Главные вкладки

    Открытый урок: Радиация вокруг нас
    план-конспект урока по обж (8 класс)

    Медведев Сергей Федорович

    О Т К Р Ы Т Ы Й   У Р О К

    По  ОБЖ в 8 «Б» классе МБОУ «Тарбагатайской СОШ»

    Тема урока: «Радиация вокруг нас».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_8_klass.doc108.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    О Т К Р Ы Т Ы Й   У Р О К

    По  ОБЖ в 8 «Б» классе МБОУ «Тарбагатайской СОШ»

    Тема урока: «Радиация вокруг нас».

    Цель  урока:

    Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека.

    Задачи:

    • Изучить основные понятия радиации; источниках и видах ионизирующего излучения, единицах измерения, воздействия на человека.
    • Развитие мышления, памяти, речи, воображения, мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей, лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию,  делать выводы.
    • Воспитание ответственности, самостоятельности, нравственности, воспитание бережного отношения к здоровью.

    Тип урока: урок изложения нового материала.

    Форма проведения: проблемная лекция.

    Учебные вопросы:

    • Ионизирующее излучение и его виды.
    • Источники излучений (естественные и искусственные).
    • Внутреннее и внешнее облучение организма.
    • Нормы радиационной безопасности человека.

    Продолжительность урока:  45 минут.

    Методы обучения: проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация), опережающего обучения.

    Формы организации:  коллективная, индивидуальная.

    Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; ;презентация; фотослайды.

     План урока:

    1. Организационный момент. 3 мин
    2. Целеполагание и мотивация. 3 мин
    3. Актуализация. 20 мин

    Динамическая пауза. 1 мин

    1. Осознание и осмысление учебной информации. 3 мин
    2. Первичное закрепление учебного материала. 7 мин
    3. Информация о домашнем задании. 4 мин
    4. Рефлексия (подведение итогов урока). 4 мин

    Ход урока

    1. Организационный момент (3 мин)

    Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует в классе? Будьте внимательны, и активны.

    Учитель: Недавно мы с вами изучили, какие объекты, использующие АХОВ, есть в городе и в чем их возможная опасность. Давайте вспомним предприятия и назовем аварийно химически опасные вещества.

    2. Целеполагание и мотивация (3 мин)

    Учитель А как вы думаете, на чем основана работа атомной электростанции? Она работает на энергии атома. Человек смог освоить этот колоссальный вид энергии и пустить его на благо людей. Но как у любого явления, у атомной энергии есть две стороны – положительная и отрицательная. Положительную мы узнали, давайте попытаемся узнать об отрицательной стороне и о том, зачем нужна атомная энергия человеку.  Тема сегодняшнего урока «Радиация вокруг нас».

    3. Актуализация знаний и умений (20 мин)

    Учитель. Наш урок пройдет в форме проблемной лекции. Я предлагаю вам вести по ходу объяснения записи в тетради, фиксируя основные моменты и слова. План  нашего урока записан на слайде Ионизирующее излучение и его виды.

    1. Источники излучений (естественные и искусственные).
    2. Внутреннее и внешнее облучение организма.
    3. Нормы радиационной безопасности человека.

    Эпиграфом к нашему уроку будет загадка: «Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна». Догадались? Да, это – радиация

    Cкажите, что общего между этими тремя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26 апреля 1986 г.). Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима и Нагасаки,  Чернобыль).

    Да, действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей. Вот она, вторая сторона атомной энергии – радиация, или ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Сейчас мы послушаем сообщение «ученого-физика», который нам расскажет немного об этом явлении согласно первому пункту плана.

    1) Ионизирующее излучение и его виды.

    Ученик-физик. Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь.

    Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895  г. известный немецкий физик В. Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896  г., А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898  г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы (была открыта цепочка распадов).

    С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.

        Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. При прохождении через вещество ионизирующее излучение вызывает в нём ионизацию, т. е. превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы. Это сложное излучение, включающее в себя излучения нескольких видов. (Рассказывает с помощью схемы, слайд № 10).

    Учитель. Радиация – это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани

    Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10 см, в биоткани – до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.

    Бета-излучение – распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в алюминии – до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.

    Гамма-излучение – распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.

    Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) – это количество энергии, поглощаемое 1 г вещества А дозу облучения в бэр.

    Учитель: Переходим ко второму пункту плана и разберем ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩИХ  ИЗЛУЧЕНИЙ.

    2) Источники излучений (естественные и искусственные) 

    Учитель: Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте обратимся к схеме №1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно).

    Схема 1

    схема1

    Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации. Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о. Ниуэ в Тихом океане. Однако, люди там здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались. Так как космос – источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон. В открытом космосе – жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия. Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.

    Переходим к следующему пункту нашего плана. В зависимости от того, как расположен источник излучения, различают ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

    3) Внешнее и внутреннее облучение человека.

    Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?

    Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема, показывающая  виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд № 14).

    Схема 2

    схема2

    Доза излучения – Р (рентген)

    Доза облучения – бэр (биологический эквивалент рентгена),   1 бэр = 1 Р

    От 4 до 12 мкР/ч

    Естественный радиационный фон

    30 – 100 мбэр (0,03 -0,1 бэр)

    Годовая доза облучения

    500 мбэр

    Допустимое облучение за год

    Вам, наверное, интересно узнать в цифрах  НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? Тогда давайте послушаем сообщение «медицинского работника».

    4) Нормы радиационной безопасности человека.

    Ученик-медик: (С помощью таблицы и диаграммы рассказывает о нормах радиационной безопасности и вводит понятие «Лучевая болезнь», слайды № 15, 16).

    Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.

    Учитель: В городе Балаково и Балаковском районе в нескольких селах есть электронное табло, которое постоянно показывает уровень радиации в нашей местности. Зная норму, мы можем определить, не превышен ли радиационный фон.

    Динамическая пауза (1 мин)

    И.п. – стоя. 

    1. Давайте посмотри вокруг – видна ли радиация? (вращение головой).
    2. Напишите руками в воздухе буквы α, β, γ (вращение руками).
    3. Где радиация выше – в горах или на равнине (руки вверх, наклон вперед – достать руками пол).
    4. Электроны в ядре атома двигаются хаотично (прыжки, шаги на месте).

    4. Осознание и осмысление учебной информации (3 мин)

    Учитель. Ребята, вы узнали почти все о радиации. Эта тема очень актуальна сегодня, особенно для нашей местности, так как мы живем рядом с потенциально опасным объектом.

    Какой радиационно-опасный объект находится рядом с нами?

    Да, это Балаковская АЭС. Мы должны знать много о радиации, чтобы принимать верные решения.

    5. Первичное закрепление учебного материала. (7 мин)

    Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Я буду задавать вопросы и посмотрим, как вы на них ответите. За каждый правильный ответ ставится 1 балл Какие виды излучения вы теперь знаете?

    1. Какое из них самое опасное?
    2. В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения?
    3. Радон – это искусственный или естественный источник излучения?
    4. Кто  больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах?
    5. Какова годовая доза естественного облучения?

    Проверка осуществляется по ключу (слайд № 18). После этого подсчитывается количество баллов, выставляются оценки.

    6. Информация о домашнем задании. (4 мин)

    Учитель: Домашнее задание будет несколько необычным, и состоять будет оно из двух частей (слайд № 19):

    1. Вы ознакомитесь с  § 4.1. учебника, а затем прочтете лекцию своим домашним, чтобы они также имели представление о радиации.
    2. Составьте  кроссворд или  ребус из опорных слов (не менее 10), которые есть на ваших схемах. Данное задание является дополнительным и выполняется теми, кто хочет получить более высокую оценку.

    .7. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)

    Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с понятием «Радиация». Эта тема нужна для нас, т.к. мы проживаем в  стране,где находятся действующие АЭС и еще строятся. Более подробно с данным явлением вы познакомитесь на уроках физики. Мы же на следующих уроках изучим всё, что касается радиационно опасных объектов и возможных аварий на них. Давайте перечислим те слова, которые встретились сегодня нам на уроке впервые.

    Используемая литература:

    1. Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. М.: Дрофа, 2007.
    2. Латчук В.Н. ОБЖ. 8 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2000.
    3. Форостенко Ю.Г. Защити себя сам! СПб.: Лань, 1999.
    4. Чернышев Г.Я. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика. М.: Военные знания, 2000.
    5. А.А. Афанасьев, А.В. Наследухов, С.К. Миронов. Библиотека электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» (БЭНП «ОБЖ 5-11 классы»).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок Прогрессии вокруг нас

    Конспект урока с презентацией...

    Комбинированный урок по УМК «ОБЖ» для 8 класса «Радиация вокруг нас» по теме «Аварии на радиационно-опасных объектах».

    Комбинированный урок по УМК «ОБЖ» для 8 класса «Радиация вокруг нас» по теме «Аварии на радиационно-опасных объектах»....

    Презентация по ОБЖ 8 класс к уроку по Теме" Радиация вокруг нас"

    Презентация по ОБЖ 8 класс к уроку по Теме" Радиация вокруг нас". Конспект урока представлен на сайте....

    Конспект открытого урока "Мир вокруг нас" в 6 классе

    Охрана окружающей среды и экологические проблемы очень актуальны в наши дни. Цель урока: прививать школьникам любовь и уважительное отношение к своей земле, родной природе, научить школьников бережно ...

    Открытый урок "Все вокруг геометрия!"

    Класс: 9Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Площадь многоугольников».Задачи: образовательные:1.формировать навыки самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний;2...

    Открытый урок "Математика вокруг нас"

    Разработка содержит практико-ориентированные задания для разминки, видеовопросы от учителя русского языка и преподавателя по классу фортепиано для проектной разработки. Обучающиеся получают задания, в...

    план-конспект открытого урока "Радиация"

    план-конспект открытого урока "Радиация"...