«Профилактика пожаров в повседневной жизни. Пожарная безопасность в школе»
план-конспект урока по обж (8 класс)

Чимит Дондокдоржиевич Гатапов

Цели:

1. Отработка навыков безопасного поведения школьниками в  условиях пожара;

3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.

Оборудование: 1.презентация; 2.компьютер; 3.проектор; 4.экран; 5.прогивогаз; 6.бинты; 7.шина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

8 класс

Тема: «Профилактика пожаров в повседневной жизни. Пожарная безопасность в школе»

Цели:

1. Отработка навыков безопасного поведения школьниками в  условиях пожара;

3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.

Оборудование: 1.презентация; 2.компьютер; 3.проектор; 4.экран; 5.прогивогаз; 6.бинты; 7.шина.

                                                               Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Тема сегодняшнего урока очень важная и интересная. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

II.Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.

. На этом уроке речь пойдёт о пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании первой медицинской помощи, о защите здоровья и жизни.

III.Ход урока.

1.Исторический экскурс.

В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.

Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан.

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира (слайды)

Огонь -  враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.

2.Законы Российской Федерации.

Так что же такое пожар? (слайд 7)

18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. (слайды)

Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

3.Правила пожарной безопасности в школе.

Чтобы у нас в школе не случилось пожара (слайд), необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять определённые действия.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В  ШКОЛЕ Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер. Первое, что надо сделать - это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы (слайды).

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом (тел. 01, с сотового телефона позвонить по номеру 101).

По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении пожар; все ли эвакуированы (слайд)

Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто  в школе проводятся  учебные эвакуации (слайды). Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:  

 - главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;  

 - если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;  

 - если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;

 - на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди (слайд)

Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара (слайды).

4.Средства индивидуальной защиты при пожаре.

 В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование индивидуальных средств защиты (слайд).

Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной убор; вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание.

При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову раненого.

5.Практическая часть – надевание противогаза.

Желающие могут продемонстрировать надевание противогаза.

6. Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.

Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи таков:

Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.

Успокоить пострадавшего и окружающих.

Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.

Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение.

На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку (слайд).

При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.

При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.

При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).

7.Отравление угарным газом. Остановка дыхания и сердечной деятельности. Первая помощь.

Консультация медицинского работника.

8. Травмы и переломы при пожаре. Первая помощь.

Консультация медицинского работника.

IV. Подведение итогов.

Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и умеете. Но мы все должны быть внимательными, аккуратными, бдительными и поступать всегда так, чтобы эта ЧС в нашей школе не случилась (слайд).  Спасибо за внимание! 

Оценки, домашнее задание. Уч.А.Т.Смирнов, 8 кл. Гл.1, &1.3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пожарная безопасность.

Слайд 2

Учебные вопросы: Общие сведения о пожаре. Причины пожаров. Поражающие факторы пожаров. Последствия пожаров. Правила безопасного поведения при пожаре. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

Слайд 3

Общие сведения о пожаре. Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Слайд 4

Общие сведения о пожаре. Пожар – это ___________________________ горение, причиняющее _____________________ ущерб, вред жизни и ___________ граждан, интересам _____________________ и государства.

Слайд 5

Причины пожаров: Неосторожное обращение с огнём. Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования. Неправильная эксплуатация печного отопления. Шалости детей. Поджоги.

Слайд 6

Условия, необходимые для процесса горения: Наличие горючего вещества. Наличие окислителя. Наличие источника воспламенения.

Слайд 7

Условия, необходимые для процесса горения: Наличие _________________ вещества. Наличие ____________________. Наличие источника __________________.

Слайд 8

Условия, необходимые для процесса горения: Окислители: ● кислород воздуха, ● химические соединения, содержащие кислород в составе молекул: селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота ● химические элементы: фтор, бром, хлор.

Слайд 9

Условия, необходимые для процесса горения: В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения: А) бензин + кислород воздуха Б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета В) гранит + кислород воздуха + пламя горелки Г) дерево + кислород воздуха + факел Д) бензин + кислород воздуха + искра от зажигалки

Слайд 10

Условия, необходимые для процесса горения: группы возгораемости материалов горючие трудногорючие негорючие древесина ДВП кирпич целлюлоза ДСП бетон пластмасса металл битум гипс гранит мрамор

Слайд 11

Поражающие факторы пожаров: 1.Первичные: ● открытый огонь ● повышенная температура окружающей среды ● токсичные продукты горения ● потеря видимости вследствие задымления ● пониженное содержание кислорода 2. Вторичные: ● взрывы ● обрушения ● замыкания электрических сетей

Слайд 12

Поражающие факторы пожаров: 1.Первичные: ● открытый ___________ ● повышенная ____________ окружающей среды ● _____________ продукты горения ● потеря ____________ вследствие задымления ● пониженное содержание _______________ 2. Вторичные: ● _____________ ● обрушения ● замыкания __________________ сетей

Слайд 13

Последствия пожаров. Гибель и травмы людей. Материальный ущерб. Ущерб окружающей среде.

Слайд 14

Советы по пожарной безопасности: Выбор средств борьбы с огнём Вы располагаете многими средствами, позволяющими потушить огонь в самом начале: одеяла, грубая ткань, мешковина, ёмкости с водой, горшечная земля, стиральный порошок, покрывала, одежда с вешалки в прихожей.

Слайд 15

Советы по пожарной безопасности: Чистота и порядок Дом, в котором царят чистота и порядок, защищён от пожара. Слой пыли, плёнка жира способствуют распространению огня. Не храните старые вещи, загромождающие вашу квартиру.

Слайд 16

Советы по пожарной безопасности: Ненужные вещи на чердаках, в подвалах и гаражах Освободите ваши подвалы, чердаки и гаражи от ненужных вещей (старых газет, одежды и прочее). Не оставляйте в гараже промасленной ветоши тряпок, пропитанных легковоспламеняющимся веществом.

Слайд 17

Советы по пожарной безопасности: Неисправное электрооборудование Не допускайте повреждения электропроводов , их небрежного соединения, коррозии или загрязнения предохранителей, оголения или плохой изоляции.

Слайд 18

Советы по пожарной безопасности: Перегрузка электросети Не перегружайте электросеть , включая одновременно слишком много электроприборов. Не включайте все ваши электроприборы в одну розетку: из-за её перегрузки может возникнуть пожар.

Слайд 19

Советы по пожарной безопасности: Электробытовые приборы Не оставляйте электробытовые приборы включёнными в сеть в течение длительного времени, они могут перегреться. Не пользуйтесь неисправными электроприборами.

Слайд 20

Советы по пожарной безопасности: Источники воспламенения и горючие материалы Не ставьте источники открытого огня (свечи, спиртовки) около занавесок. Не накрывайте люстры или настольные лампы бумагой.

Слайд 21

Советы по пожарной безопасности: При уходе из дома Прежде чем уйти из квартиры, перекройте подачу газа. Плотно закройте все двери в вашей квартире, чтобы избежать сквозняков и помешать распространению огня, если возникнет пожар. Убедитесь, что вы нигде не оставили источника огня (горящие угли в печи, незатушенные окурки, включённые электронагревательные приборы).

Слайд 22

Правила безопасного поведения при пожаре. Оценить обстановку. Вызвать пожарных. Попытаться потушить самостоятельно. Покинуть помещение.

Слайд 23

Сколько времени требуется, чтобы остаться в живых при пожаре ?

Слайд 24

Через 30 секунд огонь станет НЕУПРАВЛЯЕМЫМ.

Слайд 25

Скорость распространения дыма: 2-3 минуты коридор, 1-1,5 минуты лестничная клетка десятиэтажного здания.

Слайд 26

В комнате пожар продолжительностью чуть больше 1 минуты создает температуру в слое дыма 370°С. Если не защищена голова, то наступает мгновенная смерть.

Слайд 27

Правила безопасного поведения при пожаре. Если надо выходить через задымлённый коридор: ● при движении накройтесь мокрой плотной тканью ● дышите через носовой платок, одежду ● двигайтесь к выходу пригнувшись или ползком

Слайд 28

Правила безопасного поведения при пожаре. Если на человека надвигается огненный вал: ● упасть ● закрыть голову одеждой ● не дышать

Слайд 29

Правила безопасного поведения при пожаре. Если человек не можете выйти к лестничной клетке (выходу): ● вернуться в помещение ● плотно закрыть дверь ● дверные щели и вентиляционные отверстия закрыть мокрыми тряпками ● ждать пожарных

Слайд 30

Правила безопасного поведения при пожаре. Если есть балкон (лоджия): ● выйдите на балкон (лоджию) ● закройте плотно дверь ● эвакуируйтесь по пожарной стационарной лестнице или через другую квартиру

Слайд 31

Правила безопасного поведения при пожаре. Если человек оказался в завале: ● оказать себе посильную помощь ● растирать придавленные конечности ● голосом и стуком привлекать внимание спасателей ● постараться ослабить давление на грудь ● укрепить завал ● постараться найти и надеть тёплые вещи

Слайд 32

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Граждане имеют право на: ● защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара ● возмещение ущерба, причинённого пожаром в установленном порядке ● участие в установлении причин пожара, нанёсшего ущерб их здоровью и имуществу ● получение информации по вопросам пожарной безопасности ● участие в обеспечении пожарной безопаснос ти

Слайд 33

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Граждане обязаны : ● соблюдать требования пожарной безопасности ● иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности ● при обнаружении пожаров, немедленно уведомить пожарную охрану ● до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров ● оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров ● выполнять законные требования должностных лиц пожарной охраны

Слайд 34

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Граждане несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. В частности в статье 167 Уголовного кодекса РФ предусмотрено: за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершённое путём поджога и повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказание путём лишения свободы на срок от 2 до 5 лет.

Слайд 35

Вопросы и задания: Синквейн «Пожар»

Слайд 36

Домашнее задание: 1. Составить три теста на тему «Пожар». 2. Составить кроссворд по теме «Пожар» (не менее 7 слов). 3. Подготовиться к проверочной работе по теме «Пожар».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К уроку "Профилактика пожаров в повседневной жизни" 8 класс

Огонь становится врагом человека, когда вырывается из-под контроля, следовательно, основные усилия человека должны быть направлены на выработку мер пожарной безопасности....

Пожарная безопасность в школе

Пожарная безопасность в школе – это курс знаний, который должен усвоить каждый учащийся, а также состояние школы, характеризуемое возможностью предотвращения развития пожара и возможностью адекватной ...

разработка урока по ОБЖ на тему:«Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах» 8 класс

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах...

Презентация "Профилактика пожаров в повседневной жизни"

Внеклассное занятие профилактика пожаров в повседневной жизни...

Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе по теме Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе по теме Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения...