Статья "Психологические аспекты личности ученика, учитываемые при изучении дисциплины ОБЖ"
статья по обж (8, 9, 10, 11 класс)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обобщения учеников в классе. Рассматривается понятие «Ученик, как личность». Подробно описана история развития человеческих качеств. В статье исследован феномен человеческого индивидуализма. Выделяются и описываются виды социальной активности. Основное внимание в работе акцентируется на изучении индивидуальных особенностей ученика. Исследована причины девиантного поведения подростка в социуме. Автор дает характеристику индивидуальности личности. Обосновывается мысль о том, что индивидуальный подход к каждому подростку, является залогом гармоничного развития личности и успешного освоения необходимого объёма информации в рамках изучаемой дисциплины. В статье анализируются условия, способствующие изучению и влиянию на поведение ученика в рамках урока и внеурочной деятельности. Рассматриваются причины и способы влияния на поведение обучающихся, в зависимости от типа их личности. Значительное внимание уделено процессу изучения «Личности». Анализируя историю развития психологии подростка, можно сделать вывод о том, что, только всестороннее изучение индивида, позволит воспитать полноценного Человека и Гражданина с социально-ориентированными жизненными ценностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ignatov_versiya_1.2.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические аспекты личности ученика, учитываемые при изучении дисциплины ОБЖ

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обобщения учеников в классе. Рассматривается понятие «Ученик, как личность». Подробно описана история развития человеческих качеств. В статье исследован феномен человеческого индивидуализма. Выделяются и описываются виды социальной активности. Основное внимание в работе акцентируется на изучении индивидуальных особенностей ученика. Исследована причины девиантного поведения подростка в социуме. Автор дает характеристику индивидуальности личности. Обосновывается мысль о том, что индивидуальный подход к каждому подростку, является залогом гармоничного развития личности и успешного освоения необходимого объёма информации в рамках изучаемой дисциплины. В статье анализируются условия, способствующие изучению и влиянию на поведение ученика в рамках урока и внеурочной деятельности. Рассматриваются причины и способы влияния на поведение обучающихся, в зависимости от типа их личности. Значительное внимание уделено процессу изучения «Личности». Анализируя историю развития психологии подростка, можно сделать вывод о том, что, только всестороннее изучение индивида, позволит воспитать полноценного Человека и Гражданина с социально-ориентированными жизненными ценностями.

Ключевые слова
Коллектив, личность, психология, педагогика, ученик

Современный этап развития истории обострил проблему Человека, его нравственного и духовного становления. Кризисное состояние нравственности, духовности общества обусловлено антропологическим кризисом, девальвацией ценностей, нравственным вакуумом. Проблема сохранения Личности как уникальной ценности наивысшего порядка в условиях стремительно развивающейся цивилизации выдвинута в число приоритетных проблем в науке и воспитательной практике.

В нашем обществе до недавнего времени забывалось, что коллектив состоит из отдельных, ни в чем не похожих друг на друга людей. Понятие коллектив безоговорочно вбирало в себя отдельного человека, нивелируя его, усредняя индивидуальные черты.

Учитель сегодня всё чаще подчёркивает, что каждый ученик – личность. Как известно, свойств личности сотни, особенностей личности тысячи, нюансов, различий в способностях и дарованиях – миллионы…

В толковом словаре числится масса слов для обозначения черт характера. Заметим, что в научных источниках можно ознакомиться с несколькими десятками концепций о личности.

К. Маркс, раскрывая источник формирования личности писал: «В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Общие черты личности присущи каждому человеку, но проявляются они каждой личностью индивидуально и своеобразно, в зависимости от влияния конкретных социально-психологических условий, экономических и политических обстоятельств, служебных факторов, форм, методов и средств воспитания.

Ученик как личность познается, прежде всего, через его мировоззрение, убеждения, взгляды, отношение к действительности и образовательном процессе, чтобы педагогу черпать в самой природе человека средства воспитательного воздействия. Количество и эффективность этих средств во многом зависят от умения учитывать педагогом психологию личности.

Роль научного человековедения всё более основательно отводится психологии и педагогике. Психологические знания интегративны по своей природе. В них, как в фокусе, сводятся лучи, освещающие самые различные стороны бытия и сознания людей. Душевные «лекарства», которые врачуют личность, черпаются из так называемой науки мудрости, чаще всего из психологии. Этим искусством можно печального утешить, нетерпеливого успокоить, робкого сделать смелым, скрытного – откровенным, отчаянного – благонадежным.

Ученик как личность познается через изучение его индивидуально-психологических свойств:

- Направленность;

- Темперамент;

- Характер;

- Способности.

Жизнь человека – это деятельность, труд. Деятельность может быть различной и осуществляться в различных условиях. Но везде она характеризуется тем, что человек сознательно ставит перед собой какие-то цели и прилагает усилия для их достижения. Цели эти могут быть близкими по времени и далекими, они могут быть существенными для человека и несущественными, наконец, они могут иметь и личное и общественное значение. Система целей, стоящих перед человеком, целей, которые он преследует своими действиями, мотивов в соответствии с которыми он действует, выражает его направленность. Через потребности и мотивы раскрывается система личных целей, то есть направленность ученика. Зная его направленность, можно предвидеть его поступки и поведение в различных ситуациях образовательного процесса, а значит грамотно им руководить и правильно воспитывать.

Темпераментом называют свойство человека, определяющее динамику его поведения. Внешне темперамент проявляется в силе, скорости, ритме и темпе движений человека, в его речи, походке, мимике. Однако не следует отождествлять тип высшей нервной системы и темперамент. Это психическое свойство зависит от условий жизни и деятельности конкретной личности. Анализируя ученика, нужно учитывать его темперамент в связи с другими особенностями личности, прежде всего с интеллектуальным развитием, моральными качествами, направленностью, эмоциональностью. Таким образом, темперамент составляет важное свойство личности, но это свойство не является определяющим. Темперамент – динамическая предпосылка более существенного свойства личности – характера.

Характер является содержательной стороной личности. В нем отражается облик человека, его устойчивые черты накладывающие отпечаток на все его действия и поступки. Знать характер человека – это значит знать о нем самое существенное, что определяет его поведение. Поэтому для успешного обучение, воспитания и руководства педагогу необходимо знать не только биографические данные своих учеников, но прежде всего их характеры. Ядро характера составляют те отношения человека к окружающему миру, которые накладывают отпечаток на все его психические процессы. Характер человека проявляется в практической деятельности. Причем направленность, система отношений человека как основа характера могут быть раскрыты в деятельности в том случае, если известны не только ее цели, но и средства, ибо личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Способность в психологии понимается как определенное свойство человека, обуславливающие возможность быстрого развития качеств, необходимых для высокопродуктивного выполнения конкретной деятельности. Перед учителем ставится задача определить к чему больше склонен каждый его обучающийся, какие способности у него менее развиты, и соответственно с этим проводить работу с ним. Основным путем развития способностей является включение учеников в активную творческую деятельность, соответствующую имеющимся у них интересам и склонностям. Педагогу для успешного обучения и воспитания важно уметь выявить и правильно оценить способности учеников и на этой основе создавать условия для их всестороннего развития, а также формирования новых способностей.

На изучение внешней и внутренней форм проявления психики учеников и нацелена наука педагогическая психология. Педагогу, работающему с детьми, приходится постоянно считаться с особенностями их психики. Для этого надо уметь и по внешним проявлениям, и по косвенным признакам добираться до самых глубинных основ внутреннего мира учеников и целенаправленно действовать на них.

Психика является важнейшим регулятором деятельности и поведения человека. Такую роль она выполняет потому, что сущность ее заключается в отражении реального мира. Умело воздействовать на внутренний мир ученика – значит, во многом предопределять эффективность  руководства его поведением и деятельностью.

Человеческая психика является продуктом общественно-исторического развития. Психика отдельного человека развивается и формируется под влиянием социальных условий и той деятельности, которой он занимается.

Эти фундаментальные положения следует положить в основу воспитательной работы педагога, его подхода к своим ученикам.

Проблема формирования личности является чрезвычайно тонкой и сложной, образование это спонтанное, глубинное, индивидуально - субъективное, а также - многозначное, проблему удалось решить. Индивидуальность человека играет ключевую роль при социально-этическом формировании личности школьника; процесс воспитания ученика есть педагогическое содействие формированию системы уважительных отношений к Другому, к своему «Я», к «Человеку» и восхождению к интегральному новообразованию, заключающемуся в уважительном отношении к себе как представителю человечества. Выявлены социально-педагогические и социально-психологические условия формирования личности школьника. Только в системе гуманистического воспитания школы, утверждающей Человека как наивысшую ценность, возможно осуществление формирования достоинства личности как социально-психологического новообразования.

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3. Ср.: «Человеческая сущность и есть истинная общность людей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С.447)
  2. .Ярин  А.  Постман Н. Исчезновение детства// Отечественные записки.  2004. №3
  3. Журнал Развитие личности. Практическая психология. Развитие личности № 2 / 2018
  4. 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1. М.: Просвещение, 1980. 372с.
  5. Баранов Е. Г. Динамика формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера // Системная психология и социология. 2017. №2 (22). С. 38 – 47. 4.
  6.  Белов В.В., Лаврищева А.В. Теоретические аспекты исследования развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2019. № 4. С. 88-98.
  7. 8. Лаврищева А.В. Взаимосвязь элементов ценностно-смысловой сферы и параметров достижения личностной зрелости в период ранней и средней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2021. № 2. С. 187-205.
  8. 11. Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности: автореф.дис. ... д-ра психол. наук. М., 1993. 76 с.
  9. 14. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267 с.
  10. 16. Шевкова Е.В., Березина Е.М., Полянина О.И. Современные практики развития взрослости: философские и психологические аспекты // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 2 (34). С. 221-228.
  11. 17. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф., Ульянова А.А. Понятие «механизм» в психологии и возможность его применения в описании психологических процессов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. № 2 (20). С. 147 – 151.
  12. 18. Франкл В. Человек в поисках смысла: [Текст] / В. Франкл. М.: Книга по требованию, 2012. 366 с. 19. Эриксон Э. Детство и общество: [Текст] / Э. Эриксон. 2-е изд. СПб.: Ленато, 2006. 592с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние личности учителя на личность ученика

В статье содержатся описание стилей коммуникативного взаимодействия и метод измерения взаимоотношений учителя и учащихся....

Статья «Диагностические методы изучения личности ученика»

Классному руководителю необходимо изучать личностные осо­бенности учащихся, их интересы, особенности характера, душевного состояния и т. д.Одним из методов изучения характера старшеклассника является ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Педсовет профессиональный и психологический аспект личности педагога

Взгляд  на личность педагога  с разных сторон...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  в пределах ППССЗ  по спе...

Выступление "Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной школы"

Презентация к выступлению и текст выступления на тему "Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной школы" содержит: основные теоретические выводы, ...

Программа изучения личности ученика

Программа изучения личности ученика...