«Из опыта работы проектной деятельности по пожарной безопасности»
материал по обж

Власова Ольга Васильевна

«Из опыта работы проектной деятельности по пожарной безопасности»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканская научно-практическая конференция

«Культура безопасной жизнедеятельности как фактор сохранения здоровья воспитанников интернатных учреждений»

Тема: «Из опыта работы проектной деятельности по пожарной безопасности»

Власова Ольга Васильевна,

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 2 VIII вида»

г. Улан - Удэ

2016 г.

Проблема безопасности жизнедеятельности детей признается одной из приоритетных в современном обществе. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача образовательного учреждения, семьи и государства. Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения школьников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости вести систематическую работу с детьми. Статистика говорит о том, что ежегодно в мире происходит более 5 миллионов пожаров: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей. Каждый час в огне погибает один человек, два получают ожоги и травмы. Каждый третий погибший – ребенок. Дети становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре.

Дети с нарушением интеллекта подвержены ещё большей опасности со стороны окружающей среды и социума. Нередко такой ребёнок легко поддаётся плохому внушению, он не может понять, какое действие нужно выполнить в момент опасности. Задача педагогов коррекционных школ подготовить детей к встрече с различными ситуациями, вооружить необходимыми знаниями по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и здоровье. Педагогам необходимо подробно разъяснять и четко следить за их выполнением.

Ребенок для своей безопасной жизнедеятельности обязан знать все необходимые правила, быть самостоятельным, ответственным. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, так как от этого зависит безопасность, жизнь и здоровье.

Детская пожарная безопасность в условиях  интерната – это целый ряд образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий. Поэтому в нашей школе возникла необходимость написать проект и создать пожарную дружину. С 2012 года являюсь руководителем Дружины Юных Пожарных СКОШИ № 2 VIII. Дружина была создана на базе 5 «а» класса. К 2016 году состав дружины расширился, в неё входят учащиеся 5, 6, 7, 8 классов.

Пожарная безопасность в коррекционной школе предполагает первичное формирование у воспитанников представлений о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара. В школе провожу мероприятия по пожарной безопасности, творческие конкурсы, состязания. Мероприятия, которые предусматривает детская пожарная безопасность, сопровождаются соответствующим техническим оборудованием и учебно-методическими материалами. Занятия провожу в форме игр и творческих конкурсов, а также бесед с применением наглядного материала.

Цель занятий - привитие воспитанникам навыков пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, обучение правилам пожарной безопасности. В реализации занятий использую разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказы, художественное слово, рассматривание наглядно - иллюстративного материала, презентации, проблемные ситуации, электронные игры и многое другое. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадываю загадки, знакомлю их с пословицами, читаю им стихотворения, рассказы. Особое внимание уделяю игровому методу работы, так как для детей с нарушением интеллекта этот метод более доступен. Для закрепления знаний, полученных детьми, организовала экскурсии в ближайшую пожарную часть.

Использую самые разнообразные формы работы по обучению детей пожарной безопасности:

 - занятия-беседы. Цель: познакомить с правилами пожарной безопасности, вооружить детей знанием основных причин пожара; рассказать детям о людях, которые, рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма;

- практические занятия. Цель: обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма; познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в школе;

- экскурсии в пожарную часть и по школе. Цель: познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями, показать, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара;

 - игры-соревнования, подвижные игры. Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара; отработать профессиональные качества пожарных, необходимые при ситуациях пожароопасности (ловкости, внимания, быстроты реакции);

- художественная литература на пожарную тематику (К.И.Чуковский, С.Я. Маршак, Л.Н. Толстой, Б. Житков, С.Михалков и др.).

- выступление агитбригады. Цель: распространение знаний о пожарной безопасности среди детей и подростков.

Широко использую наглядный материал, так как  мышление детей-олигофренов характеризуется конкретностью; даю задания детям найти материал, основанный на наглядном опыте. В своей работе применяю иллюстративный материал: пособия, журналы, буклеты; анализ и решение ситуативных задач; познавательные викторины; обучающие ролики и презентации.                                                                                  

Для проведения игр по привитию практических навыков поведения детей при угрозе пожара в школе организована предметно-развивающая среда, которая позволяет развернуть, например, игру-драматизацию по произведению С. Я. Маршака «Кошкин дом» или сюжетно-ролевую игру «Мы - пожарные» и др. Соревнования по отработке профессиональных качеств пожарных проходят в спортивном зале, где имеются необходимые снаряжения.  

К распространению знаний о пожарной безопасности привлекается школьным кукольный театр «Солнышко». Репертуар кукольного театра подобран таким образом, чтобы вести профилактическую работу по пожарной безопасности среди детей нашей школы. Так, например, нами был показан спектакль на тему  пожарной безопасности в лесу «Случай в лесу». На момент нашего выступления  на всей территории Бурятии был введен режим ЧС из-за лесных пожаров.  Постановка была посвящена этой актуальной проблеме. Своим спектаклем мы призывали беречь лес и природу Бурятии от пожаров.                                                                                                                                                       Вместе с детьми оформляем стенд по противопожарной безопасности, где дети нашей школы получают необходимую информацию, стенд постоянно обновляется и является важным средством для воспитания детей по противопожарной безопасности. Педагоги нашей школы поняли всю важность данной проблемы, их работа ведётся в данном направлении. В  классных и спальных комнатах оформлены информационные уголки для родителей «Чтобы не было пожара», «Безопасность вашего ребёнка», где родители могут ознакомиться с необходимой информацией по пожарной безопасности и получить рекомендации. Широко использую плакаты, иллюстративный материал, макеты, выставки рисунков и поделок и т.п. в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей.

В школе создала и систематизировала в достаточном количестве учебно-дидактический материал для ознакомления детей с правилами пожарной безопасности. Качество усвоения детьми полученных знаний проверяю методом тестирования. Тесты предоставлены Бурятским республиканским отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское Добровольное Пожарное Общество» (БРО ВДПО).  

Для закрепления знаний, полученных детьми во время занятий, организовала экскурсии на традиционные мероприятия, посвященные Дню Пожарной охраны, которые проходят 30 апреля. На пожарно-технических выставках пожарные демонстрируют, как работает пожарное оборудование, а также алгоритм действий сотрудника при тушении пожара.  

Работа по противопожарной безопасности в СКОШИ № 2 VIII вида нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее. Пожарная дружина нашей школы активно участвует во всех городских конкурсах и занимает призовые места.

Работа по детской пожарной безопасности направлена на предупреждение пожаров и детского травматизма. За время работы у детей нашего образовательного учреждения сформировано чувство повышенной опасности огня; выработаны навыки грамотного и безопасного поведение при пожаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»

«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»Работая над проблемой формиров...

Из опыта работы "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы"

Из опыта работы "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы"...

Презентация Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобалдизации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится иважным фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовател...

Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся"

Целью данной работы: обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся....

Из опыта работы: проектная деятельность.

Социологические исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом ...

доклад опыта работы «Проектная деятельность в детском объединении «Туристы-многоборцы»

Разработка маршрута и осуществления похода по местам боев в годы Великой отечественной войны по Курчатовскому району, на примере объединения «Туристы-многоборцы»...