Программа курса по оказанию ПМП
рабочая программа по обж

Борькина Наталья Геннадьевна

Рабочая программа внеурочных занятий по курсу "Оказание ПМП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_po_omp.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Одобрена кафедрой естественно-математических дисциплин, физической культуры и БЖ

Протокол № _____

от «_____»______________2020 г.

Председатель ______________ М.Н.Павлова

                                   

«УТВЕРЖДАЮ»

решением педагогического совета

Директор________________Н.Л.Полторацкая

«_____»_________________________ 2020 г.

ПРОГРАММА

курса

 «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

по предмету ОБЖ

для специальностей:

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Автор программы – преподаватель  ОБЖ

 Борькина Н.Г.

Срок реализации программы - 1 год.

Количество часов в год - 36.


Пояснительная записка 

Начальная медицинская подготовка является одним из важных элементов гражданского воспитания молодежи, является основой формирования представлений о здоровом образе жизни.

Курс «Оказание первой медицинской помощи» ориентирует обучающихся на знания особенностей анатомии и физиологии человека.  

Большое значение имеют сведения по особенностям развития детского организма, т.к. программа курса рассчитана на обучающихся, которые при получении среднего профессионального образования будут работать в школе с детьми младшего школьного возраста.

В условиях современной жизни молодым людям нужны разносторонние знания, навыки владения достаточно широким спектром реанимационных процедур, а также мер профилактики и предупреждения различных повреждений организма человека, необходим высокий уровень морально-психологической подготовки. Все эти качества должны закладываться уже сегодня, в подростковом возрасте.

 Контингент обучающихся – учащиеся в возрасте до 18 лет (1 - 2 курс).

Система обучения – групповая. Набор обучающихся в группы - свободный.  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

ЦЕЛЬ - формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, готовности к жизни, труду и социальному творчеству.  

ЗАДАЧИ.

Обучающие:

  • формирование знаний об основах анатомии, физиологии и гигиены человека;
  • расширение кругозора учащихся в области медицины, фармакологии, лечебной физкультуры;
  • формирование устойчивого интереса к сохранению своего здоровья;
  • обучение коллективным формам работы и основам самоорганизации.

Развивающие:

  • привитие умений и навыков оказания первой доврачебной помощи пострадавшим или самому себе;
  • совершенствование здоровья молодого поколения, развитие их силы, выносливости, быстроты реакций и способности к автономному существованию;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания;

Воспитательные:

  • воспитание коллективистских начал характера, организованности и самостоятельности, гуманности и милосердия;
  • воспитание стойких навыков здорового образа жизни, потребности избавиться от вредных привычек, развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим;

Программа рассчитана на 1 год обучения. Учебный годовой план составлен на 36 часов. Занятия в каждой группе проходят один раз в неделю, продолжительностью 1 час.  

Последовательность изложения материала соответствует Межотраслевой Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, изданной Министерством труда и социального развития РФ.

Часть знаний у учащихся уже есть, благодаря занятиям по ОБЖ, биологии и анатомии в общеобразовательных школах. Поэтому курс «Оказание первой помощи» не противопоставляется базисным школьным предметам, а сотрудничает с ними, дополняя и углубляя их.  

Принципы обучения

Программа курса «Оказание первой помощи» построена на соблюдении общепризнанных, основополагающих принципах обучения:

* принцип сознательности и активности обучающихся 

Содержание программы предусматривает глубокое осмысление знаний, приобретаемых детьми путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности. Собственная познавательная активность обучающихся является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Принцип сознательности и активности обучения осуществляется педагогом через:

- осознание целей и задач предстоящей на занятии работы;

- использование разнообразных видов и форм познавательной деятельности, объединение анализа с синтезом, сопоставление с противопоставлением, частое использование аналогии;

- опору на уже имеющиеся знания и опыт обучающихся в данной области деятельности;

- использование взаимообучения занимающихся по данному курсу;

- разъяснение причинно-следственных связей;

- использование в обучении практических ситуаций, связанных с безопасностью здоровья человека и от ребенка самостоятельного видения, понимания и осмысления;

- изучение и использование индивидуальных интересов обучающихся.

* принцип наглядности обучения 

Программа курса «Оказание первой помощи» учитывает наукой доказанный факт, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами и образами, для раскрытия которых используются различные виды наглядности.

Используются ксерокопии фотографий, картинок, иллюстраций из Инструкции по технике безопасности и другой учебной и научной литературы.  

* принцип систематичности и последовательности 

Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и дает большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности. Если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются. Если ребят не приучать к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности. Если не соблюдать системы и последовательности, то процесс развития детей замедляется.  

Программа по медицинской подготовке построена таким образом, что:

- каждое занятие делится на логически завершенные части (вопросы темы), последовательно реализуемые в ходе занятия;

- каждая тема курса опирается на науку и действительность и использует в своем содержании межпредметные связи;

- каждое занятие строится по схеме: а) установление объекта изучения, б) изложение основания теории вопроса, в) раскрытие инструментария изучения вопроса, г) объяснение следствия вопроса, д) определение границ применения данного знания или навыка;

- программа обеспечивает преемственность, как в содержании, так и в методах обучения по годам обучения;

- в конце каждого раздела курса предусмотрены занятия обобщения и систематизации.

* принцип прочности обучения 

В современном обучении мышление главенствует над памятью. Программа по начальной медицинской подготовке не растрачивает силы обучающихся на запоминание малоценных знаний, не допускает перегрузки памяти в ущерб мышлению.

Достигается реализация этого принципа следующими приемами:

- вместо заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, обучающиеся пользуются справочной и информационной литературой прямо на занятии;

* принцип доступности 

Доступность обучения определяется возрастными особенностями обучающихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а также от организации учебного процесса.

Реализуя данный принцип, педагог использует:

- ведение учебного процесса в оптимальном темпе, не задерживая в развитии сильных и развивая быстроту действия у средних и слабых обучающихся;

- учитывая индивидуальную обучаемость каждого ребенка, объединяет в дифференцированные подгруппы ребят с одинаковой обучаемостью;

* принцип научности 

Принцип научности обучения требует, чтобы обучающимся предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Программа по медицинской подготовке отражает, в определенной степени, и принцип научности, ибо все вопросы оказания первой медицинской помощи опираются на официальную медицину России. Научность программы выражается:

- в систематическом информировании обучающихся о новых достижениях в медицине;

* принцип связи теории с практикой 

Правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности.

Программа приучает обучающихся проверять и применять свои знания на практике, воспитывает стремление к постоянному улучшению своих результатов.

Особенности методики обучения.

Преподавание материала соблюдает принцип постепенного усложнения материала, иными словами, обучение идет от простого к сложному.  

Формы организации учебного процесса.

1. Теоретические занятия проводятся в формах лекции, рассказа, беседы с выделением главного материала в тезисах, под запись (ведение конспекта обязательно).

2. Практические занятия проводятся с использованием предметов табельного имущества, имитация пораженных и больных, разыгрыванием моделей ситуаций, при которых надо применять знания и умения по начальной медицинской подготовке, выполняются определенные упражнения и разрешаются смоделированные ситуации несчастных случаев.

3. Закрепление учебного материала производится с помощью тестирования, проверочной работы по карточкам, составления опорных схем медицинских процедур, а также выполнение заданий по конкретным медицинским мероприятиям. Чаще всего при закреплении используются исследовательские методы обучения.

Условия реализации программы.

Это средства индивидуального медицинского обеспечения, которые применяются для оказания само- и взаимопомощи:

* Тренажёр сердечно-лёгочной реанимации «Максим», аптечка индивидуальная - АИ (средства при отравлении ФОВ и противошоковое средство); * индивидуальный перевязочный пакет - ППИ (бинт 7 метров, шириной 10 и более см); * индивидуальный противохимический пакет - ИПП (для удаления попавших на кожу отравляющих веществ); * шины лестничные.

Планируемые результаты реализации программы.

Подготовленность обучающихся по направлению «Медицинская подготовка» включает:

  • знание характера поражений здоровья, особенностей оказания медицинской помощи;
  • умение правильно и своевременно оказать медицинскую помощь пораженным;
  • знание медицинского имущества, препаратов и умение ими пользоваться при оказании первой помощи пострадавшим;
  • знание и умение применять правила эвакуации и транспортировки раненых и пораженных;

К концу первого года обучения учащиеся должны:

- самостоятельно лечить несложные ранки, натертости, царапины; - уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ожогах, удушье, утоплении, отравлении; - знать и правильно выполнять все способы остановки кровотечений (капиллярного, венозного, артериального); - знать приемы обезболивания и антидоты отравления; - уметь наложить асептическую повязку на любую часть тела; - сделать из подручных средств имобилизирующий инструмент при переломах конечностей; - уметь оказать помощь при переохлаждениях и утоплениях, ожогах и отравлениях, проводить реанимационный комплекс при обмороках;  

- знать и уметь выполнять основной комплекс лечебной физкультуры, знать все об осанке и сохранять правильную осанку; - знать более глубоко основы народной медицины, уметь лечиться травами и растениями; - уметь оказать быструю и квалифицированную помощь при автодорожном происшествии, при травмах глаз, рта, груди, при переохлаждениях и солнечном или тепловой ударе, сдавливании конечностей, укусах змей и клещей, при вывихах и ушибах;

Главным же показателем обучения по начальной медицинской подготовке является не умение накладывать жгут или шину, а изменение отношения к себе и своему здоровью, появление понимания причин и следствий заболеваний, более заботливого, чуткого отношения к людям вообще и к своему коллективу, в частности.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН    Курса «Оказание первой медицинской помощи»

1 года обучения.

Всего 36 часов

Разделы и темы

Всего часов

Теория

Практика

1 РАЗДЕЛ  Введение. Резервы нашего организма

3

3

-

Тема 1. Основы анатомии, физиологии и гигиены человека. Здоровый образ жизни.

Тема 2.  Статика и динамика человеческого тела. Утомление и отдых. Защита крови. Гигиена воздуха. Вред курения.

Тема 3.  Гигиена питания. Долголетие и обмен веществ. Гигиена кожи. Мозг и труд. Алкоголь – яд для организма. Связь анализаторов и организма в целом.

1

1

1

1

1

1

-

-

-

2 РАЗДЕЛ Оказание первой медицинской помощи

Тема 1. Оснащение санитара (санитарная сумка, носилки, АИ, ИПП, ППИ).

Тема 2. Извлечение раненых из боевой техники и завалов  

Тема 3. Тушение горящей одежды и оказание помощи обгоревшему. Действия спасателя при пожаре.

Тема 4.  Отморожения. Общее охлаждение организма. Простудные заболевания.

Тема 5.  Первая помощь при утоплении.

Тема 6. Первая помощь при отравлениях и обмороках.

12

2

2

2

2

2

2

6

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

3 РАЗДЕЛ Доврачебная реанимация

Тема 1. Обезболивающие средства, антидоты отравления. Предупреждение асфиксии

Тема 2. Временная остановка наружного кровотечения

Тема 3. Наложение асептических повязок на рану и ожоговую поверхность

Тема 4. Временная иммобилизация поврежденной области

Тема 5. Способы приближения к раненым. Транспортировка раненых до пункта сбора

16

4

4

4

2

2

8

2

2

2

1

1

8

2

2

2

1

1

4 РАЗДЕЛ Зеленая аптека. Лекарственные травы Смоленщины

2

1

1

5 РАЗДЕЛ Заключение. Полевые выходы. Участие в соревнованиях.

3

-

3

ИТОГО:

36

18

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Курса «Оказание первой медицинской помощи»

1 года обучения

Разделы и темы занятий

Кол-во часов

Кол-во часов

Содержание

1 РАЗДЕЛ Резервы нашего организма

Тема 1. Основы анатомии, физиологии и гигиены человека. Здоровый образ жизни.

Тема 2. Статика и динамика человеческого тела. Утомление и отдых. Гигиена воздуха.

 

Вред курения.

Тема 3. Гигиена питания. Долголетие. Гигиена кожи. Связь анализаторов и организма в целом.

Алкоголь – яд для организма.

3

1

1

1

Рассказ о возможностях человеческого организма, о скрытых его резервах, об индивидуальных его особенностях развития каждого человека и о том, какими способами можно раскрыть, сохранить и приумножить резервы своего организма. Основные понятия здорового образа жизни.  

Опора и движение организма. Костная пружина. Пропорции тела. Рост человека. Два вида мышечной ткани. Причины утомления. Ритм работы. Условия равновесия. Асимметрия тела. Польза физических упражнений. Спортивное долголетие. Дыхательная функция крови, защитные свойства крови. Иммунитет. Антибиотики. Переливание крови, «искусственная кровь». Сердце, мозг, пульс. Органы дыхания. Носовая полость, легкие. Дыхание и движение. Вред курения.

Пищеварение. Здоровые зубы. Аппетит. Полезная пища. Пост. Питание спортсменов. Обмен веществ и энергия. Соли, жиры, вода, белки, активаторы жизни, биотоки, витамины, гормоны и обмен веществ. Старение организма. Ортобиоз и продление жизни. Кожные образования. Гипотермия. Чистота кожи. Закаливание. Нервная система. Эмоции. Одаренность, рефлексы. Гигиена умственного труда. Сон, расстройство сна, гипноз. Алкоголь – яд для организма. Осязание, польза боли. Обезболивание. Тренировки равновесия. Ощущения – наши знания.

2 РАЗДЕЛ Оказание первой медицинской помощи.

Тема 1. Оснащение санитара (санитарная сумка, носилки, АИ, ИПП, ППИ).

Тема 2. Извлечение раненых из убежищ, завалов.

Тема 3. Тушение горящей одежды и оказание первой помощи обгоревшему. Действия спасателя при пожаре.

Тема4.   Отморожения. Общее охлаждение организма. Простудные заболевания.

Тема5.  Первая помощь при утоплении.

Тема 6. Первая помощь при отравлениях, обмороках.

12

2

2

2

2

2

2

Аптечка индивидуальная (АИ), индивидуальный перевязочный пакет (ППИ), индивидуальный противохимический пакет (ИПП), пантоцид в таблетках, антисептик, возбудитель дыхания, косынка для повязок, бинты, жгут кровоостанавливающий, булавки, шлем для раненых в голову, носилки и лямки, трубка дыхательная ТД-1.

(Работа с табельным имуществом).

Извлечение раненых из танка: открытие люка (связь с экипажем), извлечение вручную или с помощью лямки специальной, либо поясных ремней.

Извлечение раненых из оборонительных сооружений и убежищ, завалов с помощью веревки, ремня, троса, лямки, лебедки, волоком на плащ-палатке, шинели.

 Тушение горящих участков одежды закрытием брезентом, накидкой, шинелью и с помощью перекатывания по земле, сбросом горящей одежды.

Тушение зажигательных веществ более трудоемко: Накрывание сгустка напалма тканью, шапкой, глиной, снегом, несколькими турами бинта, надеванием противогаза.

Способы надевания противогаза на раненого: сидя у изголовья, лежа на спине или животе. При повреждениях лица или головы используется шлем для раненых в голову: ШР-3

Условия, способствующие отморожению. 4 степени отморожения. Методы профилактики и экстренной помощи. Ознобление. Профилактика. Общее охлаждение. Простудные заболевания. Профилактика, лечение.

Способы приближения спасателя к тонущему. Освобождение от захватов тонущего и транспортировка пострадавшего на воде.

Схема действий спасателя в случае наличия рвотного рефлекса. Схема действий спасателей при отсутствии рвотного рефлекса. Правила обращения с пострадавшим от утопления. Примерные нормативные требования для старшеклассников по прикладному плаванию и спасению утопающих.

Способы оказания первой помощи при:

-пищевом отравлении;

-отравлении ядовитыми газами; -отравлении лекарственными препаратами;

-отравлении алкоголем и никотином,

наркотическим средством.

Меры предосторожности для оказывающих помощь в целях сохранения собственного здоровья.

Причины и последствия обмороков.

Первая помощь при обмороках. Повторные обмороки.

3 РАЗДЕЛ Доврачебная реанимация

Тема 1. Обезболивающие средства. Антидоты отравления.

Тема 2. Временная остановка наружного кровотечения.

Тема 3. Наложение асептических повязок на рану или ожоговую поверхность

Тема 4. Временная иммобилизация поврежденной области

Тема 5. Способы приближения к раненым. Транспортировка раненых до пункта сбора.

16

4

4

4

2

2

Антидот против ФОВ (шприц-тюбик). Способы введения и условия дозировки препарата. Промедол. Противопоказания к его применению. Предупреждение или устранение асфиксии: исследование полости рта, закрепление языка булавкой, очищение полости рта от однородной массы, восстановление дыхания. Трубка дыхательная ТД1. Способы – «изо рта в рот», «изо рта в нос», путем ритмического сдавливания грудной клетки по Сильвестру, Нильсену. Устранение удушья у пораженных ОВ.

Понятие типов кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное. Способы остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерий к костным выступам, с помощью жгута или давящей повязки, сгибом раневой конечности в вышерасположенном суставе. Особенности применения каждого способа.

Понятие о ране. Защита раны. Подготовка поврежденного участка к бинтованию. Бинтование под обмундированием. Виды повязок: восьмиобразная, колосовидная, спиральная, циркулярная, повязка «с портупеей», крестообразная. Утепление поврежденной части тела в зимнее время.

Важность грамотной иммобилизации, используемый материал для наложения шин, правила наложения шин при разных ранениях и переломах

Способы приближения к раненым: короткая перебежка, движения пригнувшись, переползания – на боку, по-пластунски, на полу четвереньках, приближение на санитарном транспорте.

Утепление раненых в холодное время года и расположение в тени в жаркое время года. Способы оттаскивания: на боку, на спине, с

помощью плащ-палаток, волокуш. Обозначение мест укрытия раненых, сигналы, применяемые на поле боя. Способы выноса раненого одним санитаром без использования табельных и подручных средств: на спине, на руках перед собой, на плече. Способы выноса раненого двумя санитарами без вспомогательных средств: вынос «на замке», на руках между собой, на руках перед собой. Способы выноса раненого с использованием средств: лямок, носилок, плащ-палаток, накидок.

Способы укладывания на носилки. Эстафетный способ (метод «подстав»).  

Вывоз раненых (перегрузка, санитарный транспорт, выгрузка раненых).

4 РАЗДЕЛ Лекарственные травы Смоленщины.

2

Применение трав в оказании первой медицинской помощи. Мать и мачеха, зверобой, мята, подорожник, кровохлебка, тысячелистник, одуванчик, ромашка аптечная, и др.

5 РАЗДЕЛ Участие в соревнованиях

ИТОГО:

3

36

Соревнования.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ОБУЧАЮЩИМСЯ

1. Домашний доктор. Лечебные домашние средства. Под редакцией Деборы Ткач. Москва, 2002г. 2. Бэрри Дэвис «Основы выживания в экстремальной ситуации». М, 2003. 3. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Москва, "Просвещение", 2010г. 4. Г.И. Косицкий, Д.Н. Дьяконова. Резервы нашего организма.Москва,"Просвещение", 2011г.

14. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Разработчики В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. М, «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г. 15. И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова Лечебная физкультура. Новейший справочник. Санкт-Петербург. Москва, 2003. 16. И.П. Подласый «Педагогика». М, 2003.  

      22. Руководство по медицинской службе гражданской обороны. Редакция А.И.     Бурназяна. Москва, "Медицина", 1983г.

       23. Справочник медицинской сестры по уходу. Редакция Н.Р. Палеева. Москва,  "Медицина", 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оказание первой медицинской помощи" 6 класс

Разработанный курс призван показать учащимся необходимость и  его возможности в особых экстремальных случаях нашей жизни. Содержание данного курса направлено на изучение сущности оказания первой ...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...