Конспект "Строение тела человека"
план-конспект занятия по обж (5 класс)

Виноградский Александр Юрьевич

Конспект внеурочного занятия по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obzh_5_klass_stroenie_tela_cheloveka.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, МО Северский район, пгт Ильский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16

посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район

имени Святого Благоверного князя Александра Невского

Конспект

занятия внеурочной деятельности

по ОБЖ

Тема: «Строение тела человека»

 

                                                              Подготовил:

                                                              А.Ю.Виноградский

                                                                                             учитель ОБЖ  

Класс: 5

Раздел: «Здоровье и безопасность»

Тема: «Строение тела человека»

Тип занятия: ознакомления с новым материалом

Вид занятия: комбинированный

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Цель:  Ознакомиться со строением тела человека

Задачи:

  1. Разобрать «внешнее»  и «внутреннее» строение тела человека;
  2. познакомить с частями тела и внутренними органами человека;
  3. дать представление о работе внутренних органов
  4. воспитывать бережное отношение к своему организму

Оборудование: 

  • компьютер, мультимедийный проектор
  • таблицы «строение тела человека»
  •  для ПР: губка, банка с водой, воздушный шарик, веревка,
  • силуэт человека, картинки с изображением внутренних органов и силуэтов животных

Ожидаемые результаты: реализация поставленных задач

Способ контроля:

  • фронтальный опрос
  • устные ответы учащихся

                                                     Ход занятия

Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения. - Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови». Я буду показывать

Силуэты различных животных а вы угадывать чей  это силуэт .

 Введение в тему.  Проблемно-диалогическая беседа

Как вам удавалось угадать то или иное животное? По каким признакам?

(по внешнему строения тела).

Ответьте ещё на один вопрос:

-Скажите,как устроен дом снаружи? (кирпичи,окна,крыша)

- это внешнее строение дома.

- что находится внутри дома?

- это внутреннее строение дома.    

 

-А как устроен автомобиль снаружи?

- Это внешнее строение , т.к. мы видим снаружи.

-А что находится внутри  автомобиля?

-Это относится к внутреннему строению.

 - мы рассмотрели дом и автомобиль. Это разные или одинаковые предметы?  

-разные

-А что общего есть у этих предметов?   /Имеют внешнее и внутреннее строение/

Внешнее строение человека

        Ребята ,осмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи? что мы видим? (части тела, руки, ноги и тд.)

-Итак, к внешнему строению человека относятся  части тела .

Ребята , скажите , как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии??

Ответы детей: о человеке, о строении тела человека.

Правильно! Тема нашего занятия: Строение тела человека.

Части тела человека, которые видны невооруженным глазом, представляют собой внешнее строение человека:  

Приложение 1    

  • голова: спереди находится лицо с глазами, носом и ртом, сзади – затылок;
  • шея;
  • туловище: грудь, живот, спина;
  • руки: плечо, предплечье, локоть, кисть;
  • ноги: стопа, голень, колено, бедро.

Это всё относится к телу человека.

Ребята , а как вы думаете , как заботиться о здоровье нашего тела?

Конечно же это закаливание, это поддержание тела в чистоте, это личная гигиена, солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, физическая культура и зарядка.

 Внутреннее строение человека.

-Мы рассмотрели внешнее строение человека. А каково внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете.

-Итак, тело человека внутри состоит из органов.  

-Вы смотрите вокруг и видите предметы и людей. Вы читаете и пишите. Бросаете мячик так, чтобы он попал в цель. Без труда помните, что было вчера, где вы были 2 дня назад. Вы сердитесь и радуетесь. Все это происходит, как бы само собой. Но это не так. Вашими чувствами, мыслями, движениями управляет  мозг- важнейший орган тела. Головной мозг – «главный командный пункт организма». Что бы человек ни делал, всем управляет головной мозг.

-В какой части тела расположен этот орган

Для сохранения здоровья мозга необходимо :

-Умственная нагрузка.  Во время активной умственной деятельности происходит образование новых клеток мозга (нейронов)

-Физическая культура.   Во время занятий спортом усиливается кровоток. Кровь, обогащенная кислородом, активнее поступает в мозг. Формируются новые сосуды в мозгу. 

-Хороший сон. Во время сна мозг перезагружается, восстанавливается, отдыхает.

-Безопасность. Голову нужно беречь. Удары по голове, мелкие сотрясения, которые остаются проигнорированными или незамеченными, могут стать причиной развития нарушений работы мозга

Минимум стресса. Стресс наносит мощный удар по здоровью мозга. При тревожных и депрессивных состояниях мозг не в состоянии перезагрузиться, что вызывает смерть нервных клеток и приводит к нарушению в работе многих внутренних органов.

-Головной мозг следит за тем, как мы дышим, управляет нашим дыханием.

-Как долго вы можете не дышать?

-По моему сигналу вы задержите дыхание, когда вам захочется вдохнуть воздух, вы поднимите руку и запомните число, которое я вам назову.

-Сколько секунд вы можете не дышать?

-Сделайте вывод, как долго человек может не дышать?    /совсем не долго/

-Человеку все время нужно вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи легких. -У каждого человека 2 легких: правое и левое. Находятся они в груди.

ОПЫТ: - Легкие похожи на  2 розовые губки  . при выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере. При вдохе легкие наполняются воздухом и расширяются.

-Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то только за 1 ночь подняли на высоту 2-этажного дома полтонны воды = 500 кг или 500 таких банок   (литровых).

А как сохранить здоровье лёгких?

- Не курить. Курение негативно влияет не только на лёгкие но и на здоровье всего организма

-Дышите чистым воздухом. Подавляющая часть жителей городов находится под воздействием загрязненного воздуха, который может быть причиной таких заболеваний, как бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких и др. Чтобы уменьшить влияние загрязнений, старайтесь чаще бывать на чистом воздухе, выезжайте на природу

-Правильно питайтесь. Известно, что пища, богатая антиоксидантами, положительно влияет на здоровье легких. Люди, часто употребляющие крестоцветные овощи (капуста, брокколи и др.), снижают вероятность заболевания раком легких более чем вдвое по сравнению с теми, кто не употребляет этих продуктов в достаточном количестве. Все темно-листовые овощи содержат антиоксиданты, принимайте их в пищу как можно чаще.

-Делайте прививки.Своевременно сделанная прививка поможет человеку уберечься от такого последствия как пневмония (воспаление лёгких)

-Как узнают, жив человек или умер?  /не двигается, не дышит, сердце не бьется/

-Прежде всего слушают, бьется ли сердце.  

-Где находится сердце

-Если сердце остановится, человек погибнет.

-А размером оно с кулак, при этом оно неутомимый мотор, оно непрерывно гонит в сосуды кровь и  заставляет ее обегать все тело.

Давайте назовём правила здорового сердца:

  1. Полчаса в день для физических нагрузок!
  2. Избавление от лишних килограммов
  3. Сбалансированное питание
  4. Отказ от вредных привычек
  5. Отсутствие  стресса

-Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, мама положила на тарелку кусок сырого мяса и  2 сырые картофелины. Станете ли вы есть такой обед?

-Точно так же и нашему организму нужна по- особому обработанная пища. Все, что мы едим, должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «кухни».

-Главный отдел «кухни»-желудок      -Он находится в верхней части живота слева (под ребрами)  

-Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик   . Дунешь в шарик – он надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи, тем сильнее он растягивается. Но больше 2-3 л еды в него не помещается.

- В мускулистых стенках желудка таятся желёзки. Они выделяют кислый сок, способный переварить большую часть пищи. но желудочный сок не может переварить всё. Пища еще густовата и состав ее не совсем тот, какой нужен организму. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает по частям полупереваренную пищу дальше. И тогда пища отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника.  Он тянется почти на 8 м (как эта веревка),  но свернут так плотно, что целиком помещается в животе..

- Пройдя весь этот путь, пища превратится в прозрачные растворы , которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.

Желудок и кишечник вместе называются желудочно-кишечным трактом. Что-бы сохранить его здоровье необходимо:

           рациональное питание; 

отказ от вредных привычек; 

осторожное отношение к лекарствам и некоторым медицинским процедурам; 

психический комфорт; 

борьба с лишним весом; 

своевременное посещение врачей. 

-Помогает кишечнику переварить пищу печень.   

-Она находится справа от желудка в верхней части живота.   

-Печень – самый горячий орган нашего тела. Ее название происходит от слова «печь». При понижении температуры внешней среды избыточное тепло вырабатывается в мышцах и печени. Без печени организм не может существовать. Этот самый крупный орган имеет массу 1,5-2 кг. Печень хранит пол-литра крови и немедленно отдает ее, когда человек потеряет много крови.

В печени самый большой склад углеводов. Если человек голодает, организм забирает их со склада.

Все, что попадает в кровь, проходит строгий контроль. Здесь идет разделение питательных веществ, которые всосались через кишечник, разложение жиров с помощью желчи, которую вырабатывает печень в специальном пузыре. В печени уничтожаются все микробы, обезвреживаются яды. Прежде, чем попасть в сердце, кровь обязательно проходит через печень. В течении 1 минуты печень пропускает полтора литра крови.

А как же сохранить её в здоровом состоянии?

-Не делитесь предметами личной гигиены

-Чаще мойте руки

-Сделайте прививку. Существуют вакцины против гепатита А и гепатита В. Это главные болезни печени

-Не принимайте алкогольные напитки и наркотики

-Поддерживайте здоровый вес. Если вы страдаете ожирением или даже несколько лишним весом, вам грозит ожирение печени   .            

Физминутка.

1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.
2. Покажите, где находится ваша шея.
3. Пощупайте свою грудную клетку.
4. Погладьте друг друга по спине.
5. Погладьте себя по животу.
6. Поднимите правую руку вверх.
7. Спрячьте левую руку за спину.
8. Поставьте правую ногу на пятку.
9. Топните левой ногой.

10. Похлопайте в ладоши

Закрепление изученного.

Коллективный опрос.

-Почему мозг называют «главный командный пункт организма»?

-На что похожи легкие?

-Для чего они нужны?

-Каков размер сердца человека?

-Как еще люди называют сердце?

-Как называется  главный отдел «внутренней кухни»?

-Что происходит в желудке?

-Куда попадает полупереваренная пища из желудка?

-Как такой длинный кишечник помещается в животе?

-Во что превращается пища, пройдя до конца кишечника?

-Какую роль играет в организме печень?

-Что происходит с непереваренными частями пищи?

Итог занятия.

- Ребята, мы изучили новую тему. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна? ( Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!)

Рефлексия.

-Сейчас мы узнаем, кто был на уроке самый внимательный.

-На доске появились математические величины. Соотнесите числа с внутренними органами человека.

Например: 500 (литров)-Лёгкие, 8(метров)  - кишечникк

Учащиеся выполняют соотношение.

Спасибо за занятие!

Список литературы:

1. Большая книга. Анатомия человека. Для любознательных взрослых и детей | Завязкин Олег Владимирович

2.Учебник по ОБЖ 5-6 класс . Виноградова ,Смирнов,Сидоренко,Татарин. Вентана граф

3. Я и моё тело. Части тела. Органы чувств. Внутренние органы. Редактор : Шестерина  Н.Л. Издательство : Школьная пресса, 2020 год

4.Приложения :  

интернет ресурсы  https://pickimage.ru/detskie-risunki/school/biology/chasti-tela/ 

        https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/chelovek-i-ego-zdorove-359994/stroenie-organizma-cheloveka-359996/re-9b8dd9ff-a070-4d3d-9bec-4f42e85ce989

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 3 классе по теме "Тело человека"

Замысел урока состоит в том, чтобы провести учебное занятие, учитывая индивидуальные особенности учащихся, в совершенствовании навыков разговорной речи, фонетике учащихся, сформировав при этом умение ...

Урок английского языка в 3 классе на тему "Тело человека"

   Имея немалый опыт работы с УМК “Enjoy English” М.З.Биболетовой, была очень обрадована появлению обучающих компьютерных программ. С удовольствием уже не первый год использую...

Презентация "Строение тела человека" к уроку физической культуры в начальной школе (теоретический блок)

"Строение тела человека": презентация  к уроку физической культуры в 1 - 4 классах (теоретический блок)...

пропорции тела человека. урок и презентация. биология 8 класс. УМК Сонина Н.И.

"Пропорции тела человека". Урок- исследование.  В конце урока ученики выполняют лабораторную работу,определяя пропорции своего тела. Урок сопровождается презентацией....

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по теме « Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле».

Данное пособие для организации самостоятельной работы студентов на практическом занятии. Здесь имеются задания и образцы выполнения, даётся дополнительная информация....