Открытый урок по ОБЗР "История ГО"
учебно-методический материал по обж (8 класс)
История создания Гражданской Обороны в нашей стране
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ В-Ханжоновская СОШ
Конспект открытого урока ОБЗР по теме "История создания и задачи гражданской обороны на современном этапе"
Учитель ОБЗР Гущенко С.В.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
- Дать учащимся представление о гражданской обороне, познакомить с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- По окончании изучения темы учащиеся должны закрепить полученные знания по теме урока.
Развивающие: формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса школьников, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;
Воспитывающие: воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.
Оборудование урока: доска, презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебники, конспект урока.
Организационный момент.
- Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Гражданской обороне (ГО) ( слайд № 1), разберем понятие ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе. Итак, тема урока: “Гражданская оборона” (записывается на доске) (слайд №2).
Усвоение новых знаний и первичная проверка.
Учитель: В начале нашего урока разберем понятие ГО. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “ГО”? (по одному слову-ассоциации записываем на доску). Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЗР (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.)
Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое? (слайд № 3)
Каким одним словом можно заменить все это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на первый вопрос нашей схемы (записываю его на доске - гражданская оборона).
Итак, ГО- это система мероприятий.(слайд №3)
Найдите главное слово в словах-ассоциациях (Учащиеся: защита).
Защита направлена на кого? (Учащиеся: население, граждане, материальные и культурные ценности). Когда? (период времени) (Учащиеся: война, чрезвычайные ситуации).
Где? (Учащиеся: на территории РФ).
Какие основные задачи стоят перед данной системой? (слайд №4)
Учитель: Переходим к вопросу об истории создания ГО (Далее идет лекция учителя с презентационным сопровождением)
(слайд № 5,6,7,8) МПВО 1932-1941 гг. Первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система защиты населения от ударов с воздуха. 4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.
Перед Великой отечественной войной в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО: (слайд № 8) служба оповещения и связи, медико-санитарная служба. службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др.
(слайд № 9) 1941-1945 гг. Опыт ВОВ показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.
Таким образом, была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
(слайд № 10) 1945-1961 гг. В 50-е гг. в арсенале многих государств появилось новое оружие- ядерное, появились новые средства его доставки-ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.
(слайд № 11) В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий , осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения. Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. “Мирные” катастрофы случались все чаще. Они уносили тысячи жизней, причиняли огромный материальный и моральный ущерб.
(слайд № 12). 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС. Огромные территории заражены радиоактивными веществами.
(слайд № 13) 1988 г. – землетрясение в Армении. Особенно пострадали Спитак, Ленинакан, Кировокан. Погибло 25 тыс. чел., разрушено 35 тыс. жилых домов.
(слайд № 14) Ликвидацию крупных ЧС обычно поручали силам ГО: ее воинским частям и невоенизированным формированиям.
(слайд № 15) В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в министерство МЧС России. Дальнейшему развитию системы ГО послужило принятие закона.
(слайд №16) Кто знает как называется закон, определяющий задачи в области ГО и правовые основы их осуществления? (ФЗ РФ “О ГО”) Кто помнит год его принятия? 12 февраля 1998 г.
Учитель: Проверяем, основные даты истории ГО. (слайд № 17). После проверки задается вопрос классу: Сколько лет со дня основания исполнилось в этом году ГО? (ответ: 82 года, 4 октября)
Учитель: А теперь определим права и обязанности граждан (слайд №18) Теперь мы посмотрим видеофильм,
Вопросы для проверки знаний:
- В соответствии с законом ведение ГО на территории РФ начинается с момента объявления войны, военных действий. Кто вводит в стране или отдельных ее территориях военное положение? (Учащиеся: Президент РФ).
- Выполнение каких задач осуществляется в мирное время? (Назовите их: обучение населения способам защиты от опасностей, разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО).
- Скажите, силы и средства ГО могут в мирное время привлекаться к защите населения? Когда это происходит? (при крупных, масштабных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях).
Итак, мы с вами подошли к основному выводу. Организация и ведение ГО - важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечение безопасности страны.
В целом, состояние ГО обеспечивает решение задач по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. Вместе с тем меняются характер и способы решения международных и других проблем, в т. ч. с применением военной силы. Возможные войны будут происходить в локальном масштабе и отличаться высокой интенсивностью. В вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному оружию. Ведутся разработки оружия нового поколения, основанного на новых физических принципах. Существенно возрастает роль новых форм противоборства сторон, в которых основными формами противоборства будет экономическое, политическое, информационное, и психологическое воздействие на человека.
3. Закрепление знаний.
- Что такое ГО?
- Дата основания ГО в нашей стране.
- Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?
- С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ?
Учитель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?
(на уроках ОБЗР, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).
4. Подведение итогов урока (рефлексия).
Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.
- Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?
- Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)
- Мне понравились ваши ответы.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...

2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...