила рационального питания, соблюдение которых позволяет поддерживать

здоровье. Белки — строительный материал для организма; углеводы и жиры —

источник энергии для организма. Продукты питания как экологический фактор.

Питание и болезни. Диета.

Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное

воздействие зелѐного чая

Психическое  здоровье —        эмоциональное        благополучие        человека.  Способность

управлять эмоциями, спокойно решать возникающие проблемы. Использование релаксационных упражнений как средства регулирования своего эмоционального состояния, развитие способности «властвовать собой». Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность Человек

— социальное существо, член общества. Социальная среда — обязательное условие развития человека. Отношения с окружающими людьми — показатель социального здоровья человека. Общение — ценная деятельность человека. Учение

— социально важная деятельность, обеспечивающая прогресс общества. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.

Расширение кругозора. Дети-маугли

Репродуктивное здоровье — способность человека к воспроизведению. Половое созревание — особенность подросткового и юношеского возраста. Подготовка организма к деторождению. Чистота тела — одно из условий репродуктивного здоровья. Риски старшего подросткового возраста

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

Пожар — чрезвычайная ситуация. Причины пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Организация эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.

Залив жилища. Причины заливов помещений. Правила поведения при заливах. Электричество при неправильном использовании может быть опасным. Правила пользования электроприборами. Оценка обстановки при электротравмах, первая помощь.

Правила        пользования        газовыми        приборами.        Первая        помощь        при        отравлении

бытовым газом. Правила безопасности при пользовании бытовой химией

Досуг в городе; каких мест  лучше избегать. Как вести  себя на  улице. Меры

предосторожности  в лифте и на лестнице. Правила поведения при  нападении.

Подручные средства самообороны.

Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.

Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проникновении в чужое жилище

Итоговое контрольное тестирование

Итоговое повторение и обобщение

Тематическое планирование учебного предмета «ОБЖ»

7 класс. 34 часа

Тема

Программное содержание

Деятельность обучающихся

Введение.

Проблема здорового образа жизни. Как

Коммуникативная деятельность:

Цели

еѐ решали в древности. Окружающая

правила участия в диалоге и дискуссии;

предмета

среда и безопасность. Какие знания и

построение суждений. Работа

«Основы

умения приобретают при изучении

с информацией:отбор видео-и интернет-

безопасно

ОБЖ.

материалов и их оценка. Аналитическая

сти

Расширение кругозора. Физическое

деятельность:чтение и оценка учебных

жизнедеят

воспитание в Спарте

текстов для ответа на вопрос «Почему

ельности»

проблема здорового образа жизни волновала

(2 часа)

общество уже в древности?»; выделение

главной мысли учебного текста.

Самооценка:определение своих

возможностей и способностей.

Конструирование понятий:природные

чрезвычайные ситуации, техногенные

чрезвычайные ситуации, безопасная

жизнедеятельность. Формулирование

вывода:почему нужно изучать предмет

ОБЖ

Зависит

Что такое здоровый образ жизни.

Коммуникативная деятельность:

ли

Слагаемые здоровья. Что такое

правила участия в диалоге и дискуссии;

здоровье

физическое здоровье. Значение

построение суждений, тезисов и антитезисов.

от образа

физической культуры для здоровья

Работа с информацией:отбор видео-и

жизни?

человека. Хорошее физическое

интернет-материалов и их оценка.

Физическ

состояние обеспечивает здоровье и

Аналитическая деятельность:чтение и

ое

эмоциональное благополучие

оценка учебных текстов; выделение главной

здоровье

человека. Закаливание как способ

мысли учебного текста; высказывание версий о

человека

тренировки организма. Правила

смысле пословиц и поговорок.

(4 часа)

личной гигиены.

Конструктивная деятельность:

Расширение кругозора. Русская баня и

построение схем «Здоровье человека»,

здоровье; польза закаливания

«Физическое здоровье человека».

Аналитическая деятельность:создание

памятки «Правила закаливания».

Рефлексивная деятельность:оценка

своего физического развития; создание

программы закаливания

Правильн

Правила рационального питания,

Коммуникативная деятельность:

ое

соблюдение которых позволяет

правила участия в диалоге; конструирование

питание

поддерживать здоровье. Белки —

суждений и доказательств. Практическая

(4 часа)

строительный материал для организма;

деятельность:анализ«пищевой

углеводы и жиры — источник энергии

пирамиды», составление меню ученика 7

для организма. Продукты питания как

класса на день. Конструирование вывода

экологический фактор. Питание и

на основе анализа иллюстративного

болезни. Диета.

материала, схем

Расширение кругозора. Чемпион среди

и таблиц учебника. Чтение информации,

Тема

Программное содержание

Деятельность обучающихся

круп по содержанию белков.

представленной в диаграмме и таблицах.

Благотворное воздействие зелѐного чая

Аналитическая деятельность:работа с

информацией, представленной в таблице и

иллюстрациях

Психичес

Психическое здоровье —

Конструирование характеристики понятия

кое

эмоциональное благополучие

«психическое здоровье человека».

здоровье

человека. Способность управлять

Практическая деятельность:

человека

эмоциями, спокойно решать

упражнения на релаксацию. Рефлексивная

(2 часа)

возникающие проблемы.

деятельность:самоконтроль и самооценка

Использование релаксационных

— «признаки стресса».

упражнений как средства

Коммуникативнаядеятельность:

регулирования своего эмоционального

построение суждений, доказательств,

состояния, развитие способности

пояснений. Сравнение и

«властвовать собой». Воздействие

дифференциация:ложное и истинное

шумов на организм человека.

суждение. Деятельность в коллективе:

Компьютер и здоровье.

правила совместной деятельности

Информационная безопасность

Социальн

Человек — социальное существо, член

Аналитическая деятельность:оценка

ое

общества. Социальная среда —

информации, представленной в тексте.

здоровье

обязательное условие развития

Рефлексивная деятельность:самооценка

человека

человека. Отношения с окружающими

умений общаться, самоанализ учебной

(2 часа)

людьми — показатель социального

деятельности.

здоровья человека. Общение — ценная

Коммуникативная деятельность:

деятельность человека. Учение —

конструирование суждений, выбор

социально важная деятельность,

и объяснение ответа (из представленных

обеспечивающая прогресс общества.

альтернативных)

Круг интересов человека. Фанаты и

поклонники.

Расширение кругозора. Дети-маугли

Репродукт

Репродуктивное здоровье —

Коммуникативная деятельность:

ивное

способность человека к

построение суждений, подбор доказательств.

здоровье

воспроизведению. Половое созревание

Аналитическая деятельность:оценка

подростко

— особенность подросткового и

информации, представленной в тексте;

виего

юношеского возраста. Подготовка

составление плана ответа на вопрос

охрана

организма к деторождению. Чистота

«Особенности развития мальчиков и девочек»

(3 часа)

тела — одно из условий

репродуктивного здоровья. Риски

старшего подросткового возраста

Как вести

Пожар — чрезвычайная ситуация.

Аналитическая деятельность:

себя при

Причины пожаров. Поражающие

составление памятки «Причины пожаров» (по

пожаре.

факторы пожара. Правила пожарной

иллюстративному материалу). Чтение

Чрезвыча

безопасности. Безопасность во время

информации, представленной на схеме.

йные

праздничных фейерверков.

Моделирование бытовых пожароопасных

ситуации

Организация эвакуации из горящего

ситуаций. Практическая игровая

в быту

здания. Средства пожаротушения.

деятельность: «эвакуация»из горящего

(9 часов)

Помощь при ожогах.

дома; применение средств пожаротушения;

Тема

Программное содержание

Деятельность обучающихся

Залив жилища. Причины заливов

помощь при ожогах. Конструирование

помещений. Правила поведения при

воображаемых ситуаций.

заливах. Электричество при

Коммуникативная деятельность:

неправильном использовании может

участие в диалоге, построение суждений и

быть опасным. Правила пользования

умозаключений.

электроприборами. Оценка обстановки

Аналитическаядеятельность:анализ

при электротравмах, первая помощь.

жизненных ситуаций и текста учебника;

Правила пользования газовыми

оценка информации, представленной на

приборами. Первая помощь при

схеме. Практическая(игровая)

отравлении бытовым газом. Правила

деятельность:разыгрывание сценок на

безопасности при пользовании

материале «Медицинской странички».

бытовой химией

Коммуникативная

деятельность:правила участия в

дискуссии, построение суждений и

доказательств. Практическая

деятельность:первая помощь при

отравлениях

Разумная

Досуг в городе; каких мест лучше

Аналитическая деятельность:

предостор

избегать. Как вести себя на улице.

конструирование памятки «Правила

ожность.

Меры предосторожности в лифте и на

поведения в ситуациях опасного общения».

Опасные

лестнице. Правила поведения при

Конструирование воображаемых

игры

нападении. Подручные средства

ситуаций (игра-драматизация):

(6 часов)

самообороны.

разыгрывание сценок общения

Места, где играть запрещено.

с мошенниками, хулиганами,

Опасности, которые скрывает карьер.

психологическая готовность к встрече с

Экстрим в игре и спорте.

опасными незнакомцами

Неразорвавшиеся боеприпасы.

Расширение кругозора. Уголовный

кодекс РФ о проникновении в чужое

жилище

Итоговое

контрольн

ое

тестирова

ние за 7

кл.(1 час)

Итоговое

повторени

е и

обобщени

е(1 час)

Календарно - тематическое планирование

7 класс

Кол-во

Раздел

Тема урока

План

Факт

часов

Введение.

Цели предмета ОБЖ

 01.09

1

Окружающая среда и безопасность.

 08.09

1

Здоровый образ жизни. Что

 15.09

это?

Зависит ли здоровье от образа жизни?

1

Слагаемые здоровья

 22.09

1

Значение физической культуры для здоровья человека.

 29.09

1

Закаливание как способ тренировки организма.

 06.10

1

Правила рационального питания

 13.10

1

Продукты питания как экологический фактор.

 03.11

1

Питание и болезни. Диета.

 10.11

1

Психическое здоровье — эмоциональное благополучие

 17.11

человека.

1

Компьютер и здоровье. Информационная безопасность

 24.11

1

Человек — социальное существо.

 01.12

1

Круг интересов человека.  Фанаты и поклонники.

 08.12

1

Репродуктивное здоровье.

 15.12

1

Риски старшего подросткового возраста

 22.12

1

Обобщение пройденного

 12. 01

1

Опасности, подстерегающие

 19.01

нас в повседневной жизни

Пожар. Причины пожаров.

1

Правила пожарной безопасности.

 26.01

1

Организация эвакуации из горящего здания. Средства

 02. 02

пожаротушения.

1

Помощь при ожогах.

 09.02

1

Залив жилища.

 16.02

1

Правила пользования электроприборами.

 02.03

1

Первая помощь при электротравмах.

 09.03

1

Правила пользования газовыми приборами.

 16.03

1

Правила безопасности при пользовании бытовой химией.

 30.03

1

Досуг в городе; каких мест лучше избегать.

 06.04

1

Меры предосторожности в лифте и на лестнице.

 13.04

1

Правила поведения при нападении. Самооборона.

 20.04

1

Промежуточная аттестация. Итоговый тест.

 27.04

1

 Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер

04.05

1

Экстрим в игре и спорте.

 11.05

1

Неразорвавшиеся боеприпасы.

 18.05

1

Обобщение пройденного

 25.05

1

УМК:

  • Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 - 9 классы Учебник Вентана-Граф, 2019 г. 



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Управление образования Воскресенского муниципального района

МОУ Воздвиженская СШ

Принято

Педагогическим

Советом

Протокол №1

От 26.08.2022 г

Утверждено

Приказом

По МОУ Воздвиженская СШ

От 30.08.2022 г №80-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

 Основы безопасности жизнедеятельности

10 – 11  класс

на 2022 / 2023 учебный год

Составитель рабочей учебной программы

                                                                                          Горшков А.В.

Срок реализации программы

            01.09.2022 – 28.05.2023

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по ОБЖ для 10-11-х классов разработана на основе рабочей программы учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. Рабочая программа 10 – 11 классы» авторского коллектива в составе С.В. Ким, В.А.Горского.

Программа отражает один из возможных вариантов реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности».

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-х и 11-х классах осуществляется в соответствии с учебным планом среднего общего образования образовательного учреждения по одному часу в неделю, по 34 часа в год. Кроме того, с учащимися 10-х классов проводятся учебные сборы по основам военной службы продолжительностью 35 часов.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать освоению учащимися теоретических знаний и практических умений в обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в формировании культуры  безопасного  поведения  и  деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Курс ОБЖ является интегрированным, т. е. объединяет несколько предметных областей (экология, физическая культура, охрана труда, гражданская оборона, начальная военная подготовка, основы медицинских знаний) по проблеме безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.

Предметные результаты освоения курса ОБЖ ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированного курса ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты предполагают

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты предполагают

формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты предполагают

1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 10 КЛАСС

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства

Глава 1. Научные основыобеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.

Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

Раздел 2. Военная безопасность государства

Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 11 КЛАСС

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства

Глава 1. Научные основы формированиякультуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания».

Глава 2. Комплекс мервзаимной ответственности личности, общества, государствапо обеспечению безопасности

Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека

Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.

Раздел 2. Военная безопасность государства

Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз

Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии

Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 6. Основы здорового образа жизни

Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.

Глава 7. Первая помощьпри неотложных состояниях

Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь  при  отравлении  никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

10 класс (34 часа)

№ темы

Название и программное содержание темы

План

Факт

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15 ч)

Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч)

1

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

01.09

2

Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности

08.09

3

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

15.09

4

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

22.09

5

Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

29.09

Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 ч)

6

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности

06.10

7

Защита национальной безопасности государства от военных угроз

13.10

8

Защита личности, общества, государства от угроз социального характера

20.10

9

Противодействие  экстремизму

10.11

10

Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации

17.11

Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5 ч)

11

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

24.11

12

Основные  мероприятия  РСЧС  и  гражданской  обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

01.12

13

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера

08.12

14

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

15.12

15

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах,  транспорте.  Страхование

22.12

Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч)

Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 ч)

16

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения

29.12

17

Защита населения и территорий от радиационной опасности

12.01

18

Средства коллективной защиты от оружия массового поражения

19.01

19

Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности

26.01

20

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи

02.02

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз

(5 ч)

21

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы

09.02

22

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации

16.02

23

Воинская обязанность и военная служба

02.03

24

Права и обязанности военнослужащих

09.03

25

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской  Федерации

16.03

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 ч)

Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (4 ч)

26

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие

30.03

27

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики

06.04

28

Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики

13.04

29

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем

20.04

Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 ч)

30

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок

Промежуточная аттестация. Итоговый тест.

27.04

31

Правила оказания первой помощи при травмах

04.05

32

Первая помощь при кровотечениях, ранениях

11.05

33

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация

18.05

34

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах

25.05

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

11 класс (34 часа)

№ темы

Название и программное содержание темы

Дата

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (15 ч)

Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч)

1

Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

07.09

2

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий

14.09

3

Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

12.10

4

Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности

19.10

5

Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания»

05.10

Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности (5 ч)

6

Обеспечение национальной безопасности России

12.10

7

Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности

19.10

8

Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму

26.10

9

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.  Поисково-спасательная служба МЧС России

09.11

10

Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму

16.11

Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека (5 ч)

11

Экстремальные ситуации криминогенного характера

23.11

12

Экстремизм, терроризм и безопасность человека

30.

13

Наркотизм и безопасность человека

07

14

Дорожно-транспортная  безопасность

14

15

Вынужденное автономное существование в природных условиях

21

Раздел 2. Военная безопасность государства (9 ч)

Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч)

Факт

15

Военная служба- особый вид государственной службы.

18.01

16

Основные задачи Вооруженных Сил

25.01

17

Правовые основы воинской обязанности

01.02

18

Правовые основы военной службы

08.02

19

Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная

15.02

20

Требования воинской деятельности к личности военнослужащего

22.02

Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (4 ч)

21

Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы

22

Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира

23

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом

24

Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Глава 6. Основы здорового образа жизни (5 ч)

25

Демографическая ситуация в России

26

Культура здорового образа жизни

27

Культура питания

28

Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье

29

Вредные привычки. Культура движения

Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч)

30

Медико-психологическая помощь

31

Первая помощь при ранениях

32

Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении

33

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии

34

Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ СБОРОВ

по основам военной службы

10 класс (35 часов)

п/п

Тема

Количество часов

1

Тактическая подготовка

4

2

Огневая подготовка

9

3

Радиационная, химическая и биологическая защита

2

4

Общевоинские уставы

8

5

Строевая подготовка

4

6

Физическая подготовка

5

7

Военно-медицинская подготовка

2

8

Основы безопасности военной службы

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Рабочая программа курса "Решение задач повышенной сложности в курсе математики 6 кл"

Основная цель изучения курса: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познават...