Материал к уроку "Заболевания" 7 класс
материал по обж (7 класс)

Тарлыкова Алена Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epizootii_i_epifitotii_k_uroku.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

       Эпизоотии и эпифитотии

Инфекционные болезни животных и растений относятся к опасным ситуациям биолого-социального происхождения, которые при определённых условиях могут привести к чрезвычайным ситуациям природного характера.

Инфекционные болезни животных — это группа болезней, которые вызываются специфическими патогенными возбудителями инфекции, микроорганизмами.

Инфекционные болезни у животных имеют такие же общие признаки, как и у человека: наличие специфического возбудителя (бактерии, вирусы); цикличность развития (инкубационный период, начальный период, период основных проявлений болезни и период угасания болезни); способность передаваться от заражённого животного к здоровому (заразность) и принимать массовое распространение.

Инфекционные болезни животных по способу передачи инфекции от больного животного к здоровому и по источнику возбудителя инфекции подразделяются на 4 группы:

1. Инфекции, передающиеся через почву, корм, воду. Главными факторами передачи возбудителя служат заражённые корма, вода, навоз, почва. К таким инфекциям относятся сибирская язва, ящур, сап, бруцеллёз.

2. Инфекции, передающиеся воздушно-капельным путём и поражающие слизистые оболочки дыхательных путей и лёгких (оспа овец и коз, чума плотоядных и др.).

3. Инфекции, передающиеся через наружные покровы (столбняк, бешенство, оспа коров).

4. Инфекции с невыявленными путями заражения.

Инфекционные заболевания животных могут носить единичный характер, могут наблюдаться и несколько случаев заболевания, которые не связаны между собой единым источником возбудителя инфекций. Однако при определённых условиях инфекционные заболевания животных могут принимать массовый характер. Тогда говорят об эпизоотии.

Эпизоотия — это широкое распространение инфекционной болезни в хозяйстве, области, стране. Эпизоотии свойственны массовость распространения инфекции среди животных, общность источника возбудителя инфекции, одновременность поражения большого количества животных, периодичность и сезонность возникновения инфекции. Эпизоотия — это эпидемия инфекционной болезни среди животных.

Ветеринарный врач ведёт профилактический осмотр сельскохозяйственных животных

Широкое распространение инфекции среди животных, охватывающей целое государство, несколько стран, материк, получило название панзоотия. (Подобное явление среди людей называется пандемией.)

К инфекционным болезням животных, имеющим тенденцию к массовым проявлениям, относят: ящур, классическую чуму свиней, оспу овец, псевдочуму птиц, бруцеллёз крупного рогатого скота и др.

Инфекционные болезни растений — это нарушение обмена веществ в растениях под влиянием фитопатогена (фитопатоген — ген-возбудитель болезни растений, выделяющий биологически активные вещества, губительно действующие на обмен веществ в растении, поражающие корневую систему и нарушающие поступление питательных веществ к растению).

В зависимости от масштабов заболевания среди растений действуют понятия: единичные заболевания растений, массовое распространение инфекционного заболевания растений (эпифитотия) и массовое заболевание, охватывающее несколько стран (панфитотия).

Восприимчивость растений к фитопатогену зависит от устойчивости к инфекции определённых сортов растений, времени заражения и условий погоды. Все болезненные признаки в растениях могут проявляться в разнообразных формах: появление гнили, мумификация (высыхание), увядание, образование налётов и наростов.

Наиболее опасными болезнями растений являются стеблевая ржавчина пшеницы, ржи, жёлтая ржавчина пшеницы, фитофтороз картофеля.

Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия

Система противоэпизоотических мер базируется на организации ветеринарно-санитарного надзора за состоянием сельскохозяйственных животных на всех стадиях их жизни, за качеством пищевого и технического сырья животного происхождения на всех стадиях его обработки и реализации.

К числу специфических противоэпизоотических мероприятий относится вынужденный убой заражённых животных, уничтожение их трупов.

Трупы животных и птиц в зависимости от характера болезни и при невозможности их утилизации (утилизация — использование отходов животноводства в качестве технических продуктов: костная мука, клей и др.) подлежат уничтожению (сжиганию, закапыванию в скотомогильниках или уничтожению в биотермических ямах).

Трупы животных, павших от сибирской язвы, чумы и туляремии, подлежат обязательному сжиганию.

Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники на всех этапах сельскохозяйственных работ, связанных с растениеводством. Проводят также следующие мероприятия:

выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений;

уничтожение очагов инфекции;

химическую обработку посевов, посевного и посадочного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрический материал в 5 классе

Геометрический материал в 5 классе на уроках математики....

Материал для мастер-класса в 3 – ем классе (по УМК “Forward” авт. М.В. Вербицкой)

Материал данного мастер-класса объединяет сразу несколько учебных тем, которые изучаются в I полугодии 3-го класса, обучающегося по УМК “Forward”. Тема «Давайте напечём блины!» особенно понравилась ре...

Материал к мастер-классу для 2 – го класса по УМК “Forward” (авт. М.В. Вербицкая)

В 2010-2011 учебном году я начала апробацию нового учебника “Forward” во 2-м классе. Данный материал представляет собой небольшую разработку мастер-класса по УМК “Forward” во 2-м классе, объединяющий ...

Урок ко Дню матери в 5 классе, посвященный матери Э.Т.Деликова Булгун Сареевне Конспект урока

Урок в 5 классе "Упрощение выражений":обобщающий и систематизиующий урок.Урок тематический.Посвящен матери Героя СоветскогоСоюза Эрдни Тельджиевича Деликова Булгун Сареевне....

Раздаточный материал. Математика 5 класс,6 класс

Данный раздаточный материал направлен на отработку правил умножения и деления  на 10, 100, 1000 и т.д.; умножения на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. Можно использовать на уроках, на дополнительных занят...

Материал к мастер-классу "Урок цифры в 8 кадетском классе" - Теория

Мы живем в цифровой эпохе и постоянно сталкиваемся с такими понятиями, как «машинное обучение», «искусственный интеллект» и др. Но далеко даже не каждый взрослый может объяснит...

Материал к мастер-классу "Урок цифры в 8 кадетском классе" - Практика

Мы живем в цифровой эпохе и постоянно сталкиваемся с такими понятиями, как «машинное обучение», «искусственный интеллект» и др. Но далеко даже не каждый взрослый может объяснит...