Формирование экологической культуры у обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования развивающих образовательных технологий.
статья по обж (9 класс)

Обухов Александр Михайлович

Теоретической базой подготовки обучающихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по «Основам безопасности жизнедеятельности». Раскрытие экологической составляющей курса ОБЖ видится через применение развивающих  образовательных  технологий, как например, образовательный квест, решение ситуационных задач,  ролевые игры, научно-исследовательские проекты  на уроках ОБЖ  в рамках основной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у  обучающихся  на уроках ОБЖ

 посредством использования развивающих образовательных технологий.

Обухов А.М.

Экология - наука будущего, и, возможно,

само существование человека на планете

 будет зависеть от ее прогресса.

Ф. Дрё

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Сохранение экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности возможно только при кардинальных изменениях не только в области экономики, но и в области общественного сознания.

В последние годы заметно усилилось внимание общества и государства к поиску путей предотвращения экологической катастрофы. Качество состояния окружающей среды может представлять реальную угрозу для безопасности и комфортного существования человека. Не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов.[1]

Федеральный  Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7 от 10.01.2002, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения, цель которого развитие экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе, а средством становится природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатств родной природы.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.[2] Основными компонентами экологической культуры личности являются:

  • знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;
  • интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;
  • чувства нравственные и эстетические;
  • позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;
  • мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.)

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа, поэтому экологическое воспитание и образование, как приоритетные задачи современного образования, прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

Теоретической базой подготовки обучающихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по «Основам безопасности жизнедеятельности». Раскрытие экологической составляющей курса ОБЖ видится через применение развивающих  образовательных  технологий, как например, образовательный квест, решение ситуационных задач,  ролевые игры, научно-исследовательские проекты  на уроках ОБЖ  в рамках основной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через  развивающие образовательные технологии (игровых форм обучения). Использование ролевых игр, ситуационных  задач, квестов, викторин, исследовательских проектов, презентаций  и упражнений на уроках ОБЖ способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников по экологической безопасности. Использование развивающих образовательных (игровых) технологий на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса и остаются ведущим видом деятельности.

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению экологической  безопасности на уроках ОБЖ.

Важным и решающим значением в процессе экологического воспитания и образования обучающихся  является научно-практическая и  проектно-исследовательскую деятельность  по защите окружающей  среды. «В процессе такой деятельности происходит становление ответственности как черты личности».[3] Метод проектов способствует актуализации знаний, стимулирует  потребность обучающегося в самореализации, самовыражении.

Игровые технологии оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем[4].

 Использование в учебном процессе развивающих образовательных  технологий призваны образно и доступно объяснить обучающемуся суть экологических проблем, причины их появления, помочь осмысленно воспринимать окружающий мир и изменения, происходящие в нем. Также они нацелены на формирование бережного отношения к природе, повышения интереса на уроках ОБЖ.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Киселев С. А., Бондарева С. В., «Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ», научный журнал «Молодой ученый», 2015, №6.4 http://moluch.ru
  2. Костенко С. Л. «Формирование экологической культуры у младших  школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии», М.: Буки-Веди, 2016, стр.146-148.
  3. Шарапов А.А., Киселева Э.М., «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности»,  Ежемесячный научный  журнал «Молодой ученый». 2015, №6.4. стр.22
  4. Зверев, И. Д. «Компоненты экологического образования»,М.: Просвещение, 2012, стр. 189
  5. Муравей Л.А., Кривошеин Д.А., Роева И.И. «Экологическая безопасность».М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. http://metod-kopilka.ru
  6. Иванова Н.Г. «Применение игровых технологий на уроках ОЗОЖ», электронная книга http://metod-kopilka.ru


[1] Бондарева С. В., Киселев С. А. «Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ», научный журнал « Молодой ученый».2015  №6.4  http://moluch.ru

[3] Киселева Э.М., Шарапов А.А. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности Ежемесячный научный  журнал «Молодой ученый». — 2015. — №6.4. стр.22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий

Статья рассматривает вопросы примененя современных образовательных технологий на уроках математики...

Формирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных образовательных технологий

Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний ...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...

Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий.

Методологической основой Образовательного Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологичес...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...