Программа ОБЖ внеурочной деятельности по ФГОС 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс)

Программа курса внеурочной деятельности в рамках ФГОС для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

П/п

Тема урока  

Кол-во часов

Модуль – 1. Основы безопасности личности, общества и государства (20ч.).

 Раздел - Человек,

среда его обитания, безопасность человека (4ч.)

Формы организации учебно-поз-навательной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные (по элементам знаний)

Метапредметные:

Познавательные     Регулетивные      Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

4.2

4.3

4.4

1.

Город  как среда обитания.

1

Предвидеть опасные и ЧС по их признакам, развивать умения и навыки действовать с учетом сложившейся ситуации; учить вырабатывать алгоритм безопасности.

Наблюдать опасные явления, рассуждать о причине их возникновения. Предвидеть опасности, подстерегающие в городе. Научиться избегать их.

Определить свое личное отношение к различным ситуациям чрезвычайного характера.

Рассказать о случаях попадания в трудную ситуацию различного характера. Рассуждать о причине попадания. Предположить, как можно было избежать ее. Определить другие сложные ситуации, которые были предвидены учащимися. Нарисовать план передвижения от школы до дома и отметить опасные участки.

2.

Жилище человека, особен-

ности жизнеобес-

печения жилища.

1

Познакомить с опасностями, подстерегающими человека в городском жилище, с причинами их возникновения и их последствиями. Формировать у учащихся модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни, развивать способности оценивать чрезвычайные ситуации, принимать решения и действовать с учетом своих возможностей.

Предвидеть опасные ситуации в жилище.

Рассуждать о последствиях перед принятием решения относительно своего действия. Научиться делать выводы.

Развивать в себе бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Следовать правилам пользования окружающей бытовой техники.

Рассказать об опыте попадания в  бытовые опасности.

Проследить причину их возникновения и последствия. Предположить, где еще можно попасть в ЧС. Наметить план выхода из предполагаемых ЧС.

3.

Особен-

ности природных условий в городе.

1

Познакомиться особенностями природных условий в городе, влияющими на здоровье человека, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Видеть варварское отношение людей к природе, активно противостоять ему в доступных возрасту формах: рассуждать, объяснять.

Принимать участие в посадке зеленых насаждений.

Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде.

Рассказать о своих наблюдениях отношения людей к природе. Привести примеры бережного отношения к природе.

Определить опасности, подстерегающие человека в случае варварского отношения к ней.

4.

Взаимоотношения людей, проживаю-

щих в городе, и их безопасно-

сть.

1

Познакомиться понятием «социальная опасность», учиться умению определять опасные в криминогенном отношении места и предвидеть возникновение ЧС.

Предвидеть опасные ситуации.

Рассуждать о последствиях перед принятием решения относительно своего действия. Научиться делать выводы. Разработать систему защиты в определенных ситуациях.

Адекватно оценивать ситуацию и свои возможности выхода из нее.

Определить круг социально-опасных личностей, места их нахождения. Привести примеры попадания в ЧС своих знакомых. Определить ошибки в их поведении. Выработать безопасный маршрут к часто посещаемым местам и форму защиты.

5.

Безопас-

ность жизнедея-

тельности человека при чрезвычай-

ных ситуациях.

1

Научиться определять признаки и характер опасности, познакомиться с алгоритмом действий в различных ситуациях.

Классифицировать  опасности по их признакам. Находить алгоритм безопасных действий в СМИ. Знать примеры выхода из ЧС, использовать накопленный опыт при ЧС.

Адекватно оценивать ситуацию и свои возможности выхода из нее. Учиться предвидеть ЧС, выработать алгоритм действий для особых случаев

Рассуждать о путях попадания в ЧС. Определять причину их возникновения. Приводить примеры выхода из затруднительных положений. Смотреть рубрику «Защити себя сам». Определять линию поведения в различных ЧС.

6.

Дорож-

ное движе-

ние, безопас-

ность участни-

ков дорожно-

го движения.

1.

Знакомство с участниками дорожного движения и их ролью в возникновении опасных ситуаций. Последствия ЧС на дороге. Разграничить понятия «дорога» и «проезжая часть». Вывести формулу безопасного движения пешеходов.

Определить цель урока

Исследовать  новую  информацию.

Определить участников дорожного движения. Знать роль каждого в безопасном перемещении по проезжей части.

Привести примеры последствий ДТП.

Сделать вывод.

Привить привычку строго соблюдать правила дорожного движения.

Мотивация на изучение правил ДД.

Определение роли участников движения.

Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. Приведение примеров несчастных случаев с близкими и знакомыми людьми. Исследование причин и последствий. Вывод для каждого участника движения.

7.

Пешеход, безопас-

ность пешехода.

.

1.

Познакомиться с правилами поведения пешехода, формировать навыки безопасного поведения на дороге.

Изучить дорожные знаки. Следовать их указаниям. Вести профилактическую работу с младшими  учащимися. Придумать или найти вопросы для викторины в интернете.

Определить общие обязанности пешехода

Знать правила безопасного поведения на дороге для пешехода

Изучать причины дорожно-транспортных происшествий ,  организацию дорожного движения

Привить привычку строго соблюдать правила дорожного движения

Мотивация на изучение правил ДД.

Определение роли участников движения (пешехода).

Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. Приведение примеров несчастных случаев с близкими и знакомыми людьми. Исследование причин и последствий. Вывод для каждого участника движения

8.

Пасса-

жир, безопас-

ность пассажи-

ра

1.

Познакомиться с правилами поведения пассажиров, формировать навыки безопасного поведения в транспорте.

Изучить дорожные знаки. Следовать их указаниям. Вести профилактическую работу с младшими  учащимися.

Определить общие обязанности пассажира

Знать правила безопасного поведения на дороге для пассажира

Изучать причины дорожно-транспортных происшествий ,  организацию дорожного движения

Привить привычку строго соблюдать правила дорожного движения, безопасного поведения в транспорте.

Мотивация на изучение правил ДД.

Определение роли участников движения (пассажира).

Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. Приведение примеров несчастных случаев с близкими и знакомыми людьми. Исследование причин и последствий. Вывод для каждого участника движения

9.

Водитель транс-

портного средства.

1.

Познакомить с правилами поведения велосипедиста, как водителя транспортного средства. Водителя скутера. Развивать навыки

владения велосипедом.

Определить общие обязанности водителя

Знать правила безопасного поведения на дороге  для велосипедиста и водителя мопеда

Изучать причины дорожно-транспортных происшествий ,  организацию дорожного движения

Привить привычку строго соблюдать правила дорожного движения, безопасного вождения  транспорта.

Обсуждение правил велосипедиста и водителя скутера. Обоснование их целесообразности. Приведение примеров несоблюдения и их последствия для участников движения. Определение причин и вывод.

10.

Пожар-

ная безопасность.

1.

Выявить причины возникновения пожаров, развивать умение избегать их, выработать правила безопасного поведения при пожаре.

Определить цель урока

Рассуждать о причинах пожара и его последствиях

Выработать алгоритм действий при пожаре. Предупреждать возникновение неконтролируемого огня соблюдением правил.

Выработать алгоритм действий при возникновении пожара.

Составить определение пожара.

На основании определения выявить причины его возникновения и последствия.  Составить план действий при пожаре. Составить памятку для друзей и младшеклассников.

11.

Безопас-

ное поведе-

ние в бытовых ситуаци-

ях.

1.

Формировать навыки безопасного обращения с электричеством, с компьютером, с бытовым газом.

Определить цель урока

Знать правила безопасного обращения с электричеством, компьютером, бытовым газом.

Строго следовать установленным правилам.

Выработать привычку безопасного обращения с электричеством, газом, компьютером.

Привести примеры поражения электрическим током, взрывов бытового газа и их последствий.

Назвать признаки замыкания в электроцепи и повреждения газовых труб. Составить план действий в этих ситуациях. Неисправность компьютера и его безопасная эксплуатация. Составить памятку пользования компьютером.

12.

Погодные условия и безопас-

ность человека.

1.

Учить предвидеть опасные ситуации природного характера, познакомить с их признаками; выработать алгоритм поведения во время грозы, гололеда, урагана.

Определить цель урока

Познакомиться с признаками  опасных природных явлений.

Определять по ним ухудшение погоды.

Выработать алгоритм действий в ЧС.

Выработать алгоритм поведения во время грозы, гололеда, урагана.

Внимательно наблюдать за изменениями в природе (Ролик – ураганы). Составить памятку признаков изменений в природе. Проследить за последствиями. Продумать план защиты.

13.

Безопас-

ность на водоемах.

.

2.

Учить умению предвидеть опасные ситуации на водоемах в разные времена года, выработать алгоритм поведения на водоемах, в том числе и в ЧС.

Знать состояние водоемов в различное время года

Знакомство с признаками опасности на водоемах в различное время года. Развивать умение предвидеть последствия необдуманных поступков.

Знать правила безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах

Выработать алгоритм безопасного поведения на водоемах в различное время года.

Внимательно рассмотреть статистику ЧП на водоемах. Дополнить примерами из своего опыта. Назвать причины возникновения внештатных ситуаций. Выработать план самоспасения и спасения друга. Закрепить его в памятке для младшеклассников.

14.

Кримино-генные ситуации и личная безопас-

ность.

.

2.

Учить умению предвидеть возникновение криминогенных ситуаций и выработать правила поведения при угрозе нападения.

Определить цель урока

Рассуждать о причинах попадания в ЧС криминогенного характера. Привести примеры выхода из трудного положения. Обсудить их недостатки. Составить план действий в ЧС криминогенного характера.

Выработать алгоритм действий , как избежать попадания в ЧС криминогенного характера.

Внимательно просмотреть ролик. Привести примеры из жизни. Выяснить причины попадания в ЧС. Продумать план спасения  или выхода из трудного положения. Составить памятку. И выработать тактику возвращения домой в позднее время дня.

15.

Обеспе-

чение личной безопас-

ности дома.

1.

Познакомить с опасными ситуациями, возникающими в доме, развивать навыки и умения в обеспечении личной безопасности дома.

Рассуждать о причинах происшествий в доме. Выявить, что приводит к неблагополучному развитию событий. Составить правила безопасного пользования бытовыми приборами, правила общения с незнакомыми людьми.

Выработать правила безопасного поведения в доме.

Рассмотреть свое поведение через призму безопасности. Привести примеры из личного опыта. Проследить причину возникновения ЧП. Обсудить пути выхода из нее. Составить план действий, исключающий попадание в затруднительное положение.

16.

Обеспе-

чение личной безопас-

ности на улице.

2.

Формировать навыки безопасного поведения на улице, в общественных местах, в толпе. Познакомить с понятием «терроризм» и с правилами обращения с бесхозными вещами

Предвидеть опасные ситуации. Следовать установленным правилам в случае развития неблагоприятной ситуации. Знать понятие «терроризм»

Рассуждать о последствиях перед принятием решения относительно своего действия. Научиться делать выводы. Разработать систему защиты в определенных ситуациях.

Адекватно оценивать ситуацию и свои возможности выхода из нее.

Определить круг социально-опасных личностей, места их нахождения. Привести примеры попадания в ЧС своих знакомых. Определить ошибки в их поведении. Выработать безопасный маршрут к часто посещаемым местам и форму защиты. Составить памятку «Правила поведения в случае обнаружения бесхозных  вещей»

17.

Антитер-

рористи-

ческое поведе-

ние в повседне-вной жизни

1.

Знать духовно-нравстрвенные основы антитеррористического поведения в повседневной жизни

Анализировать последствия опасных ситуаций и причины их возникновения

Выработать варианты своего поведения при угрозе возникновения теракта

Анализировать свои возможности безопасного поведения

18.

Правила поведе-

ния при захвате в заложни-

ки

1.

Знать правила поведения при захвате в заложники или похищении

Знать признаки возможного возникновения взрыва

Изучать правила безопасного поведения во время захвата самолета и при перестрелке

Анализировать свои возможности безопасного поведения при нападении с целью похищения

19-20

Общие правила поведе-

ния при возникно-вении ЧС природ-

ного характера

2.

Выработать правила поведения при ЧС природного характера, закрепить знания в решении ситуационных.

Логические рассуждения  при решении ситуационных задач.

Обьяснять причины возникновения различных ЧС природного характера

Сопоставлять возможные последствия ЧС природного характера

Закрепление умений и навыков по спасению собственной жизни и жизни близких людей в ЧС природного характера.

Внимательное рассмотрение презентации, определение причин возникновения ЧС. План по выходу их нее.

21

Общие правила поведе-

ния при возникно-вении ЧС техноген-ного характера

1.

Выработать правила поведения при ЧС техногенного характера, закрепить знания в решении ситуационных

Логические рассуждения  при решении ситуационных задач

Обьяснять причины возникновения различных ЧС техногенного характера

Сопоставлять возможные последствия ЧС техногенного характера

Закрепление умений и навыков по спасению собственной жизни и жизни близких людей в ЧС техногенного характера.

Внимательное рассмотрение презентации, определение причин возникновения ЧС. План по выходу их нее.

Формы организации учебно-поз-навательной деятельности учащихся

Модуль – 2. Здоровый образ жизни и оказание первой доврачебной помощи.

Раздел 1.Основы здорового образа жизни 6ч

Раздел 2.Оказание первой доврачебной помощи 5ч

Предметные (по элементам знаний)

Метапредметные:

Познавательные     Регулетивные      Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4.1

4.2

4.3

4.4

22.

Возраст-

ные особен-

ности развития человека и здоро-

вый образ жизни

О здоровом образе жизни.

1.

Формировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, воспитывать ответственное отношение к сохранению окружающей среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

Постановка цели.

Логические рассуждения при поиске определений.

Доказательство своей теории примерами из жизни. Вывод определения «здоровый образ жизни»

Определить для себя, хочешь ли быть здоровым и, что для этого нужно делать.

Познакомиться с условиями создания благоприятной среды для ведения здорового образа жизни. Определить понятия «здоровье», «здоровое питание», «здоровый отдых».

Найти зависимость всех компонентов от окружающей среды. Составить режим дня.

23.

Двига-

тельная актив-

ность и закали-

вание орга-

низма – необходимые условия  укрепле-

ния здоровья.

1.

Убедиться  в необходимости закаливания организма и ведении активного образа жизни, как составной части здорового образа жизни.

Постановка цели.

Рассмотреть случай заболеваний, проследить причину их возникновений. Определить факторы, влияющие на здоровье.

Сделать личный выбор в образе жизни. Убедиться в необходимости ведения здорового образа жизни.

Рассмотреть случай заболеваний, проследить причину их возникновений. Назвать факторы, влияющие на здоровье. . Сравнить рекомендуемый образ жизни с личным. Исключить факторы риска.

24.

Рацио-

нальное питание.

Гигиена питания.

2.

Познакомить учащихся с понятием «рациональное питание», как одним из важных факторов, составляющих основу здорового образа жизни.

Усвоить понятие «здоровое питание».

Научиться внимательно относиться к тому, что употребляется в пищу. Следить за маркировкой продуктов.

Воспитывать в себе культуру питания.

Рассмотреть состав продуктов, наиболее часто употребляемых детьми, определить их полезность с медицинской точки зрения. Проследить накапливание в организме веществ, влияющих на состояние сосудов и суставов. Составить примерное полезное меню.

25.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

1.

Выявить причины пристрастий школьников к вредным привычкам, показать разрушительную силу их воздействия на организм ребенка и взрослого человека.

Знать вредные привычки и их влияние на здоровье.

Выработать в себе осознанное стремление быть здоровым.

Проследить влияние вредных привычек на здоровье.

Привести примеры из жизни. Составить карту долголетия своей семьи. Узнать какими заболеваниями чаще всего болеют родственники. Определить факторы риска и  выработать систему их преодоления.

26.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

1.

Подвести к необходимости вести профилактическую работу со сверстниками, имеющими вредные привычки, предупреждать младшеклассников о вреде курения.

Развивать навыки и умения передать важную информацию другим людям.

Вырабатывать умение сотрудничать с людьми. Умение подчинять и подчиняться для выполнения общей задачи.

Разделение класса на группы. Подготовка презентаций по темам:

«Здоровое питание», «Вредные привычки»,

«Здоровый образ жизни». Выступление перед учениками начальной школы.

27-28.

Первая доврачебная помощь и правила ее оказания.

Первая доврачебния помощь при разли-

чных видах повреждений.

2

Познакомить с мерами оказания первой помощи при некоторых неотложных состояниях.

Познакомить с основами первой медицинской помощи при различных видах повреждений

Знакомство с признаками повреждений.

Выработать умение определять характер повреждения и навыки оказания первой помощи при различных видах повреждений.

Выработать умение определять характер повреждения и навыки оказания первой помощи при различных видах повреждений.

Исследование характера повреждений по признакам. Последовательность действий при оказании  помощи при различных повреждениях.

Транспортировка пострадавшего.

29-30-31.

Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, ссадинах

3

Выработать правила оказания первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах и закрепить знания и умения

Закрепление знаний об оказании ПМП в практической работе.

Уметь сотрудничать в группе.

Научиться оказывать ПМП.

Работа в группе:

теоретические ответы на вопросы, выполнение практических заданий.

Исправление ошибок в работе другой группы.

32

Первая доврачебная помощь при отравле-

ниях

1

Выработать правила оказания первой помощи при отравлениях различного вида

Закрепление знаний об оказании ПМП в практической работе.

Уметь сотрудничать в группе.

Умение овладевать способами , требующими оказания первой доврачебной помощи .

Работа в группе:

теоретические ответы на вопросы, выполнение практических заданий.

Исправление ошибок в работе другой группы.

33-34

Общая характеристика кровотечения

Первая помощь при кровотечении

2

Выработать правила оказания первой помощи при кровотечении

Ознакомление с видами кровотечений  в зависимости от места излияния крови , в зависимости от характера поврежденных сосудов

Определить , какие кровотечения чаще всего встречаются при авариях , стихийных бедствиях

Выработать умения использования способов временной остановки кровотечения

Овладеть способами наложения давящей повязки , правилами использования индивидуального перевязочного пакета

Работа в группе:

теоретические ответы на вопросы, выполнение практических заданий.

Исправление ошибок в работе другой группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Программа кружка внеурочной деятельности в 5 классе (ФГОС) "От мультфильмов к презентациям"

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"

Программа  курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для  школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком п...

Программа по внеурочной деятельности для 7 класса "География моего края" (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края»  разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...

Программа по внеурочной деятельности для 8 класса "География моего края" (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края»  разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС

Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе по ФГОС Магия творчества»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе по ФГОС Магия творчества»...