Личностный подход в образовании (на примере уроков ОБЖ)
статья по обж

Понятие "образование" в XIX в. ввел его Песталоцци, соответствует буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означает "формирование образа" (духовного или телесного). 

Личностный подход в образовании в центр внимания ставит вопросы личностной значимости учения и образования. Вопросы «чему учить и как» начинают соединяться с вопросами «зачем учиться?», каковы цели и ценностные основания учения, причем не вообще, а в конкретной жизненной ситуации. Для преподавателя важно как учить и как учиться. Вокруг этого содержательного ядра выделяются уровни – деятельностный и мировоззренческий.

«Подход к обучению» это: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения; б) системная организация образовательного процесса, включающая все его компоненты, прежде всего, самих субъектов (преподавателя и ученика).

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выговского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится ученик как личность. Причем максимально учитываются половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности.

Учебная деятельность (УД) понимается как деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий (УУД) и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Предмет УД:  направлен - на усвоение знаний, овладение УУД, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Результатом является поведение. Способы УД многообразны, включают репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Способ УД - это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. В структуру УД входят: мотивация;  учебные задачи; контроль, оценка. Мотивация - рассматривается как сложный регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Мотив- мотивация - мотивационная сфера, понимаемая как источник активности и как система побудителей любой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostnyy_podhod_obzh.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Личностный подход в образовании

(на примере уроков ОБЖ)

Казаков Е.А.

Понятие "образование" в XIX в. ввел его Песталоцци, соответствует буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означает "формирование образа" (духовного или телесного).  

Личностный подход в образовании в центр внимания ставит вопросы личностной значимости учения и образования. Вопросы «чему учить и как» начинают соединяться с вопросами «зачем учиться?», каковы цели и ценностные основания учения, причем не вообще, а в конкретной жизненной ситуации. Для преподавателя важно как учить и как учиться. Вокруг этого содержательного ядра выделяются уровни – деятельностный и мировоззренческий.

«Подход к обучению» это: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения; б) системная организация образовательного процесса, включающая все его компоненты, прежде всего, самих субъектов (преподавателя и ученика).

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выговского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится ученик как личность. Причем максимально учитываются половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности.

Учебная деятельность (УД) понимается как деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий (УУД) и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Предмет УД:  направлен - на усвоение знаний, овладение УУД, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Результатом является поведение. Способы УД многообразны, включают репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Способ УД - это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. В структуру УД входят: мотивация;  учебные задачи; контроль, оценка. Мотивация - рассматривается как сложный регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Мотив- мотивация - мотивационная сфера, понимаемая как источник активности и как система побудителей любой деятельности.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания - словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» (Л.И. Божович).

Учебная мотивация включает: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Интерес в мотивационной сфере - это эмоциональное переживание познавательной потребности.  Необходимое условие создания интереса УД - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность, преодоление трудностей. Один из приемов возбуждения познавательного интереса - новизна материала, использование прежде усвоенных знаний. Существенный фактор: эмоциональная окраска, живое слово учителя.

Усвоение — центральное звено УД. С.Л. Рубинштейн: «усвоение... как и весь ход учения существенно обусловлен теми специфическими отношениями, которые складываются у ученика к учебному материалу, к учителю, к самому учению», а само обучение «...формирует не только те или иные способности, но и личность в целом, ее характер и мировоззрение». 

Развитие навыка, по Л.Б. Ительсону

Этап развития

Характер навыка

Цель навыка

Особенности выполнения действия

Ознакомительный

Осмысливание действий и их представление

Ознакомление с приемами выполнения действий

Отчетливое понимание цели, но смутное - способов ее достижения; весьма грубые ошибки при действии

Подготовительный (аналитический)

Сознательное, но неумелое выполнение

Овладение отдельными элементами действия; анализ способов их выполнения

Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение: много лишних движений, очень напряжено внимание; сосредоточенность на своих действиях; плохой контроль

Стандартизирующий (синтетический)

Автоматизация элементов действия

Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие

Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат; улучшение контроля, переход к мускульному контролю

Варьирующий (ситуативный)

Пластическая приспособляемость к ситуации

Овладение произвольным регулированием характера действия

Гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы (интуиция)

"Доступность не значит легкость, предлагайте ученикам задания на грани их возможностей" (Рубинштейн).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

В основе методической разработки  - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения  личностно  ориентированного  подхода в образовании. Словесники могут по своему ...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье представлен материал  из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества ...

Использование адаптированных технологий британской системы образования на примере урока в 5 классе : «Страна изучаемого языка. Шеф-повар»

В современной России, как и во всем мире, отмечается большой исследовательский и общественный интерес к британской системе школьного образования - одной из самых старых в Европе, глубоко традиционной,...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в основном общем образовании на примере урока истории в 5 классе «Военные походы феодалов».

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Военные походы феодалов" показывает на практике возможности формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС....

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере уроков истории и обществознания)

В данной статье анализируются особенности метапредметного подхода в образовании. На примере фрагментов уроков истории и обществознания в основной школе раскрываются некоторые стратегии технологии разв...

Личностно ориентированный подход как основа традиционного обучения в совре-менной системе образования (на примере курса математики),

В начале ХХI века  стало очевидно необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые  дидактические формы организации обуч...