Аналитический отчет Учителя ОБЖ
материал по обж

Пастухов Виктор Сергеевич

Аналитический отчет Учителя ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новичихинская  средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края

Аналитический отчет

о результатах профессиональной деятельности

по методической теме:

«Проблемное обучение на уроках основ безопасности жизнедеятельности как средство развития познавательных УУД».

Пастухов Виктор Сергеевич,

учитель ОБЖ

с. Новичиха

2021


Я, Пастухов Виктор Сергеевич, учитель ОБЖ  МБОУ «Новичихинская СОШ», в 2019 году окончил Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Межрегиональный институт развития образования» по специальности учитель основ безопасности жизнедеятельности , работаю в школе 5 лет.

Являюсь участником всероссийского педагогического конкурса «Творческий учитель – 2019» в номинации Военно-спортивный конкурс «Вперед, мальчишки».  

В 2020 году принимал участие в конкурсах профессионального мастерства: «Учитель года по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»  среди учителей Алтайского края, где занял второе место. А также принимал участие в муниципальном этапе краевого конкурса «Учитель года - 2020», по результатам которого стал призером.

Наше общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

Введение в образовательный процесс Федерального государственного стандарта в корне меняет систему образования. Перед школой встала задача научить обучающихся самостоятельно не только находить необходимую информацию, но и правильно применять её, решая те или иные задачи. Ученик сам должен стать «проектировщиком и строителем» образовательного процесса, умеющим, ко всему этому, контролировать и оценивать свои достижения, как предписывают новые стандарты. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках.

Мое педагогическое развитие направлено  на овладение новаторской теорией и практикой, внедрение в свою практику и практику образовательного учреждения новых педагогических технологий. Ведь основная цель моей педагогической деятельности – развитие самостоятельной личности учащегося, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить  и вступать в коммуникацию. Успешным в современном обществе считается человек, у которого не только прочные знания, умения, но есть способность к самообразованию, саморазвитию, самореализации.  

Технологии и инновации, вошедшие в школьную жизнь в последние 15-20 лет, при всех имеющихся различиях, в конечном счете, направлены на повышение продуктивности учебной деятельности, превращении школьника в активного субъекта собственного учения. Исходя из этого, изменились и цели школьного образования: научить детей учиться и уметь использовать знания в любых жизненных ситуациях.  

В современном мире всё меняется с каждым днём быстрее и быстрее, все процессы становятся быстротечнее и само общество стремится к мобильности во всём. Зачастую, эта торопливость и экономия собственного времени и сил сопровождается пренебрежением правил охраны труда и техники безопасности, личной безопасности и безопасности окружающих.

В настоящее время миру известен целый ряд глобальных проблем, возникших в процессе жизнедеятельности человека. Исходя из этого, можно сказать, что человек сталкивался с опасностями каждый день на протяжении всей своей жизни.

На практике же становится ясно то, что преобразовательная деятельность человека по борьбе с исходными опасностями неизбежно приводит к появлению новых опасностей – от собственных действий. Из этого следует, что с самого начала своего становления человек должен изучать правила безопасности, а самое главное, иметь практические умения и навыки их применения.

Первоисточником подобных знаний, как правило, становится школа, но данное обучение должно быть непрерывным во всех этапах получения образования, а главное нести в себе опережающий характер по отношению к опасности, с которой может столкнуться человек.

Многочисленные педагогические исследования показали, что важная роль в процессах формирования и развития обучающихся принадлежит образовательной среде.

В связи с этим, одно из приоритетных направлений развития современной школы является образование в области безопасности жизнедеятельности.

Роль предмета ОБЖ определяется, в первую очередь, в формировании и развитии обучающихся, в области актуальности вопросов безопасности и её обеспечения в повседневной жизни. На основе этого целью образования школьников в области безопасности жизнедеятельности становится: формирование мировоззрения в области безопасности и формирование культуры безопасности. Обучающиеся, в полной мере должны овладеть знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для безопасности жизнедеятельности в окружающей среде. Применение адекватных современных методов обучения коренным образом преобразило ОБЖ, расширило его познавательные возможности и открыло новые пути для использования знаний во всех сферах человеческой деятельности. Предмет ОБЖ сформирует личность «безопасного типа», которая понимает тенденции мирового развития, знает основы здорового образа жизни и технологий здоровьесбережения, имеет навыки защиты себя и окружающих, а так же всего общества и государства в целом. Курс способен формировать именно те знания, которые каждый из нас сможет применить на практике. Хочется отметить ещё одну важную цель курса, которая способна воспитать гражданственность, чувство патриотизма - это ответственное отношение к окружающей среде.

Таким образом, организация образовательного процесса направлена на самовоспитание высокой гражданской позиции, высоких нравственных качеств, формирование устойчивого взгляда на безопасность  общества, роли в обществе и государства, на определение своего места в жизни.

Являясь учителем ОБЖ, стараюсь актуализировать в ученике процесс саморазвития. При подборе заданий выбираю такие, которые ориентированы на формирование умений не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. Ученик, выполняя задания или отвечая на вопросы, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий. Эти способы можно перенести на другой предмет, ими можно воспользоваться в любой чрезвычайной ситуации.

Чтобы наши ученики не уставали от уроков, чтобы не пропадал интерес к учению, потребности к знаниям, надо заботиться не о том, как дать ученику нужный объём знаний, а научить его учиться.

В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Современный урок – это урок, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.

Для включения обучающихся в активную деятельность я использую приемы создания проблемной ситуации на этапе формулирования темы. Любое научное творчество начинается с возникновения проблемы, т. е. со столкновением с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос.

На этапе открытия нового знания использую:

- частично-поисковый метод (способствует формированию умений учащихся делать выводы, ориентироваться  в системе знаний, отличать новое от уже известного),

- исследовательский метод (помогает развивать умения учащихся осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, структурировать информацию, ставить вопросы,  решать учебные проблемы).

Идея исследовательского метода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики.

Для реализации этого этапа мною используется групповая форма в которую входят составляющие проблемного обучения на уроках ОБЖ, такие как: содержание материала (чему учить), мотивы деятельности, способы «включения» учащихся в созидающую деятельность, средства труда, формы организация труда   меры стимулирования работы, способы руководства, формы контроля, тип отношений во время работы, формы проведения рефлексии.

На этапе первичного закрепления знаний использую информационные технологии, которые способствуют развитию осознанного усвоения знаний учащихся, формируют самостоятельное умение  ориентироваться в системе знаний (таблица, спец.инвентарь, работа с текстом), перерабатывать информацию поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

На этапе  рефлексии развиваю у учащихся познавательные и регулятивные универсальные действия.

Работа на уроках организуется так, чтобы у учащихся самостоятельность возрастала, а доза помощи снижалась.

На уроках закрепления постоянно использую цифровые образовательные ресурсы.

Использование ИКТ на занятиях позволяет мне сделать этот процесс интересным, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров; индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий; совершенствовать навыки самоконтроля; осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность. ИКТ технологии позволяют формировать познавательные, регулятивные УУД и коммуникативные УУД, если ученики работают в группе.

Современные средства обучения предполагают применение новых методов обучения с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) это: звукозаписи, и видеофрагменты, и обучающие компьютерные игры, тесты, викторины, которые ученики проходят на компьютере или планшете. Их применение на уроках дает возможность для реализации возможностей каждого ученика.  Современный урок – это урок, на котором поддерживается высокая мотивация к познанию.  Такой урок можно создать за счет следующих условий:

  • материал урока для каждого ученика должен быть доступным и личностно значимым;
  • использование особых методов и приемов.

      Так, например, использование информационных технологий при проведении реанимационных и имитационных работ помогают создать  условия для развития творческой деятельности учащихся; минимизируют репродуктивную составляющую,  усиливают продуктивную составляющую практической работы.

Здоровьесберегающий аспект при использовании информационных коммуникационных технологий - предмет особого внимания. На уроках учу детей рационально сочетать труд и отдых с целью профилактики перегрузок: использую динамические паузы, смену видов учебной деятельности.

  Кладовая знаний – информационные источники: учебник, научно-познавательные статьи, журналы ОБЖ, современные источники информации будут доступны тому, кто научится работать с ними. Умения работать с текстом является главной учебно-познавательной компетенцией, которой должны овладеть учащиеся в школе. Не секрет, что сейчас дети мало читают и даже учебник, который в большинстве своем, содержит информацию для запоминания и не мотивирует познание. Необходима специальная работа по формированию умений работать с текстом: вычленять главное, преобразовывать текс в тезисы, таблицы, схемы, модели. Регулярная  работа учителя, способствует пониманию учеником её значимость для саморазвития.

Уроки - практикумы, деловые игры, дискуссии создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников, способствуют развитию коммуникативных УУД. Это умение  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.  

За последние 2 года отмечаются стабильные результаты освоения учащимися образовательных программ: успеваемость - 100%, качество знаний в динамике – от 96 % до 99.

В школе есть ребята с повышенной мотивацией, устойчивым познавательным интересом к предмету, которые не удовлетворяются тем, что читают в учебнике, поэтому беру во внимание это обстоятельство и таких учеников привлекаю к участию в олимпиадах.  Развивая у обучающихся способности к научной (интеллектуальной), деятельности, отмечаю динамику, которая выражается в том, что мои ученики являются победителями и призерами олимпиад школьного и муниципального уровней.

На протяжении двух лет являюсь руководителем юнармейского отряда «Юность». Мы ежегодно участвуем в соревнованиях допризывной молодёжи. Выигрываем в районе, ребята входят в состав сборной района для участия в краевых соревнованиях. Готовимся долго, упорно. Занимаемся строевой подготовкой, надеванием индивидуальных средств защиты, физподготовкой, стрельбой из пневматического оружия.

Важным условием для получения положительных результатов является материально-техническое оснащение учебного процесса.  В рамках модернизации образовательного процесса был получен новый кабинет ОБЖ: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, электронные винтовки, манекен для оказания первой помощи, различные муляжи. Систематически дополняется раздаточный и дидактический материал кабинета. Самостоятельно изготовлены некоторые таблицы, созданы папки с методическими разработками.

Веду  методическую работу в рамках школы и района, принимаю участие в  педагогических советах, заседаниях школьного и районного методических объединений. Обобщаю и распространяю свой опыт в форме выступлений: «Разработка военно-патриотических мероприятий», «Формирование ключевых компетенцией при реализации проблемного обучения на уроках ОБЖ», «Использование ИКТ технологий на уроках ОБЖ».

 Стараюсь внести личный вклад в повышение качества образования, совершенствуя методы обучения и воспитания.

Систематически повышаю уровень профессионального мастерства через семинары, курсы повышения квалификации:

  • 2019 год – «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Алтайского края» по специальности «преподаватель ОБЖ» в объеме 72 часа.
  • 2020 год – обучение по направлению «Использование спортивного инвентаря на занятиях АФК с детьми с ОВЗ» - 72 часа.
  • 2021 год – повышение квалификации по теме «Обеспечение комплексной безопасности образовательных организаций» - 26 часов.
  • 2021 год – повышение квалификации по теме «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций – 16 часов.

Являюсь инструктором по первой помощи и успешно прошел обучение по «Пожарной безопасности» и «Охране труда».

Высокий профессионализм педагога проявляется в способности к рефлексии, в  желании задавать вопросы себе,  в умении самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности.  Образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности.  Развивая творческий потенциал школьников, учитель тем самым развивает свои творческие способности.

Профессия учителя творческая, её можно сравнить с профессией художника, музыканта, артиста.  Ведь учитель создает сценарий урока, как и режиссер, сценарий фильма или спектакля. Каждый день мы словно на сцене. И хороший урок - это тоже спектакль. Сыграть его хорошо - нужен талант. Я не сомневаюсь, что профессия учителя творческая.  Каждый год приходят новые ученики, все они такие разные, со своими характерами и каждого необходимо понять и научить. Каждый раз приходится решать задачу, как найти подход к каждому, помочь раскрыть им свой потенциал. Не секрет, что процесс обучения – обоюдный. Он дает мне возможность раскрыть тайны, а для этого необходимо глубоко знать свой предмет. Поэтому учитель должен находиться в постоянном поиске новых открытий, достижений, быть в курсе всех последних событий в мире науки. Никогда нельзя останавливаться на пути познания и довольствоваться полученными знаниями.

"Кто знает мало - тому и этого достаточно, кто знает много - тому и этого всегда мало". Дети - лучший индикатор наших знаний, умения преподать свой материал. Они постоянно вносят свежий ветер в нашу жизнь и не разрешают стоять на месте, вносят много нового в нашу, порой размеренную жизнь. Порой кажется, что работа не приносит желаемых результатов, и урок не приносит удовлетворения.  Но вспоминаешь, что ты - учитель, а дети - лучшие лекари, которые помогают забыть о неудачах, болезнях и неприятностях.

Результат своей педагогической деятельности и результаты учеников дают стимул для дальнейшей творческой деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет учителя физики

отчет по теме самообразования за 3 года...

Аналитический отчет учителя физической культуры

Аналитический отчет учителя физической культуры на первую квалификационную категорию...

Аналитический отчет учителя-логопеда

Аналитический отчет о педагогической деятельности  учителя-логопеда за межаттестационный период работы...

аналитический отчет учителя химии

Аналитический отчет за межаттестационный период 2009-2014 учебные годы....

Аналитический отчет учителя истории

Анализ учебной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами тематической программы показывает, что моя работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому становлени...

Аналитический отчет учителя английского языка

Аналитический отчет учителя английского языка...

Готовый аналитический отчет учителя истории на первую квалификационную категорию

Готовый аналитический отчет учителя истории и обществознания на первую квалификационную категорию...