Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс)

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obzh_10_klass.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

Неклиновский район, село Васильево-Ханжоновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Зеленковой.

                                                                                                              «Утверждаю».

                                                                                                           Директор школы

                                                                                      Приказ от _30.08.2019_ № _172__

                                                                                                       

                                                                                                           _________________

                                                                                                             Безуглова В.А.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по ____________основам безопасности жизнедеятельности______________

           уровень общего образования (класс):  ____среднее общее_10 класс.__

                                                                                                              (начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)

Количество часов  __10 класс___70; в неделю 1 час__из части формируемой участниками образовательных отношений и 1 час из инвариантной части учебного плана.  

Учитель: _______________Гущенко Сергей Викторович__________________

Программа разработана на основе Примерной программы по ОБЖ, составленной на основе федерального компонента государственного среднего общего образования  и авторской программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 10–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014

 

                                                   (указать примерную программу, издательство, год издания)

10 класс

1.Пояснительная записка.

Статус документа.

 Рабочая программа для 10 класса по основам безопасности жизнедеятельности   составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении ФКГОС начального общего, основного общего, и среднего (полного) образования; Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; «О федеральном перечне учебников». Письмо департамента общего  образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № НТ – 136-8; Образовательная программа МБОУ В-Ханжоновской СОШ на 2018-2019 учебный год; Учебного плана МБОУ В-Ханжоновской СОШ на 2018-2019 учебный год.

  Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.

   Программа разработана на основе  авторской программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 10–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014

 

Региональные компоненты.

 «Терроризм и безопасность человека» в Ростовской области и в южном регионе.

В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.

Цели программы:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

    • формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и ее значении для благополучного развития личности, общества и государства;

    • ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;

    •  изучение правил оказания и овладение навыками первой медицинской помощи в сложных случаях при острой необходимости;

         ознакомление с задачами и структурами государственных организаций, занимающихся вопросами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

     •   воспитание личной заинтересованности,  создания необходимости личного участия каждого гражданина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

     •  изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;

     •   оценка и корректировка своего поведения в окружающей  среде,   выполнение  в  практической  деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;

     •  умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческие взгляды;

     •  осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии.

        Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные наглядные (таблицы) и электронные пособия.

 В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

•  освоение учащимися знаний  о безопасном поведении человека в опасных и  чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных  ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

    •  воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;

      • развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;

    •   обучение   учащихся   умению   оценивать   ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях,  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Структура программы.

      В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения ».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни».

В разделе III «Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе» (учебные сборы).

2.Основное содержание

Общая характеристика учебного предмета.

 Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10—11 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определенных знании по вопросам национальной безопасности.

        Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, по и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.

          Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а также методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития.

  Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы военной службы». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.

Региональный компонент  программы полностью реализует требования регионального образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимый минимум знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях характерных для Ростовской области, как части Северо-Кавказкого региона.

          Цели  программы  интеграция вопроса «Терроризм и безопасность человека» в рабочую программу 10 класса.  

   Ведется работа с родителями и учениками об уголовной ответственности подростков за ложные сообщения по телефону.

 Со всеми участниками образовательного процесса систематически проводится информационно-разъяснительная работа, направленная на повышение организованности, бдительности, готовности к действиям в чрезвычайной ситуации.

Содержание программы.

                             Безопасность и защита человека в среде обитания.

 

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного

автономного существования.

        Основные причины вынужденного автономного существования. Понятие о выживании и автономном существовании. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.

 Автономное существование человека в условиях природной среды. Ориентирование на местности: по компасу, по небесным светилам; по растениям и животным; по местным признакам. Метод движения по азимуту. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

         Понятие о преступлении и преступном поведении. Условия, при которых наступает уголовная ответственность. Формы преступного поведения. Виды преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания совершеннолетних. Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом РФ в отношении несовершеннолетних.

                       

                        Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

                           Правила безопасного поведения чрезвычайных

                                  ситуациях природного   характера.

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Отработка практических действий по овладению навыками безопасного поведения: во время внезапного землетрясения; при сходе оползней, селей, обвалов и лавин; при возникновении ураганов, бурь и смерчей; при наводнении; во время природных пожаров.

                         Правила безопасного поведения в чрезвычайных

                                 ситуациях техногенного характера .

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отработка практических навыков безопасного поведения: при пожарах и взрывах; при авариях с выбросом опасных химических и радиоактивных веществ; при гидродинамических и транспортных авариях.

         

 Правила безопасного поведения при возникновении.  

          чрезвычайных ситуаций военного характера.

         Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы. Правила безопасного поведения и способы защиты от ядерного оружия.

Понятие о химическом оружии и боевых токсичных химических веществах (БТХВ). Классификация БТХВ. Признаки поражения БТХВ. Правила безопасного поведения и способы защиты от химического оружия.

Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и признаки применения. Правила безопасного поведения и способы защиты   от   бактериологического   (биологического) оружия.

Современные обычные средства поражения, их классификация и характеристика. Способы защиты от современных обычных средств поражения.

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения.

Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Деятельность государственных органов в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией Российской Федерации. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Краткое содержание законов Российской Федерации: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». Основные права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.

Гражданская оборона как система общегосударственных мер

по защите населения в военное время.

          Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны. История создания гражданской обороны. Предназначение гражданской обороны. Организация гражданской обороны на территории Российской Федерации. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Силы и средства гражданской обороны. Нештатные аварийно-спасательные формирования.

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите  

                   населения в мирное и военное время.

      Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях.

          Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о защитных сооружениях гражданской обороны, их классификация и предназначение. Убежища, противорадиационные и простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях.

          Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация. Назначение, устройство и принцип работы фильтрующих противогазов и респираторов. Средства индивидуальной защиты кожи, их классификация и назначение.

Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения.

 

                       Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

          Основы медицинских знаний.

               Основные инфекционные заболевания и

                               их профилактика.

Понятие об инфекционном заболевании. Классификация инфекционных заболеваний и их внешние признаки. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний, пути их передачи. Понятие об иммунитете. Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика. Профилактика инфекционных заболеваний.

Основы здорового образа жизни.

Основные понятия о здоровье и здоровом

        образе жизни.

         Сохранение и укрепление здоровья — важное условие достижения высокого уровня жизни. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности личности.

Основные факторы, способствующие укреплению здоровья. Рациональное питание, режим труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание. Основные составляющие тренированности организма человека: сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость.

         ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.

              Основы обороны государства.

             Защита Отечества — долг и обязанность

                        граждан России .

        Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. Отражение государственной политики в области обороны государства и воинской обязанности граждан в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

Вооруженные Силы российской Федерации – основы обороны государства .

         История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству.

Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации .

Символика Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали — почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги. Система государственных наград в Российской Федерации.

         Понятие о боевых традициях. Дни славных побед в истории России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. Понятие о героизме и мужестве, примеры героизма и мужества. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности воинских частей и подразделений.

         Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к военной присяге, вручение Боевого Знамени воинской части, вручение военнослужащим вооружения и военной техники, проводы военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.

             Основы подготовки к военной службе

                  (учебные сборы) .

Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы. Обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. Военно-медицинская подготовка.

3. Тематическое планирование.

Место  учебного предмета в учебном плане

 На изучение предмета «Основы  безопасности и жизнедеятельности» отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. Программа будет пройдена согласно календарно-учебного графика за 69 часов.

Названия разделов, глав

Количество часов

Раздел 1   Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

23

     Глава 1  Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

9

     Глава 2  Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

14

Раздел 2.  Основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни.

18

     Глава 3   Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

6

     Глава 4.   Основы здорового образа жизни.

12

Раздел 3. Основы военной службы.

28

     Глава 5.    Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

18

     Глава 6.  Боевые традиции Вооруженных Сил России.

5

     Глава 7.  Символы воинской чести.

5

Итого

69

 

Календарно-тематическое планирование.

(приложение)

4. Требования к уровню подготовки  

Требования к уровню подготовки

         В   результате   изучения   программы   среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

а) знать /понимать:

    •  основные составляющие здорового образа жизни и их влияние па безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;

    •  потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

                                        •   основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

     •   основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;

     •   состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

      •   порядок   первоначальной   постановки   на  воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

      •   основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

      •   основные   виды   военно-профессиональной   деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;

      •   требования, предъявляемые па военной службе к уровню подготовленности призывника;

      •   предназначение, структуру и задачи РСЧС;

      •   предназначение,  структуру и задачи Гражданской обороны РФ;

б) уметь:

     •   применять основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

     •   практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;

     •   пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

     •   оценивать   уровень   своей   подготовленности   и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

в) использовать    приобретенные    знания    и умения о практической деятельности и повседневной жизни:

•   для ведения здорового образа жизни;

•   при оказании первой медицинской помощи;

•  для развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

                                    • при обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.

   

Система оценки

        Оценивание  ответов  учащихся.

При оценке ответа учитывается полнота и правильность, степень осознанности понимания изученного, языковое оформление ответа, его практическая направленность.

Отметка “ 5 “ ставится , если ученик:

- полно излагает изученный материал, даёт правильное определение различных понятий;

- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только по  учебнику, но и самостоятельно составленные;

- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм русского языка.

Отметка “ 4 “ ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки  “ 5 “, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

           Отметка “ 3 “ ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но:

- излагает материал неполно и допускает неточности;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

- излагает материал непоследовательно.

  Отметка “ 2 “ ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает в нём ошибки, искажающие смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

 

                         Оценивается  учителем:

- развёрнутые устные ответы и письменные работы,

- контрольные, срезовые, самостоятельные, практические работы,

- зачёты,

- доклады,

- рефераты,

- рецензия на ответ учащегося.

                           

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Литература:

Учебник:

 Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. — М.; Просвещение, 2015.

Методические пособия к учебникам:

         А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. Основы безопасности жизнедеятельности.10-11 классы: методическое пособие. — М.; Просвещение, 2014.

Тетради для оценки качества знаний:

Латчук В. Н., Миронов С. К. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс. — М.: Дрофа, 2013.

материально-техническое обеспечение

Противогазы ГП -5, Комплект ОЗК, Огнетушители ОП-5.

Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа

(дата /№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...