СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СЕМЬЯ
план-конспект урока по обж (11 класс)

Урок ОБЖ с использованием технологии проблемного обучения по теме «Нравственность и здоровье», 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tpo._semya.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

М.А.Ивлев,

преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ СОШ № 4 с угл. изучением отд. предм.

г. Фрязино МО

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СЕМЬЯ

 (Урок ОБЖ с использованием технологии проблемного обучения

по теме «Нравственность и здоровье», 11 класс)

Педагогическая цель урока: познакомить учащихся с основами семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации; сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека через разрешение проблемной ситуации – современная семья: кризис или поиски счастья?

Задачи урока

  • Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе; выявить проблемы современной российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
  • Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
  • Создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого ребенка к деликатной теме – теме семьи.
  • Сформировать ценностное отношение к современной семье и семейным отношениям.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: проблемно-поисковый, исследовательский, наглядный.

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, дифференцированного обучения, технологии проблемного и группового обучения.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Основные понятия

  1. Семья.
  2. Брак.
  3. Семья как малая группа.
  4. Функции семьи.
  5. Ценности семьи.
  6. Типы семей.
  7. Проблема кризиса современной семьи.

Оборудование к уроку: ПК, мультимедиа, доступ к сети Internet.

Дидактические материалы:

  1. Конституция РФ.
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Фрагмент бракосочетания.
  4. Презентация.
  5. Фрагмент выступления Президента В.В. Путина с Посланием Федеральному собранию 10 мая 2006 года.
  6. Комплекты раздаточного материала для групповой работы.
  7. Словарь Ожегова С.И.
  8. Ресурсы интернета.

Опережающее домашнее задание:

  • Проведение социологического опроса по заранее разработанному плану среди сотрудников МОУ Лицей г. Фрязино МО.
  • Изучение по выбору одного из двух документов: Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года (одобрена Правительством России в сентябре 2001 г.) и Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года.

План учебного занятия:

  • Организационный момент.
  • I этап урока. Актуализация темы учебного занятия. Осознание учащимися проблемы и ее формулирование.
  • II этап урока. Углубление и расширение знаний учащихся о семье. Совершенствование навыков работы с документами и интернет ресурсами. Анализ статистических данных. Систематизация знаний об эволюции семьи и основных ее типах. Сравнительный анализ социологического опроса, проведенного среди сотрудников МОУ Лицей г. Фрязино. Коллективное определение тенденций в развитии современной семьи. Знакомство с основными направлениями государственной политики по поддержке российской семьи. Совершенствование работы с документами.
  • III этап урока. Выступления учащихся по итогам работы в группах.
  • IV этап урока. Поиск собственного взгляда на проблему, соотнесение ее с общественным мнением. Определение причин возникновения кризиса в семье. Разрешение проблемной ситуации. Формирование умений участвовать в дискуссии.
  • Домашнее задание с рекомендациями по выполнению обязательной и вариативной части.
  • Подведение итогов урока.
  • Оценка работы учащихся.
  • Рефлексия.

При входе в кабинет учащимся предлагаются на выбор жетоны четырех цветов, для формирования рабочих групп. Школьники рассаживаются за парты в соответствии с цветом взятого жетона (группы сформированы хаотически).

Х о д   у р о к а

Организационный момент.

1-й этап.

Просмотр видео сюжета.

После просмотра учащиеся делятся мыслями об увиденном, обобщают просмотренный контрастный материал (торжество рождения семьи, неутешительная статистика разводов, потрясающие душу судьбы обделенных семейным теплом детей), свидетельствующий о сложности такого явления как семья в современном обществе, осознают проблему и ее формулируют.

Постановка проблемного вопроса: «Современная семья: кризис или поиски счастья?»

Учитель задаёт вопрос учащимся: «Что вы увидели? Ваши впечатления, мнение об увиденном?»

После формулировки проблемы, учитель предлагает учащимся разделиться на две группы:

1 – те, кто считает, что семья – это кризис,

2 – те, кто считает, что семья – это поиски счастья. (Результаты фиксируются).

Далее учитель предлагает учащимся вернуться в свои рабочие группы.

  • Извлечение необходимой информации из увиденного сюжета.
  • Понимание смысла сюжета.
  • Формулировка проблемы.
  • Целеполагание.
  • Прогнозирование ситуации.
  • Умение выражать своё мнение, обосновывать свою точку зрения.
  • Умение принять решение и сделать выбор.

2-й этап.

Работа в группах.

Первая группа. (теоретики)

Тема: Значение понятия «семья».

Задания:

  1. Определение понятия «семья» по словарю Ожегова С.И.
  2. Определение понятия «семья» данное английскими социологами Д. Мердок, Э. Гидденс используя интернет ресурсы.
  3. Определение понятия «семья» по Энциклопедическому словарю.
  4. Определите наиболее точное, с вашей точки зрения, определение понятия «семья». Выбор обоснуйте.

УУД

  • Поиск информации, работа со словарями.
  • Анализ найденной информации, выбор необходимого определения.
  • Определение задач для дальнейшей работы.
  • Планирование работы в группе.
  • Совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
  • Умение принять решение.
  • Ответственность за свой труд.
  • Совершенствование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Вторая группа. (законодатели)

Тема: Законодательство и семья

Задания:

  1. Изучение семейного кодекса РФ: глава 1. статьи 1,2,3; глава 3. статьи 10,11,12,13; глава 4. статьи 16,19.
  2. Изучение Конституции РФ ст. 38.
  3. Изучение концепции демографического развития РФ на период до 2015 года и Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию от 10 мая 2006 года.
  4. Назовите, какие социальные гарантии дает государство семье.

УУД

  • Поиск информации, работа в документах.
  • Работа с источниками.
  • Анализ найденной информации, выбор необходимого определения.
  • Определение задач для дальнейшей работы.
  • Планирование работы в группе.
  • Совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
  • Умение принять решение.
  • Ответственность за свой труд.
  • Совершенствование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Третья группа. (социологи)

Тема: Анализ статистических данных.

Задания:

  1. Проанализировать данные социологического опроса среди сотрудников МОУ Лицей г. Фрязино.
  2. Проанализировать данные социального паспорта учащихся МОУ Лицей г. Фрязино.
  3. Подсчитайте в % имеющиеся типы семей, заполните предлагаемую таблицу.

УУД

  • Анализ результатов социологического опроса.
  • Расчёт процентного соотношения данных.
  • Определение задач для дальнейшей работы.
  • Планирование работы в группе.
  • Совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
  • Ответственность за свой труд.
  • Совершенствование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Четвертая группа. (историки)

Тема: История семейно-брачных отношений.

Задания:

  1. Что вам известно из истории об основных этапах формирования семейных отношений?
  2. Проанализируйте семейные отношения прошлого и современного времени, используя учебник и Интернет ресурсы.

УУД

  • Поиск информации, работа в сети Интернет.
  • Анализ найденной информации, выбор необходимого определения
  • Определение задач для дальнейшей работы.
  • Планирование работы в группе.
  • Совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
  • Умение договориться, распределить роли.
  • Ответственность за свой труд.
  • Совершенствование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Учитель предлагает школьникам выбрать себе направление работы в группе и формулирует основную задачу работы в группе.

Педагог раздаёт школьникам листы с заданиями и необходимый материал для выполнения задания. Далее учитель выступает в роли наблюдателя за деятельностью школьников.

3-й этап.

Выступления учащихся по итогам работы в группах.

Педагог внимательно слушает выступления представителей каждой группы, комментирует, ведёт дискуссию с учащимися, обсуждая результаты исследования данной группы школьников.

  • Совершенствование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей ораторского выступления.

4-й этап.

Дискуссия.

Вернувшись к проблеме, учащимся предлагается разобрать ситуации, например:

Ситуация 1. Она: «Ты почему разбрасываешь свои вещи? Бросаешь куда попало: ботинки приходится вытаскивать из-под ванны, носки красуются на буфете рядом с вазой, а в поисках дипломата я могу провести все утро». 

Ситуация 2. После занятий молодая жена с подругой зашли попить чаю домой, где любящий муж приготовил к приходу жены ужин.

Он: Стол накрыт, пожалуйте!

Она: Ой, как есть хочется! (Вдруг подозрительно спрашивает мужа): Ты опять по-своему, а? Нет, признайся, опять чистил картошку в раковину? Я просила раковину не мазать! Просила чистить на стол, на газету. На газетку надо! На газетку!

Ситуация 3. В семье растет сын (6 лет). Семья живет в однокомнатной квартире.

Ситуация4. В семье родился ребенок.

Ситуация5. Жене нездоровиться, муж измерил давление, принес таблетку и воду.

Учащиеся предлагают свои ситуации. Ситуации фиксируются на доске, в левой части те, которые ведут к кризису, в правой части те, которые ведут к счастью.

В ходе беседы, учащиеся предлагают свои варианты для разрешения кризисных ситуаций. Учащиеся высказывают собственный взгляд на проблему, соотносят ее с общественным мнением, определяют причины возникновения кризиса в семье и пытаются найти пути решения проблемных ситуаций.

Педагог предлагает несколько ситуаций из жизни на обсуждение учащимся. Учитель координирует ход мыслей школьников во время дискуссии.

Далее учитель предлагает разобрать ситуации, записанные в левой части доски, выступая при этом активным слушателем, не направляя мысли школьников, а только уточняя точку зрения учащегося.

После того, как школьники сформулировали способы разрешения проблем, возникающих в семье, учитель предлагает учащимся вновь разделиться на две группы:

1 – те, кто считает, что семья – это кризис,

2 – те, кто считает, что семья – это поиски счастья. (Результаты сравниваются с первоначальными и делается вывод о смене мнения учащихся).

УУД

  • Понимание смысла ситуации.
  • Совершенствование навыков постановки и поиска решения проблемы.

  • Анализ жизненной ситуации.
  • Умение сопоставить факт примера с жизненными проблемами, встречающимися в семейных парах.

  • Умение аргументировать свою позицию, отношение, мнение.
  • Совершенствование умения вступать в дискуссию.
  • Умение выражать своё мнение, обосновывать свою точку зрения.
  • Умение принять решение и сделать выбор.

5-й этап.

Домашнее задание.

Общее для всего класса:

§ 15, вопросы и задания устно.

По выбору:

Сочинение-эссе по теме: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».  А. Шопенгауэр.

Педагог задаёт школьникам домашнее задание

УУД

  • Самоопределение.
  • Умение принять решение и сделать выбор.

6-й этап.

Подведение итогов урока, оценивание работы школьников.

Педагог подводит итоги урока, просит школьников оценить свою работу индивидуально, в группе, комментирует некоторые действия школьников и добавляет баллы самым активным ученикам.

Выставление оценок школьникам.

УУД

  • Умение объективно дать себе самооценку, зафиксировать результаты своего труда.
  • Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

7-й этап.

Рефлексия.

Педагог предлагает высказать учащимся своё мнение о той информации, которую они получили.

Учитель раздаёт школьникам «мишени», объясняет их суть и просит «выстрелить» в данную мишень, тем самым оценить деятельность всех субъектов, работающих на уроке.

Учитель заканчивает урок чтением стихотворения и благодарит всех за плодотворный труд.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

УУД

  • Самооценка на основе критерия успешности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания "Семья в современном обществе"

Урок по обществознанию в 10 классе...

Интегрированное занятие по теме «Семья в современном обществе.Законодательство и семья"

Это занятие можно проводить в 11 классе совмещая уроки ОБЖ и Обществознания, данная разработка подойдет для проведения классных часов и уроков права по теме "Семейное право"...

Урок "Семья в современном обществе"

Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...

Презентация "Семья в современном обществе. Законодательство и семья"

Презентация на тему "Семья в современном обществе. Законодательство и семья"...

Конспект урока ОБЖ 11 классе "Семья в современном обществе. Законодательство о семье."

Данная раработка расчитана на 2 часа учебного времени. Позволяет рассмотреть тему в историческом, законодательном и моально-этическом аспектах....

«Семья в современном обществе. Законодательство и семья».

Тип урока: изучение нового материалаЦель:Ознакомить учащихся с понятием «БРАК», «СЕМЬЯ».Раскрыть правовые основы заключения и расторжения брака.Выработать на начальном уровне у...

Семья в современном обществе. Функции, роли, законодательство

Содержание:Что такое семья?Функции семьиСемейные отношенияМногодетные семьиСемейный кодексБракРазводПрава и обязанности родителей Права детей...