Тема урока: «Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний»
план-конспект урока по обж (10 класс)

Зайкова Наталья Александровна

Здоровый образ жизни — это образ жизни, который направленный на профилактику заболеваний и укрепления организма человека с помощью простых составляющих — правильного питания, занятия спортом, отказа от вредных привычек и спокойной, не вызывающей нервных потрясений.

Неинфекционные заболевания (хронические заболевания), как правило, имеют продолжительное течение и являются результатом воздействия комбинации генетических, физиологических, экологических и поведенческих факторов.

Каждый год от неинфекционных заболеваний (НИЗ) умирает 40 миллионов человек, что составляет 80% всех случаев смерти в мире

К основным неинфекционным заболеваниям относятся: сердечно-сосудистые заболевания, раковые заболевания респираторные заболевания и диабет.

Основной причиной возникновения неинфекционных заболеваний является несоблюдение норм здорового образа жизни.

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, алкоголь, наркотики, неблагоприятная экологическая обстановка, стресс, отсутствие физических нагрузок.

Факторы, положительно влияющие на здоровье: режим дня, хорошая экология, рациональное питание, закаливание, физические упражнения, положительные эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.04_10_kl.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний»

Здоровый образ жизни — это образ жизни, который направленный на профилактику заболеваний и укрепления организма человека с помощью простых составляющих — правильного питания, занятия спортом, отказа от вредных привычек и спокойной, не вызывающей нервных потрясений.

Неинфекционные заболевания (хронические заболевания), как правило, имеют продолжительное течение и являются результатом воздействия комбинации генетических, физиологических, экологических и поведенческих факторов.

Каждый год от неинфекционных заболеваний (НИЗ) умирает 40 миллионов человек, что составляет 80% всех случаев смерти в мире

К основным неинфекционным заболеваниям относятся: сердечно-сосудистые заболевания, раковые заболевания респираторные заболевания и диабет.

Основной причиной возникновения неинфекционных заболеваний является несоблюдение норм здорового образа жизни.

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, алкоголь, наркотики, неблагоприятная экологическая обстановка, стресс, отсутствие физических нагрузок.

Факторы, положительно влияющие на здоровье: режим дня, хорошая экология, рациональное питание, закаливание, физические упражнения, положительные эмоции.

Функциональное состояние

  • Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющих уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функции выполняемой работе.

Оценка функционального состояния. Функциональная проба

  • Функциональная проба – часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
  • Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля, они служат наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Наблюдение за физическим развитием

Наблюдение за физическим развитием населения носит систематический характер, распространяется на различные возрастно-половые группы населения и включает:

  • наблюдения за уровнем и изменениями в физическом развитии различны групп населения;
  • углубленное изучение половозрастных закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характером и формами медицинского обслуживания, занятием спорта;
  • разработку половозрастных норм оценочных норм – стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;
  • - оценку эффективности оздоровительных мероприятий.

Основные показатели физического здоровья

Основные показатели физического здоровья, оцениваемые в динамике:

  • - длина и масса тела (отражающие развитие костного скелета и мускулатуры);
  • - окружность грудной клетки на вдохе и выдохе (характеризует её вместимость и развитие дыхательных органов);
  • - рост в положение сидя (характеризует пропорциональность тела);
  • - окружность головы (на 1-м году жизни);
  • - смена молочных зубов на постоянные;
  • - степень выраженность вторичных половых признаков;

Основные показатели физического здоровья

Данные о физическом развитии собираются в процессе специально организованных исследований на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.

По определению Всемирной организации здравоохранения  всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), главным индикатором состояния здоровья населения является продолжительность жизни.

Средняя продолжительность жизни в разных странах:

Свазиленд – 32 года, Зимбабве -46 лет, Гвинея – Бисау – 47 лет, Замбия – 49 лет, Конго – 53 года, Монголия – 69 лет, Россия – 69 лет, Китай – 71 год, Таиланд – 73 года, Венесуэла – 73 года, США – 78 лет, Босния – Герцеговина – 78 лет, Норвегия – 80,5 года,  Греция- 80,5 года, Швейцария – 82 года, Испания – 82 года, Сан – Марино – 83 года, Япония – 83 года.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам.

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый.

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации1.

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго – годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например, при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго – в течение 1-2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно – путём введения в организм антител2(иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время – в течение 3-4 недель.

Общие понятия об иммунной системе

Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма.

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом, или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды – токсины. Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции – лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы – антитела.

Профилактика подразумевает проведение оздоровительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невосприимчивости к инфекционным болезням.

В заключении урока необходимо отметить, что для профилактики инфекционных заболеваний большое значение имеет иммунизация.

Выводы:

- Неинфекционные заболевания в современном мире представляют серьёзную угрозу состоянию индивидуального здоровья каждого человека и демографической безопасности государства.

- Основные факторы риска возникновения неинфекционных заболеваний связаны с наследственными особенностями каждого человека и его образом жизни.

- Каждому необходимо составить индивидуальный план здорового образа жизни с учётом генетической предрасположенности к тому или иному неинфекционному заболеванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Предупреждение заболеваний почек»

Цель:   обобщить знания анотомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы,  причины заболеваний мочевыделительной системы....

Тема урока по биологии в 8 классе. Заболевание и повреждения глаз.

Глаза - очень важный орган в жизни человека. Ребята должны знать его строение, знать причины потери зрения, пагубное влияние компьютера из - за долглго времени работы с ним Изучая данную тему, конспек...

Тема урока: Обеспечение химической защиты населения

Тема урока: Обеспечение химической защиты населения Цель: познакомиться с основными мерами по обеспечению химической безопасности населения.Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник...

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....

Презентация урока "ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний"

Презентация урока "ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний" для 8 класса...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...

Конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: "Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний"

Материал содержит конспект урока и презентацию по теме : "Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний".  Предмет ОБЖ 8 класс....