Методическая разработка урока ОБЖ с использованием VR-технологий
план-конспект урока по обж

Харитонов Евгений Валерьевич

Тема урока: "Поведение в условиях задымления и пожара в общественном здании"

Класс: 8–9 класс

Место урока в системе: Раздел "Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vr.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ОБЖ с использованием VR-технологий

Тема урока: "Поведение в условиях задымления и пожара в общественном здании"

Класс: 8–9 класс

Место урока в системе: Раздел "Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"

Оборудование: VR-очки (4 шт.), ноутбук, проектор, экран, учебные манекены для СЛР (при необходимости), секундомер, симуляция "Пожар и эвакуация в общественном здании".


I. Технологическая Карта Урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы, методы и приемы

Формируемые УУД и результат

1. Организационный момент. Мотивация

2 мин

Приветствие. Создание проблемной ситуации: "По данным МЧС, большинство пострадавших при пожаре погибают не от огня, а от дыма и паники. Почему?"

Анализируют, выдвигают гипотезы, определяют личную значимость темы.

Фронтальная беседа.

Личностные: Смыслообразование. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества.

2. Актуализация знаний. Целеполагание

5 мин

Опрос: поражающие факторы пожара, общие правила эвакуации, средства защиты. Совместное формулирование целей: Отработать алгоритм действий в условиях, приближенных к реальным.

Отвечают на вопросы. Формулируют цели урока, записывают тему.

Фронтальный опрос.

Познавательные: Структурирование знаний.

3. Изучение нового материала (Алгоритм действий)

8 мин

Демонстрация на слайдах и комментирование детального алгоритма эвакуации: 1. Сигнал. 2. Оценка ситуации. 3. Проверка двери. 4. Преодоление задымления (низко, защита органов дыхания).

Анализируют алгоритм. Ведут конспект, акцентируя внимание на перемещении в задымленном пространстве.

Объяснительно-иллюстративный. Работа с памяткой.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации.

4. Основной этап. Практикум в VR-среде

20 мин

Инструктаж по ТБ (1 мин). Распределение ролей: Делит класс на группы (3-4 чел.) с ролями: VR-игрок (эвакуируется), Наблюдатель (фиксирует действия и ошибки), Аналитик (готовит отчет). Запуск симуляции. Контроль работы групп, фиксация времени прохождения и ключевых ошибок.

Усваивают правила ТБ при работе с VR. Распределяют роли, готовятся к работе. Поочередно проходят сценарий в VR-очках, отрабатывая алгоритм. Наблюдатели заполняют оценочные листы.

Групповая работа. Игровой метод (имитация). Интерактивное обучение.

Регулятивные: Саморегуляция, контроль, коррекция. Коммуникативные: Умение работать в группе, распределение функций. Предметные: Отработка практических навыков эвакуации.

5. Анализ результатов. Обратная связь

8 мин

Организация обсуждения. Запросы отчетов от Аналитиков. Сравнение ошибок в VR с теоретическим алгоритмом. Вопрос: "Какие эмоции вы испытали? Повлияло ли это на ваши решения?"

Представляют отчеты, обсуждают типичные ошибки (например, паника, попытка открыть горячую дверь, движение в полный рост). Проводят самоанализ.

Эвристическая беседа. Анализ кейсов (ошибок).

Познавательные: Анализ, синтез, сравнение. Личностные: Развитие самоконтроля и адекватной самооценки.

6. Рефлексия. Домашнее задание

2 мин

Предлагает оценить свою работу и пользу VR на уроке (например, стикеры на доске: 🟢 — "Готов к ЧС", 🟡 — "Нужна еще тренировка"). Задает ДЗ.

Оценивают свою деятельность. Записывают ДЗ.

Выставление отметок (по результатам отчетов и работы в группе).

Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения материала.


II. Оценочный лист Наблюдателя (для работы в группе)

Тема: Эвакуация из здания при пожаре

Имя VR-Игрока: __________________________

Критерий оценки

Действие в VR (Да/Нет)

Время прохождения (сек)

Комментарий/Ошибка

Проверка двери

Проверил дверь тыльной стороной ладони на нагрев.

Защита дыхания

Прикрыл органы дыхания (рукой/тканью, если доступно в симуляции).

Передвижение

Передвигался пригнувшись или ползком в зоне задымления.

Ориентирование

Нашел запасный выход/следовал указателям.

Паника

Не поддался панике (двигался без лишних хаотичных действий).


III. Методические рекомендации по использованию VR

1. Усиление предметной составляющей

VR-технология в ОБЖ – это не просто картинка, а инструмент для формирования устойчивого психомоторного навыка. Учитель должен постоянно акцентировать внимание на том, что виртуальная среда помогает:

  • Отработать временной фактор: В реальной ЧС время на принятие решения ограничено. VR-сценарий должен быть "жестко" ограничен по времени, чтобы имитировать стресс.
  • Имитировать сенсорную депривацию: Снижение видимости (задымление) и звуковое давление (крики, сирена) – факторы, которые VR передает максимально эффективно.

2. Дифференциация и Индивидуальный Подход

  • Для сильных учеников: Можно дать усложненный сценарий (например, эвакуация с "пострадавшим" – манекеном, или поиск дополнительного оборудования).
  • Для учащихся с особенностями: Можно использовать VR-симуляцию для многократного повторения алгоритма в спокойной обстановке без стрессовых звуковых эффектов.

3. Интеграция с другими технологиями

Для обеспечения непрерывности урока, пока часть учеников работает с VR, остальные могут:

  • Изучать на компьютере планы эвакуации школы.
  • Практиковать СЛР на учебных манекенах (если это предусмотрено программой).

Такая структура урока обеспечивает высокую интенсивность и продуктивность, делая теоретические знания жизненно важными практическими навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока хореографии с использованием проектно-исследовательской технологии "Движение весны".

Данная методическая разработка позволяет ученикам второго класса научиться применять исследовательские методы для создания творческого продукта....

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием кейс-технологии "Человек в оккупации"

Мероприятие посвящено Великой Отечественной войне. Применение кейс-метода способствует формированию у учащихся собственной точки зрения о неоднозначности и противоречивости поведения человека в услови...

Методическая разработка мастер-класса «Эффективное использование информационных технологий в педагогической практике. Проект “Великие малые открытия”»

Мастер-класс «Эффективное использование информационных технологий в педаго­гической практике. Проект “Великие малые открытия”» открывает цикл мастер-классов «Проектна...

Методические разработка урока с элементами использования кейс-технологии.

Методических разработка урока с элементами кейс-технологии по английскому языку для 2 класса по теме "Спорт", для 3 класса по теме "Еда"....

Методическая разработка урока на тему "Использование метода игровой технологии на уроке английского языка"

АннотацияВ статье рассматривается использование игровых технологий как эффективного инструмента для повышения успеваемости учащихся на уроках английского языка в среднем образовании. Нами проанализиро...