доклад
статья по обж

Александр Зубанов

Доклад по теме:

" Патриотизм.

Воспитание на традициях прошлого

 и настоящего "

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

" Патриотизм.

Воспитание на традициях прошлого

и настоящего "

докладчик:

учитель ОБЖ А. В. Зубанов

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека

без любви к Отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный ключ

к сердцу человека...”

К.Д. Ушинский

В нашей стране за последние десятилетия прошли серьезные изменения, такие же изменения наблюдаются и в гражданах России. Это проявляется в отношении к своей стране, истории, современным событиям, которые сейчас происходят на Украине.

Патриотическое воспитание сегодня – задача актуальная как для общества в целом, так и для школы в частности. Происходящие в этой сфере процессы свидетельствуют как об определенных достижениях в данной области, так и об известной шаблонности, отсутствие новых идей и концепций в подходах к решению этой крайне актуальной проблемы.

Вопросы патриотического воспитания столь же многогранны, сколь сложны и остры, а, следовательно, ответственны для тех руководителей, педагогов и воспитателей, которые признаны их осмыслить и разрешить.

В настоящее время в школах при острой необходимости в патриотическом воспитании существует педагогическая основа (исследования, методики), которая иногда не совсем соответствует современности. Если школа ограничивается лишь поверхностным затрагиванием патриотического воспитания путем проведения нескольких классных часов на данную тематику, это уже не отвечает требованиям современных реалий. Существует и обратная ситуация, при которой патриотическому сознанию отводится слишком большая роль, это может приводит к подготовке почвы для ксенофобии и национализма. Новой системы патриотического образования и воспитания, в полной мере соответствующей всем требованиям модернизации образования не создано, применение существующих методов не систематизировано, что зачастую приводит к многочисленным трудностям, встречающимся на пути педагогов.

Актуальность темы данного семинара обусловлена, во-первых, необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических чувств. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.

Во-вторых, для реализации патриотического воспитания в школе уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания, которая является основой для реализации программы «Я-гражданин России» с 2000 г.

В-третьих, патриотическое воспитание детей в школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.

Таким образом, можно сказать:

именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в патриотическую деятельность.

Особое внимание уделяется формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Через систему мероприятий педагоги воздействуют на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Все мероприятия направлены на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного школьника, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. Отметим основные этапы реализации патриотического воспитания в школе, которые обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.

•В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.

• В 5-8-х классах активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа.

• В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления, разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.

Роль патриотизма всегда возрастает в переходные периоды развития государства. Поэтому патриотическое воспитание в школе 21 века является приоритетной задачей. Необходимость воспитать в человеке любовь к Родине ставилась всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личность-гражданина, берет на себя ответственность перед другими за свои поступки. И конечно же лучше всего взращивать патриотизм именно со школьной скамьи. Школа сегодня стремится не только обучить человека, но и воспитать нравственного гражданина. А «нравственность» не может существовать без понятия «патриотизм».

Так что же такое патриотизм 21 века?

Мы провели анкетирование на тему: «Что такое патриотизм и мои герои сегодня?». В опросе приняли участие учащиеся 5,7,8,10,11 классов (современная молодёжь).

(Анкета прилагается).

Ответы в основном сводились к тому, что патриотизм — это любовь к Родине. Около 5 % опрошенных вообще не смогли дать определение понятию «патриотизм». На просьбу перечислить известных героев чаще всего называли героев Великой Отечественной войны. На вопрос о том, есть ли герои в ХХI веке, 20 % опрошенных сказали, что их нет. Те же, кто согласился с утверждением, что герои все-таки есть, смогли привести всего одну - две фамилии. И как мы понимаем, это наша не доработка, ведь поколению, выросшему в XXI веке, следует знать, что и современность дает примеры проявления патриотизма. Конечно же, это труд не одного дня, но эту проблему необходимо решать и решать ее нужно как на уроках, так и внеурочное время.

Если исходить из общепринятого, что патриотизм — это любовь к Родине, то необходимо определить, что мы вкладываем в понятие «Родина». Родина — место, к судьбе которого человек испытывает духовную сопричастность. Родина — это родные просторы и отеческий дом. Но это и нечто большее, чем населённый пункт или место проживания. Прежде всего, Родина — это люди. Отсюда становится понятным, что героизм во благо Родины направлен на благо людей и, в первую очередь, близких. Для русского человека Родина всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на наш взгляд, берёт своё начало патриотизм.

Патриотизм — это не просто любовь к Родине. Это — готовность преодолевать со страной любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь и права государства на мировой арене), уважение к своим истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины (двора, города, страны) для себя, близких, соседей, россиян…). Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту.

Сегодня на открытых мероприятиях наши педагоги покажут, как в нашей школе проводится работа по формированию патриотизма на традициях прошлого и современного опыта. В нашей школе сложилась определенная система воспитания юных патриотов.

В 2000 году в школе была создана и разработана Программа патриотического воспитания обучающихся МОУ СОШ № 11 «Я - гражданин России». Она определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания юного поколения, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

И вот уже несколько лет коллектив нашей школы реализуя данную программу воспитывает, используя различные виды деятельности и формы патриотов 21 века.

Большую роль в процессе формирования патриотизма как мы считаем играют мероприятия, приуроченные к памятным историческим датам. Не только знание исторических фактов, понимание исторических закономерностей, но и ощущение сопричастности и ответственности дают такие мероприятия, формируют уважительное отношение к нашим предкам. Примером таких мероприятий являются: традиционные Патриотические акции «Рубеж славы», «Георгиевская ленточка», «Свет в окне», мероприятия, посвященные юбилейным датам российской истории, акция «Вахта памяти», празднование дней воинской славы России. Мероприятия, организованные в рамках проведения акций, проводятся в разных формах: классные часы, уроки мужества, викторины, конкурсы чтецов, конкурсы инсценированной военной песни, литературно-музыкальные композиции, экскурсии, конференции, встречи с ветеранами, митинги, конкурсы рисунков…

Еще одна форма работы краеведение.

Что такое краеведение — это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Конечно же знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.

В школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя, и выпускники, давно покинувшие стены школы, и родители.

Проходит она в разной форме: это работа с текстами, современными и архивными, по заранее выбранным темам истории малой родины, составление проектов с их последующей защитой. Учащиеся с удовольствием изучают жизнь, повседневный быт и нравы наших земляков далекого, и не очень далекого, прошлого, открывают для себя тайну известных с детства названий улиц и переулков, узнают о героизме защитников родины и начинают понимать, что мало знать историю наших предков, нужно еще ценить и перенимать их опыт. У детей появляется чувство единения с родным поселком, с его историей и культурой, а значит и чувство патриотизма.

Ежегодно учащиеся школы под руководством педагогов участвуют в муниципальном этапе всероссийской краеведческой конференции «ОТЕЧЕСТВО», являются ее победителями и призерами в разных номинациях, а также представляют свои проекты на традиционном Дне науке, который ежегодно проходит в апреле на базе школы. Где каждый учащийся может выступить с защитой своего проекта. За это время создано множество проектов по истории поселка Большие Дворы, предприятия «Берег», «Родная улица», проекты о ветеранах ВОВ, «Памятник погибшим воинам», «Первая школа г.п. Большие дворы», «Современный патриот. Кто он?» и т.д. К сожалению, в нашей школе нет музея, где хранился бы весь поисковый материал, в данный момент эту функцию взяла на себя школьная библиотека и ее незаменимая хранительница Васина С.И. Она бережно хранит собранный уникальный материал, экспонаты, личные вещи, документы, письма. На первом этаже 2 года назад мы начали оформлять Уголок боевой славы и все собранные материалы учащимися, педагогами и родителями являются основой для сменных экспозиций в витринах Уголка боевой славы, а также используются при подготовке к участию в традиционном районном Конкурсе знатоков военной истории.

Учащимися педагогами и родителями собран огромный материал о нашей школе. Образованию в г.п. Большие Дворы уже 115 лет. Весь материал начиная с первой школы до наших дней, уникальный фотоматериал, некоторые фотографии в единственном экземпляре есть только у нас. Также хранится и передается новым поколениям. Весь архив пополняется. Часть материала использовалась для создания стендов об истории школы на 2 этаже.

В вестибюле около Уголка боевой славы находится книга памяти. Которую мы собирали по архивам вместе с советом депутатов г.п. Большие Дворы. В книгу собраны все жители поселка, погибшие в годы ВОВ.

Немаловажное значение для воспитания патриотизма имеет семья. Любовь к Родине у каждого человека возникает, наверное, в свое время. Одно, несомненно. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к матери-Родине. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Приобщение ребёнка к истории своей семьи - это одно из условий того, что, став взрослым, он сам станет связующим звеном между поколениями.
Чем старше становится наш ребёнок, тем острее становится его интерес к своей родословной. Только вот не всегда мы можем этот интерес удовлетворить из-за собственных скудных познаний. Именно поэтому так важно сохранить в памяти своих детей то, что уцелело: воспоминания о прошлом, о событиях, о близких и далёких родственниках, о семейных традициях. Важно и «вещественное» воплощение этой памяти: семейные альбомы с фотографиями, старые письма и документы, книги, бывшие спутниками семьи на протяжении многих лет, памятные вещи, реликвии, предметы быта, утратившие свою материальную ценность, но сохранившие ценность нравственную, психологическую. В них та ниточка, которая связывает одно поколение с другим.

Формирование патриотизма невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Основными формами приобщения детей к культурному наследию являются:

- знакомство с малыми формами устного народного творчества;

- праздничные посиделки;

- познавательные беседы;

- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

- посещение краеведческих музеев;

- экскурсии;

- чтение и драматизация народных сказок;

- проведение календарных народных праздников;

- знакомство с народными промыслами.

Нам очень повезло, мы живем в уникальном месте г. п. Большие Дворы. Не быть патриотом здесь просто нельзя. Мы давно уже привыкли к участию в реконструкции сражения «ВОХНА .1812 год». Это самое любимое мероприятие среди наших школьников. Очередь участвовать в реконструкции начинают ждать с 7 класса. В прошлом году прошло открытие исторического комплекса «Княжий Двор». И появились новые традиции дети принимают участие в таких мероприятиях как «Масленица», «Праздник холодца» и т.д.

В МОУ СОШ №11 сложилась хорошая традиция организации исторических экскурсий как по территории Москвы и Московской области, так и по территории России. Ребята знакомятся с исторических прошлых городов России, культурой, традициями. Ежегодно учащиеся нашей школы посещают:

- Санкт-Петербург;

- Казань;

- Псков;

_Константиново;

-Нижний Новгород и многие другие.

И, конечно же, нельзя говоря о воспитание патриотов не сказать о еще одном направлении работы - работа с допризывной молодежью и физкультурно-спортивная. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в Спартакиаде допризывной молодежи, Зарнице, участвуют в «Школа выживания», принимают участие в ежегодных сборах.

В 2011 г. в развитии образовательной системы России стартовал новый этап – ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Татьяна Владимировна.

Так что же такое патриотизм?

Патриотизм - всегда обостренное чувство любви к своему Отечеству, ощущение себя частицей своего народа, готовность к любым испытаниям, жертвам и подвигам во имя своей Родины. Для того чтобы стать патриотом, человек сначала должен обрести Родину в своем понимании, сознании и сердце. Такое чувство никто не может предписать, навязать или подарить по наследству. Оно рождается и пестуется порой всю жизнь. А порой человек может прожить жизнь и "не найти своей родины", не стать ее патриотом. Истинный патриотизм, а значит и готовность к героическому поступку, подвигу выражаются в понимании чувства долга перед своим Отечеством. Это в первую очередь пробуждение любви и великого уважения к родителям и предкам, моральным и нравственным традициям народа, ответственность перед будущими поколениями.

Было бы наивно думать, что стоит только захотеть и можно воспитать Героя. Так не бывает. Это настолько сложнейший вопрос, когда требуется совокупность громадного количества факторов, способствующих появлению человека, обладающего качествами Героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...