Открытый урок по ОБЖ
план-конспект урока по обж (6 класс)

Кондаков Николай Владимирович

Автономное существование человека в природных условиях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._ur._i_analiz_uroka_v_6_kl._obzh.docx47.44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по ОБЖ

 Класс   6А 

Тип урока.  Урок обобщение знаний и закрепление их на практике.

Дата проведения: 18.05.2021 г.

Место проведения: МБОУ «Магистральнинская СОШ №22»        

Учитель: Кондаков Н.В., I квалификационная категория.

Тема урока: «Автономное существование человека в природных условиях».

Цели урока:

обучающая–закрепить знания по правилам безопасного поведения в природных условиях;

развивающая - сформировать навыки по проведению необходимых работ и мероприятий, для обеспечения безопасного пребывания в природных условиях;

воспитательная – формирование культуры безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе, чувство товарищества, взаимовыручки и коллективизма.

         Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД.

         Познавательные УУД: умение структурировать свои знания, постановка и формулировка проблемы, поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

         Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками в поиске информации и выполнении практических заданий, умение выражать свои мысли.

         Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися  того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование результатов своей деятельности.

         Личностные  УУД: действие смыслообразования.

Оборудование. Учебники, плакаты, схемы, сигнальные карточки зеленого и красного цвета, карты, карточки с тестами, карточки с заданиями, «барабан» для игры в «Поле чудес», материалы для выполнения заданий:

  1. бутылка минеральной воды, зеркальце, шоколадка, таблетки, книга по ОБЖ, тетрадь по ОБЖ, англо-русский словарь, нож, зажигалка, линза, часы, фонарик и др.;
  2. дощечка с углублением, палочка круглого сечения, сухой мох и гнилушки, мелкие опилки, шнурок от ботинка, ветка длиной 80 см, ложка, линза, пустая зажигалка, обожженная вата, кремний и др.;
  3. веточки дерева, пластилин, медная проволока, плоскогубцы, капроновая нить, ножницы и др.;
  4. пакетики с небольшим количеством продуктов и указанным весом: грибы  (1500 гр.), макароны (1500 гр.), картофель (2000 гр.), сало (300 гр.), хлеб (1000 гр.), рыба (1500 гр.), сахар (500 гр.), макеты грибов, рыбы и др.;
  5. фонарик, зеркальце, полоски ткани и бумаги, трав, камни, фольга, веточки дерева, яркая одежда, земля, зола, опилки, макет костра, спички, песок и др.;
  6.  полиэтиленовые пакеты и пакетики, трава, ветки с листьями, кусок полиэтиленовой пленки, кастрюля, стаканчик, камешек, шнурок от ботинка, загрязненная или соленая  вода, пустая пластиковая бутылка и др.;
  7. рыболовные снасти: верховой и низовой мыши, блесна, воблеры, балансиры, различные крючки и мормышки, нитки различными цветами и др.;
  8. различные мини-контейнеры, марганцовка в запаянном стержне, спички защищенные в парафине, чиркаш, обожженная вата, половинка лезвия, таблетки, крючки, мормышки, леска, нитки с иголкой и др.;
  9. пара часов или очки с выпуклыми стеклами, эластичный бинт, фонарик, обертки от конфет, фольга, перец, капроновая нить, шнурки, шарик, ложка, ключ от замка, монеты и др.;
  10. минеральная вода, газированная вода, сок, кефир, сметана, блюдце, плато, салфетка, лимонная кислота, пищевая сода, листочек где написано «собственная моча», пустая бутылка из под водки полоски ткани, шнурки и др.;
  11. грецкие орехи, изюм, яблоки, клюква, брусника, живые короеды, листочки где написано «ящерица», «лягушка», «кузнечики», «саранча», «змеи», «личинка оленьего овода», «личинки муравьев», «ручейник» и другое.  

План урока.

п\п

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Отводимое

время

1

Организационный момент

Отметить отсутствующих учеников.

Определить  тему и задачи урока.

3 мин.

2

Проверка домашнего задания.  

Проверить усвоение материала с предыдущих занятий по данной тематике.

10 мин.

3

Фронтальная беседа.

Активизация знаний по рассматриваемой теме.

3 мин.

4

Практическая работа

Применение полученных знаний на практике.

Выполнение заданий в группах.

7 мин.

5

Закрепление знаний

полученных при выполнении практических заданий.

Проверка выполнения практического задания в группах.

Ответы учащихся о результатах работы.

Устный опрос нескольких учащихся  по заданиям выполняемыми другими группами.  

12 мин.

6

Сообщение домашнего задания.

Разъяснить содержание и порядок выполнения домашнего задания, источники дополнительной информации.

2 мин.

7  

Подведение итогов урока.

Выяснить достижение целей урока. Оценка работы в группах. Вопросы, над которыми необходимо поработать учащимся.

3 мин.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дежурные докладывают об отсутствующих учениках.  Производиться их отметка в журнале.

Затем учащимся предлагается посмотреть на приготовленные предметы  на столах и определить тему и цели  урока.

II. Проверка домашнего задания.

Осуществляется в группах.

На 5-6 парт выдаются карточки с тестами. Одну карточку выполняют два человека. После их  выполнения, учащиеся меняются карточками и по выданным ключам, проверяют правильность их выполнения, с самостоятельным выставлением оценки.

Остальные учащиеся, отвечают по дополнительному материалу в форме докладов, рефератов, сообщений, по данной тематике.

Вступительное слово учителя.

Все мы прекрасно знаем, что, попадая в природную среду, не все люди могут сразу к ней адаптироваться. Это происходит потому, что человек иногда не знает самых элементарных правил выживания. Например, не знают, как добыть огонь, если нет спичек или умирают с голоду, хотя рядом очень много пищи, пусть и нетрадиционной. Чтобы не было панического страха перед всеми этими проблемами, к ним можно подготовиться заранее. Ведь когда человек чувствует себя уверенно? Правильно, когда знает, что можно предпринять в той или иной ситуации.

Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Он будет посвящен выработке практических навыков и действий в различных ситуациях, осуществлении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности в природных условиях. Ведь недаром есть выражение: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

 Но прежде постарайтесь ответить на несколько вопросов.

Фронтальная беседа.

Вопросы для активизации знаний.

  • Что такое автономное существование?
  • В чем, по вашему мнению, будет заключаться безопасность в природных условиях?
  • Что необходимо предпринять при подготовке к выходу на природу?
  • В чем должна заключатся безопасность в природных условиях?
  • Что такое акклиматизация?
  • Что такое реакклиматизация?

Выполнение практических заданий по группам.

В начале урока на столы выставляется весь материал необходимый для выполнения заданий.

Каждая группа, по выданным карточкам, прочитывает свое задание и приступает к его выполнению. По мере необходимости учитель помогает, советует учащимся, как можно выполнить задание.

Перечень и тематика заданий.

1 задание. Вы потерпели кораблекрушение. Что необходимо взять с собой, покидая тонущий корабль? Объясните свой выбор.

2 задание. Выберите то, с помощью чего можно добыть огонь, и продемонстрируйте этот процесс.

3 задание.  а) продемонстрируйте сооружение элементов костровища, для подвешивания котелка;

                    б) выложить и назвать типы костров.

4 задание. Высчитать калорийность пищи из имеющихся продуктов. Затем определить, хватит ли ее группе из пяти человек,  на три дня?

5 задание. а) выбрать то, с помощью чего можно подать сигналы бедствия и объяснить свой выбор.

                   б) выложить сигналы:

здесь возможна посадка;

все в порядке, все хорошо;

нужен врач.

6 задание. а) с помощью каких предметов и как можно получить (добыть) воду?

                   б) соорудить солнечный конденсатор.

7 задание. Выбрать то, с помощью чего можно поймать рыбу, в нашем Казачинско-Ленском районе и какую?

8 задание. Выберите то, что вы положите в неприкосновенный запас. Ответ обоснуйте.

9 задание. Выбрать и объяснить, как и в каких целях можно использовать подручные средства?

10 задание. Отдыхая на природе, вы попали в зону сильного задымления лесного пожара:

                    а) выбрать то, чем можно смочить носовой платок;

                    б) продемонстрировать приемы фиксации платка на лице.  

11 задание. а)  выбрать то, что относится к нетрадиционной пище;

                     б) продемонстрировать употребление одного из них.

Закрепление знаний полученных в процессе выполнения практической части урока.

Учащиеся демонстрируют и объясняют результаты своей деятельности в группах. Учащиеся из других групп слушают и оценивают их ответы с помощью сигнальных карточек. При необходимости делают замечания или дополнения.

Немаловажным является то, что учащимся разрешается подходить к другим группам для обозрения выполненного задания. При этом преследуется две цели: зрительного восприятия материала и способствует двигательной активности учащихся на уроке.

Приблизительно, после третьего ответа, желательно, для психологической разгрузки учащихся, провести игру «Поле чудес» и физминутку. Призами для победителей могут быть сладкие призы или оценки.

Слова и задания для игры:

А

В

Т

О

Н

О

М

И

Я

- состояние, в котором человек может оказаться по доброй воле или по независящим от него причинам;

Б

Е

З

О

П

А

С

Н

О

С

Т

Ь

- это то, к чему должен стремиться человек в своей жизнедеятельности;

П

Р

И

Р

О

Д

Н

Ы

Й

- один из характеров ситуаций.

          Затем учащиеся продолжают и заканчивают объяснять выполненные задания.

Для проверки усвоения материала задаются вопросы:

что необходимо взять с собой, в первую очередь, при эвакуации с терпящего бедствия транспортного средства?

с помощью чего можно подать сигналы бедствия?

какую нетрадиционную пищу можно найти в нашем, Казачинско-Ленском районе?

         Для наглядного примера учитель демонстрирует употребление живого короеда.

Сообщение домашнего задания.

Учитель: На 29.05.2021 г., у нас с вами, запланирован однодневный поход в район «Золотого ключика».

Цель похода: отработка практических навыков пребывания в природных условиях и санитарная очистка прилегающей территории. Для подготовки к походу, необходимо поработать в группах. Задания для групп из 2-4 человек.

1 группа.  Составить список вещей, снаряжения, с учетом однодневного похода (помощь учебника и конспекта).

2 группа.  Составить суточный рацион питания на группу из 20 человек (помощь учебника, конспекта).

3 группа.  Составить безопасный маршрут движения: п. Магистральный – «Золотой ключик» - п. Магистральный (возможна помощь учителя).

4 группа. Разработать памятку, по правилам безопасного поведения в пути следования, в природных условиях и при проведении санитарной очистки территории ключика (учебник, конспект, помощь учителя).

5 группа. Подготовить сообщение об истории создания и развития туризма в нашей стране (библиотека, сайт в Интернете).

6 группа. Подготовить сообщение о перспективе развития туризма в нашем, Казачинско-Ленском районе (библиотека, сайт в Интернете, отдел по молодежной политике и спорту в районной администрации).

Подведение итогов урока.

Учащиеся самостоятельно делают вывод о достижении целей урока.

Затем учитель отмечает группы, справившиеся с заданием. Заостряет внимание учащихся на тех вопросах, в которых были допущены ошибки и о необходимости работы над ними.

В конце урока, учитель дает возможность каждому ученику, самостоятельно оценить свой вклад в работу на уроке и выставить себе оценку в дневник.

Анализ открытого урока.

Учитель Кондаков Николай Владимирович

Класс 6А    предмет   ОБЖ

Тема урока: «Автономное существование человека в природных условиях».

Цели урока: обучающая–закрепить знания по правилам безопасного поведения в природных условиях;

развивающая - сформировать навыки по проведению необходимых работ и мероприятий, для обеспечения безопасного пребывания в природных условиях;

воспитательная – формирование культуры безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе, чувство товарищества, взаимовыручки и коллективизма.

Тип урока: Урок обобщение.

  1. В  начале урока эффективно использован метод целеполагания урока. Обучающиеся самостоятельно определяют цель и задачи урока.
  2. Плодотворно проведена активизация знаний обучающихся.
  3. Целенаправленно создаётся мотивация учащихся на уроке.
  4. Характер  практических  заданий проблемно-поисковый, творческий.
  5. Участие обучающихся в работе групп активное, высокое.
  6. Активность учащихся выражается в обсуждении проблемы, поиска решения, высказывании своей точки зрения, участии в диалоге.
  7. Основной  стиль общения – диалогический с преобладающей речью обучающихся.
  8.  Психологический климат на уроке положительный.
  9. Эффективно использована игровая форма познавательной деятельности (поле чудес), в сочетании с психологической разгрузкой.
  10. Также вовремя проведена физминутка.
  11. Чётко прослеживается применение проблемно-поискового метода и решение ситуационных задач.
  12. Урок содержателен и насыщен наглядностью, доступностью материала.
  13. Учащимся дана возможность производить самоконтроль и взаимоконтроль действий.
  14. Проведена рефлексия.
  15. Обучающиеся делают вывод о достижении цели урока.
  16. Итоги урока подведены с привлечением учащихся, отмечены выполненные задания, а также допущенные ошибки.
  17. Домашнее задание соответствует содержанию урока, допустимого объёма, записано в дневниках и дано до окончания урока.
  18. В конце урока обучающимся предложено оценить свой вклад на уроке и определить его уровень (высокий, средний, низкий)

Общие выводы:

  1. Цель и задачи урока достигнуты.
  2. Элементы урока выдержаны и соблюдены.
  3. Занятие относится к комбинированному типу урока, так как решались сразу несколько учебных задач: проверка и закрепление ранее полученных знаний, формирование  практических навыков.
  4. По ответам обучающихся  видно, что учащиеся хорошо усвоили пройденный материал.
  5. Эффективно использованы межпредметные связи.
  6. На занятии чувствовался положительный эмоциональный настрой, учащиеся не боялись высказывать свои мнения решения проблемы, что способствует лучшему усвоению материала.
  7. Урок хорошо продуман, спланирован, организован и способствовал самовыражению каждого ученика.
  8. По форме организации и проведения, урок  отвечает требованиям ФГОС.

Заместитель директора по УВР:                              Тарасова Е.Е.

Руководитель ШМО:                                                     Костина Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...