Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов
рабочая программа по обж (10 класс)

Сочнева Наталья Владимировна

Данная рабочая программа составлена на основе программы:  ″Подготовка молодежи к семейной  жизни″ Н.Ф. Карельцевой,  заведующей отделением помощи гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации  Бюджетного учреждения Омской области "Центра социальной помощи семье и детям".  

Рабочая программа клуба ″Подготовка молодежи  к  семейной жизни″ ориентирована на учащихся  10 классов общеобразовательной школы,

и  рассчитана на один учебный час в неделю.

В соответствии с учебном планом, продолжительность учебных недель составляет 34 учебных недели и составляет 34 часа в год. Срок реализации настоящей программы один год.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_sochneva_10_kl.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ № 21» ЭМР

___________ /Ю.Н.Сащенко/

«____» сентября  2020   г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 21»

___________/  Н.И. Телегин/  

Приказ №  ______ от _______

от «______» сентября 2020    г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни»

духовно - нравственное направление

для обучающихся 10-х классов МОУ «СОШ № 21»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

                                                         на 2020 /2021 учебный год

                                                                                         Составитель:

Сочнева Наталья Владимировна

Преподаватель-организатор ОБЖ

первой квалификационной категории

                                                                                   

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы:  ″Подготовка молодежи к семейной  жизни″ Н.Ф. Карельцевой,  заведующей отделением помощи гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации  Бюджетного учреждения Омской области "Центра социальной помощи семье и детям" и регламентируется на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017 г.);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г.);
  • СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 29.06.2011г., 25.12.2013г., 24.11.2015г., 22.05.2019г.);
  • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  • Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Рабочая программа клуба ″Подготовка молодежи  к  семейной жизни″ ориентирована на учащихся  10 классов общеобразовательной школы,

и  рассчитана на один учебный час в неделю.

В соответствии с учебном планом, продолжительность учебных недель составляет 34 учебных недели и составляет 34 часа в год. Срок реализации настоящей программы один год.

В современном российском обществе институт семьи и брака претерпевает кризис. Резко выросло количество разводов и юридически незарегистрированных браков, что сильно дестабилизирует социальную ситуацию и ставит под угрозу воспитание духовной культуры следующих поколений.

Снижение роли семьи в формировании личности - это факт, имеющий место в нашей действительности. В современном обществе усиливается расслоение семей по уровню доходов; растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи (увеличивается количество неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

Современная тенденция такова, что всевозрастающую долю семей составляют неполные семьи. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей и разведенных женщин. Одной из социальных проблем современного общества является развод. Обозначилась тенденция к увеличению количества разводов в молодых семьях и семьях со стажем более 20 лет. В период развода семья практически перестает выполнять свои функции, особенно страдают дети.

Молодежь, вступающая в брачный возраст, в большинстве своем не готова к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям.

Для формирования позитивного опыта в этой области отношений  усилий семьи не всегда бывает достаточно, поэтому возникает необходимость в просвещении молодежи в вопросах семейной жизни, активном участии в этой деятельности учреждений, которые оказывают социальные и образовательные услуги, а также в участии общественности. Подростковый и юношеский возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации человека, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью. Поэтому важно информировать молодых людей и подростков о социальных ролях супругов при создании семьи, формировать позитивное отношение к семье и представлений о ней как социально-значимой ценности.

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов.

Программа служит этапом ознакомления молодых людей с понятием ″семья″, ее особенностями и характеристиками, а также получения достоверной и необходимой информации о взаимоотношениях в семье, о принципах построения благополучной семьи, приобретения и формирования позитивного опыта в общении, взаимодействии с противоположным полом, развитии коммуникативной толерантности. Во время занятий участники программы не просто готовятся к будущей взрослой жизни, они проживают волнующие их ситуации уже в аудитории, принимая на себя в ролевых играх те или иные социальные роли. Функции ведущего при этом заключаются в оказании помощи во время проводимых коллизий и в расстановке этических и психологических акцентов.

Для молодежи на этапе подготовки к семейной жизни особенно значимы вопросы любви, дружбы, психологии мужчины и женщины, сексуальных отношениях, половом влечении, семейных отношениях (конфликты в семье и способы их разрешения, будни и праздники семейной жизни, отношения поколений с семье, воспитание детей, ранние браки).

Цель программы: воспитание культуры брачных отношений, формирование у молодежи позитивного отношения к семье как жизненно важной ценности.

Задачи:

  • повысить уровень информированности у молодежи по вопросам построения брачно-семейных отношений и психологических особенностях будущей роли в семье;
  • способствовать формированию активной и ответственной позиции по отношению к будущей семейной жизни
  • способствовать формированию навыков позитивного межличностного общения, духовно-нравственному взаимоотношению полов;
  • способствовать формированию у участников более реалистичного представления о семейной жизни, дав информацию о назначении семьи, ее возрастных кризисах и присутствии внутренних правил;
  • расширить знания в области семейных отношений;
  • обучиться умению разрешать конфликт конструктивным способом (без применения насилия);
  • повысить ценность отцовства и материнства у молодых людей;
  • формировать чувство ответственности за близких;
  • развивать способность у участников программы видеть перспективу своей будущей жизни, формировать жизненные цели;
  • мотивировать участников на дальнейшую работу по саморазвитию.
  • исследовать сегодняшние представления о семье у молодежи 16-ти 18-ти лет.

Личностные результаты освоения программы  «Подготовка молодежи к семейной жизни» выражаются в следующем:

  • приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
  • приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
  • приобретение твердых моральных устоев, поведения и отношения к людям;
  • воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,
  • усвоение норм нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты  выражаются в следующих качествах:

регулятивные:

  • ставить учебную задачу под руководством педагога;
  • планировать свою деятельность под руководством педагога
  • работать в соответствии с поставленной задачей, с предложенным планом;
  • оценивать работу сверстников;
  • проектировать свою жизненную стратегию (стратегию устроения жизни);
  • определять критерии для сравнения фактов, событий, явлений, объектов;
  • сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям;
  • работать в формате мысленного эксперимента;
  • создавать учебно-исследовательские и творческие работы по заданной теме;
  • редактировать готовый текст учебно-исследовательской работы;

 

познавательные:

  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т.д.);
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами (изображениями, аудио-, видеоматериалами);
  • работать с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации: искать информацию в учебных и справочных пособиях и словарях, библиотеках, интернете и других источниках;
  • анализировать информацию из разных источников: телевидение, радио, интернет, печатной прессы, книжных изданий, учебной литературы, содержания аудиторных занятий, разговоров на бытовом уровне и т.д. в контексте позитивного или негативного её содержания по отношению к семейному образу жизни;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;

       

коммуникативные:

  • корректно излагать свою точку зрения, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • участвовать в образовательной деятельности в формате дискуссионной площадки, работы в группе;
  • анализировать собственные взгляды, убеждения, установки;
  • критически мыслить по отношению к воспринимаемой информации;
  • сравнивать собственное мнение с мнением сверстников, педагогов, родителей.

 

Предметные результаты:

  • овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
  • знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
  • представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,
  • понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,
  • понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,
  • понимание причин супружеских конфликтов и разводов,
  • знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,
  • осознание ценности человеческой жизни.

Выпускник научится 

перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия

понимать и принимать ценности:

  • семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;
  • основы морали и нравственности, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека

Выпускник получит возможность научиться 

сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры:

  • личность и индивид,
  • свобода и вседозволенность,
  • взрослость и инфантильность,
  • мужественность и женственность,
  • позитивное и негативное отношение к родительству,
  • навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования.
  • навык составления своей родословной;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
  • способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы внеурочной деятельности с указанием

форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

п/п

Название темы/модуля

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности, формы организации учебного занятия

Основные изучаемые вопросы

Раздел I. Половая социализация и этико-психологическая готовность к браку ″Добрачные отношения″

17

Диагностические мероприятия с целью получения информации о личных особенностях участников. С целью исследования оценки юношей и девушек себя как будущих супругов и родителей используются следующие диагностические методики:

 - "Тест-карта оценки готовности к семейной жизни", И.Ф. Юнда, которая помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции;

 - Анкета "Представление о брачно-семейных отношениях".

1

Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины.

4

Диагностика. Практическое занятие с элементами тренинга.

Что такое семья?

Групповое создание коллажа на тему " Как я представляю свою будущую семейную жизнь".

Особенности предбрачного периода.

Упражнение " Неожиданное знакомство".

Практическое задание: составление перечня качеств " настоящего " мужчины и женщины. Обсуждение полученных результатов. Опрос по теме "Качества, необходимые человеку в семье".

Мини-лекция по теме "Модели выбора спутника жизни″.

Подведение итогов "Как достичь семейного счастья?"

2

″Ловушки″ влюбленности .

1

Информационная беседа.

Раскрываются такие понятия, как семья, любовь, влюбленность, симпатия, дружба. Культура их проявления.

Составление  списка  личностных качеств будущего спутника жизни.

″Мозговой штурм″.  Определить основные мотивы,  причины ранних  браков.

3

Семья моими глазами.

1

Семинар-практикум.

Заполнение бланка, обсуждение в группе. «Семья — как я ее  понимаю» .

 Столкновение  правил.  Разыгрывание ситуации.

Семейные  правила.

4

Готовность к браку и семейной жизни.

3

Лекция с элементами тренинга, дискуссия.

Промежуточная диагностика " Тест-карта оценки готовности к семейной жизни ", анкета "Представление о брачно-семейных отношениях".

Беседа на тему " Поговорим о семье...."

Групповая работа: поиск и анализ факторов, необходимых для создания здоровой семьи.

Составление  перечня обязанностей по дому, как для мужа, так и для жены. Обсуждение полученных результатов.

5

Особенности мужской и женской психологии.

2

Практическое занятие.

Мужественность и женственность.

Упражнение "Два мира".

Создание  коллажа на тему ″Мужчина и женщина″.

Дискуссия:  ″В чём заключаются сходства  и различия между  мужчиной и женщиной и  как при этом  им быть вместе″.

6

Психосексуальное развитие в юношеском возрасте (занятие для юношей).

1

Лекция-беседа.

Профилактика рискованного поведения у молодежи.

Последствия сексуального раскрепощения.

7

Ответственное отношение к репродуктивного здоровью девушки

1

Практические занятия.

Способы сохранения репродуктивного здоровья девушки.

8

Планирование семьи. Готовность к материнству и отцовству.

1

Практическое занятие с элементами ролевых игр.

Становление  родительского  поведения.

Что такое планирование семьи.

Родительские обязанности.

 Упражнение  ″Маленький ребенок″.

9

Правовые основы заключения брака

2

ролевые игры.

Алгоритм заключения брака.

Проблемы молодых семей.

Брачный договор, основное понятие, порядок заключения, расторжения.

10

Гражданские браки, их положительные и отрицательные стороны.

1

Практические занятия, с  элементами дискуссии.

Практическое  задание по  ″плюсам″ и ″минусам″  незарегистрированных  браков.

Раздел II. Искусство быть семьей

11

Мужчины и женщины в семье. Разделение ролей в семье.

1

Лекция с элементами тренинга.

Портрет  семьи.

Семейные роли.

Разделение ролей в семье.

12

Супружеская совместимость.

1

Практическое занятие.

Психологическая  совместимость.

Факторы семейного благополучия.

13

Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни.

1

Лекция с элементами тренинга.

Этапы развития семьи и закономерные кризисы семьи.

Кризисы семейной жизни .

14

Конфликтные ситуации в семье. Насилие в семье.

3

Лекция с элементами тренинга.

Конфликтные ситуации в семье. Причины конфликтов в семье. Эгоизм. Ревность. Супружеская неверность.

Проигрывание конфликтных ситуаций и нахождение эффективных способов их преодоления (тренинг).

Насилие в семье, ситуации домашнего насилия.

Алгоритм поведения в ситуации насилия.

Принципы совместной супружеской жизни.

15

Развод как социально-психологический феномен.

1

Лекция с элементами тренинга.

Развод как социально-психологический феномен. Постразводная  ситуация в семье.

 Причины разводов.

16

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

1

Практическое занятие.

Негативные факторы семейного воспитания.

17

Детско-родительские отношения.

2

Практическое занятие.

Проблемы ответственности в семье.

Упражнение ″Забота″.

Упражнение  ″Принятие ответственности″.

Упражнение  ″Модели общения.  Как мы общаемся?″

18

Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений.

3

Практическое занятие.

 Кто и как должен распределять деньги в семье?"

 Бюджет семьи".

 Тест ″Экономны ли Вы″.

 Планирование семейного бюджета .

Выполнение творческих работ на тему " Домашний интерьер ", " Уют в моём доме ".

19

Роль семейных традиций

2

Практическое занятие с элементами дискуссии и беседы.

Для чего нужны семейные традиции? Семейные  традиции и  профессия.

Что такое профессиональная семейная традиция.

Прародители в системе семейных отношений,  их влияние на внутрисемейные  отношения.

20

Итоговое занятие.

2

Беседа, практическое занятие, диагностика.

Тест-карта оценки готовности к семейной жизни ", анкета " Представление о брачно-семейных отношениях".

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

1-4

Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины.

4

5

″Ловушки″ влюбленности .

1

6

Семья моими глазами.

1

7-9

Готовность к браку и семейной жизни.

3

10-11

Особенности мужской и женской психологии.

2

12

Психосексуальное развитие в юношеском возрасте (занятие для юношей).

1

13

Ответственное отношение к репродуктивного здоровью девушки.

1

14

Планирование семьи. Готовность к материнству и отцовству.

1

15-16

Правовые основы заключения брака

2

17

Гражданские браки, их положительные и отрицательные стороны.

1

18

Мужчины и женщины в семье. Разделение ролей в семье.

1

19

Супружеская совместимость.

1

20

Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни.

1

21-23

Конфликтные ситуации в семье. Насилие в семье.

3

24

Развод как социально-психологический феномен.

1

25

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

1

26-27

Детско-родительские отношения.

2

28-30

Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений.

3

31-32

Роль семейных традиций

2

33-34

Итоговое занятие.         

2

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «Занимательная грамматика»

I. Пояснительная записка               Успешное овладение знаниями во время обучения в основной общей школе невозможно без интерес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лыжная подготовка» для обучающихся 6а,7а,7в классов

Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия л...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка" предназначена для учащихся 6 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб знатоков английского языка"

Рабочая программа внеурочной деятельности  направлена на  развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций совреме...

Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС

Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "Полиглот", 7 класс

Программа  внеурочной деятельности  клуба «Полиглот» составлена  на основе Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования и рекомендаций а...