Конспект урока: «Природные ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, паводки, половодья, лавины)»
план-конспект урока по обж (10 класс)

Зайкова Наталья Александровна

Конспект урока:  «Природные ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, паводки, половодья, лавины)»

 

 Опасное гидрологическое явление — это событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, которые возникают под воздействием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

Наводнение – затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, морю (нагонные явления – перемещение морской воды под воздействием сильного, длительного ветра). В результате наводнений причиняется значительный материальный ущерб, наносится вред здоровью людей, включая их гибель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока:  «Природные ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, паводки, половодья, лавины)»

      Опасное гидрологическое явление — это событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, которые возникают под воздействием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

     Наводнение – затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, морю (нагонные явления – перемещение морской воды под воздействием сильного, длительного ветра). В результате наводнений причиняется значительный материальный ущерб, наносится вред здоровью людей, включая их гибель.

Основным критерием наводнения является максимальный уровень воды за время его действия. Важными характеристиками являются площадь и продолжительность затопления, скорость подъема уровня воды.

Первичными последствиями наводнения являются затопление и подтопление прилегающей территории. Вторичными последствиями наводнения являются утрата прочности различного рода сооружений в результате размыва и подмыва, загрязнение ими обширных территорий, осложнение санитарно-эпидемиологической обстановки, заболачивание местности и др.

Наводнения наносят прямой и косвенный экономический ущерб. Прямой – гибель и ранения людей и животных, различные разрушения. Косвенный – нарушение режима хозяйственной деятельности вне зоны ЧС из-за перерыва в работе различных коммуникаций, отвлечения сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

      Существуют различные способы борьбы с наводнениями, к ним относятся:

1) уменьшение максимального расхода воды в реке путем перераспределения стока во времени;

2) регулирование паводкового стока с помощью гидротехнических сооружений (водохранилищ);

3)сооружение ограждающих дамб (валов);

4)спрямление русла реки, дноуглубительные работы с помощью земснарядов.

     Правила поведения и действия населения при наводнениях

Тяжелыми стихийными бедствиями являются наводнения. Основными причинами большинства наводнений являются сильные ливни, интенсивное таяние снегов, речные паводки в результате приливной волны или изменения ветра в устье реки.

Действия населения при наводнениях осуществляются с учетом времени упреждения наводнения, а также опыта наблюдений прошлых лет за проявлениями водной стихии. Масштабы наводнений, например, вызываемых весенними, летними или осенними паводками, можно прогнозировать за месяц и более, нагонные наводнения – за несколько часов (до суток).

При значительном времени упреждения наводнения осуществляются мероприятия по возведению соответствующих гидротехнических сооружений на реках и в других местах предполагаемого наводнения, по подготовке и проведению заблаговременной эвакуации населения и сельскохозяйственных животных, по вывозу материальных ценностей из районов возможного затопления.

Об эвакуации на случай наводнения, как правило, объявляется специальным распоряжением комиссии по борьбе с наводнением. Население о начале и порядке эвакуации оповещается по местным радиотрансляционным сетям и местному телевидению, работающие, кроме того, оповещаются через администрацию предприятий, учреждений и учебных заведений, а население, незанятое в производстве и сфере обслуживания, – через жилищно-эксплуатационные конторы и домоуправления. Населению сообщаются места развертывания сборных эвакопунктов, сроки явки на эти пункты, маршруты следования при эвакуации пешим порядком, а также другие сведения, сообразующиеся с местной обстановкой, ожидаемым масштабом бедствия, временем его упреждения. При наличии достаточного времени население из угрожаемых районов эвакуируется вместе с имуществом. С этой целью каждой семье предоставляется транспорт с указанием времени его подачи.

Эвакуация производится в ближайшие населенные пункты, находящиеся вне зон затопления. Расселение населения осуществляется в общественных зданиях или на жилой площади местных жителей.

На предприятиях и в учреждениях при угрозе затопления изменяется режим работы, а в некоторых случаях работа прекращается. Защита некоторой части материальных ценностей иногда предусматривается на месте, для чего заделываются входы и оконные проемы подвалов и нижних этажей зданий.

В зонах возможного затопления временно прекращают работу школы и дошкольные детские учреждения, детей переводят в школы и детские учреждения, которые находятся в безопасных местах.

В случае внезапного наводнения предупреждение населения производится всеми имеющимися техническими средствами оповещения, в том числе и с помощью громкоговорящих подвижных установок.

Внезапность возникновения наводнения вызывает необходимость особых действий и поведения населения. Если люди проживают на первом этаже или других нижних этажах и на улице наблюдается подъем воды, необходимо покинуть квартиры, подняться на верхние этажи, если дом одноэтажный – занять чердачные помещения.

При нахождении на работе по распоряжению администрации следует, соблюдая установленный порядок, занять возвышенные места.

Находясь в поле, при внезапном затоплении следует занять возвышенные места или деревья, использовать различного рода плавающие предметы (например, камеры шин сельскохозяйственной техники).

Поиск людей на затопленной территории организуется и осуществляется немедленно, для этого привлекаются экипажи плавающих средств формирований гражданской обороны

и все другие имеющиеся силы и средства.

При спасательных работах необходимо проявлять выдержку и самообладание, строго выполнять требования спасателей. Нельзя переполнять спасательные средства (катера, лодки, плоты и т.п.), поскольку это угрожает безопасности и спасаемых, и спасателей. Попав в воду, следует сбросить с себя тяжелую одежду и обувь, отыскать поблизости плавающие или возвышающиеся над водой предметы, воспользоваться ими до получения помощи.

 Существует несколько типов наводнений:

    Половодье. Половодье имеет свойство периодически повторяться, но при этом подъем уровня воды в реках довольно долго продолжается, обычно он вызван весенним таяньем снега на равнинах или обильными дождевыми осадками. При половодьях затопляются низкие участки местности.

Также оно может нести за собой катастрофический характер, если инфильтрационные свойства почвы значительно уменьшились за счет обильного насыщения еѐ влагой осенью и глубокого промерзания в холодную зиму.

    Паводок. По сравнению с половодьями, при паводках подъём уровня воды происходит интенсивно и за короткое время, в основном вызван ливнями, обильными дождями, а иногда быстрым таянием снега при оттепелях. В отличие от половодий, паводки могут повторяться несколько раз в году. Особую угрозу жизнедеятельности представляют внезапные паводки, возникающие при кратковременных, но очень интенсивных ливнях, в основном такое происходит зимой из-за оттепелей.

   Сели (селевые потоки) – временный стремительный горный поток смеси воды с большим содержанием камней, песка, глины и других частиц (снега, льда).

Вся площадь зарождения и воздействия селя называется селевым бассейном. Вид селевого потока определяется составом солеобразующих пород.

В результате селей происходят разрушение зданий и сооружений, уничтожение дорог, населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей, животных.

Мероприятия по предупреждению селей и меры по снижению ущерба от них

Профилактические мероприятия по защите от селей можно подразделить на пассивные и активные.

К пассивным мероприятиям относятся:

1)запрещение проведения взрывных работ в зоне возможных селевых потоков (при прокладке автомобильных и железных дорог);

2)запрещение карьерных разработок по добыче песка, глины, камня в селеопасной зоне с проведением взрывных работ;

3)запрещение гражданского и военно-технического строительства зданий и сооружений в селеопасной зоне;

4)наблюдение за состоянием склонов;

5)охрана горных пастбищ, лесных насаждений (деревьев, кустарников) и травы

на склонах;

6)установка в селеопасной зоне и вблизи нее предупредительных знаков, надписей.

К активным относятся мероприятия по высадке деревьев и кустарников с мощной корневой системой непосредственно в селеопасной зоне и по периметру ее верхней части, а также сооружение специальных инженерных и гидротехнических объектов, которые либо задерживают массы пород, либо отводят их в сторону от построек и дорог.

Наблюдение за селевой зоной осуществляется специализированными службами МЧС России, авто– и железнодорожными эксплуатационными организациями.

В условиях рыночной экономики проведение вышеперечисленных профилактических мероприятий весьма затруднительно из-за ограниченного финансирования из всех видов источников (местного, федерального, акционерных обществ).

Для обеспечения безопасной жизнедеятельности людей в селеопасной зоне населению необходимо быть максимально внимательным ко всем природным явлениям, происходящим

В этой зоне (частным или продолжительным ливневым дождем, осадкам в виде снега, грозам и т.д.).

Правила поведения и действия населения при селевых потоках

Большое влияние на поведение и действия населения при селевых потоках оказывает организация своевременного обнаружения и учета признаков этих стихийных бедствий и организация оповещения (предупреждения) о бедствии.

В селеопасных районах прямыми признаками возможного возникновения селевых потоков являются чрезмерные (ливневые) атмосферные осадки (селевые потоки в результате ливневых осадков обычно формируются после засухи), быстрое таяние снегов и ледников в горах, переполнение горных озер и водоемов, нарушения в естественном стоке вод горных рек и ручьев с изменением русел и образованием запруд. Косвенными признаками возможного селя являются повышенная эрозия почв, уничтожение травяного покрова и лесонасаждений на склонах гор.

В большинстве случаев население об опасности селевого потока может быть предупреждено всего лишь за десятки минут и реже за 1–2 ч и более.

Приближение такого потока можно слышать по характерному звуку перекатывающихся и соударяющихся друг с другом валунов и осколков камней, напоминающему грохот приближающегося с большой скоростью поезда.

Наиболее эффективным в борьбе с селевыми потоками является заблаговременное осуществление комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий.

Население в селеопасных районах обязано строго выполнять рекомендации по рубке лесонасаждений, ведению земледелия, выпасу домашнего скота.

При угрозе селя на пути его движения к населенным пунктам укрепляются плотины, возводятся насыпи и временные подпорные стенки, устраиваются селевые ловушки, отводные канавы и т.д. Долг каждого – по мере возможности участвовать в этих работах.

В случае оповещения населения о приближающемся селевом потоке нужно как можно быстрее покинуть помещение, предупредить об опасности окружающих и выйти в безопасное место. Покидая помещения, следует затушить печи, перекрыть газовые краны и выключить свет и электроприборы. Это поможет предотвратить возникновение пожаров.

Селевые потоки представляют серьезную опасность при их внезапном появлении. В этом случае страшнее всего паника.

В случае захвата кого-либо движущимся потоком селя нужно оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты, канаты или веревки, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.

Цунами – волна большой высоты и огромного разрушительного действия. Оцениваются цунами от 1 до 6 баллов. Цунами – катастрофическое явление, когда на берег выбрасываются суда, разрушаются здания, опустошается побережье, а суша бывает затоплена далеко в глубь побережья.

Разрушительным фактором является воздушная волна, которая идет перед водяным валом, она сносит крыши и дома, а на людей действует как взрывная волна.

Причина возникновения цунами – землетрясение под толщей моря или океана, которое называют моретрясением. Если оно достаточно сильно, на водной поверхности возникают громадные волны, названные японцами цунами. Они являются порождением ударных сейсмических волн, охватывающих всю толщу воды. Обычно высота цунами не превышает 1 м, но при сильных моретрясениях достигает 30 м и более. За последние 2500 лет в Тихом океане зарегистрировано 308 цунами (японскими специалистами). Наиболее часто ударам цунами подвергается Япония.

В зонах, где возможны цунами (в России – это Дальний Восток, Курильские острова), работают станции национальных служб, которые входят в Международную службу предупреждения о цунами. Прогнозы службы предупреждения помогают заранее оповестить население об опасности и времени прибытия волны. Однако участки берега, куда она обрушится и с какой силой, точно прогнозировать пока не удается. Такие прогнозы оправдывают себя лишь на 20%.

Лавина — быстрое, внезапно возникающее движение снега и (или) льда вниз по крутым склонам гор, представляющее угрозу жизни и здоровью людей и их имуществу, наносящее ущерб объектам экономики и окружающей среде.

В результате схода снежных лавин разрушаются постройки, парализуется транспортное сообщение и целые районы остаются отрезанными от районных и областных центров. Снежные лавины часто способствуют возникновению наводнений.

Наиболее важные факторы, способствующие образованию лавин, — высота снежного покрова, образовавшегося после последнего выпадения снега, продолжительные снегопады и перенос огромных масс падающего снега ветром.

Сход лавины возможен и при отсутствии осадков. Так, во время весенней оттепели, сопровождающейся солнечной радиацией, снег подтаивает, а затем ночью внезапный сильный мороз образует сверху холодный слой в виде прочной ледяной корки. Лавина может произойти от самого незначительного толчка, когда тёплый слой рыхлого снега в считаные секунды устремится вниз и увлечёт за собой верхний холодный слой.

Если лавина начала сходить в стороне от вас и у вас есть немного времени, чтобы уклониться от неё, то необходимо снять лыжи и очень быстрым шагом или бегом добраться до ближайшего выступа скалы или дерева и спрятаться за ним.

Если лавина движется прямо на вас, то постарайтесь принять горизонтальное положение. Рот и нос нужно прикрыть шарфом, чтобы их не забило снегом. В движущейся снежной массе активно двигайте руками и ногами, имитируя движения пловца. Это вам поможет оставаться наверху.

Если лавина прекратила движение, попробуйте выбраться вверх из снежной толщи. Если первая попытка не удалась, то, чтобы сэкономить силы, немного отдохните и попробуйте ещё раз. Не теряйте веры в своё спасение, не засыпайте — так можно незаметно замёрзнуть. Помните, что спасатели уже идут вам на помощь.

Правильные действия при сходе лавины:
1 — перед тем, как идти в горы, узнайте, нет ли опасности возникновения лавины;
2 — если лавина неожиданно началась, когда вы находитесь в горах, попробуйте убежать от неё в сторону;
3 — выберите по возможности укромное место для защиты от движущейся лавины;
4 — если вы попали в поток лавины, старайтесь двигать руками, как пловец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Природные зоны Австралии".

На уроке дети могут расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах:-  Научится прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных-  Продолжить знакомство с работой с р...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.

Конспект урока по географии...

7 класс. Тема 4, «ЧС гидрологического происхождения», урок 19 «Цунами. ПБП и защита населения».

Данная публикация иллюстрирует девятнадцатый  урок ОБЖ в 7 классе  «Цунами. ПБП и защита населения» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразова...

Конспект урока "Природные явления".

Урок помогает у учащихся вырабатывать универсальные учебные действия, в ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как физические и химические явления, учатся находить различия между ними, клас...

Конспект урока "Природные зоны Амурской области"

Данный урок был представлен на городском конкурсе "Учитель года" и получил высокую оценку жюри. Дана анотация к уроку....