Статьи
статья по обж

Сурин Владимир Юрьевич

Предварительный просмотр:

Формирование информационно-нравственной культуры молодежи

 в условиях распространения Интернета

Аннотация: Представлены возможные способы защиты детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и умственно-нравственному развитию, определены форма и содержание совместной деятельности образовательных учреждений и родителей по формированию информационной культуры детей и навыков безопасного использования Интернета.

        Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все более важное место в системе  образования и в жизни людей. Внедряя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебный процесс, учителя могут организовать различные формы учебно-познавательной деятельности в классе и сделать самостоятельную деятельность учащихся более активной и целенаправленной. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации и источникам информации, предоставляет возможности для поиска, сбора и работы с ними.

        Готовность детей к использованию современных компьютерных технологий и реализации полученной с их помощью информации для дальнейшего самообразования и духовно-нравственного воспитания должна стать одним из результатов  обучения и воспитания на первой ступени средней школы. В современных условиях особую угрозу формированию и развитию мировозрения младших школьников и подростков представляют следующие угрозы: «суицидальные сайты»,  где дети получают информацию о том, как расстаться с жизнью; сайты, предоставляющие различные рецепты и советы по изготовлению и употреблению наркотиков; сайты, разжигающие национальную рознь и расовую ненависть, экстремизм, национализм, фашизм; сайты, разрушающие навыки реального общения и «убивающие» коммуникативные навыки подростков, например, порнографические сайты, сайты знакомств и виртуального общения, сайты о сектах, оказывающие негативное влияние на мировоззрение молодежи.

        Через социальные сети подростки могут попасть под влияние радикальных политических групп и  всевозможных религиозных сект. На эти сайты школьники могут попасть случайно, нажав всплывающие баннеры или перейдя по ссылкам. Серьезные риски возникают, когда после просмотра реальных сцен насилия и жестокости начинают восхищаться «героями» интернет-роликов.

        Вовлечение в азартные игры – еще одна угроза, которая может оказать негативное влияние на детей. Даже онлайн-игры могут нанести непоправимый ущерб психическому и физическому здоровью ребенка, занимаю большую часть времени и отвлекая от учебы и спокойного отдыха. Помимо вышеупомянутых рисков и угроз, интернет также представляет опасность, напрямую связанную с личными изменениями у детей и подростков, а именно возникает интернет-зависимость. Эта угроза становится все более реальной, поскольку дети могут быть не в состоянии правильно оценить степень вредности воспринимаемой и передаваемой информации . Отчасти это связано с тем, что темпы развития информационных технологий настолько высоки, что и семья, и школа оказываются плохо подготовленными к новым видам угроз, а методы борьбы с ним и еще на разработаны.

        Чтобы преодолеть негативное влияние интернета на детей, в учебных заведениях необходимо проводить целенаправленную просветительскую работу. Обучение школьников распознаванию угроз интернета и способам борьбы с ними – это совместная работа школы и семьи. Именно школы должны инициировать и организовать это сотрудничество, просвещать родителей и направлять учеников.

        Учебные заведения вместе с родителями и детьми должны разработать единую стратегию безопасности. Эта стратегия должна включать обучение как педагогического персонала, так и родителей/детей. Обучение педагогов может проходить в форме семинаров, практикумов, круглых столов. На этих тренингах должны рассматриваться вопросы информационной безопасности в Интернете, вредный контент для детей и способы  борьбы с ним, виды и формы информационно-психологического воздействия и способы защиты от него, правила и нормы сетевого этикета, причины девиантного поведения детей и способы действий по его предотвращению или устранению и т.д. Это необходимо. Работу с детьми необходимо проводить на разных возрастных этапах: начальном (2-4 классы) и среднем (5-9 классы).

        На каждом этапе специальные формы и методы обучения должны быть адаптированы к особенностям возрастной группы. Изучаться вопросы безопасного использования Интернета могут не только в рамках предмета «Информатика», они могут быть так же интегрированы в предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», во внеурочную деятельность или в рамках учебного (классного) времени.

        При подготовке к преподаванию учителя самостоятельно формируют  учебные материалы, учитывая возрастную группу класса, общий уровень развития учащихся, предполагаемую. Будущую деятельность, план изучения предмета, его интеграцию в учебный процесс, характеристики помещения и среды,  наличие технических средств обучения, включая доступ в интернет, а также уровень подготовки самого учителя.

         В связи с выше сказанным, основными задачами преподавателей в современную эпоху являются развитие индивидуальности учащихся с помощью средств массовой коммуникации и использование их в качестве материала, формирование коммнуникативной культуры с помощью СМИ, развитие навыков творческого общения, критического мышления и глобального сетевого взаимодействия. Можно сказать, что это умение полностью распознавать, интегрировать, анализировать и оценивать информацию, доступную через интернет.  Современному учителю необходимы не только глубокие знания предмета и методики преподавания, но и общая социально-политическая грамотность, четкое понимание спектра интересов и предпочтений учеников. Учителя должны знать особенности и возможности средств массовой информации и уметь использовать их в образовательных целях, чтобы придать процессу обучения нравственное измерение.

На региональном сайте «Подросток и закон» размещаются и актуализируются информационные ресурсы для детей и родителей, посвященные безопасному поведению детей и родителей в сети Интернет:

- ссылки на информационные ресурсы, содействующие повышению уровня культуры информационной безопасности детей http://podrostok.edu.yar.ru/safety/links.html

- интерактивные игровые ресурсы, посвященные вопросам безопасного использования сети Интернет http://podrostok.edu.yar.ru/safety/game.html



Предварительный просмотр:

Метрология на службе Гражданской обороны.

Средства измерений, которые помогают спасать жизни людей.

4 октября в России отмечается День войск гражданской обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как и любая другая деятельность, защита населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера невозможна без соответствующего метрологического обеспечения.

На сегодняшний день в работе войск гражданской обороны используется огромное количество средств измерений, которые не только применяются при непосредственном спасении людей, но и для целей предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций.

Парк средств измерений крайне разнообразен от простейших кислородных манометров  до многофункциональных анализаторов и измерительных комплексов. Но вне зависимости от того какой измерительный прибор используется службой МЧС, его исправное состояние и соответствие метрологических характеристик напрямую влияют не только на успех спасательной операции, но иногда и на сохранение жизни и здоровья личного состава и граждан. Именно поэтому измерения в данной деятельности входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, к которым установлены обязательные метрологические требования, закона «Об обеспечении единства измерений».

«Ежегодно в Приморском ЦСМ Росстандарта проводится поверка более тысячи средств измерений, применяемых при  осуществлении деятельности в области гражданской обороны, кроме этого около десяти тысяч единиц используются лицензированными в этой области деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» – сообщает Юрий Белкин – директор ФБУ «Приморский ЦСМ» - «от исправности и точности этих средств измерений зависят жизни людей, поэтому уделяется особое внимание к поверке данных приборов, мы регулярно обновляем эталонную базу и расширяем область аккредитации, чтобы в полной мере обеспечивать единство измерений в этой области.»

А вы знали, что в арсенале каждого пожарного спасателя есть простейший манометр? А от его точности зависит правильность оценки времени работы в задымленном помещении. От этих минут, а иногда и секунд, зависит жизнь не только пожарного, но и спасаемых им людей.

Обращали ли вы внимание на показывающие манометры огнетушителей? Наверное, все видели их в зеленой зоне, и почти никогда в красной! А ведь если такой манометр неисправен, то и давления может не быть, а значит, такой огнетушитель окажется бесполезен в борьбе с очагом возгорания, соответственно и последствия пожара будут обширнее.

Время, как вы заметили, играет главную роль во всех аспектах работы спасателей, и дело не только в секундах, измеряемых поверенным секундомером, во время подготовки специалистов к работе, а еще и во времени синхронизации приборов навигации, точности спутниковых систем Глонасс и др. Ведь, чем точнее будет навигатор, тем быстрее будет найдено место происшествия, а значит больше людей будет спасено.

Важной остается и роль в предотвращении чрезвычайных ситуаций  - сегодня в распоряжении спасателей есть  сейсмографы, вибродатчики, высокочастотные анализаторы, системы спутникового мониторинга. Но кроме предсказания катастроф важно и просто вовремя проинспектировать  оборудование, которое отвечает за безопасность. Вот тут  на помощь и приходят спасателям поверенные линейки, угломеры, ультразвуковые толщиномеры, пирометры, вольтметры и другие средства измерений.

Системы промышленной безопасности на таких объектах как нефтебазах, АЗС, шахтах и других опасных промышленных объектах построены на информации,  получаемой от средств измерений. Да кстати, датчики дыма, входящие в состав любой противопожарной сигнализации, тоже являются простейшими газоанализаторами, и от их точности  зависит эффективность системы оповещения.

Конечно же, без профессионализма и отваги людей, которые связали свою жизнь с деятельностью спасательной службы, даже точные измерения не будут иметь никакого значения. Поэтому сегодня мы поздравляем всех, причастных к предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, желаем им крепкого здоровья, профессионального роста, личных побед и, конечно же, полное отсутствие погрешностей на их жизненном пути.



Предварительный просмотр:

Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения ОБЖ

Сурин Владимир Юрьевич

учитель ОБЖ ГБОУ школы № 695 «Радуга»

Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Главная отличительная черта современного урока - выполнение школьниками творческой самостоятельной работы. Следовательно, школьникам необходимо время на самоподготовку, которая включает работу с несколькими источниками информации и оформляется в виде творческого отчета (письменно или устно). По своей организации деятельность современного школьника напоминает деятельность студента, который готовится к взаимодействию с преподавателем на практическом или семинарском занятии.

К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необходимого для качественного выполнения заданий самостоятельной работы.

Поиск путей решения проблемы дефицита времени привел к тому, что передовые преподаватели, развивая творческую личность школьника средствами предмета ОБЖ, стали изменять как форму организации учебной деятельности, так и структуру изучения содержания учебного предмета. Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управления их познавательной деятельностью привели к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учебное занятие. Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок». Урок мы рассматриваем как частный случай учебного занятия. Учебное занятие характеризуется двояко: как организационная форма обучения и как временный отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Как основная организационная форма учебного занятия целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения.

Творческие самостоятельные работы позволяют учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников.

К организации самостоятельной деятельности обучающихся на учебном занятии предъявляются следующие требования:

1) самостоятельная работа на любом уровне деятельности школьника;

2) каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы;

3) самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика;

4) уровень сложности задания для самостоятельной работы соответствует зоне ближайшего развития ученика;

5) содержание работы, форма ее выполнения вызывает интерес учащихся, желание эту работу сделать;

6) выполнение работы обеспечивается педагогической поддержкой и управлением деятельности школьника, ориентацией ученика на успешный результат.

В зависимости от цели и содержания учебного занятия в педагогической практике используется сочетание различных форм организации самостоятельной работы: фронтальной, индивидуальной, групповой, парной, коллективной. Успех познавательной деятельности учащегося во многом зависит от тщательности ее подготовки преподавателем, его умения организовать самостоятельную работу, управлять деятельностью школьников, уделять внимание классу в целом и каждому ученику.

Рассмотрим один из вариантов творческой, самостоятельной работы учащихся, используя методику разработки реферата.

Методика работы над рефератом

Работа над рефератом является методом организации учебно-познавательной деятельности, развивающей творческую мыслительную деятельность ученика, формирует аналитическое мышление, развивает навыки публичных выступлений, оценивает интенсивность самостоятельной работы.

В основу реферата входят: замысел, план и написание. Замысел - это выделение проблемы, формулировка темы. План предполагает сам процесс работы над рефератом (сбор информации, доказательств, примеров, сопоставление и доказательство фактов). Само действие - это написание, оформление работы, выступление с рефератом, ответы на вопросы, корректировка работы, обобщение и выводы.

Самостоятельная работа по военно-патриотической тематике сопровождается постановкой заданий, побуждающих самих учащихся к поисковой деятельности, решению проблем. Практически на всех темах раздела ОВС можно использовать реферативную работу, заменяя традиционный опрос на уроке, или ввода в объяснение новой темы реферативных сообщений учащихся, таким образом осуществляя принцип опережающего обучения.

Общая последовательность шагов в реализации технологии (по Дж. Шваба) следующая:

Шаг 1. Учащиеся узнают о содержании предстоящей работы.

Преподаватель знакомит учащихся с темой, содержанием предстоящей работы.

Шаг 2. Учащиеся выстраивают свое понимание замысла творческой работы.

Преподаватель осуществляет постановку проблемы, при которой школьники сталкиваются с затруднениями в написании работы. Затруднения могут быть связаны с поиском дополнительной литературы, данных, их трактовки, осмысления, построения выводов.

Шаг 3. Учащиеся выдвигают трудности научного познания как проблему для своей работы.

Преподаватель побуждает учеников к поиску возможных решений.

Шаг 4. Учащиеся намечают и реализуют свой собственный вариант построения плана сбора материала и описания содержания.

Преподаватель осуществляет консультирование по теме реферата.

Таким образом, реферативные работы должны предусматривать:

• раскрытие заявленной темы;

• наличие анализа;

• обобщение выводов;

• грамотное изложение материала и своей точки зрения.

Большое значение имеет защита (выступление) реферата. Это хороший речевой тренинг. Школьник должен обосновать тему, раскрыть проблему, сделать обоснованные выводы, показать культуру речи. Преподаватель оценивает содержание реферата, оформление работы (титульный лист, план, сноски, список литературы). Помощь в работе над рефератом могут оказать и родители. Это укрепляет связь с родителями, повышает значимость работы и помогает в профориентации.

На современном этапе обучения появились новые проблемы. Использование компьютера, Интернета, с одной стороны, расширяет информацию, помогает хорошо оформить работу; с другой - позволяет копировать чужие работы, книги, учебную литературу, и становится все труднее определить личный вклад автора в свою работу.

В работе над рефератом перед преподавателем стоят следующие задачи:

• составить рекомендательный список литературы;

• сделать обзоры библиографических пособий;

• разработать интересную тематику работ, позволяющую проводить самостоятельные работы;

• привлекать к защите рефератов учащихся среднего звена, а не только старшеклассников.

Во многих школах мы столкнулись с таким фактом: учащихся не обучают методике работы над рефератом, очень редко используют эту форму работы на уроках, а если и используют, то по принципу «...к следующему уроку, Иванов и Максимова, напишите рефераты на тему...».

Вот почему мы обратили ваше внимание именно на методику разработки реферата. А еще считаем, что метод реферативной работы надо использовать в старших классах. Встает вопрос: при дефиците времени где, когда обучать школьников этой методике? Организуйте «консультационный пункт» (дополнительные занятия), а чтобы привлечь школьников, введите в эти занятия что-то интересное и увлекательное, например разборку и сборку автомата Калашникова. Маленькая хитрость, но срабатывает.

При изучении раздела «Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа ВС» рекомендуем ввести рефераты учащихся, которые дополнят изучение нового материала. Группа учащихся, которая работает над рефератами, идет с опережением процесса обучения. Получается союз преподавателя и учащихся в объяснении новой темы.

Для начала преподаватель определяет ряд вопросов, по которым посильно будет выступить учащимся:

• Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация.

• ВС России - основа обороны страны.

• Почему и зачем нужна реформа ВС.

Мы понимаем, что вопросы сложные, поэтому надо подобрать для выступлений «сильных» учащихся, снабдить их необходимой литературой, договориться с учителем истории о консультациях для этой группы учащихся. Совместно с учениками разработать план работы над рефератом, помочь из источников справочной литературы выбрать только основное, главное, подкрепить примерами, фактами. Особую трудность школьник испытывает в составлении тезисов. Поэтому учащимся рекомендуется завести словарик для изучения понятий, терминов.

Такая работа занимает по времени около недели. Эффект огромный: школьники не только учатся писать и работать над рефератом, но и приобретают интерес к этому виду деятельности, получают навыки моделирования. К следующему уроку преподаватель привлекает другую группу учащихся, таким образом, в течение года все учащиеся пройдут «школу обучения» методике написания реферата.

В результате реферативной работы учащиеся овладевают следующими приемами:

• формулирование познавательной задачи;

• изучение понятий и правил по разделу предмета;

• поиск фактов, идей, необходимой информации, выявление противоречий, причин и следствий события;

• построение модели рассматриваемого объекта;

• принимание и толкование информации (выявление важных черт и т. д.);

• формулировка выводов.

Самым ценным в написании реферата является высказывание учащимися своего отношения к излагаемой теме, написание заключения, то есть обобщение проработанного материала.

Рефераты чаще используются на уроках, когда преподаватель ставит задачи по воспитанию гражданской зрелости учащихся, формированию положительного отношения к воинской службе, для этого необходимы знания воинского законодательства, правильного представления понятий о воинской дисциплине, долге.

Реферативной формой занятий лучше всего пользоваться после изучения большой темы или целого раздела учебного материала, когда учащиеся уже овладели определенными знаниями.

Например, как бы мы распределили тематику рефератов по разделу ОВС.

Раздел «Организационная структура ВС РФ». Виды ВС, рода войск, их предназначение

Темы рефератов:

• Составные части Сухопутных войск. Проиллюстрировать 4 вида.

• Основные предназначения Ракетных войск стратегического назначения. Раскрыть традиции воинского братства.

• Основные функции ВВС. Выпускники ДОСААФ знаменитые летчики-забайкальцы.

Раздел «Боевые традиции ВС России»

Темы рефератов:

• Патриотизм и верность воинскому долгу - важнейшие качества защитника Отечества.

• Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, славы и отваги.

Раздел «Уставы ВС»

Темы рефератов:

• Дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности части и подразделения.

• Ордена - почетные награды за воинские заслуги.

• Ордена России современного этапа ее развития.

• Знамя Победы - символ боевой славы народа.

Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком гуманитарной культуры. В современных условиях саморазвитие становится важнейшей педагогической задачей. Организационным обеспечением этого процесса является формирование навыков самоорганизации и самоуправления. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей. Педагог в этом процессе выступает как деловой партнер, помогающий ученику, соединяя таким образом управление и самоуправление. Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдений и фиксирование изменений в саморазвитии детей, развитие индивидуальных особенностей школьника через формы самостоятельной и исследовательской деятельности, каковыми является работа учащихся над сообщением, докладом, рефератом.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Каково место учебного процесса в системе военно-патриотического воспитания учащихся? Назовите ведущие функции учебного процесса в подготовке школьников к защите Отечества.

2. От чего зависит эффективность урока в формировании личности гражданина патриота?

3. По какому принципу вы будете располагать уроки разных типов в системе учебных занятий, направленных на подготовку юношей к защите Родины?

4. Чем отличается построение системы уроков от поурочного планирования? Каковы признаки системы урока?

5. Определите эффективность урока с точки зрения его влияния на военно-патриотическое развитие личности.

        



Предварительный просмотр:

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ

повышение эрудиции учащихся в области интернет-безопасности

        

        В наши дни все мы проводим много времени в интернете. Помимо опасностей, связанных  с вирусами и хакерами, крадущими личную информацию, существует так же кибербуллинг (кибер запугивание), неприемлемое содержание и сетевые хищники, нацеленные на детей и подростков.

        Интернет обеспечивает мгновенный доступ к большому количеству информации. Однако обратной стороной этого является то, что контент в сети не всегда рассчитан на детскую психологию, поэтому необходимо принимать меры для обеспечения безопасности детей в интернете.

        В России действует федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон запрещает распространение нежелательной информации среди детей в соответствии с их возрастом.

        Вопрос информационной безопасности школьников в интернете – один их самых обсуждаемых сегодня. С самого раннего возраста интернет становится неотъемлемой частью жизни нового поколения. Увлеченные безграничными возможностями современных технологий, дети часто не знают о рисках и угрозах интернета и, как следствие, становятся одними из самых уязвимых пользователей. Они могут стать жертвами угроз, шантажа, манипуляций, оскорблений, нападок со стороны других людей и потенциальными потребителями негативного интернет-контента. Подростам очень важно знать основные навыки безопасности в интернете. Как избежать мошенничества и взлома,  без риска совершать онлайн-платежи и находить в интернете подлинные товары.

        Цель тематических уроков повышение эрудиции учащихся в области интернет-безопасности, развитие ключевых навыков цифровой грамотности, воспитание самоконтроля для обеспечения информационной безопасности, а так же привлечение внимания родителей и учителей к этой проблеме.

1. Для достижения поставленных целей, общие задачи урока

 заключаются в следующем:

  •  Донести до учащихся информацию о возможных опасностях, с которыми они могут столкнуться при использовании интернета;
  • Пробудить учащихся критически относиться к информационным продуктам, распространяемым в интернете;
  • Рассказать, как распознать признаки  того, что неопытных или доверчивых учеников собираются вовлечь в незаконную деятельность, используя типичные примеры вводящей в заблуждение или манипулятивной информации; не все, что можно прочесть или увидеть в интернете - правда. Не ленись и перепроверяй информацию в других поисковиках или спроси у родителей.

  • Научить обучающихся тому, как избежать информации, которая может нанести вред здоровью или репутации;
  • Ознакомить с кодексом поведения, правилами в интернете и основными методами борьбы с незаконной информацией.

2. Объяснить 10 правил безопасности в интернете для школьников:

  • Консультироваться с родителями/опекунами (если ходите зарегистрироваться на коком-либо сайте, создать профиль в социальной сети или разместить фотографию, лучше всего предварительно посоветоваться с родителями/опекунами. Взрослый1 может помочь тщательно проанализировать ситуацию, понять, не опасен ли сайт, выбрать какие фотографии допустимо публиковать.
  • Защищать личную информацию (никогда не сообщать подробную информацию о себе или своих родителях. Никогда не сообщать другим номера телефонов, адреса, номер школы, место работы родителей и их расписание, время когда в квартире нет взрослых, детали документов, номера банковских карт и т.д.
  • Не делиться информацией о знакомых людях (вы не должны рассказывать о своих друзьях и одноклассниках, где они живут, где учатся или какие места посещают, не должны выкладывать их фотографии. Если вы хотите опубликовать групповую фотографию, сначала обсудите это с людьми изображенными на ней,  сообщите родителям, что фотографии будут опубликованы в интернете.
  • Фильтровать информацию (не открывать подозрительные электронные письма, игнорировать сообщения от незнакомых людей, не нажимать на ссылки, в которых говорится, что вы можете получить много интересных вещей бесплатно, не загружать файлы, программы или музыку без согласия взрослых – они могут содержать вирусы и причинят вред компьютеру.
  • Проверять собственную информацию  (читаешь о себе неправду  в интернете – сообщи об этом своим родителям или опекунам).
  • Не разговаривать  с незнакомцами (в интернете очень трудно следовать это правилу, однако если кто-то слишком назойлив, требует от вас что-то написать или же прислать фотографию, это веская причина немедленно прекратить общение и заблокировать этого человека).
  • Использовать сложные пароли (простые пароли не только легко запомнить, но и очень легко взломать, поэтому рекомендуется использовать сложные пароли с комбинацией заглавных и строчных букв, цифр и символов; делать разные пароли для сайтов; в противном случае тот, кто взломает один профиль, сможет легко получить доступ ко всем остальным).
  • Быть внимательным к веб-сайтам (одним из наиболее распространенных методов, используемых мошенниками, является фишинг. Они создают поддельные веб-сайты, которые очень похожи на часто используемые. Они могут имитировать сервисы электронной почты, социальные сети, игры и т.д. И  если вы введете туда свои данные, то можете стать жертвой мошенников).
  •  Уметь отличать поддельные аккаунты (имеет мало или вообще  нет друзей, назойлив и не желает прерывать разговор даже после явной просьбы собеседника, большая разница в возрасте – взрослым странно дружить с детьми.
  • Помнить о вежливости (ни в коем случае не грубить и не использовать нецензурную лексику. Важно сдерживать эмоции, если вам не нравиться разговор, вы можете отключиться. Не следует отвечать на оскорбления, лучше молча заблокировать собеседника).

        Информационная безопасность – это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.



Предварительный просмотр:

Стратегии работы по схеме «обучение сообща»

(из опыта работы учителя ОБЖ)

Сурин Владимир Юрьевич

учитель ОБЖ ГБОУ школы № 695 «Радуга»

Пушкинского района города Санкт-Петербурга

«Обучение сообща», «обучение в сотрудничестве» или взаимообучение заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Учащиеся работают вместе: либо парами, либо небольшими группами, изучая одну и ту же тему, пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При работе сообща происходит взаимное обогащение учащихся в группе. Задача учителя – так   организовать совместные действия, чтобы они вели к активизации учебно-познавательного процесса. Во время работы сообща устанавливается отношение участника к своим знаниям, действиям, и обеспечивается адекватная коррекция этих действий.

 Учащиеся должны понимать основные правила работы в  группе. В детской среде, благодаря такой форме работы, формируется уважение к мнению каждого, умение слышать друг друга и другие коммуникативные навыки. При работе в группе правилами являются свобода мнения, фиксация любого предположения, произнесенного членом группы, право на ошибку, запрет на критику и т.д.

            В задачи учителя, таким образом, входит определение и конкретизация целей работы, постановка конкретно-содержательной проблемы, подбор содержания, организация работы в группе и выбор форм работы. Учитель не регулирует конкретные действия детей, а оказывает косвенную помощь, наблюдение и вмешательство учителя в работы группы может быть обосновано лишь при возникновении проблем.

         Возможные приемы "обучения сообща":

  Мозаика «Джигсо»
  1. Группа делится на небольшие подгруппы численностью от 3 до 5 лиц (так называемые домашние группы). Каждый участник получает номер от 1 до 5.
  2. Называется тема статьи или текста и ведущий поясняет, что надо понять текст, который будет изучаться по частям.
  3. Текст делится на части. И участники с одинаковыми номерами собираются в экспертные группы.
  4. Каждая группа досконально изучает свою часть текста.
  5. Участники расходятся по домашним группам.
  6. Начинается полное изучение текста. То есть, каждый номер должен рассказать и изложить содержание своей части текста, чтобы все члены группы могли ответить на вопросы к нему.
  7. Ведущий проверяет понимание текста и на вопросы отвечают все члены группы, а не тот участник, который отвечал за тот или иной кусок текста.

 Чтение. Суммирование в парах. Этот прием разработан Д. Дансеро и его коллегами в Техасском христианском университете. Парное чтение особенно эффективно, когда изучаемый текст перегружен фактическим материалом. Особенно это актуально на уроках окружающего мира.

1.     Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста, но сейчас они будут работать над одним из отрывков.

2.     Участники разбиваются на пары и каждая пара получает отрывок из текста (над одной частью текста работает несколько пар независимо друг от друга).

3.     Каждый отрывок разбит на две части: А и Б, учащиеся получают задание прочитать весь отрывок. Участник А пересказывает первую часть отрывка (его роль – докладчик), участник Б (респондент) задает вопросы, подготовленные к части А. Затем участники, меняясь ролями, работают над частью Б.

4.     Пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Для презентации используются различные методы (в основном графические). Пара, которая работала с таким же отрывком предлагает свою версию презентации.

5.     Результаты работы озвучиваются последовательно, идет презентация всего текста.

 Стратегия "Зигзаг".

            Приемы обучения сообща под названием ЗИГЗАГ (Аронсон 1980; Джонсон и Холубек, 1990; Каган, 1990) основаны на едином базовом принципе: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему подвопросу, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели ее темой в полном объеме. Перед тем, как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым "поручены" одинаковые подвопросы. Изучив подвопрос, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

Алгоритм работы

Итак, условия заданы — требуется за урок освоить большой пласт материала.

  • Текст изначально делится учителем на несколько частей
  • Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

  1. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
  2. Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную «выжимку», квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
  3. Групповая работа. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста. Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.
  4. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
  5. Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

«Зигзаг-2»

Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием «Зигзаг» можно использовать и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы.

В этом случае текст изучается каждым учеником полностью.

  1. Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов.
  2. Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
  3. Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна.
  4. Работа в рабочих группах проводится, как и в «Зигзаге-1», только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.
  5. Итоговая работа — общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.

 Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества. Таким образом, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.

 



Предварительный просмотр:

Основы безопасности жизнедеятельности

        Быстрый темп социальных изменений в современном обществе говорит о том, что оно нестабильно и порождает разнообразные риски. Поэтому система современного образования включает задачи обучения школьников действиям в чрезвычайных ситуациях и  в школьную программу был введен новый предмет – “Основы безопасности жизнедеятельности”, сокращенно – ОБЖ.

         Цель предмета – повысить уровень осведомленности и ответственности за личную безопасность и опасность окружающих.   В то же время  уроки безопасности  и жизнедеятельности учат школьников распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные элементы окружающей среды, а также оказывать помощь себе и другим. В программе уделяется пристальное внимание психологической подготовке учащихся к потенциально опасной деятельности.  

        Сейчас школам приходится уделять больше внимания пожарной, антитеррористической, информационной и мыслительной безопасности. Необходимо поддерживать высокую культуру общения и заранее обсуждать с детьми возможные ситуации.

        ОБЖ это предмет, имеющий большое практическое значение. Как быстро сориентироваться в чрезвычайной ситуации? Как выжить в экстремальных условиях? Какие действия следует предпринять, оказавшись в той или иной неблагоприятной ситуации?  Важность этих знаний невозможно переоценить. Ведь они могут спасти вашу жизнь или жизнь других людей. Уроки ОБЖ связаны более чем с десятком других дисциплин. На разных этапах изучаются такие основные темы, как опасные ситуации в быту, на улице, в транспорте, криминогенные ситуации, пожарные ситуации, первая помощь пострадавшим.

        Учащиеся, получившие базовые знания о безопасности в школе или в обществе, впоследствии могут выбрать профессию спасателя, пожарного или врача, работать в правоохранительных органах, МЧС или служить в армии.

        Учить безопасности жизнедеятельности  следует с самого раннего возраста. Важно чтобы дети были не равнодушны, а сочувствовали, помогали друг другу в опасных ситуациях.

        В школах необходимо развивать предмет ОБЖ и систему безопасности, предварительно тщательно всё продумав и согласовав с администрацией и другим персоналом школы. Для повышения качества преподавания этого предмета необходимы современные технологии, включая интернет, использование проектного и демонстрационного оборудования, интерактивные доски, инвентарь для практических занятий.

        На сегодняшний день хотелось бы сделать упор не только на руководителей по безопасности и учителей ОБЖ, но и на весь персонал школы. Все сотрудники  должны быть подготовлены к чрезвычайным ситуациям, которые могут возникнуть в учебном заведении. Система безопасности в школах должна быть тщательно продумана.  Необходимо  учитывать все возникающие угрозы и опасности в местах массового пребывания детей и персонала.

        Именно для этого курс ОБЖ должен непрерывно развиваться. Поскольку безопасность жизнедеятельности становится главной проблемой наступающей эпохи.

        В настоящее время учителя ОБЖ сталкиваются с рядом проблем, которые препятствуют развитию предмета:

 - социально-экономическая ситуация в стране;

- нехватка достаточного количества учебных, дидактических  и наглядных материалов;

- слабая информированность большинства противников курса ОБЖ о его целях и содержании.  В следствии чего,  существует негативное отношение к предмету.

        Сейчас настало время решить,   займет ли   ОБЖ достойное место в системе образования или так и останется слабой подготовкой к военной службе или ГО.  В связи с растущими внутренними и внешними угрозами национальной безопасности России, ухудшением экологической ситуации, социальными проблемами и озабоченность общества вопросами личной безопасности именно курс ОБЖ поможет воспитать в людях патриотизм, ответственность перед собой, обществом и природой. Способность применить  знания о защите жизни, общества и государства на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....