Рабочая программа по ОБЖ 11 класс
рабочая программа по обж (11 класс)

Рабочая программа по ОБЖ 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obzh_11_klass.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

Неклиновский район, село Васильево-Ханжоновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Зеленковой

                                                                                                              «Утверждаю».

                                                                                                           Директор школы

                                                                                      Приказ от _30.08.2019_ № _172___

                                                                                                           _________________

                                                                                                             Безуглова В.А.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по ____________основам безопасности жизнедеятельности______________

уровень общего образования (класс):  ____среднее общее,_11класс.__

(начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)

Количество часов  __ 11 класс – 34; в неделю 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений

Учитель: _______________Гущенко Сергей Викторович__________________

Программа разработана на основе Примерной программы по ОБЖ, составленной на основе федерального компонента государственного среднего общего образования иавторской программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 10–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014

(указать примерную программу, издательство, год издания)

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа для 11 класса по основам безопасности жизнедеятельности   составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

  Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов,необходимых для качественной организации образовательного процесса.

 Программа разработана на основе  авторской программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 10–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014

В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности» «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.

В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

•  освоение учащимися знаний  о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственнойсистеме защиты населения от опасных и чрезвычайных  ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

     •  воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;

     • развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;

     •   обучение   учащихся   умению   оценивать   ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях,  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Структура программы.

                В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии:

              Раздел I. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

  Раздел II. «Основы обороны государства и воинская обязанность».

  В  программе реализованы требования федеральных законов:

– «Об обороне»;

– «О воинской обязанности и военной службе»;

– «О безопасности дорожного движения»  и др.

2. Основное содержание

Общая характеристика  учебного предмета:

           Объем учебного материала в программе является достаточным для завершения формирования у обучающихся 10—11 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определенных знании по вопросам национальной безопасности.

        Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, по и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания по основным вопросам строительства Вооруженных Сил  и обороне РФ, системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы военной службы». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.

      Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а также методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития.

  Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение.

В содержание рабочей программы включен  региональный      компонент в количестве 3 часа, взаимосвязанных с основной тематикой занятий.

       Уровень программы:  базовый

Цели и задачи программы:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

      Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Региональный компонент.

Программы полностью реализует требования регионального образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимый минимум знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях характерных для Ростовской области, как части Северо-Кавказкого региона.

         Цели  программы  интеграция вопроса «Терроризм и безопасность человека» в рабочую программу 11 класса.  

Интеграция вопросов о терроризме в рабочую программу   курса ОБЖ в 11 классе:

Тема 5.  

Урок 8. Основы обороны и ее содержания. (Основы организации борьбы с терроризмом):
– цели борьбы с терроризмом;
– субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом;
– компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

Содержание программы.

                  Основы медицинских знаний и здорового образа жизни .

Первая медицинская помощь при травмах и

повреждениях (3ч)

       Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. Отработка приемов остановки кровотечений: пальцевым прижатием; наложением жгута; наложением жгута-закрутки; максимальным сгибанием конечности; наложением давящей повязки. Остановка носового кровотечения. Первая медицинская помощь при большой открытой ране и при незначительных открытых ранениях.

 Понятие о закрытых повреждениях и их характеристика. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при закрытых повреждениях: ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах.

         Основные принципы и способы транспортной иммобилизации.

         Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при переломах костей верхних и нижних конечностей, переломе ребер.

 Травмы головы и позвоночника. Причины и признаки травм головы и позвоночника. Особенности шинирования при переломах позвоночника; перекладывание пострадавшего с земли на носилки. Основные правила оказания первой медицинской помощи при сотрясении головного мозга.

Понятие о травматическом шоке, его причины и последствия. Признаки травматического шока. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.

Первая медицинская помощь при попадании в полости носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел.

Первая медицинская помощь при острых состояниях.

Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца.

Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Основы здорового образа жизни.

                   Факторы, укрепляющие здоровье человека.

        Правила личной гигиены и здоровье. Понятие о личной гигиене. Правила ухода за зубами и волосами. Понятие об очищении организма.

Факторы, разрушающие здоровье человека

Болезни, передаваемые половым путем, и их профилактика. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и его профилактика. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией.

             Репродуктивное здоровье

         Понятие о репродуктивном здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

Ранние половые связи. Нежелательная беременность. Аборт и его последствия.

         Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем. Правила личной гигиены.

Воинская обязанность.

Воинский учет и подготовка граждан к военной службе.

Понятие о воинской обязанности и военной службе. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.                 Обязанности граждан по воинскому учету. Ответственность граждан за невыполнение обязанностей по воинскому учету.

         Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание и установленные формы проведения обязательной подготовки граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Организация и проведение медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке граждан на воинский учет.

           Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Основы военной службы.

Вопросы защиты Отечества в Конституции Российской Федерации и федеральных законах: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих). Общевоинскиеуставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни. Права военнослужащих.

          Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву. Статус военнослужащего. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

           Военнослужащий специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы.

Преступления против военной службы, определенные Уголовным Кодексом РФ.

Военнослужащий – защитник своего Отечества.

Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России.

Воинская дисциплина и ответственность военнослужащих.

            Военнослужащий  подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Принцип единоначалия в Вооруженных Силах. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Ответственность военнослужащих   (дисциплинарная,   административная, материальная, уголовная).

Военно-профессиональная ориентация.

            Ориентирование на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования. Как стать офицером Российской армии. Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.

  Психологические, основы подготовки к военной службе.

             Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Личность и социальная роль военного человека. Психологические свойства в структуре личности. Морально-этические качества военнослужащих. Самовоспитание и самосовершенствование личности. Психическое саморегулирование и самоанализ.

Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов

Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве. Международные отличительные знаки, используемые во время вооруженных конфликтов.

3. Тематическое планирование.

Место  учебного предмета в учебном плане

 На изучение предмета «Основы  безопасности и жизнедеятельности» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа будет пройдена полностью согласно календарно-учебного графика  за 34 часа.

Названия разделов, глав

Количество часов

Раздел 1 Основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни.

6

     Глава 1 Основы здорового образа жизни.

3

     Глава 2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

3

Раздел 2. Основы военной службы.  

22

     Глава 3 Воинская обязанность.

9

     Глава 4. Основы военной службы.

13

Раздел 3. Военнослужащий - защитник своего Отечества

6

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

(приложение)

4.Требования к уровню подготовки.

         В   результате   изучения   программы   среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

а) знать /понимать:

    •  основные составляющие здорового образа жизни и их влияние па безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;

    •  потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

                                        •   основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

     •   основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;

     •   состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

      •   порядок   первоначальной   постановки   на  воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

      •   основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

      •   основные   виды   военно-профессиональной   деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;

      •   требования, предъявляемые па военной службе к уровню подготовленности призывника;

      •   предназначение, структуру и задачи РСЧС;

      •   предназначение,  структуру и задачи Гражданской обороны РФ;

б) уметь:

     •   применять основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

     •   практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;

     •   пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

     •   оценивать   уровень   своей   подготовленности   и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

в) использовать    приобретенные    знания    и умения о практической деятельности и повседневной жизни:

•   для ведения здорового образа жизни;

•   при оказании первой медицинской помощи;

•  для развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

                                    • при обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.

Система оценки

         Требования  к  речи  учащихся.

Развёрнутый ответ учащихся должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать их умение применять полученные знания на практике.

        Оценивание  ответов  учащихся.

При оценке ответа учитывается полнота и правильность, степень осознанности понимания изученного, языковое оформление ответа, его практическая направленность.

Отметка “ 5 “ ставится , если ученик:

- полно излагает изученный материал, даёт правильное определение различных понятий;

- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только по  учебнику, но и самостоятельно составленные;

- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм русского языка.

Отметка “ 4 “ ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки  “ 5 “, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка “ 3 “ ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основныхположений данной темы, но:

- излагает материал неполно и допускает неточности;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

- излагает материал непоследовательно.

Отметка “ 2 “ ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает в нём ошибки, искажающие смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценивается  учителем:

- развёрнутые устные ответы и письменные работы,

- контрольные, срезовые, самостоятельные, практические работы,

- зачёты,

- доклады,

- рефераты,

- рецензия на ответ учащегося.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебник:

     Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Б.И.Мишин, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2014.

УМК учителя:

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;

Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2013г.

Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2014.

УМК обучающегося:

   Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11кл.  общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.И.Мишин, под общ. ред. А. Т. Смирнова.

М:Просвещение, 2013.  

материально-техническое обеспечение

Противогазы ГП -5, Комплект ОЗК, Огнетушители ОП-5.

Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа

(дата /№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...