Рабочая программа дополнительного образования «Школа безопасности (спортивный туризм)»
рабочая программа по обж (6, 7, 8 класс)
Данная программа многопрофильна и предназначена для ребят, увлекающихся различными направлениями деятельности, она включает в себя: краеведение, туризм, ориентирование, медицину, действия в условиях ЧС природного, техногенного и криминогенного характера, гражданскую оборону, поисково-спасательные работы и т. д.
Одним из основных показателей реализации Программы является участие ребят в различных соревнованиях, слетах. Ребенок учится понимать необходимость успеха для себя и создавать ситуации успеха для других. Участие в соревнованиях позволяет ребенку сформировать адекватную самооценку, развить волевые качества, самоопределиться в мире увлечений и профессий, продемонстрировать свои знания, умения и навыки, воспитать эстетический вкус, развить коммуникативные способности, приобрести навык совместной деятельности.
Программа представляет собой систематизированное и последовательное изложение целей, задач, принципов, направлений, форм, методов и т. д., все направления работы органически связаны между собой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального образования Красноселькупский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»
Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей ФК и ОБЖ протокол № 5 от « » 202 г О.Н. Верхова ___________ | Согласовано: зам. директора по ВР _______ от « » __ __ 202 г | Принято: на заседании педагогического совета протокол № от « » 202 г Утверждено: Директор МОУ КСОШ «Радуга»
приказ № от « » 202 г |
Рабочая программа
дополнительного образования
«Школа безопасности (спортивный туризм)»
направленность программы: социально-педагогическая
категория и возраст воспитанников: класс, 12-13 лет
срок реализации: 2023/2024 учебный год
Составитель: Тарасов Олег Владимирович,
преподаватель-организатор ОБЖ,
первая квалификационная категория
с. Красноселькуп, 2023 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Человек постоянно подвергается воздействию различного рода опасностей: в быту, на производстве, в пути, на отдыхе и в других условиях. Не проходит дня, чтобы средства массовой информации не сообщили об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлекшим за собой гибель людей или громадный материальный ущерб. Мы очень часто думаем, что причины наших бедствий скорее в невезении, в трагических стечениях обстоятельств или просто в несчастливых совпадениях. Но каждодневная жизнь свидетельствует об обратном: чаще всего мы сами виноваты в своих несчастиях, когда по тем или иным причинам что-то не учитываем, не предусматриваем, а чаще, просто пренебрегаем элементарными правилами самосохранения. Чтобы быть готовыми к встрече с такими ситуациями, не растеряться в трудную минуту, чтобы не поддаться панике, необходимо себя, да и других людей подготовить к адаптации в любых экстремальных ситуациях. В общем образовании роль гаранта в подготовке ребенка к различным экстремальным ситуациям отведена предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В дополнительном образовании этим гарантом может стать движение «Школа безопасности».
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
Направленность программы. Данная программа многопрофильна и предназначена для ребят, увлекающихся различными направлениями деятельности, она включает в себя: краеведение, туризм, ориентирование, медицину, действия в условиях ЧС природного, техногенного и криминогенного характера, гражданскую оборону, поисково-спасательные работы и т. д.
Одним из основных показателей реализации Программы является участие ребят в различных соревнованиях, слетах. Ребенок учится понимать необходимость успеха для себя и создавать ситуации успеха для других. Участие в соревнованиях позволяет ребенку сформировать адекватную самооценку, развить волевые качества, самоопределиться в мире увлечений и профессий, продемонстрировать свои знания, умения и навыки, воспитать эстетический вкус, развить коммуникативные способности, приобрести навык совместной деятельности.
Программа представляет собой систематизированное и последовательное изложение целей, задач, принципов, направлений, форм, методов и т. д., все направления работы органически связаны между собой.
Уровень программы (стартовый, базовый, углубленный и пр.)
Уровень программы – базовый. Учебный план предусматривает теоретическую, физическую, техническую, психологическую, и профессиональную подготовку.
Особенности программы (идеи, методы, технологии, отличающие программу от существующих).
Содержание программы подобрано таким образом, чтобы в полном объёме использовать многообразие элементов учебно-материальной базы школьного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности» и Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Для успешной реализации Программы используются следующие методы:
Методы обучения:
- работа в группах;
- индивидуальные консультации;
- наглядность;
- практика;
- использование информационно компьютерных технологий;
- решение проблемных ситуаций;
- рефлексия.
Методы воспитания:
- формирование сознания личности;
- организация деятельности и формирование опыта общественного поведения;
- стимулирование поведения и деятельности.
Виды предполагаемой деятельности:
- предметная;
- игровая;
- досуговая;
- организаторская;
- трудовая;
- спортивно-оздоровительная;
- аналитическая;
- учебная;
- профориентационная и др.
Данная Программа реализуется при взаимодействии нескольких факторов:
Научно – теоретическое обеспечение.
- Систематические исследования мотиваций различных слоев общества в плане воспитания подрастающего поколения.
- Диагностика потребностей, интересов учащихся.
- Использование результатов исследования с целью оптимизации и корректировки Программы с учетом новых явлений и тенденций в современном обществе.
Организационно-методическое обеспечение.
- Учебно- методические комплексы для учебных курсов.
- Программы по различным направлениям.
- Нормативно-правовая документация.
- Методические пособия и рекомендации по организации деятельности в рамках Программы.
Материально-техническое обеспечение.
- Наличие материально-технической базы и эффективное её использование во время прохождения Программы.
- Наличие необходимого для занятий снаряжения и инвентаря.
Программа реализуется на следующих принципах:
Принцип актуальности
Ориентированность на решение наиболее значимых проблем безопасного существования средствами конкретной профильной Программы.
Принцип целостности
Отражение в Программе целостной и последовательной системы мер по достижению поставленной цели, взаимосвязь всех ее организационных, содержательных и процессуальных компонентов.
Принцип гуманистической направленности
Отношение к ребенку как к высшей ценности, утверждающей его право на свободу, творчество, счастье, самоопределяемое развитие и проявление собственных духовных и физических сил.
Принцип культуросообразности
Осуществление воспитания в соответствии с культурным наследием, сложившимся в обществе.
Принцип природосообразности
Учет половозрастных особенностей, наследственных факторов, физиологических и биологических особенностей детей.
Принцип новизны
Оригинальность, необычность Программы, предлагаемых учебных и воспитательных форм.
Принцип системности
Взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания, формирования и развития личности в коллективе и т. д.
Принцип управления
Базирование на понятиях: планирование, организация, стимулирование, учет и контроль, обратная связь, анализ.
Принцип информативности
Поиск, использование и передача информации с целью развития Программы.
Принцип связи теории с практикой
Практика - критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.
Принцип единства воспитательных воздействий
Совместная деятельность педагогов, общественных институтов и семьи по воспитанию подрастающего поколения.
Критерии эффективности Программы.
Основными критериями оценки эффективности учебно-воспитательного процесса Программы являются:
практическо-результативный
определяет действенность учебно-воспитательного процесса в плане обеспечения реального влияния на подрастающее поколение, после чего в его деятельности происходят конкретные позитивные изменения.
оптимально-деятельностный
определяет соответствие задач, содержание, форм, средств воспитания и обучения интересам и особенностям современной молодежи.
реализационно-целевой
определяет готовность ребенка правильно ставить и творчески решать конкретные задачи, находить конкретные пути для достижения поставленных целей.
Кому адресована программа В реализации программы участвуют учащиеся 7-Б класса МОУ КСОШ «Радуга».
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Объем и срок усвоения программы Программа обучения «Школа безопасности» (спортивный туризм) рассчитана на 76 учебных часа для учащихся 7-Б класса (из расчета 2 часа в неделю). Срок реализации программы 1 год - с 1 сентября 2023 года по 30 мая 2024 года
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: общее количество в год – 76 часов, количество часов и занятий в неделю – 2 занятия в неделю по 40 мин.
Цели и задачи
Цель: Создание условий для формирования личности безопасного типа способной к дальнейшему процессу самопознания, самовоспитания, самосовершенствования, самоспасения и спасения других.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать начальные навыки ориентирования на местности;
- обучить основным приёмам безопасного поведения при пожаре и на водоёмах;
- научить пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- сформировать начальные навыки доврачебной помощи;
- обучить основным приёмам выживания в условиях автономного пребывания в природной среде. Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные умения, коммуникабельность.
Воспитательные:
формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности, потребность в самопознании и саморазвитии, чувство коллективизма.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В разделе 1 «Ориентирование и топография» обучающиеся знакомятся с топографической картой, учатся определить масштаб и расстояние по карте. Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте. Ориентирование по горизонту, азимуту. Стороны горизонта. Понятие азимута и его определение. Компас. Работа с компасом. Устройство компаса. Действия с компасом. Понятие ориентиров. Ориентирование карты по компасу. Выполнение прямой и обратной засечки. Движение по азимуту с помощью компаса.
В разделе 2 «Основы автономного существования в природных условиях» обучающиеся знакомятся: понятие о выживании и автономном существовании в природе. Особенности автономного существования в различных климатогеографических условиях. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Алгоритм действий потерпевших бедствие.
В разделе 3 «Жизнеобеспечение человека» обучающиеся знакомятся с групповым и личным туристским снаряжением. Требованиями, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного и группового снаряжения. Организация бивака. Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности при обращении с огнем и заготовке дров. Выбор места для бивака, привала. Установка палатки и размещение в ней вещей.
В разделе 4 «Доврачебная помощь» обучающиеся знакомятся с медицинской аптечкой, использование лекарственных растений. Состав медицинской аптечки, ее хранение при транспортировке. Назначение и дозировка препаратов. Личная аптечка. Подбор состава медицинской аптечки. Применение медицинских препаратов. Основные приемы оказания доврачебной помощи. Правила оказания доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, при ожогах. Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Наложение повязок. Проведение ИВЛ и НМС при утоплении.
В разделе 5 «Техника преодоления естественных препятствий» обучающиеся знакомятся с личным туристическим снаряжением: обвязка, карабин, индивидуальная страховочная система, жумар, спусковое устройство «ролик», усы самостраховки. Виды естественных препятствий. Техника и тактика их преодоления. Основные правила движения группы. Общие характеристики естественных препятствий. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Использование самостраховки для преодоления несложных естественных препятствий. Узлы. Техника вязания узлов. Основные виды туристских узлов. Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь. Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь. Переправа по бревну в парах «маятником». Преодоление подъёма и спуска по судейским перилам. Преодоление навесной переправы. Преодоление препятствия вертикальным маятником
В разделе 6 «Поисково-спасательные работы» обучающиеся знакомятся с основами безопасного ведения поисково-спасательных работ. Определение опасных и безопасных зон. Виды носилок и волокуш. Изготовление носилок и волокуш. Виды сигналов бедствия. Международная кодовая таблица сигналов. Поисково-спасательные работы на воде. Изготовление спасательного конца «Александрова». Правила метания спасательного круга и конца «Александрова» в заданную цель. Подача сигналов бедствия. Виды сигналов бедствия. Международная кодовая таблица сигналов.
В разделе 7 «Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» обучающиеся знакомятся с классификацией ЧС техногенного характера. Основные причины техногенных аварий и катастроф. Аварии с угрозой выброса АХОВ. Химические вещества и опасные объекты. Характеристика и классификация АХОВ. Поражающие факторы и возможные последствия при авариях с выбросом АХОВ. Правила поведения и действия населения при авариях на химически опасных объектах. Средства индивидуальной защиты. Виды средств индивидуальной защиты. Классификация противогазов. Устройство и правила применения противогазов. Правила надевания противогаза ГП-5, выполнение норматива по надеванию. Правила надевания ОЗК и Л-1. Выполнение норматива по надеванию ОЗК и Л-1.
2.1. Учебный план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы аттестации/контроля | |
теория | практика | |||
Ориентирование и топография. 15 ч. | ||||
1 | Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 0 | Собеседование, |
2 | Понятие о топографической карте Понятие о масштабе карты. Оформление карт. Их отличительные свойства. Определение масштаба и расстояния по карте. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
3 | Условные знаки Группы условных знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
4 | Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
5 | Понятие азимута и его определение. Измерение и построение азимутов. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
6 | Ориентирование по горизонту, азимуту. Стороны горизонта. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
7 | Компас. Работа с компасом Устройство компаса. Действия с компасом. Понятие ориентиров. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
8 | Ориентирование карты по компасу. Выполнение прямой и обратной засечки. Движение по азимуту с помощью компаса. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
9 | Измерение расстояний Способы измерения расстояний на карте и на местности. Использование курвиметра. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
10 | Измерение расстояний на карте и на местности. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
11 | Определение высоты и ширины недоступного объекта | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
12 | Способы ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров. Сохранение направления движения. Движение по азимуту, по легенде. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
13 | Определение ориентиров движения, способы привязки к местности, точки стояния. Сохранение направления движения. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
14 | Ориентирование по местным предметам. Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
15 | Порядок действий в случае потери ориентировки. Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. Определение направленности выхода в случае потери ориентировки. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
Основы автономного существования в природных условиях. 4 ч. | ||||
16 | Понятие о выживании и автономном существовании в природе Особенности автономного существования в различных климатогеографических условиях. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
17 | Определение особенностей автономного существования в различных климатогеографических условиях. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
18 | Основные причины вынужденного автономного существования Чрезвычайные, экстремальные и аварийные ситуации. Меры по предотвращению чрезвычайных, экстремальных и аварийных ситуаций. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
19 | Первоочередные действия потерпевших бедствие. Алгоритм действий потерпевших бедствие. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
Жизнеобеспечение человека. 6 ч. | ||||
20 | Групповое и личное туристское снаряжение. Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного и группового снаряжения. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
21 | Составление перечня группового и личного снаряжения с учетом походных условий. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
22 | Организация бивака. Привалы и ночлеги. Основные требования к месту привала и бивака. Порядок работы по развертыванию и свертыванию лагеря. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
23 | Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности при обращении с огнем и заготовке дров. Выбор места для бивака, привала. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
24 | Установка палатки и размещение в ней вещей. Разведение костра и заготовка дров. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
25 | Питание в походе. Основные требования к продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов. Принцип составления меню и списка продуктов. Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление на костре каши и супа. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
Доврачебная помощь. 8 ч. | ||||
26 | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Гигиена тела, одежды, обуви. Сущность закаливания и систематических занятий спортом. Уход за телом, одеждой и обувью. Комплекс упражнений утренней зарядки. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
27 | Медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Состав медицинской аптечки, ее хранение при транспортировке. Назначение и дозировка препаратов. Личная аптечка. Подбор состава медицинской аптечки. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
28 | Основные приемы оказания доврачебной помощи. Правила оказания доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, при ожогах. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
29 | Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
30 | Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
31 | Виды повязок. Оказание доврачебной помощи. | 1 |
| Собеседование, контрольное упражнение. |
32 | Наложение повязок при травме ног и рук. Оказание доврачебной помощи. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
33 | Наложение повязок при травме головы. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
34 | Виды кровотечений. Правила остановки кровотечений. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
35 | Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата: переломы, растяжения .разрывы связок | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
Техника преодоления естественных препятствий. 21 ч. | ||||
36 | Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
37 | Узлы. Техника вязания узлов. Основные виды туристских узлов. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
38 | Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
39 | Вязание узлов: Бахмана, австрийский проводник, | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
40 | Знакомство со спортивным туристическим снаряжением: туристическая обвязка, карабин, жумар, спусковое устройство «восьмерка», роликовое спусковое устройство. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
41 | Полоса препятствий для отработки навыка работы с карабином, жумаром, спусковым устройством «восьмерка» | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
42 | Виды естественных препятствий. Техника и тактика их преодоления. Основные правила движения группы. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
43 | Общие характеристики естественных препятствий. Правила поведения в населенных пунктах. Использование самостраховки для преодоления несложных естественных препятствий. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
44 | Переправа по бревну способом «маятник» с организацией само сброса веревки | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
45 | Переправа по бревну способом «маятник» с организацией само сброса веревки | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
46 | Подъем по склону по судейским перилам и с организацией перил. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
47 | Подъем по склону по судейским перилам и с организацией перил. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
48 | Спуск по склону по судейским перилам и с организацией перил. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
49 | Навесная переправа, по судейским перилам. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
50 | Преодоление навесной переправы, по судейским перилам | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
51 | Преодоление навесной переправы с организацией перил и сопровождением. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
52 | Преодоление параллельных перил с сопровождением. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
53 | Преодоление препятствия способом «Маятник» | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
54 | Преодоление полосы препятствий: бревно, навесная переправа, маятник | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
55 | Организация подъема пострадавшего с переломом рук. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
56 | Организация подъема пострадавшего на спине. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 9 ч. | ||||
57 | Классификация ЧС техногенного характера. Классификация ЧС техногенного характера. Основные причины техногенных аварий и катастроф. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
58 | Источники и виды источники и виды опасных и вредных факторов производственной среды, причины их возникновения. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
59 | Понятие об опасности и определение опасных факторов. Понятие об опасности и определение опасных факторов. Возможные последствия. Порядок действий при угрозе ЧС техногенного характера. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
60 | Пожары и взрывы. Виды пожаров и взрывов. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Виды развития обстановки на пожаре. Возможные последствия. Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
61 | Аварии с угрозой выброса АХОВ Химические вещества и опасные объекты. Характеристика и классификация АХОВ. Поражающие факторы и возможные последствия при авариях с выбросом АХОВ. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
62 | Правила поведения и действия населения при авариях на химически опасных объектах | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
63 | Средства индивидуальной защиты. Виды средств индивидуальной защиты. Классификация противогазов. Устройство и правила применения противогазов. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
64 | Правила надевания противогаза, ОЗК, костюма пожарного. Вязание спасательной петли на пострадавшего. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
65 | Выполнение норматива по надеванию противогаза, ОЗК, костюма пожарного. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
Поисково-спасательные работы. 7 ч. | ||||
66 | Основы безопасного ведения поисково-спасательных работ. Определение опасных и безопасных зон. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
67 | Изготовление транспортных средств. Виды носилок и волокуш. Применение различных транспортных средств при эвакуации по дорогам, по тропам и без троп. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
68 | Изготовление носилок с использованием веревок. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
69 | Способы транспортировки пострадавшего. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
70 | Изготовление «конца Александрова» из подручных средств. Броски «конца Александрова» и спасательного круга в цель. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
71 | Подача сигналов бедствия. Виды сигналов бедствия. Международная кодовая таблица сигналов. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
72 | Подача сигналов с использованием Международной кодовой таблицы сигналов. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
Общая спортивно-оздоровительная подготовка. 4 ч. | ||||
73 | Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и предотвращение травматизма. | 1 | Собеседование, контрольное упражнение. | |
74 | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Значение врачебного контроля и самоконтроля. Осуществление самоконтроля. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
75 | Общая физическая подготовка. Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к соревнованиям | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
76 | Специальная физическая подготовка. Значение специальной физической подготовки в развитии различных групп мышц. Комплекс упражнений на развитие выносливости. | 0,5 | 0,5 | Собеседование, контрольное упражнение. |
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни;
• готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
• признание необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
• потребность в осознанном выполнении правил личной и коллективной безопасности. Метапредметные результаты:
• самостоятельно (с помощью педагога) определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в экстремальных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
• применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения различных задач;
• компетентность в области использования информационно коммуникационных технологий;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
• работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Предметные результаты: по итогам освоения программы учащиеся должны знать:
- основы топографии;
- устройство и принцип работы компаса и курвиметра;
- способы определения сторон горизонта;
- опасные факторы пожара;
- способы оповещения и алгоритм действий при пожаре;
- основы безопасного поведения на водоёмах;
- назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты органов дыхания;
- общие принципы оказания доврачебной помощи при травмах и ранениях;
- виды ран и кровотечений;
- виды повязок;
- виды переломов;
- правила транспортировки пострадавшего при различных видах травм;
- правила оказания доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, обморожении;
- правила оказания доврачебной помощи при термических ожогах;
- правила проведения сердечно-лёгочной реанимации;
- международные сигналы бедствия;
- общие принципы строительства временных укрытий;
- способы добывания огня и меры безопасности;
- типы костров;
- способы добывания и очистки воды;
- общие принципы организации питания.
Учащиеся должны уметь:
- читать топографические знаки;
- работать с топографической картой и компасом;
- пользоваться курвиметром;
- определять стороны горизонта разными способами;
- пользоваться подручными средствами пожаротушения и порошковым огнетушителем;
- использовать приёмам безопасного поведения на водоёмах;
- изготавливать ватно-марлевую повязку;
- подбирать противогаз и пользоваться им;
- обрабатывать раны и ссадины, накладывать простейшие повязки;
- накладывать давящую повязку и жгут на повреждённую конечность;
- накладывать бинтовые повязки различного вида;
- проводить иммобилизацию при травмах опорно-двигательного аппарата;
- извлекать инородное тело из дыхательных путей;
- проводить сердечно-лёгочную реанимацию;
- подавать сигналы бедствия;
- строить временные укрытия;
- укладывать костры разных видов, сохранять огонь;
- изготавливать фильтр для очистки воды и конденсатор влаги;
- вязать узлы.
4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, журнал посещаемости, материалы анкетирования, тестирования, результаты зачётов и соревнований, грамоты, фото. В начале учебного года для выявления уровня подготовленности учащихся к усвоению программы проводится начальный контроль (НК). Для определения степени усвоения программы дополнительного образования осуществляются текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль (ТК) осуществляется в течение всего учебного года, промежуточный контроль (ПК) – после прохождения раздела, итоговый контроль (ИК) – в конце учебного года. Формы аттестации: анкетирование, тестирование, зачёт, соревнование.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Результативность освоения программы оценивается по двум группам показателей:
- учебным (фиксирующим предметные и обще учебные знания, умения, навыки, приобретённые учащимся в процессе освоения программы);
- личностным (выражающим изменения личностных качеств учащегося под влиянием занятий в детском объединении).
Технология определения учебных результатов по программе дополнительного образования заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка учащегося, обще учебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной по 10-балльной шкале). Развитие личностных качеств учащегося в процессе усвоения программы отслеживается по трём блокам личностных качеств: организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности. Технология определения личностных качеств учащегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной по 10-балльной шкале). Методы диагностики, с помощью которых определяется достижение планируемых результатов: собеседование, тестирование, зачёт, контрольное задание, соревнование, наблюдение, анализ творческих работ, педагогический анализ.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Образовательный процесс по программе дополнительного образования осуществляется в очной форме через учебное занятие. Для освоения содержания программы используются репродуктивные и продуктивные методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение и разъяснение, этическая беседа, инструктаж, положительный пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (упражнение, поручение, воспитывающая ситуация);
- методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, соревнование, игра);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (педагогическое наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности).
Содержание программы предполагает большой спектр возможностей в формах организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая формы работы в рамках одного занятия. Наиболее продуктивные формы организации учебных занятий: практическое занятие, мастер-класс, игра, соревнование, творческая мастерская. Выполнение программы предполагает использование современных педагогических технологий: элементов игровых технологий, технологий личностно-ориентированного, развивающего обучения, информационно коммуникационных и здоровье сберегающих технологий.
Алгоритм учебного занятия:
I этап – организационно-подготовительный (создание благоприятного микроклимата на продуктивную учебную деятельность, активизация внимания учащихся, диагностика усвоенных на предыдущем занятии теоретических знаний и приобретённых практических навыков, сообщение темы и определение цели занятия, мотивация учебной деятельности).
II этап – основной (максимальная активизация познавательной деятельности учащихся на основе теоретического материала, введение пробных практических заданий с объяснением соответствующих правил или обоснованием, самостоятельное выполнение учащимися учебно-тренировочных заданий, обыгрывание ситуаций).
III этап – итоговый (анализ и оценка достижения цели занятия, уровня усвоения теоретических знаний и практических навыков, самооценка учащихся собственной деятельности, оценка сотрудничества, информация о литературе, которую нужно использовать к следующему занятию, определение перспектив следующего занятия).
Учебное занятие в системе дополнительного образования – творческий процесс, поэтому возможна нетрадиционная структура: изменение традиционной последовательности этапов, оригинальные методики и формы обучения. Дидактические средства, с помощью которых обеспечивается реализация программы:
- визуальные (печатные текстовые, простые, технические (механические) средства): учебники, энциклопедии, дидактический материал; натуральные объекты, макеты, карты, плакаты; различные виды проекторов, интерактивная доска (слайд-презентации);
- аудиовизуальные (зрительно-слуховые): мультимедийные электронные средства (учебные видеоуроки и видеоролики);
- тренажёры: тренажёры-манекены для отработки навыков доврачебной помощи, компьютерные программы-тренажёры;
- универсальные: компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет).
7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1. материально-техническое обеспечение
Санитарно-гигиенические требования. Теоретические и практические занятия проводятся на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в соответствии с требованиями техники безопасности, пожарной безопасности, санитарными нормами. Помещение хорошо освещается, имеется возможность периодического проветривания, укомплектовано аптечкой для оказания первой помощи. Практические занятия по отработке умений и навыков в соответствии с календарным учебным графиком могут проводиться на школьной спортивной площадке, спортзале, на участке местности (обязательно при наличии медицинской аптечки).
Материально-техническое обеспечение необходимое для реализации программы:
Перечень минимального необходимого снаряжения и оборудования.
- Палатки;
- Спальники;
- Рюкзаки;
- Коврики изоляционные;
- Котлы туристские;
- Топоры, пилы;
- Костровое оборудование;
- Лопаты саперные;
- Веревка основная;
- Веревка вспомогательная;
- Репшнуры;
- Карабины;
- Страховочные системы;
- Спусковые устройства типа «восьмерка» и т. д.;
- Компасы;
- Радиостанция портативная;
- Карты спортивные, физические, административные, туристские;
- Аптечка;
- Противогазы;
- Общевойсковые защитные комплекты;
- ВПХР;
- Дозиметрические приборы;
- Поисковые приборы типа «ПИПС»;
- Спортивное снаряжение.
7.2. кадровое обеспечение
Реализацию программы дополнительного образования социально-педагогической направленности могут осуществлять педагоги дополнительного образования и учителя-предметники образовательного учреждения.
7.3. информационно-методическое обеспечение необходимое для реализации программы: учебный кабинет, классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических материалов и учебных пособий, компьютер с выходом в Интернет, принтер, бумага, мультимедиа проектор,
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература.
Для педагога:
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 кл. / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова – М.: Дрофа, 2009. – 174 с.
2. Ильичёв А.А. Популярная энциклопедия выживания – М.: Издательсво ЭКСМО-Пресс, 2000. – 496 с.
3. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 174 с.
4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206 с.
5. ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ», УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 апреля 2021 г. № 255
6.. РУКОВОДСТВО ДЛЯ СУДЕЙ И УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПЕШЕХОДНОМУ И ЛЫЖНОМУ ТУРИЗМУ (редакция 12.02.2000);
7. Маслов А. Г. «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности», 2000.
Для учащихся:
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 кл. / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова – М.: Дрофа, 2009. – 174 с.
2. Ильичёв А.А. Популярная энциклопедия выживания – М.: Издательсво ЭКСМО-Пресс, 2000. – 496 с.
3. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 174 с.
4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206 с.
5. Самыгин О. П., Столяренко Л. Д., Турчина Н. Ю., Шевченко В. А. Школа выживания: обеспечение безопасности жизнедеятельности.- Ростов - на - Дону, Феникс, 2002.
6. Гостюшин А. В. Шубина С. И. Азбука выживания.- М.: Знание, 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Календарный тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | ||
теория | практика | ||||
Ориентирование и топография. 15 ч. | |||||
1 | Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 0 | ||
2 | Понятие о топографической карте Понятие о масштабе карты. Оформление карт. Их отличительные свойства. Определение масштаба и расстояния по карте. | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Условные знаки Группы условных знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа. | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте. | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Понятие азимута и его определение. Измерение и построение азимутов. | 0,5 | 0,5 | ||
6 | Ориентирование по горизонту, азимуту. Стороны горизонта. | 1 | |||
7 | Компас. Работа с компасом Устройство компаса. Действия с компасом. Понятие ориентиров. | 0,5 | 0,5 | ||
8 | Ориентирование карты по компасу. Выполнение прямой и обратной засечки. Движение по азимуту с помощью компаса. | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Измерение расстояний Способы измерения расстояний на карте и на местности. Использование курвиметра. | 0,5 | 0,5 | ||
10 | Измерение расстояний на карте и на местности. | 0,5 | 0,5 | ||
11 | Определение высоты и ширины недоступного объекта | 0,5 | 0,5 | ||
12 | Способы ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров. Сохранение направления движения. Движение по азимуту, по легенде. | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Определение ориентиров движения, способы привязки к местности, точки стояния. Сохранение направления движения. | 1 | |||
14 | Ориентирование по местным предметам. Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. | 1 | |||
15 | Порядок действий в случае потери ориентировки. Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. Определение направленности выхода в случае потери ориентировки. | 1 | |||
Основы автономного существования в природных условиях. 4 ч. | |||||
16 | Понятие о выживании и автономном существовании в природе Особенности автономного существования в различных климатогеографических условиях. | 1 | |||
17 | Определение особенностей автономного существования в различных климатогеографических условиях. | 1 | |||
18 | Основные причины вынужденного автономного существования Чрезвычайные, экстремальные и аварийные ситуации. Меры по предотвращению чрезвычайных, экстремальных и аварийных ситуаций. | 1 | |||
19 | Первоочередные действия потерпевших бедствие. Алгоритм действий потерпевших бедствие. | 1 | |||
Жизнеобеспечение человека. 6 ч. | |||||
20 | Групповое и личное туристское снаряжение. Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного и группового снаряжения. | 1 | |||
21 | Составление перечня группового и личного снаряжения с учетом походных условий. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением. | 0,5 | 0,5 | ||
22 | Организация бивака. Привалы и ночлеги. Основные требования к месту привала и бивака. Порядок работы по развертыванию и свертыванию лагеря. | 1 | |||
23 | Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности при обращении с огнем и заготовке дров. Выбор места для бивака, привала. | 1 | |||
24 | Установка палатки и размещение в ней вещей. Разведение костра и заготовка дров. | 0,5 | 0,5 | ||
25 | Питание в походе. Основные требования к продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов. Принцип составления меню и списка продуктов. Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление на костре каши и супа. | 1 | |||
Доврачебная помощь. 8 ч. | |||||
26 | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Гигиена тела, одежды, обуви. Сущность закаливания и систематических занятий спортом. Уход за телом, одеждой и обувью. Комплекс упражнений утренней зарядки. | 1 | |||
27 | Медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Состав медицинской аптечки, ее хранение при транспортировке. Назначение и дозировка препаратов. Личная аптечка. Подбор состава медицинской аптечки. | 1 | |||
28 | Основные приемы оказания доврачебной помощи. Правила оказания доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, при ожогах. | 0,5 | 0,5 | ||
29 | Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. | 1 | |||
30 | Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. | 1 | |||
31 | Виды повязок. Оказание доврачебной помощи. | 1 |
| ||
32 | Наложение повязок при травме ног и рук. Оказание доврачебной помощи. | 1 | |||
33 | Наложение повязок при травме головы. | 1 | |||
34 | Виды кровотечений. Правила остановки кровотечений. | 1 | |||
35 | Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата: переломы, растяжения .разрывы связок | 1 | |||
Техника преодоления естественных препятствий. 21 ч. | |||||
36 | Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. | 1 | |||
37 | Узлы. Техника вязания узлов. Основные виды туристских узлов. | 1 | |||
38 | Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь. | 1 | |||
39 | Вязание узлов: Бахмана, австрийский проводник, | 1 | |||
40 | Знакомство со спортивным туристическим снаряжением: туристическая обвязка, карабин, жумар, спусковое устройство «восьмерка», роликовое спусковое устройство. | 1 | |||
41 | Полоса препятствий для отработки навыка работы с карабином, жумаром, спусковым устройством «восьмека» | 1 | |||
42 | Виды естественных препятствий. Техника и тактика их преодоления. Основные правила движения группы. | 1 | |||
43 | Общие характеристики естественных препятствий. Правила поведения в населенных пунктах. Использование самостраховки для преодоления несложных естественных препятствий. | 1 | |||
44 | Переправа по бревну способом «маятник» с организацией само сброса веревки | 0,5 | 0,5 | ||
45 | Переправа по бревну способом «маятник» с организацией само сброса веревки | 1 | |||
46 | Подъем по склону по судейским перилам и с организацией перил. | 0,5 | 0,5 | ||
47 | Подъем по склону по судейским перилам и с организацией перил. | 1 | |||
48 | Спуск по склону по судейским перилам и с организацией перил. | 1 | |||
49 | Навесная переправа, по судейским перилам. | 1 | |||
50 | Преодоление навесной переправы, по судейским перилам | 1 | |||
51 | Преодоление навесной переправы с организацией перил и сопровождением. | 1 | |||
52 | Преодоление параллельных перил с сопровождением. | 1 | |||
53 | Преодоление препятствия способом «Маятник» | 1 | |||
54 | Преодоление полосы препятствий: бревно, навесная переправа, маятник | 1 | |||
55 | Организация подъема пострадавшего с переломом рук. | 1 | |||
56 | Организация подъема пострадавшего на спине. | 1 | |||
Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 9 ч. | |||||
57 | Классификация ЧС техногенного характера. Классификация ЧС техногенного характера. Основные причины техногенных аварий и катастроф. | 1 | |||
58 | Источники и виды источники и виды опасных и вредных факторов производственной среды, причины их возникновения. | 1 | |||
59 | Понятие об опасности и определение опасных факторов. Понятие об опасности и определение опасных факторов. Возможные последствия. Порядок действий при угрозе ЧС техногенного характера. | 1 | |||
60 | Пожары и взрывы. Виды пожаров и взрывов. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Виды развития обстановки на пожаре. Возможные последствия. Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва. | 1 | |||
61 | Аварии с угрозой выброса АХОВ Химические вещества и опасные объекты. Характеристика и классификация АХОВ. Поражающие факторы и возможные последствия при авариях с выбросом АХОВ. | 1 | |||
62 | Правила поведения и действия населения при авариях на химически опасных объектах | 1 | |||
63 | Средства индивидуальной защиты. Виды средств индивидуальной защиты. Классификация противогазов. Устройство и правила применения противогазов. | 1 | |||
64 | Правила надевания противогаза, ОЗК, костюма пожарного. Вязание спасательной петли на пострадавшего. | 1 | |||
65 | Выполнение норматива по надеванию противогаза, ОЗК, костюма пожарного. | 1 | |||
Поисково-спасательные работы. 7 ч. | |||||
66 | Основы безопасного ведения поисково-спасательных работ. Определение опасных и безопасных зон. | 1 | |||
67 | Изготовление транспортных средств. Виды носилок и волокуш. Применение различных транспортных средств при эвакуации по дорогам, по тропам и без троп. | 1 | |||
68 | Изготовление носилок с использованием веревок. | 1 | |||
69 | Способы транспортировки пострадавшего. | 0,5 | 0,5 | ||
70 | Изготовление «конца Александрова» из подручных средств. Броски «конца Александрова» и спасательного круга в цель. | 1 | |||
71 | Подача сигналов бедствия. Виды сигналов бедствия. Международная кодовая таблица сигналов. | 1 | |||
72 | Подача сигналов с использованием Международной кодовой таблицы сигналов. | 1 | |||
Общая спортивно-оздоровительная подготовка. 4 ч. | |||||
73 | Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и предотвращение травматизма. | 1 | |||
74 | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Значение врачебного контроля и самоконтроля. Осуществление самоконтроля. | 0,5 | 0,5 | ||
75 | Общая физическая подготовка. Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к соревнованиям | 0,5 | 0,5 | ||
76 | Специальная физическая подготовка. Значение специальной физической подготовки в развитии различных групп мышц. Комплекс упражнений на развитие выносливости. | 0,5 | 0,5 | ||
ИТОГО | 42,5 | 33,5 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»
Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже, реализуется по физкультурно-спортивной направленности....

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"
Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.
Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

Программа дополнительного образования по спортивному туризму
Программа дополнительного образования по спортивному туризму "Начальная туристская подготовка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования «Школа безопасности»
В современных условиях увеличилась интенсивность дорожного движения, но отстает транспортная культура и дисциплина участников дорожного движения. Автомобиль превратился из средства передвижения в сред...

Методическая разработка игры «Техника и тактика спортивного туризма в вопросах и ответах» по спортивному туризму
Техническая и тактическая подготовка в спортивном туризме является обязательным компонентом подготовки юного спортсмена и туриста. Занятия с уклоном на тактику и технику, помимо развития навыков спорт...
