Разработка внеклассного мероприятия по праву "Знаешь ли ты право?"
методическая разработка по праву (8 класс) по теме

Адыя Джамиля Владимировна

Разработка внеклассного мероприятия по праву в 8-11 классах. Цели мероприяти: заинтересовать учащихся в изучении дополнительной литературы по правоведению, воспитать чувство уважения к закону, праву.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Знаешь ли ты право?

(Интеллектуально-правовая игра)

Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается,

Закон управляет людьми, разум - законом.

Календарь правовых дат.

Цели: воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся; развить умение работать в группе, слушать мнение других людей.

Вступительная часть

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана неслучайно, потому что эта неделя посвящена праву, закону.

        Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать только на случай. Право – тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

        От каждого класса мы просили по два участника. Пожалуйста, выходите на сцену! У нас будет две команды и соответственно вы должны разделиться. Придумайте, пожалуйста, название команд. Давайте, выберем жюри:

1.__________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________

        Разминка. Отгадай сказку.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
  2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

Конкурс «Юридический язык»

  1. Что такое право? (Право-совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения.)
  2. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)
  3. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он на момент совершения преступления находился в другом месте.)
  4. Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение  имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)
  5. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)
  6. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)
  7. Лицо, обращающееся для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)
  8. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного оспариваемого права. (Истец).

Конкурс «Знаете ли вы?»

  1. Когда и в связи с чем отмечают в мире День прав человека? (10 декабря -Международный день защиты прав человека. Этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.)
  2. В каких международных правовых документах закреплены права ребенка? (Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав ребенка (1959 г.) и Конвенции о правах ребенка (1989 г.)

  1. Какой из перечисленных государственных органов является  правоохранительным?

а) Прокуратура.         а) Адвокатура.          в) Министерство юстиции.

  1. Когда возникает правоспособность гражданина РФ? (С момента рождения)

  1. Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)

  1.  Назовите, кто ныне действующий министр  внутренних  дел РФ? (Рашид Нургалиев)

Существует два вида правонарушений. Это … кто знает? Верно, преступление и проступок. Какой более опасен для общества? Правильно, преступление. В каком юридическом документе речь идёт о преступлениях? Уголовный Кодекс, молодцы!!!

Конкурс «Определи статью»

  1. Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)
  2. Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)
  3. Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)
  4. Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
  5. Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)
  6. Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)
  7. Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

Уголовная ответственность за данные все преступления наступает с 14 лет и  относятся к тяжким.

В уголовном Кодексе Российской Федерации есть такое понятие «соучастие в преступлении». В чём может выражаться соучастие? (Оказание помощи преступнику в совершении какого-либо преступления.)

В Уголовном Кодексе выделены 4 вида соучастников преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

Конкурс «Определи роль участников преступления».

Рассмотрите одно преступление (кражу) и определи роль каждого в преступлении.

Гражданин Николаев проживал в многоэтажном доме. На одной лестничной площадке с ним жила состоятельная семья Ивановых. Они каждое лето вместе с детьми уезжали отдыхать к морю, попросив одну из знакомых присмотреть за квартирой, поливать цветы. Гражданин Николаев заметил, что девушка, которая смотрит за квартирой приходит каждый день в одно и то же время (около 18.00 часов) и где-то через 20-30 минут уходит. Он рассказал о своём наблюдении одному из старых знакомых – гражданину Петрову, ранее судимому за кражу. Его это заинтересовало. Также Николаев поведал о том, что в квартире много ценного. Петров сначала не соглашался, но Николаев убедил его, что если всё хорошо спланировать никто ни очём не узнает. В итоге Петров пообещал подыскать людей для совершения данного преступления. Он вспомнил, что в городе есть ещё два человека, Сидоров и Мартынов, которые освободились из мест лишения свободы в один день с ним. Петров отправился навестить их. Пообещав им 50% от украденной суммы, Петров вернулся домой и стал обдумывать план ограбления. Сидоров и Мартынов от такого предложения не смогли отказаться. В итоге он остановился на том, что нужно во дворе дома дождаться ухода девушки, затем двум его знакомым подняться на нужный этаж, открыть отмычкой, которую он им предоставил, замок, собрать всё самое ценное и тихо уйти. Преступление было исполнено по намеченному плану.

Блицтурнир

  1. Прибор сотрудников ГИБДД  для определения скорости автомашины? (Радар)
  2. Переговорное устройство  милиции? (Рация)
  3. Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)
  4. Лишение свободы  человека, мера пересечения? (Арест.)
  5. Официальное распоряжение для того, кто был  обвинен властью? (Приказ.)
  6. Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники.)
  7. Человек, совершивший преступление? (Преступник.)
  8. Значок на форменной фуражке? (Кокарда.)
  9. Юрист, защищающий чьи-либо  интересы? (Адвокат.)
  10. Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан.)

А сейчас жюри подведёт итоги конкурса.

Давайте мы в это время рассмотрим ситуации.

1. Ученики пятого класса пришли на урок физкультуры. У Марата к рюкзаку был прикреплён брелок «глобус», который подарил ему на день рождения старший брат. Пока Марат переодевался в спортивную форму, один из одноклассников открепил от рюкзака брелок и кинул другому с криком: «Поиграем в пас!». Другой мальчик брелок не поймал, и он разбился. Можно ли сказать, что в данном случае шалость обернулась злонамеренным поступком? Да, можно сказать. Мальчик не хотел разбивать брелок, его целью было пошутить над Максимом. Он не предусмотрел последствий своих действий. Что же должен знать подросток, чтобы невинная шалость не стала злонамеренным поступком?

- прежде думай, а потом делай;

- учись управлять своими эмоциями;

- представь, как твой поступок подействует на другого, какие чувства он будет испытывать, поставь себя на его место;

- делай то, за что не будешь испытывать чувство вины;

- помни, что за некоторые поступки тебе придётся отвечать перед законом.

2. Ученик воском натёр доску, чтобы мел не писал. Контрольная по математике сорвана. Определите, что это: шалость, злонамеренный поступок или вандализм?

Это злонамеренный поступок. Ученик осознавал, какие будут последствия.

  1. Мы с соседом по парте решали задачу. У нас получились разные ответы. Я был уверен, что мой правильный, а сосед ошибся, поэтому стал доказывать свою правоту. Мы чуть не поссорились. Я жутко разозлился, назвал его «тупицей» и «двоечником». Он тоже обозвал меня ещё обиднее. Затем заново проверили свои решения задачи, и я нашёл у себя ошибку. Мне было стыдно за свои слова перед одноклассником. Я извинился, но он обиделся и долго не разговаривал со мной.

Какой можно вынести урок из этой ситуации?

- нельзя нападать на человека, тем более оскорблять его, не убедившись в том, что прав именно ты, а не он.

- гораздо проще наговорить неприятных слов, обидеть человека, чем потом извиниться перед ним. Он может простить вас, но всё равно изменит к вам своё отношение, может быть даже обида останется где-то в глубине души на долгие годы.

Любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблениям и насилию.

Каким образом можно избежать конфликт?

- Поговорить с этим человеком, либо уйти, а через некоторое время, когда успокоитесь, подойти и спокойно поговорить. Не злиться, не кричать, и тем более драться, сохранять спокойствие. Идти на компромисс (уступить в чём-то). По возможности использовать юмор.

Поведение итогов жюри. Поблагодарить жюри за работу. Награждение победителей игры.

Список использованной литературы:

  1. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий/ сост. О.В. Летнева.- Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Журнал «Башкы» № 2, 2011 г. Хомушку Е.С. с. 28-29.

Конкурс «Определи роль участников преступления».

Рассмотрите одно преступление (кражу) и определи роль каждого в преступлении.

Гражданин Николаев проживал в многоэтажном доме. На одной лестничной площадке с ним жила состоятельная семья Ивановых. Они каждое лето вместе с детьми уезжали отдыхать к морю, попросив одну из знакомых присмотреть за квартирой, поливать цветы. Гражданин Николаев заметил, что девушка, которая смотрит за квартирой приходит каждый день в одно и то же время (около 18.00 часов) и где-то через 20-30 минут уходит. Он рассказал о своём наблюдении одному из старых знакомых – гражданину Петрову, ранее судимому за кражу. Его это заинтересовало. Также Николаев поведал о том, что в квартире много ценного. Петров сначала не соглашался, но Николаев убедил его, что если всё хорошо спланировать никто ни о чём не узнает. В итоге Петров пообещал подыскать людей для совершения данного преступления. Он вспомнил, что в городе есть ещё два человека, Сидоров и Мартынов, которые освободились из мест лишения свободы в один день с ним. Петров отправился навестить их. Пообещав им 50% от украденной суммы, Петров вернулся домой и стал обдумывать план ограбления. Сидоров и Мартынов от такого предложения не смогли отказаться. В итоге он остановился на том, что нужно во дворе дома дождаться ухода девушки, затем двум его знакомым подняться на нужный этаж, открыть отмычкой, которую он им предоставил, замок, собрать всё самое ценное и тихо уйти. Преступление было исполнено по намеченному плану.

Конкурс «Определи роль участников преступления».

Рассмотрите одно преступление (кражу) и определи роль каждого в преступлении.

Гражданин Николаев проживал в многоэтажном доме. На одной лестничной площадке с ним жила состоятельная семья Ивановых. Они каждое лето вместе с детьми уезжали отдыхать к морю, попросив одну из знакомых присмотреть за квартирой, поливать цветы. Гражданин Николаев заметил, что девушка, которая смотрит за квартирой приходит каждый день в одно и то же время (около 18.00 часов) и где-то через 20-30 минут уходит. Он рассказал о своём наблюдении одному из старых знакомых – гражданину Петрову, ранее судимому за кражу. Его это заинтересовало. Также Николаев поведал о том, что в квартире много ценного. Петров сначала не соглашался, но Николаев убедил его, что если всё хорошо спланировать никто ни о чём не узнает. В итоге Петров пообещал подыскать людей для совершения данного преступления. Он вспомнил, что в городе есть ещё два человека, Сидоров и Мартынов, которые освободились из мест лишения свободы в один день с ним. Петров отправился навестить их. Пообещав им 50% от украденной суммы, Петров вернулся домой и стал обдумывать план ограбления. Сидоров и Мартынов от такого предложения не смогли отказаться. В итоге он остановился на том, что нужно во дворе дома дождаться ухода девушки, затем двум его знакомым подняться на нужный этаж, открыть отмычкой, которую он им предоставил, замок, собрать всё самое ценное и тихо уйти. Преступление было исполнено по намеченному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...