РП по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс)

Кондренко Оксана Сергеевна

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_obzh_10_klass_kondrenko.docx74.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Общеобразовательная автономная некоммерческая организация

«Средняя общеобразовательная школа «ИНТЕК»

ПРИНЯТО                                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета                                                                                                                   Директор ОАНО «СОШ «ИНТЕК»

ОАНО «СОШ «ИНТЕК»                                                                                                                  _____________А.С.Вишнякова

Протокол № 1 от 29.08.2019                                                                                                                «___» _______________ 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

Основам безопасности жизнедеятельности

10-А, Б, В классы

на 2019-2020 уч. год

                                                                                       Составитель: Кондренко О.С., учитель ОБЖ

                                                                          

                                                                                Москва, 2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана В. Н. Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским, М. А. Ульяновой в соответствии с требованиями, Федерального  компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ № 1897 от 05.03.2004 г),  и Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».

Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе  Конституция Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации, в соответствии с основными положениями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.),  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями  Основной образовательной программы МОУ СОШ №8 (Приказ №151 ОД от 1.09.2009 г), рабочей программы для общеобразовательных учреждений. 10—11 кл./ ав. – сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. —М.: Дрофа, 2012, к предметной линии учебников В.Н. Латчука, В.В. Маркова, М.И. Кузнецова и другими законодательными актами и нормативными правовыми документами:

  • Федеральный закон «О безопасности»
  • Федеральный закон «Об обороне»
  • Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Федеральный закон «О гражданской обороне»
  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»
  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»
  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
  • Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  • Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»
  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 года №116)
  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации 5 октября 2009 года)
  • Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года №116)
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года ( утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537)
  • Стратегия государственной антинаркотической политически Российской Федерации от 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года №690)
  • Постановление Правительства Российской Федерации « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
  • Постановление Правительства Российской Федерации « О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Постановление Правительства Российской Федерации « О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»
  • Правила дорожного движения Российской Федерации
  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Уголовный кодекс Российской Федерации

Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10—11 классах общеобразовательных учреждений вытекают из целей изучения предмета в основной школе. Таким образом, выполняется принцип преемственности и непрерывности образования в основной и старшей школе.

В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; о воинской обязанности и военной службе;
  • воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, в том числе культуры безопасности жизнедеятельности, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим и самопомощь.

Эти цели соответствуют современным потребностям личности, общества и государства и должны быть успешно реализованы в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.

В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

  1. освоение учащимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
  2. воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
  3. развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
  4. обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

                                    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся 10 класса

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

1. Знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; понятие репродуктивного здоровья и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

        2. Ученик научится:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
  • выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата;  
  • владеть способами защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

3. Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;
  • для оказания первой медицинской помощи;
  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

НАИМЕНОВАНИЯ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Количество часов

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях

15

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования

2

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера

1

Уголовная ответственность несовершеннолетних

2

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

Законодательные и нормативные правовые акты российской федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства

1

Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время

1

Современные средства поражения и их поражающие факторы

4

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время

3

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

8

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

6

Значение двигательной активности для здоровья человека

2

Раздел III. Основы военной службы

11

Вооруженные силы российской федерации — защитники нашего отечества

8

Боевые традиции ВС РФ. Символы воинской чести.

3

Итого

34


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», как ни в каком другом предмете, представлены в единстве все функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитательная. Эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Образовательная функция предполагает усвоение обучаемыми определенного объема общенаучных и специальных знаний и формирование на их основе различных умений и навыков.

Развивающая функция обеспечивает, помимо формирования знаний, умений и навыков, общее интеллектуальное развитие учащихся, становление их познавательных качеств и творческой активности.

Воспитательная функция формирует волевые, эстетические, нравственные, патриотические и другие качества, диалектическое мировоззрение и как результат — всесторонне и гармонично развитую личность. Значимость курса обусловлена тем, что в нем реализуются требования Конституции Российской Федерации, ряда важнейших федеральных законов и нормативных правовых документов федерального уровня.

В курс включен раздел «Основы военной службы», при изучении которого учащиеся не только теоретически знакомятся с военной службой и воинской обязанностью, но и принимают участие в практических занятиях, занимаются военно-прикладными видами спорта.

На занятиях школьники получают систематизированное представление о возможных опасностях, учатся их прогнозировать и вырабатывать безопасный алгоритм действий в конкретных условиях обстановки, обучаются оказанию первой помощи, транспортировке пострадавших, элементарным приемам самозащиты и выживания в природных условиях.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» решает и еще одну немаловажную задачу — он нацелен на пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек: наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения, знакомит обучаемых с основами репродуктивного здоровья.

Курс является своеобразной базой для проведения целого ряда внешкольных и внеклассных мероприятий. Это прежде всего Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности и Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасности».

Структурно курс представлен тремя разделами:

  • раздел 1 «Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях»;
  • раздел 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»;
  • раздел 3 «Основы военной службы».

Понятийная база и содержание курса полностью соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации, в том числе Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, учебные планы образовательного учреждения, в том числепо профилям обучения и индивидуальные, являются одним из основных механизмов, которые обеспечивают достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» включается во все учебные планы из расчета 1 ч в неделю (всего 34 ч)


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 КЛАСС

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОГО АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Понятие о выживании и автономном существовании. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств. Случаи, когда предпочтительнее оставаться на месте аварии. Ситуации, когда принимается решение уйти с места аварии.

Автономное существование человека в условиях природной среды. Основные правила и действия для выживания в условиях вынужденного автономного существования. Основные способы ориентирования на местности: по компасу, по небесным светилам (солнцу, луне, звездам), по растениям и животным, по местным признакам. Метод движения по азимуту. Оборудование временного жилища: простейшие укрытия и способы их сооружения. Выбор укрытия в зависимости от различных погодных и климатических условий, окружающей местности. Добывание огня: выбор места для костра, алгоритм действий при разведении костра, типы костров в зависимости от предназначения. Обеспечение питанием и водой. Основные правила обеспечения пищей и основные ее источники в условиях вынужденного автономного существования. Обеспечение водой. Выбор подходящего источника воды. Меры предосторожности при использовании источника воды: безопасное утоление жажды снегом, фильтрация и обеззараживание воды. Добывание воды из грунта при помощи пленочного конденсатора.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В СИТУАЦИЯХ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Важность знания правил безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Правила безопасного поведения на улице. Правила безопасного поведения в общественных местах. Подготовка к массовому мероприятию, правилабезопасного поведения на нем. Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения в подъезде дома и в лифте. Понятие о необходимой обороне, ее юридическое обоснование.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Понятие о преступлении. Виды преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Преступления, за совершение которых несовершеннолетние лица подлежат уголовной ответственности. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним.

Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. Преступления, связанные с нанесением ущерба транспортным средствам, оборудованию, коммуникациям, и назначаемые за них наказания. Угон автомобиля и назначаемые за него наказания.

Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм.

Понятие о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка, выражающемся в явном неуважении к обществу. Признаки мелкого хулиганства и уголовно наказуемого хулиганства. Обстоятельства, отягчающие ответственность за хулиганство: совершение правонарушения группой лиц по предварительному сговору, совершение правонарушения организованной группой, сопротивление представителю власти. Понятие о вандализме. Преступления, связанные с надругательством над телами умерших, захоронениями и т. п., и ответственность за их совершение.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: при землетрясении; при сходе лавины, оползня, селя, обвала; при внезапном возникновении урагана, бури, смерча; при наводнении; при пожаре в здании; при аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ; при аварии на радиационно опасных объектах; при нахождении в зоне лесного пожара; при попадании в завал.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Основные законы, регламентирующие деятельность государственной власти в области гарантий прав и свобод человека, охраны его жизни и здоровья: Закон Российской Федерации «О безопасности», Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Регламентируемые ими цели, задачи, вопросы и нормы.

Содержание Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Права граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Обязанности граждан при участии в мероприятиях по защите людей и материальных ценностей и в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Содержание Федерального закона «О пожарной безопасности». Права и обязанности граждан России в области пожарной безопасности.

Основные положения Федерального закона «О гражданской обороне».

Основное содержание Федеральных законов «О противодействии терроризму», «О радиационной безопасности населения», «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений».

Содержание Федерального закона «О транспортной безопасности», основные задачи обеспечения транспортной безопасности.

Основное содержание Федеральных законов «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О противодействии экстремистской деятельности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об охране окружающей среды», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Основные подзаконные акты в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА КАК СИСТЕМА МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

История создания гражданской обороны. Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. Понятие о гражданской обороне. Основные задачи в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации. Структура органов управления гражданской обороной. Права и обязанности граждан России в области гражданской обороны.

Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Задачи подсистемы РСЧС предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, находящейся в сфере деятельности Федерального агентства Российской Федерации по образованию. Понятие о плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плане гражданской обороны, их примерное содержание. Основные задачи и формы обучения в области гражданской обороны.

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯИ ИХ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Ядерное оружие и его боевые свойства. Понятие о ядерном оружии и ядерном взрыве. Классификация ядерных взрывов, характеристика воздушного, наземного и подземного (подводного) ядерных взрывов. Характеристика поражающих факторов ядерного взрыва: ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного загрязнения, электромагнитного импульса. Зоны радиоактивного загрязнения.

Химическое оружие. Понятие о химическом оружии. Признаки применения химического оружия. Понятие о боевых токсичных химических веществах (БТХВ). Пути проникновения БТХВ в организм человека. Классификация БТХВ по действию на организм человека и характеристика БТХВ нервно-паралитического, кожно-нарывного, удушающего, общеядовитого, психохимического действия. Классификация БТХВ по тактическому назначению: смертельные, временно выводящие из строя, раздражающие.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Понятие о бактериологическом оружии. Понятие о болезнетворных микробах: бактериях, вирусах, риккетсиях, грибках. Характеристика насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур. Способы применения бактериологического оружия: аэрозольный, трансмиссивный, диверсионный. Характерные признаки, указывающие на применение бактериологического оружия. Комплекс мер по защите населения.

Современные обычные средства поражения. Понятие об обычном оружии. Виды обычных средств поражения. Характеристика огневых и ударных средств (боеприпасов): осколочных, фугасных, кумулятивных, бетонобойных, зажигательных, объемного взрыва. Воздействие зажигательного оружия на людей и меры защиты от него. Характеристика высокоточного оружия — разведывательно-ударных комплексов и управляемых авиационных бомб.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Понятие об оповещении. Система оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации. Основные и вспомогательные средства оповещения. Локальные системы оповещения и зоны их действия. Оповещение населения в местах массового пребывания людей.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о средствах коллективной защиты. Классификация средств коллективной защиты. Понятие об убежище. Виды убежищ, их характеристика и внутреннее устройство. Понятие о противорадиационном укрытии. Характеристика противорадиационных укрытий и их внутреннее устройство. Понятие об укрытиях простейшего типа, их защитные свойства. Размещение людей в убежище и правила поведения в нем.

Средства индивидуальной защиты населения.

Средства защиты органов дыхания (прот и в о г а з ы). Применение противогазов. Классификация противогазов по принципу защитного действия (фильтрующие и изолирующие). Принцип действия фильтрующих противогазов. Понятие об адсорбции, хемосорбции, катализе, фильтрации с использованием противодымного фильтра. Устройство противогаза. Характеристика гражданских противогазов ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, принцип их действия.

Средства индивидуальной защиты кожи. Предназначение и виды средств индивидуальной защиты кожи. Характеристика изолирующей спецодежды и одежды из фильтрующих материалов. Применение и характеристика изолирующих и фильтрующих средств защиты кожи — общевойскового защитного комплекта, легкого защитного костюма Л-1, защитной фильтрующей одежды. Правила пользования средствами индивидуальной защиты кожи. Предметы бытовой одежды, пригодные для защиты кожи.

Медицинские средства защиты. Понятие о медицинских средствах защиты. Аптечка индивидуальная АИ-2, характеристика ее медицинских препаратов, их назначение и применение. Характеристика индивидуальных противохимических пакетов ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10 и правила пользования ими. Проведение санитарной обработки при помощи подручных средств.

Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Понятие об аварийно-спасательных работах. Характеристика основных видов обеспечения аварийно-спасательных работ: разведки, транспортного, инженерного, дорожного, метеорологического, технического, материального, медицинского обеспечения. Основные этапы аварийно-спасательных работ.

Санитарнаяобработканаселенияпосле пребываниявзонезаражения. Понятие о санитарной обработке. Способы и правила проведения частичной санитарной обработки. Проведение полной санитарной обработки при различных заражениях.

Жизнеобеспечениенаселениявчрезвычайныхситуациях. Первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. Организация и проведение работ по морально-психологической поддержке населения.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Микроорганизмы в окружающей среде и их влияние на человека.

Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний. Классификация микроорганизмов по их влиянию на организм человека. Классификация инфекционных заболеваний, краткая характеристика выделяемых групп. Возбудители инфекционных заболеваний.Возникновение и распространение инфекционных заболеваний. Понятие об эпидемии и пандемии. Пути передачи инфекции и их характеристика.

Иммунитет. Понятие об иммунитете, антигенах, антителах, иммунной реакции организма. Факторы, влияющие на иммунитет. Разновидности иммунитета, их формирование.

Профилактика инфекционных заболеваний. Характеристика элементов общей эпидемиологической цепи и меры по предотвращению распространения инфекционных заболеваний. Понятие о карантине.

Внешние признаки инфекционного заболевания. Основные проявления инфекционных заболеваний. Понятие об инкубационном периоде инфекционного заболевания. Периоды развития инфекционного заболевания.

Наиболее распространенные инфекционные заболевания. Возбудитель, пути заражения, основные проявления и течение инфекции, возможные последствия, лечение и профилактика следующих заболеваний: дизентерии, инфекционного (эпидемического) гепатита, ботулизма, инфекций, гриппа, дифтерии, краснухи, скарлатины, свинки (эндемического паротита).

ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Двигательная активность. Понятие о двигательной активности. Влияние двигательной активности на организм человека. Влияние мышечной работы на систему кровообращения, сопротивляемость заболеваниям, работоспособность и развитие организма. Основные составляющие тренированности организма человека. Понятие о сердечно-дыхательной выносливости. Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Аэробные и анаэробные упражнения, их характеристика. Понятие о мышечной силе и выносливости. Силовые упражнения с внешним сопротивлением и с преодолением веса собственного тела — эффективное средство развития силы мышц. Понятие о скоростных качествах и гибкости, упражнения для их развития.

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Введение. Краткий обзор войн и сражений в русской истории. Важность осознания современным человеком принадлежности к своему народу и истории.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ЗАЩИТНИКИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА

История создания Вооруженных Сил России. Военные дружины на Руси в древности и во времена становления Московского княжества. Военные реформы Ивана IV и Петра I. Военные реформы под руководством Д. А. Милютина. Реформы в военной сфере начала XX века. Вооруженные Силы Советского Союза и Российской Федерации.

Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Понятие о Вооруженных Силах. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сухопутныевойска. История возникновения и развития Сухопутных войск. Характеристика современных Сухопутных войск. Краткая характеристика состава Сухопутных войск — мотострелковых, танковых, ракетных войск и артиллерии, войск противовоздушной обороны, специальных войск.

Военно-воздушныесилы. История создания и развития авиации, ее применение в военном деле. Общая характеристика Военно-воздушных сил. Состав и вооружение родов войск Военно-воздушных сил.

Военно-морскойфлот. История создания и развития Военно-морского флота России. Общая характеристика и состав Военно-морского флота.

Ракетные войска стратегического назначения. История применения ракет в военном деле. Характеристика Ракетных войск стратегического назначения и их вооружение.

Войска воздушно-космической обороны. Назначение и задачи Войск воздушно-космической обороны.

Воздушно-десантные войска. Характеристика Воздушно-десантных войск, их вооружение и боевые свойства.

Тыл Вооруженных Сил. История возникновения и развития тыловых частей, адаптация их к современным условиям. Общая характеристика и задачи Тыла Вооруженных Сил. Средства, используемые Тылом Вооруженных Сил для выполнения задач.

Специальные войска. Общая характеристика и состав специальных войск. Характеристика инженерных войск, войск связи, войск радиационной, химической и биологической защиты.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Общая характеристика Российской Федерации и гаранты ее безопасности. Понятие об обороноспособности государства и об обороне. Основа обороны Российской Федерации. Роль Вооруженных Сил Российской Федерации и других структур в осуществлении обороны и защиты государства. Понятие о безопасности, основные функции государства по обеспечению безопасности. Состав сил, обеспечивающих безопасность государства.

Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение. Перечень других войск, воинских формирований и органов, в которых осуществляется исполнение военной службы. Комплектование других войск, воинских формирований и органов, их задачи и функции.

БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Понятие о боевых традициях. Боевые традиции российских Вооруженных Сил. Понятие о героизме, мужестве, воинской доблести и чести. Понятие о чувстве долга и воинском долге.

Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности воинских частей и подразделений. Понятие о воинском коллективе. Характерные черты воинского коллектива. Понятие о воинском товариществе.

СИМВОЛЫ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ

Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Краткая история знамени. Понятие о Боевом знамени. Порядок вручения Боевого знамени воинской части, хранение, охрана и защита Боевого знамени.

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Понятие об орденах. Ордена России и СССР. Понятие о медалях и званиях. Наградная система Российской Федерации.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Понятие о воинских ритуалах. Виды воинских ритуалов. Понятие о Военной присяге. Ритуал приведения к Военной присяге. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации и порядок его проведения. Проведение ритуала вручения военнослужащим вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • усвоение и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных, экстремальных и опасных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, готовности служить ей и защищать ее;
  • уважение к государственным символам Российской Федерации — гербу, флагу и гимну;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира, осознание своего места в этоммире;
  • осознание себя в качестве активного и ответственного гражданина, уважающего закон и правопорядок, правильно понимающего и выполняющего свои конституционные права и обязанности, принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, обладающего чувством собственного достоинства;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми, сформированность коммуникативных навыков общения и сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, к осознанному выбору будущей профессии, успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние окружающей среды, приобретение опыта бережного и ответственного отношения к природе;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к своему здоровью и здоровью других людей, умение оказывать первую помощь и самопомощь;
  • принятие и реализация ценностей здорового и разумного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании и спортивно-оздоровительной деятельности, неприятие курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, ответственный подход к созданию семьи, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • сформированность антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности, формулировать и ставить перед собой задачи в учебной и внеучебной работе, составлять планы и контролировать их выполнение, использовать необходимые ресурсы для достижения целей, выбирать правильное решение в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, разрешать конфликты, находя решение на основе согласования позиций и учета интересов;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, умениями в разрешении проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску способов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, достаточная компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
  • умение оценивать свои возможности и согласовывать действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, формулировать термины и понятия в области безопасности жизнедеятельности;
  • владение приемами действий и способами применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • сформированность и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  • сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции человека и средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая негативное влияние человеческого фактора;
  • знание основ государственной системы Российской Федерации, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
  • сформированность представлений и убеждений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера и асоциального поведения;
  • сформированность представлений о здоровом и разумном образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
  • знание наиболее распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • знание факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.);
  • знание основных мер защиты, в том числе в области гражданской обороны, и правил поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам и используя различные информационные источники;
  • умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
  • знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
  • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим и самопомощи при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки  обучающихся

Вид

контроля

Реальная дата

Раздел 1: Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (15 ч)

1

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования

комбинированный

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и в них.

Уметь пользоваться приемами спасения в случае автономного существования

Решение ситуационных

задач

2

Автономное существование человека  в  условиях  природной среды

комбинированный

Знать правила поведения в случае вынужденного автономного существования на природе

Уметь называть  способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия

Решение ситуационных

задач

3

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Изучение нового учебного материала.

Знать: потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения

 Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций.

Решение ситуационных

задач

4

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Изучение нового учебного материала.

Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним 

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения

Решение ситуационных

задач

5

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Изучение нового учебного материала

Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

Решение ситуационных

задач

6

Единая государственная система предупреждений и ликвидации ЧС (РСЧС)

Изучение нового учебного материала

Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи 

Работа по карточкам

7

Законодательные и нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности личности, общества, государства

Изучение нового учебного материала

Знать Законодательные и нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Уметь использовать полученные знания и умения  для обеспечения личной безопасности

Индивидуальный опрос

8

Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время.

Изучение нового учебного материала

Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения  для обеспечения личной безопасности

Индивидуальный опрос

9

Современные средства поражения, их поражающие факторы.

Изучение нового учебного материала

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Индивидуальный опрос

10

Современные средства поражения, их поражающие факторы Мероприятия по защите населения,

Изучение нового учебного материала

Индивидуальный опрос

11

Оповещение и информирование населения о ЧС

Изучение нового учебного материала

Работа по карточкам

Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях

12

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

Изучение нового учебного материала

Знать виды защитных сооружений,

правила поведения в защитных сооружениях.

Уметь: действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты

Индивидуальный опрос

13

Средства индивидуальной защиты населения

Изучение нового учебного материала

Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики.

Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной  защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

Работа по карточкам

14

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС.

Изучение нового учебного материала

Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. 

Уметь использовать полученные знания и умения  для обеспечения личной защиты

Работа по карточкам

15

Контроль знаний

Контроль знаний

Знать тему «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Тест

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 8ч

16

Сохранение и укрепление здоровья – важное условие достижения высокого уровня жизни

Обобщения и систематизации знаний

Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета

Уметь использовать приобретенные знания

Индивидуальный опрос

17

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Изучение нового учебного материала

Знать Основные инфекционные заболевания

Уметь использовать приобретенные знания

Индивидуальный опрос

18

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Обобщения и систематизации знаний

Работа по карточкам

19

Здоровый образ жизни и его составляющие

Обобщения и систематизации знаний

Знать основные составляющие здорового образа жизни.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

20

Значение двигательной активности и закаливания

Обобщения и систематизации знаний

Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Работа по карточкам

 

21

Вредные привычки и их влияние на здоровье

Изучение нового учебного материала.

Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

 

22

Профилактика вредных привычек

Работа по карточкам

Работа по карточкам

 

23

Контроль знаний

Контроль знаний

Знать тему « Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Тест

Раздел 3 Основы военной службы  11ч

24

История создания Вооруженных Сил России

Изучение нового учебного материала

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. 

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Фронтальный опрос

25

Организационная структура Вооруженных Сил

Изучение нового учебного материала

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

26

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России

Изучение нового учебного материала

Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.

Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

27

Другие войска, их состав и предназначение

Изучение нового учебного материала

Работа по карточкам

28

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

Обобщения и систематизации знаний

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

 Уметь использовать приобретенные  знания  для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

29

Памяти поколений. Дни воинской славы России

Обобщения и систематизации знаний

Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь: отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; использовать приобретенные  знания  для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

30

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности

Обобщения и систематизации знаний

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений.

Уметь использовать приобретенные  знания  для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

31

Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы.

Обобщения и систематизации знаний

Иметь представление о символах воинской чести.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе

Фронтальный опрос

32

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Изучение нового учебного материала

Иметь представление об основных государственных наградах.

Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды

Фронтальный опрос

33

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Изучение нового учебного материала

Иметь представление о ритуалах ВС РФ.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе

Работа по карточкам

34

Контроль знаний

Контроль знаний

Знать тему «Основы военной службы» 

Тест


Перечень учебно-методических средств обучения

1. Основная литература

  • Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский.  Изд.: Дрофа, Москва. - 2005
  • Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности В.Н. Латчук,  В.В. Марков

2. Электронные ресурсы:

  • http://window.edu.ru/   единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к
    урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
  • http://www.obzh.info   информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности
    жизнедеятельности).
  • http://www.1september.ru    веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи
    по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей)
  • http://www.school-obz.org/   - информационно-методическое издание по основам безопасности
    жизнедеятельности.
  • http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2    Обучение через Интернет.
  • http://www.km-school.ru/   Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий».
  • http://www.eidos.ru   Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
  • http://www.informic.narod.ru/obg.html   Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича
  • http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm    Для учителя ОБЖ
  • http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm    Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области
  • http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm    Первые шаги граждан в чрезвычайных  ситуациях (памятка о правилах поведения)
  • http://kombat.com.ua/stat.htm   Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
  • http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.htm    Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности  (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
  • info@russmag.ru    Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
  • vps@mail.ru    Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.

Приложение 1

Департамент образования г. Москвы

Общеобразовательная автономная некоммерческая организация

«Средняя общеобразовательная школа «ИНТЕК»

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей ________________________

№ __ от «___»_______ 2019 г.

             Согласовано

Заместитель директора по УМР

_________ О.А. Степаниченко

 «____» ____________2019 г.

          Утверждаю

Директор ОАНО «СОШ «ИНТЕК»

__________ А.С. Вишнякова

«____» _________2019 г.

ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебному предмету ОБЖ

Класс: 10

Учитель: Кондренко О.С.

г. Москва 2019 г.

Приложение 2

(обязательное)

Паспорт

фонда оценочных средств

по учебному предмету ОБЖ

Класс 10

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) предмета*

Наименование  оценочного средства

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Тест № 1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Тест № 2

Итоговый тест

Тест № 3

Ученик _____________________________________________

Тесты по «ОБЖ» 10 класс. вариант 1

(отметить наиболее полный и правильный ответ)

Тема: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

1. Если землетрясение застало человека дома, то ему необходимо:

а) срочно покинуть здание, используя лифт;

б) быстро выйти на балкон;

в) подойти к окну и посмотреть, что происходит на улице;

г) укрыться в безопасном месте.

2. Укажите последовательность действий при угрозе схода оползня.

а) закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия;

б) вынести из дома мусор и опасные химические вещества;

в) включить телевизор (радио) и прослушать сообщение и рекомендации;

г) выключить электричество, газ, воду, погасить огонь в печи;

д) перенести ценное имущество в дом и укрыть его от влаги;

е) выйти из дома и перейти в безопасное место.

3. Безопасными местами в доме при внезапном урагане, смерче или буре являются:

а) места вблизи окон, чтобы можно было наблюдать за обстановкой на улице;

б) ниши в стенах;

в) дверные проемы в капитальных стенах;

г) балконы и лоджии;

д) встроенные шкафы;

е) под прочными полками.

4. Какие из перечисленных мероприятий надо выполнить при пожаре в здании?

а) сообщить в пожарную охрану;

б) покинуть здание, используя лифт;

в) двигаться в сторону, противоположную пожару;

г) покинуть здание через незадымленный выход;

д) покинуть здание, прыгнув с балкона или из окна любого этажа.

5. Что надо делать при аварии на радиационно-опасном объекте, если нет индивидуальных средств защиты?

а) подойти к окну и посмотреть, что делается на улице;

б) вынести скоропортящиеся продукты и мусор;

в) включить телевизор (радио), прослушать сообщение и рекомендации;

г) закрыть окна и двери;

д) загерметизировать помещение;

е) приобрести в ближайшем магазине необходимые продукты для создания резерва;

ж) защитить продукты питания;

з) сделать запас воды;

и) провести йодную профилактику;

к) ждать дальнейшую информацию и указания.

6. Что делать человеку, оказавшемуся в зоне лесного пожара?

а) двигаться под прямым углом к направлению распространения огня;

б) быстро выходить из зоны пожара в любом направлении;

в) при сильном задымлении двигаться пригнувшись, дышать через мокрую ткань;

г) если возможно, окунуться в ближайшем водоеме;

д) попытаться обогнать лесной пожар.


Ученик _____________________________________________

Тесты по «ОБЖ» 10 класс. вариант 2

(отметить наиболее полный и правильный ответ)

Тема: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

1. Если землетрясение застало на улице, необходимо:

а) укрыться около высокого здания;

б) при необходимости передвигаться, укрываясь у стен зданий;

в) выйти на открытое место;

г) при необходимости передвигаться в удалении от зданий;

д) не подходить к полуразрушенным зданиям;

е) укрыться у полуразрушенного здания.

2. Какие правила безопасности следует выполнять при внезапном наводнении?

а) занять ближайшее возвышенное место;

б) остаться дома и ждать указаний и распоряжений;

в) оставаться на возвышенном месте до схода воды или прибытия спасателей;

г) эвакуироваться в безопасное место, если есть подручные средства (плот);

д) эвакуироваться в безопасное место только тогда, когда вода достигла места вашего нахождения.

3. Если ураган обрушился внезапно, при нахождении в здании необходимо:

а) быстро покинуть здание;

б) подойти к окну и изучить обстановку;

в) отойти подальше от окон;

д) укрыться в дверном проеме или в нише стены.

г) если есть подвал, укрыться в нем;

4. Укажите последовательность выполнения мероприятии при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте.

а) включить телевизор (радио) и прослушать сообщение;

б) выключить газ, электричество, воду, погасить огонь в печи;

в) вынести скоропортящиеся продукты и мусор;

г) надеть средства индивидуальной защиты;

д) освободить от продуктов холодильник;

е) проследовать на сборный эвакопункт;

ж) взять необходимые вещи, документы, продукты питания.

5. Укажите последовательность выполнения действий при выходе из зоны заражения аварийно-химическими опасными веществами.

а) прополоскать рот;

б) тщательно промыть глаза;

в) снять верхнюю одежду;

г) принять душ с мылом.

6. Укажите последовательность действий человека, который оказался под завалом и получил травму.

а) если конечности придавлены, растирать их;

б) постараться принять удобное положение;

в) понять, какую получил травму;

г) оказать себе посильную помощь;

д) голосом или стуком привлечь внимание спасателей.

Ответы к тесту № 1

вопрос

1

2

3

4

5

6

вариант №1

г

в,д,а,г,б.е

б,в,д

а,в,г

в,г,д,ж,з,и,к

а,в,г

вариант №2

в,г,д

а,в,д

в,д,г

а,д,в,б,ж,г,е

в,г,б,а

в,г,а,б,д

Оценка задания:

Вариант №1:

Оценка- 5 - Правильных ответов 16-18

Оценка -4 - Правильных ответов 11-15

Оценка -3 - Правильных ответов 5-10

Оценка -2 - Правильных ответов менее 5

Вариант №2:

Оценка- 5 - Правильных ответов 10-12

Оценка -4 - Правильных ответов 7-9

Оценка -3 - Правильных ответов 4-6

Оценка -2 - Правильных ответов менее 3



Ученик _____________________________________________

Тесты по «ОБЖ» 10 класс. Вариант №1

(отметить наиболее полный и правильный ответ)

Тема: Здоровый образ жизни

1.Что такое здоровый образ жизни?

а) отказ от вредных привычек - употребления алкоголя, табакокурения, наркотиков.

б) индивидуальная система привычек и поведения человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

в) комплекс знаний о здоровье человека

2.Какие из перечисленных факторов оказывают наибольшее влияние на индивидуальное здоровье человека?

а) биологические

б) окружающая среда

в) физические

г) служба здоровья

д) культурные

е) индивидуальный образ жизни

3.Укажите время наивысшей работоспособности человека в соответствии с суточными биологическими ритмами

а) с 8 до 10 часов

б) с 10 до 12 часов

в) с 12 до 14 часов

г) с 14 до 16часов

д) с 16 до 18 часов

е) с 18 до 20 часов

ж) с 20 до 22 часов

4.Утомление это:

а) долговременное снижение работоспособности

б) систематическое ухудшение производственных показателей

в) временное снижение работоспособности

г) регулярное нарушение функций организма

5. Укажите субъективные показатели самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни

а) самочувствие

б) работоспособность

в) частота сердечных сокращений

г) сон

д) артериальное давление

е) аппетит


Ученик _____________________________________________

Тесты по «ОБЖ» 10 класс. Вариант №2

(отметить наиболее полный и правильный ответ)

Тема: Здоровый образ жизни

1.Под режимом жизнедеятельности человека понимается:

а) деятельность в быту и на производстве

б) соответствие индивидуальной формы существования условиям среды обитания

в) установленный порядок труда, отдыха, питания и сна

2.Какие из перечисленных факторов оказывают наибольшее влияние на здоровье человека?

а) биологические

б) окружающая среда

в) индивидуальный образ жизни

г) система здравоохранения

3. В какое время суток работоспособность человека в соответствии с суточными биологическими ритмами наиболее низкая?

а) с 13 до 17 часов

б) с 17 до 21 часа

в) с 21 до 1 часа

г) с 1 до 5 часов

д) с 5 до 9 часов

4.Что является основной причиной переутомления?

а) продолжительный активный отдых

б) длительная и напряженная умственная или физическая деятельность

в) регулярное несоблюдение распорядка дня

г) постоянное употребление стимуляторов (чай, кофе и т.п.)

5. Укажите объективные показатели самоконтроля:

а) болезненные и тревожные ощущения

б) аппетит

в) самочувствие

г) показания частоты сердечных сокращений

Итоговый ТЕСТ за 10 класс по предмету ОБЖ

Условия выполнения теста:

Все вопросы имеют 3 варианта ответа. Необходимо выбрать один правильный ответ, каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Максимальное количество – 30 баллов

Время, отведенное на выполнение теста – 40 мин

1. Приметами хоженой тропы могут быть:

а) высокая трава, наличие следов птиц и зверей;

б) примятая трава, следы от транспорта, следы деятельности человека;

в) растущие на тропе грибы, ягоды, сломанные ветки.

2. Как вы будете переправляться, если лед ненадежен, а обойти его нет

возможности:

а) с шестом, держа его горизонтально на уровне груди;

б) ползком;

в) обычным шагом, простукивая лед впереди палкой.

3. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

а) открыть окна и двери нижних этажей;

б) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;

в) перенести на нижние этажи ценные вещи.

4. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, - это:

а) стихийный пожар;

б) природный пожар;

в) лесной пожар.

5. РСЧС создана с целью:

а) прогнозирования ЧС на территории Российской федерации и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

6. Если кровотечение сопровождается излиянием крови во внутренние органы, полости и ткани, то оно называется:

а) полостным;

б) внутренним;

в) закрытым.

7. Какова последовательность оказания первой помощи при коллапсе:

а) пострадавшего уложить на живот, подложив подушку, нижнюю часть туловища и ноги несколько опустить, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, согреть ноги;

б) пострадавшего уложить на спину, подложив подушку, нижнюю часть туловища и ноги пострадавшего приподнять как можно выше, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, приложить лед к ногам;

в) пострадавшего уложить на спину, нижнюю часть туловища и ноги пострадавшего несколько приподнять, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, согреть ноги.

8. Как высушить резиновые сапоги в походе:

а) набить сухой травой или бумагой и поставить их недалеко от костра;

в) вбить в землю около костра колышки и повесить на них сапоги;

в) вытащить из сапог стельки и протереть внутри досуха тряпкой, поставить сапоги к теплу, но не к открытому огню.

9. В солнечный полдень тень указывает направление на:

а) юг; б) север; в) запад; г) восток.

10. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:

а) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотнище, чтобы вас обнаружили;

б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;

в) спуститься на нижний этаж и подавать световые сигналы.

11. Аммиак – это:

а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;

в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.

12. Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели сирены. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:

а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;

б) пойти домой, включить радио или телевизор на местной программе, выслушать информацию и выполнить содержащие в ней указания;

в) продолжить игру, не обращая внимания на происходящее вокруг вас.

13. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:

а) сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб на пламя и нажать на рычаг;

б) прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя;

в) нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и придерживать до прекращения горения.

14. По каким местным приметам можно определить стороны света:

а) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и бугров, муравейникам, таянию снега;

б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее;

в) полыньям на водоемах, скорости ветра, направлению комлей валяющихся на дороге спиленных деревьев.

15. Чтобы правильно преодолеть реку, следует:

а) преодолевать реку вплавь, использовать надувные матрацы и камеры;

б) выбрать место, где вода выглядит спокойной, и переходить реку вброд, используя надувные камеры;

в) выбрать удобное место и переходить реку вброд, используя шест или альпеншток.

16. Вы попали под завал в результате землетрясения, нога была придавлена упавшей конструкцией, но освобождена: шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства, но выход заблокирован. Какова очередность ваших действий:

а) окажете себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете теплые вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;

б) окажете себе первую помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения;

в) установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг.

17. Взрыв всегда сопровождается:

а) большим количеством выделяемой энергии;

б) резким повышением температуры;

в) незначительным дробящим действием.

18. Если сигнал об угрозе нападения противника застал вас дома, необходимо:

а) оставаться дома, плотно закрыв окна и двери;

б) быстро покинуть здание и спуститься в ближайшее убежище;

в) покинуть здание и отойти от него на безопасное расстояние.

19. Максимальное время наложения жгута летом не более:

а) 30 минут; б) 60 минут; в) 90 минут; г) 120 минут.

20. Допустимая толщина льда при передвижении по нему людей должна быть:

а) не менее 10 см; б) не менее 5 см; в) не менее 15 см.

21. Укажите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях из предложенных ниже:

а) кипячение воды;

б) очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

в) очистка через фильтр из песка и материи;

22. К поражающим факторам взрыва относятся:

а) осколочные поля и ударная волна;

б) высокая температура и волна прорыва;

в) сильная загазованность местности.

23. Боевые традиции – это:

а) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы;

б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;

в) специальные нормы, предъявленные к психологическим и нравственным качествам военнослужащего в период прохождения им воинской службы.

24. Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения воинского долга.

а) решительность, вдержка, настойчивость в преодолении препятствий и трудностей, которые возникают в процессе военной службы и мешают ей;

б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;

в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, непримиримость к неуставным взаимоотношениям.

25. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам и защищать ее от врагов – это:

а) патриотизм; б) героизм; в) воинский долг.

26. День защитников Отечества 23 февраля установлен в ознаменование:

а) победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г.;

б) разгрома Советской Армией немецко-фашистких войск под Сталинградом в 1943;

в) снятие блокады города Ленинграда в 1944 г.

27. Совершение выдающихся по своему значению действий и требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию – это:

а) героизм; б) мужество; в) воинская честь.

28. Куликовская битва между русским войском с Дмитрием Донским и войском Золотой Орды произошла:

а) в 1240 г.; б) в 1380 г.; в) в 1480 г.

29. При закрытом переломе бедра необходимо:

а) попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном суставе, придать пострадавшему возвышенное положение;

б) дать обезболивающее средство, положить две шины: длинную, от подмышечной впадины до наружной лодыжки, и короткую, от промежности до внутренней лодыжки;

в) дать обезболивающее средство, положить шину из подручного материала от подмышечной впадины до коленного сустава.

30. Бородинское сражение между русской армией М.И. Кутузова и французской армией Наполеона произошло:

а) в 1825 г.; б) в 1815 г.; в) в 1812 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ

Каждое задание оценивается в баллах, которые затем суммируются и переводятся в пятибалльную шкалу.

Оценка:

«5» - 30-26 правильных ответов;

«4» - 25-21 правильных ответов;

«3» - 20- 17 правильных ответов.

«2» - менее 16 правильных ответов.

Ключ к тестовому заданию:

№ вопроса

ответа

№ вопроса

ответа

№ вопроса

ответ

1

б

11

в

21

а

2

б

12

б

22

а

3

б

13

а

23

а

4

в

14

а

24

а

5

б

15

в

25

а

6

б

16

в

26

а

7

в

17

а

27

а

8

в

18

б

28

б

9

в

19

г

29

б

10

б

20

а

30

в





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....