РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Юнармия» (для 11 классов)
рабочая программа по обж (11 класс)

Программа кружка «Юнармеец» является частью патриотического воспитания. В настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний – все это является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании».

В целях реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей программы кружка заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне Отечества.

Данная программа помогает выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с общественно-политическим, умственным, нравственным и художественно-эстетическим развитием.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития.

Работа по данной программе проводится в соответствии с требованиями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 г.г.» утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Программа «Юнармеец», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу.

Программа рассчитана на 35 часов, по 1 час в неделю для учащихся 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Юнармия (11 класс)37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ№2 им.В.Каширина

Г-к Анапа

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

____________/Е.А Охотникова/

__________________

УТВЕРЖДЕНО.

Директор школы

____________/Т.Н Качьян/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Юнармия»

(для 11 классов)

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 11 класс ( 16-17 лет)

Преподаватель-организатор ОБЖ     Фёдоров Д.Ю

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно – правовое обоснование

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 11, ст. 13 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326);
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р
  • Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программа»
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41.
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанные Министерством общего и профессионального образования Свердловской области «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», от 02.12.2015г. № 02-01-82/10468 (на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242)

Программа кружка «Юнармеец» является частью патриотического воспитания. В настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний – все это является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании».

В целях реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей программы кружка заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне Отечества.

Данная программа помогает выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с общественно-политическим, умственным, нравственным и художественно-эстетическим развитием.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития.

Работа по данной программе проводится в соответствии с требованиями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 г.г.» утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Программа «Юнармеец», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу.

Программа рассчитана на 35 часов, по 1 час в неделю для учащихся 11 классов.

Главные принципы:

1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

3. Предполагает постепенное усложнение материала.

4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.

Основная цель программы – совершенствование гражданского и патриотического воспитания детей подростков и повышение престижа службы в Российских Вооруженных Силах.

Задачи:

 - образовательные

  1. Обучение молодежи основам службы в Вооруженных Силах РФ.
  2. Формирование у ребят морально-психологических качеств, уважительного отношения к Вооружённым Силам Российской Федерации и военной профессии. Военно-профессиональная ориентация юношей на выбор профессии офицера;

- развивающие

  1. Развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности, дисциплинированности.
  2. Формирование потребностей в самопознании, самореализации.
  3. Расширение кругозора современных детей и подростков, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативной культуры;

- воспитательные.

  1. Воспитание патриотических чувств, привитие любви к своей Родине, её культуре и истории, гордости за героическое прошлое;
  2. Воспитание качеств коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Формирование гражданственности, патриотизма.
  3. Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу, дому.
  4. Воспитание социальной активности; гражданской позиции; культур   общения и поведения в социуме; навыков здорового образа
  5. жизни.
  6. Пропаганда здорового образа жизни.
  7. Популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение её к систематическим занятиям физической культуры и спорту.

Работа кружка «Юнармеец» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по воспитанию патриотизма.

Работа кружка представляет собой совместную учебно – познавательную, творческую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности.

Направленность дополнительной образовательной программы. Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его составных частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактической подготовки

Критерии эффективности программы:

- степень участия детей в мероприятиях, кружках, соревнованиях, музыкальных часах и т.д.;

- мотивация детей на различные виды деятельности;

- результаты диагностики психологического и эмоционального состояния подростков;

- результаты диагностики активности детей в мероприятиях и разных видах деятельности.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: в том, что она в полной мере позволяет подросткам освоить юнармейское дело, увлекает их гражданско – патриотическим воспитание. Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое количество времени для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Навыки юнармейских специальностей школьники получают в течении учебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – программа рассчитана на 2021 – 2022 учебный год.

Формы и режим занятий – занятия проходят в форме подачи теоретического и практического материала два раза в неделю по два часа.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности – это выезды на районные соревнования по «Зарнице».

Планируемые результаты:

В результате посещения на занятии кружка учащиеся должны

знать:

  • основные принципы здорового образа жизни;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • основы обороны государства и военной службы;
  • боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.

уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
  • выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
  • пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, владению навыками в области гражданской обороны, формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.

Программа предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из результатов диагностики и стартовых возможностей каждого ребенкаю

Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех школьных и муниципальных мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных листов, выступление перед учащимися школы.

Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

  1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
  2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
  3. Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
  4. Практические (Строевая Подготовка, Огневая Подготовка, Медицинская подготовка, Туристическая подготовка, Физическая подготовка).

Основные формы деятельности кружка по данной программе:

  • обучение,
  • применение знаний на практике через практические занятия,
  • соревнования,
  • игры,
  • практическая работа по проведению пропаганды пожарной безопасности через конкурсы, викторины, шоу-программы.

Личностные результаты обучения:

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;                       

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения , формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной Армии.
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

формирование установки на здоровый образ жизни, формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие,
  • неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
  • экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение строевую подготовку, огневую подготовку, медицинскую подготовку.
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;    

Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:  

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий ,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области туристический подготовки , собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий строевую, огневую, медицинскую подготовку в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

             Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли

Срок реализации программы 1 год, в состав группы входят юноши и девушкив возрасте 16 – 17 лет, , форма занятий – групповые , продолжительность занятий –  40 минут.

При реализации данной программы основываюсь на базовые знания обучающихся, полученные на уроках истории, ОБЖ и физической культуры. Реализация данной программы позволяет подготовить подростков к военной службе в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной службе».

Содержание программы

Тема 1. Военно-историческая подготовка (8 часов)

С чего начинается Родина? Ратная история России и Советского Союза, история их Вооруженных Сил. Дни воинской славы России. Профессия – Родину защищать. Закон «О воинской обязанности и военной службе». Полководцы и народные герои Великой Отечественной войны. Дети-герои Великой Отечественной войны. Просмотр кинофильма «Брестская крепость». Герои Афганской войны. Герои мирного времени. Встреча с воинами-ветеранами. Занятия «Войсковые звания». «Государственные награды РФ».

Раздел 2. Огневая подготовка (8 часов)

Вооружение и боевая техника ВС РФ. Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. Приемы и правила стрельбы. Производства стрельбы. Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. Подготовка и проведение военной спортивной игры «Зарница», «Орленок».

Раздел 3. Основы военно-технической и специальной подготовки (4 часа)

Ученые и конструкторы оружия Победы. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.

Раздел 4. Строевая подготовка (6 часов)

Строевой Устав Вооруженных Сил Р.Ф. Строевой шаг. Выполнение воинского приветствия. Развернутый строй отделения. Одиночная строевая подготовка.

Строевая подготовка отделения. Смотр строевой подготовки.

Раздел 5. Топографическая и туристическая подготовка (2 часа)

Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту. Топографическая карта. Условные знаки. Определение азимутов по карте. Разведение костра и установка палатки, туристические узлы.

Раздел 6. Прикладная физическая подготовка. (4 часа)

Упражнения для развития общей выносливости. Тренировка в преодолении полосы препятствий по элементам. Силовая подготовка. Упражнения для развития силы мышц. Элементы рукопашного боя.

Раздел 7. Медицинская подготовка (2 часа)

Оказание первой медицинской помощи. Транспортировка «раненых»

Раздел 8. Средства индивидуальной защиты (1 час)

Радиационная, химическая, биологическая защита. Игра «Школа выживания».

Работа кружка «юнармеец» имеет практико-ориентированную направленность. В планировании деятельности учитываются мероприятия Юнармейского движения Артинского городского округа.

Учебно – тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Ауди

торных

Внеауди

торных

Тема 1

Военно-историческая подготовка

8

6

2

С чего начинается Родина? Ратная история России и Советского Союза, история их Вооруженных Сил. Дни воинской славы России. Профессия – Родину защищать. Закон «О воинской обязанности и военной службе». Полководцы и народные герои Великой Отечественной войны. Дети-герои Великой Отечественной войны. Просмотр кинофильма «Брестская крепость». Герои Афганской войны. Герои мирного времени. Встреча с воинами-ветеранами. Занятия «Войсковые звания». «Государственные награды РФ».

Тема 2

Огневая подготовка

8

2

6

Вооружение и боевая техника ВС РФ. Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. Приемы и правила стрельбы. Производства стрельбы. Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. Подготовка и проведение военной спортивной игры «Зарница» , «Орленок».

Тема 3

Основы военно-технической и специальной подготовки

4

1

3

Ученые и конструкторы оружия Победы. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.

Тема 4

Строевая подготовка

6

1

5

Строевой Устав Вооруженных Сил Р.Ф. Строевой шаг. Выполнение воинского приветствия. Развернутый строй отделения. Одиночная строевая подготовка.

Строевая подготовка отделения. Смотр строевой подготовки.

Тема 5

Топографическая и туристическая подготовка

2

1

1

Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту. Топографическая карта. Условные знаки. Определение азимутов по карте. Разведение костра и установка палатки, туристические узлы.

Тема 6

Прикладная физическая подготовка

4

1

3

Упражнения для развития общей выносливости. Тренировка в преодолении полосы препятствий по элементам. Силовая подготовка. Упражнения для развития силы мышц. Элементы рукопашного боя.

Тема 7

Медицинская подготовка

2

1

1

Оказание первой медицинской помощи. Транспортировка «раненых».

Тема 8

Средства индивидуальной защиты

1

0,5

0,5

Радиационная, химическая, биологическая защита. Игра «Школа выживания».

Итого:

35

13,5

21,5

Список литературы (основной)

  1. Конвенция о правах ребенка. (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12. 1993г.
  3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
  4. Закон "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1.
  5. О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619.
  6. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков. Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86.
  7. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобрнауки России от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06.
  8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  10. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761.
  11. Смирнов А.Т. , Хренников Б.О. « Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2012;
  12. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
  13. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  14. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  15. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
  16. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
  17. Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Технические средства обучения

1.

Компьютер

1

2.

Телевизор

1

Экранно-звуковые пособия

1.

Телевизор

1

Оборудование класса

1.

Плакат «Первая медицинская помощь при пожарах»

1

2.

Плакат «МЧС России»

1

3.

Плакат «Алгоритм оказания первой медицинской помощи»

1