Рабочая программа ОБЖ
рабочая программа по обж (10 класс)

Чирков Александр Александрович

Рабочая программа ОБЖ для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh_10.docx68.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 »

Рассмотрена и рекомендована                                                Утверждена                                                                                                              

к утверждению:                                                          приказом директора МАОУ  СОШ №  31                                                                                                

педагогическим советом                                                  

МАОУ СОШ №31                                                               № 426      от 30 .08.2019

                                                                                             Директор__________О.В. Ухватова                                                        

Протокол №  1   от 29.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

        по Основам безопасности жизнедеятельности

для 10 классов

уровень изучения  базовый

                                             

                                                                                             Составители:

                                                                     

                                                                           Чирков А.А.- преподаватель-организатор ОБЖ

        

 г. Тамбов

2019

                                             

                                                 Пояснительная записка

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности  для 10 А, Б классов разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральный  закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный   государственный  образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом  Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413);

  Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №31,

Положение о Рабочей программе,   утвержденное приказом МАОУ СОШ № 31
от 05.06.2018 № 403);

 Учебный  план МАОУ СОШ № 31  на 2019/2020 учебный год,  утвержденный приказом  МАОУ СОШ №31 от 30 .08.2019 № 432     );

  Утвержденным  перечнем учебников, используемых в образовательном процессе   МАОУ СОШ № 31 в 2019/2020 учебном году, утвержденным приказом МАОУ СОШ № 31 от 30.     08.2019 № 433);

. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников 2011г. соответствует ФГОС, концепции образовательного учреждения «МАОУ СОШ №31». Программа для 10 классов предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Виды деятельности, методы  обучения:

- Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

- Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

- Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский.(Реферат. Доклад. Проектное задание)

- Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

- Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

- Стимулирования и мотивации.

- Самостоятельной учебной деятельности.

- Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

- Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

 - Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Планируемые результаты освоения учебного предмета курса

 ( на уровень обучения).

    В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской деятельности учащихся.

- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные вещества, экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

-  система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

- инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Описание места учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10 классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на профильном уровне в объеме 34 ч (из расчета по 1 ч в неделю в каждом классе).

Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися(гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5дней  (35 часов).

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан РФ к военной службе Раздел 7 Программы «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с учащимися (гражданами мужского пола). Подготовка учащихся (граждан женского пола) по основам военной службы может осуществляться только в добровольном - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные вещества, экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

- система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

- инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностные результаты

- Усвоение правил  индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. Правил поведения на транспорте и на дорогах;

- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- Развитие правового мышления и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со  сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы ЗОЖ, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- Умение соотносит свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- Умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

-  Освоение приемов действий в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание помощи пострадавшим;

- Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.

Предметные результаты

- Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера;

- Формирование убеждения в необходимости безопасного и ЗОЖ;

- Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремизма и терроризма;

- Формирование установки на ЗОЖ, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

- Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

- Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- Знание основных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

- Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и ЧС;

- Умение оказать первую помощь пострадавшим;

- Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

- Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:

- основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;

- организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;

-   основные принципы здорового образа жизни;

-  правила оказания первой медицинской помощи;

-  основы обороны государства и военной службы;

 - боевые традиции Вооруженных сил России, государственные и военные символы Российской Федерации

Учащиеся старших классов должны уметь:

- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

- грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением  воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.).

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.

Основное содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 А и 10Б классов

Модуль-1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел-1. Основы комплексной безопасности.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита её независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел-2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Раздел-3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Общие понятия о терроризме и экстремизме.

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации.

Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антитеррористического мышления.

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс РФ об ответственности за участие в террористической деятельности.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности.

Уголовный кодекс РФ об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

Обеспечение личной безопасности при угрозе

террористического акта.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль-2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел-4. Основы здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешно выполнять обязанности в профессиональной деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровы образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на уровень жизнедеятельности человека, профилактика утомления.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью потребления наркотика. Профилактика наркомании.

Модуль-3. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел-5. Основы обороны государства.

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные виды оружия и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники

нашего Отечества

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

Памяти поколений — дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сухопутные воска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСИ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение.

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

  1. Рабочая программа для проведения учебных сборов для юношей в 10 клаcсе

Пояснительная записка

Обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривает проведение ежегодных учебных сборов, в ходе которых предусмотрено практическое закрепление полученных знаний в области подготовки к военной службе.

Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане

Продолжительность учебных сборов — 5 дней (35 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней службы, элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Для обучающихся, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, проводится теоретическое изучение материалов учебных сборов, по окончании которых сдается зачет с оценкой.

Планирование и организация учебных сборов осуществляется в соответствии с положениями Инструкции об организации обучения граждан. Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и учебных пунктах, утверждённых Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации №96/134 от 24 февраля 2010 г.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке учебных сборов (приложение №9 к Инструкции).

Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях заносится в классных журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.

Предметными результатами изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе при проведении сборов  являются:

1. Знание правовых основ военной службы, статуса военнослужащего, основных положений общевоинских уставов.

2. Знание особенностей прохождения военной службы по призыву, по контракту, альтернативной гражданской службе и пребывание в запасе.

3. Знание основных видов воинской деятельности, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе.

4. Сформированность знаний о размещении и быте военнослужащих, об организации караульной и внутренней служб, о радиационной, химической и биологической защите войск.

5. Сформированность умений в выполнении элементов строевой, огневой и тактической подготовок (базовый уровень для девушек по выбору).

6. Владение основами медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

7. Сформированность знаний о здоровом образе жизни и его составляющих, о репродуктивном здоровье и социальной роли женщины в современном мире, об основах семейного права в Российской Федерации, о браке, семье и культуре брачных отношений.

КТП для проведения учебных сборов для юношей

в 10 клаcсе

№ п.п

Темы

число часов

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

2

3

4

Раздел

(35 ч)

Учебные сборы

1

Военнослужащие и взаимоотношения между ними  

(3 ч)

1.1. Права, обязанности и ответственность военнослужащих.

1.2. Взаимоотношения между военнослужащими.

1.3. Обязанности солдата (матроса).

     Характеризовать основные права военнослужащего и порядок их реализации с учётом особенностей военной службы.

     Характеризовать общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

    Характеризовать виды ответственности военнослужащих.

      Характеризовать единоначалие как один из основных принципов строительства Вооружённых Сил.

      Характеризовать сущность взаимоотношения между военнослужащими, которая должна строиться на основе взаимного уважения.

       Характеризовать основные обязанности солдата (матроса).

2

Внутренний порядок

(6 ч)

2.1. Размещение военнослужащих.

2.2. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих.

2.3. Суточный наряд. Обязанности дневального по роте.

2.4. Организация караульной службы. Часовой, обязанности часового.

2.5. Охрана здоровья военнослужащих.

2.6. Основные мероприятия, проводимые в частях и подразделениях по обеспечению безопасности военной службы.

Характеризовать общие положения по размещению военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Характеризовать основные элементы распорядка дня военной части для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Характеризовать предназначение и состав суточного наряда.

Перечислить основные обязанности дневального по роте.

Характеризовать несение караульной службы как выполнение боевой задачи.

Характеризовать часового как лицо неприкосновенное. Обосновать неприкосновенность часового. Перечислить основные обязанности часового.

Характеризовать основные мероприятия, проводимые в военной части по охране здоровья военнослужащих.

Характеризовать основные мероприятия, проводимые в военной части по обеспечению безопасности военной службы.

3

Строевая подготовка

(6 ч)

3.1. Строи и управление ими.

3.2. Строевые приёмы и движение без оружия.

3.3. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

3.4. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

3.5. Строи отделения. Развёрнутый строй, походный строй.

3.6. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Характеризовать общее понятие «строй» и его предназначение.

Характеризовать виды и элементы строя.

Характеризовать основные команды, которые подаются для управления строем.

Перечислить обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Отрабатывать выполнение строевых приёмов на мосте без оружия.

Отрабатывать выполнение строевых приёмов в движении без оружия.

Отрабатывать выполнение воинского приветствия без оружия на мосте и в движении.

Отрабатывать порядок выхода из строя и возвращения в строй.

Отрабатывать порядок подхода к начальнику и отход от него.

Характеризовать развернутый и походный строи отделения.

Отрабатывать последовательность и порядок выполнения воинского приветствия в строю на месте и в движении.

4

Огневая подготовка

(6 ч)

4.1. Устройство стрелкового оружия, основные правила, приёмы и способы стрельбы из него.

4.2. Устройство ручных боевых гранат, требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

4.3., 4.4., 4.5. Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем.

4.6. Требования в выполнении метания ручных имитационных гранат.

Характеризовать основное предназначение и боевые свойства стрелкового оружия и боеприпасов к нему.

Тренируется в порядке выполнения неполной разборки и сборки стрелкового оружия и в поддержании его в исправном состоянии.

Усваивает требования безопасности при проведении стрельб и при обращении с оружием и боеприпасами.

Характеризует устройство, предназначение и поражающие факторы ручных боевых гранат.

Отрабатывает приёмы подготовки стрелкового оружия к стрельбе.

Тренируется в выполнении упражнения стрельб по неподвижным целям днем.

Выполняет упражнение стрельб по подвижным целям днём.

Отрабатывает способы метания ручных имитационных гранат.

5

Тактическая подготовка

(6 ч)

5.1. Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою.

5.2. Основные приёмы и способы действий солдата в общевойсковом бою, сигналы управления, оповещения и взаимодействия.

5.3. Способы передвижения солдата в бою.

5.4. Приёмы и правила стрельбы в бою.

5.5. Последовательность инженерного оборудования одиночного окопа.

5.6. Способы ориентирования на местности.

     Характеризовать современный общевойсковой бой. Объяснять обязанности солдата в бою.

     Характеризовать основные приёмы и способы действия солдата в общевойсковом бою, сигналы оповещения и взаимодействия.

    Характеризовать основные способы передвижения солдата в бою.

    Объяснять сущность способов передвижения солдата в бою.

    Уяснить основные правила и приёмы ведения стрельбы в бою для эффективного поражения противника.

      Отработайте последовательность инженерного оборудования одиночного окопа.

      Уяснить сущность и отработать приёмы ориентирования на местности.

6

Физическая подготовка

(5 ч)

6.1. Гимнастика и атлетическая подготовка.

6.2. Преодоление препятствий.

6.3. Ускоренное передвижение, легкая атлетика.

6.4., 6.5. Комплексные учебно-тренировочные занятия.

     Отрабатывать упражнение для развития силовых способностей (жим штанги, подтягивание на перекладине, лазание по канату).

       Отрабатывать преодоление полосы препятствий.

      Отработка упражнений, способствующих развитию скоростных способностей.

       Отработка упражнений для формирования и закрепления необходимых физических качеств (силы, быстроты, выносливости).

7

Военно-медицинская подготовка

(2 ч)

7.1. Правила оказания первой помощи при ранениях.

7.2. Правила оказания первой помощи при ожогах, острых отравлениях, обморожении.

      Отрабатывать последовательность и правила оказания первой помощи при ранениях.

     Отрабатывать приёмы в оказании первой помощи при ожогах, остром отравлении и обморожении.

8

Радиационная, химическая и биологическая защита войск

(1 ч)

8.1. Табельные средства индивидуальной защиты военнослужащих от оружия массового поражения

      Характеризовать основные табельные средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.

      Отрабатывать приёмы по использованию табельных индивидуальных средств защиты от оружия массового поражения.

 9

(1 ч)

     Зачет по теоретическому изучение материалов учебных сборов с освобожденными по состоянию здоровья  учащимися, проводится в дни сборов индивидуально.

     

Рабочая программа для проведения учебных сборов для девушек в 10 клаcсе

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

 Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для углублённого изучения основ медицинских знаний с учащимися (гражданами женского пола) 10 классов.

Программа разработана в соответствии нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан РФ к военной службе. Программа реализует положение о добровольной подготовке учащихся (граждан женского пола) по Основам военной службы и организации с ними отдельно от учащихся (граждан мужского пола) занятий по углублённому изучению основ медицинских знаний.

Тематический план программы разработан в объёме учебного времени, отведённого на изучение Раздела 7 «Основы военной службы» в общей рабочей программе 21 час.

 «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» - 21 час, 5 тем.

Занятия по данной программе проводят преподаватели, прошедшие специальную подготовку по основам медицинских знаний и здоровому образу жизни в образовательных учреждениях дополнительного образования.

По итогам изучения данной программы в 10 классе учащимся (гражданам женского пола) выставляется оценка, которая учитывается при итоговой аттестации.

                        Основное содержание программы

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Основные кишечные инфекции. Инфекции дыхательных путей.

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.

Основные неинфекционные заболевания. Факторы риска их возникновения. Ишемическая болезнь сердца, факторы риска её возникновения.

Первая помощь при травмах и ранениях.

Значение своевременного оказания первой помощи по снижению тяжести последствий для пострадавшего. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и растяжениях.

Оказание первой помощи при ранениях, методы остановки кровотечения.

Травматические переломы, правила оказания первой помощи при переломах опорно-двигательного аппарата.

Виды повязок и правила их наложения. Основные приёмы транспортной иммобилизации пострадавших и правила их транспортировки.

Первая помощь при отравлениях.

Оказание первой помощи при отравлении лекарственными препаратами, алкоголем и никотином, препаратами бытовой химии.

Оказание первой помощи при отравлении угарным газом и аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

Первая помощь при ожогах, отмораживаниях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током.

Правила оказания первой помощи при ожогах, отмораживаниях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током.

Первая помощь при массовых поражениях.

Особенности оказания первой помощи в условиях массовых поражений. Медицинские средства защиты и профилактик.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество

часов

Основное содержание раздела

Характеристика основных видов деятельности учащихся, относящихся к разделу (на уровне учебных действий)

1

Основы комплексной безопасности

6

  1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
  2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
  3. Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

Характеризовать особенности жизнедеятельности человека при автономном пребывании его в природной среде.

Отработать элементы ориентирования на местности с помощью карты и компаса, по местным предметам, солнцу и часам.

Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения,сформировать убеждение в необходимости осознанного соблюдения правил дорожного движения.

Систематизировать информацию по обеспечению личной безопасности в условиях различных криминогенных ситуаций, выработать правила личной безопасности в повседневной жизни.

2

Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера

1

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера

Расширение знаний о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.

Изучение рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сформирование системы личного поведения для минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.

7

  1. Общие понятия о терроризме и экстремизме.
  2. Нормативно правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ.
  3. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
  4. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.
  5. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

 Характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьезную угрозу национальной безопасности России.

Выявлять и анализировать факторы, способствующие вовлечению молодежи в террористическую деятельность.

Сформировать гражданские нравственные позиции по негативному отношению к любым видам террористической и экстремистской деятельности. Характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьезную угрозу национальной безопасности России.

Выявлять и анализировать факторы, способствующие вовлечению молодежи в террористическую деятельность.

Сформировать гражданские нравственные позиции по негативному отношению к любым видам террористической и экстремистской деятельности.

Характеризовать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму.

Характеризовать комплекс мер, принимаемых в Российской Федерации по противодействию терроризму.

Характеризовать нравственные позиции и личные качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и обосновать их значение.

Обосновать значение современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности в формировании антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления. Характеризовать нравственные позиции и личные качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и обосновать их значение.

Обосновать значение современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности в формировании антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.

Характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической деятельности, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Характеризовать основные меры ответственности за экстремистскую деятельность, предусмотренные законом «О противодействии экстремистской деятельности» и Уголовным кодексом РФ. Характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической деятельности, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Характеризовать основные меры ответственности за экстремистскую деятельность, предусмотренные законом «О противодействии экстремистской деятельности» и Уголовным кодексом РФ.

Сформировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий.

4

Основы здорового образа жизни

4

  1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
  2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

 Формировать убеждение в необходимости соблюдения норм здорового образа жизни для подготовки к военной службе и гражданской профессиональной деятельности.

Характеризовать основные инфекционные заболевания, причины их возникновения и меры по их профилактике.

Характеризовать здоровый образ жизни как индивидуальную систему поведения человека.

Определит основные факторы, влияющие на здоровье.

Систематизировать основные составляющие здорового образа жизни.

Проанализировать свое поведение в повседневной жизни и оценить, в какой мере оно соответствует нормам здорового образа жизни.

Характеризовать биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Сформировать убеждение в необходимости постоянного самоконтроля за своим состоянием и умение планировать свою нагрузку с учётом своих возможностей.

Характеризовать значение двигательной активности и физической культуры для укрепления и сохранения здоровья.

Сформировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, как факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье. Характеризовать здоровый образ жизни как индивидуальную систему поведения человека.

Определит основные факторы, влияющие на здоровье.

Систематизировать основные составляющие здорового образа жизни.

Проанализировать свое поведение в повседневной жизни и оценить, в какой мере оно соответствует нормам здорового образа жизни.

Характеризовать биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Сформировать убеждение в необходимости постоянного самоконтроля за своим состоянием и умение планировать свою нагрузку с учётом своих возможностей.

Характеризовать значение двигательной активности и физической культуры для укрепления и сохранения здоровья.

Сформировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, как факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье.

5

Основы обороны государства

16

     1.Гражданская оборона-                      составная часть обороноспособности страны.

2.   Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего отечества.

3. Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации.

4. Боевые традиции Вооружённых Сил Российской Федерации.

Характеризовать основные этапы становления Вооружённых Сил России и их основное предназначение в современных условиях.

Сформировать убеждение в том, что Вооружённые Силы России всегда будут составлять основу защиты нашего Отечества от военных угроз.

Характеризовать дни воинской славы (победные дни) России.

Сформировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов — защитников Отечества.

Характеризовать военную организацию государства, её предназначение, состав Вооружённых Сил РФ, руководство и управление Вооруженными Силами РФ.

Характеризовать Сухопутные войска как вид Вооружённых Сил РФ, их предназначение, состав, технику и вооружение.

Характеризовать Военно-воздушные силы как вид Вооружённых Сил РФ, их предназначение, состав, технику и вооружение.

Характеризовать Военно-морской флот как вид Вооружённых Сил РФ, их предназначение, состав, вооружение и военную технику.

Характеризовать Ракетные войска стратегического назначения как самостоятельный род войск, их предназначение, вооружение и военную технику.

Характеризовать Воздушно-десантные войска как самостоятельный род войск, их предназначение, вооружение и военную технику.

Характеризовать Космические войска как самостоятельный род войск.

Характеризовать в общих чертах войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ.

6

        Учебные сборы

35

1. Размещение и быт военнослужащих.

2. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

3.Организация караульной службы.

4. Строевая подготовка.

5. Огневая подготовка.

6.Тактическая подготовка.

 

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Дата по плану

Дата фактическая

10А

10Б

10А

10Б

1

Основы комплексной безопасности

6

 

 

1.1

 Автономное пребывание человека в природной среде.

Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде.

1

3.09

6.09

1.2

Обеспечение личной безопасности на дорогах

1

10.09

13.09

1.3

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

1

17.09

20.09

1.4

ЧС природного характера и их возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера.

1

24.09

27.09

1.5

ЧС техногенного характера и их возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера.

1

1.10

4.10

1.6

Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона. Характер современных войн и вооружённых конфликтов.

1

8.10

11.10

2

Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера.

1

2.1

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера.

1

 15.10

 18.10

3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

7

3.1

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.

1

22.10

25.10

3.2

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

1

5.11

8.11

3.3

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления действия террористической и экстремистской деятельности.

1

12.11

15.11

3.4

Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ, Федеральных законов О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности». Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

1

19.11

22.11

3.5

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.

1

26.11

29.11

3.6

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

1

3.12

6.12

3.7

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

1

10.12

13.12

4

Основы здорового образа жизни

4

4.1

Сохранение и укрепление здоровья-важнейшая часть поготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

1

17.12

20.12

4.2

Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

1

24.12

9.01

4.3

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1

14.01

17.01

4.3

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1

21.01

24.01

5

Основы обороны государства

16

5.1

Гражданская оборона-составная часть обороноспособности страны. Основные виды оружия и их поражающие факторы.

1

28.01

31.01

5.2

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1

4.02

7.02

5.3

Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени.

1

11.02

14.02

5.4

Средства индивидуальной защиты

1

18.02

21.02

5.5

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.

1

25.02

28.02

5.6

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

1

3.03

6.03

5.7

История создания Вооружённых Сил Российской Федерации. Памяти поколений-дни воинской славы России.

1

10.03

13.03

5.8

Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ

1

17.03

20.03

5.9

Сухопутные войска (СВ), их состав и  предназначение. Вооружение и военная техника СВ.

1

7.04

10.04

5.10

Воздушно-космические силы (ВКС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВКС.

1

14.04

17.04

5.11

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.

1

21.04

24.04

5.12

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.

1

28.04

8.05

5.13

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.  

1

5.05

8.05

5.14

Войска и воинские формирования не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации.

12.05

15.05

5.14

Патриотизм и верность воинскому долгу-качества защитника отечества. Дружба и войсковое товарищество –основа боевой готовности частей и подразделений.

1

12.05

15.05

5.15

Тестирование по разделу «Основы обороны государства»

1

19.05

22.05

  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Смирнов А.Т., Тупикин Е.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007.

2. Соловьев С.С. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006.  

3. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста   . - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2008  

4. Чумаков Б.Н. 10 заповедей сохранения жизни. - М.: Пед. общество России, 2005  

5. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников М: «Просвещение», 2011 Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 10 класс                  

6.Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 1997

7. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.

Конституция Российской Федерации.

Федеральные законы: "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О безопасности", "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об обороне", "О гражданской обороне".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...