Урок "Права ребёнка в семье"
методическая разработка по праву на тему

В материале рассказывается о правах детей в семьях, причинах жестокого обращения с детьми и предлагается материал для психологической разгрузки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok__prava_rebyonka_v_seme.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Права ребенка в семье.

Цель урока:

  1. Обучающая – формирование у учащихся знаний прав ребенка в семье на основе Семейного кодекса.
  2. Развивающая – анализ учебных ситуаций по практическому использованию прав ребенка в семье.
  3. Воспитательная – поиск компромиссного решения при конфликтных ситуациях в семье. Привлечение родителей к решению воспитательно-образовательных задач школы.

Ход урока.

Учитель:Добрый день. Сегодняшний урок мы проведем вместе: ребята, родители, гости. Все присутствующие принимают равное участие в обсуждении темы урока «Права ребенка в семье».

Сценка

Сергей:

Ты знаешь, Санек, я, наверное, уйду из дома. У меня в семье никаких прав нет. Просил у родителей купить мне компьютер, а они новый  холодильник купили. На прошлой неделе с мамой в магазине такие клевые джинсы видели, а мама сказала, что деньги нужны для обучения брата в институте. Думаю, что о  пейджере можно уже и не мечтать. Только и слышу: «Сережа, уберись в своей комнате, Сережа, сходи в магазин. Сережа, вынеси ведро с мусором».

Саша

Ты прав, Серега, я, пожалуй, тоже уйду. Представляешь, мне кже 14 лет, а я каждый вечер слышу: «Где ты гулял так долго, время уже 7 часов. Опять, наверное, во дворе слонялся с Коляном и Толяном? Какие они тебе друзья – они давно курят и пиво пьют». Хотел на каникулы к деду с бабушкой поехать в деревню, а родители заявили: «Чего тебе там делать? Лучше позанимайся». А уж если двойку в школе получу, то вообще гулять не пускают. Как будто у меня в семье никаких прав нет/.

Учитель: К обсуждению этой сценки мы с вами вернемся еще не раз.

Вопрос:

  1. Попробуйте назвать 6 основных прав ребенка в семье, закрепленных в Семейном кодексе РФ?

/На доске оформляется таблица по ходу ответов учащихся или учителем самостоятельно/

Права ребенка в семье

Право жить и воспитываться в семье (насколько это возможно)

Право общаться с родителями и другими родственниками

Право на собственность и имущество личного пользования

Право на защиту своих прав и законных интересов

Право выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы

Право на всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства

Вопрос:

  1. Ребята, постарайтесь раскрыть содержание первого права.

Ученик: Ребенок до 18 лет имеет право жить, воспитываться в семье, окруженный заботой и вниманием родителей…

Вопрос:

  1. Как вы понимаете дополнение «насколько это возможно…»?

Ученик: Ребенок может потерять родителей, может быть оставленным в приюте, сбежать из дома, или до 18 лет создать свою семью (эмансипация)…

Задание для родителей

Назовите все возможные причины, по которым могут лишить родительских прав по суду.

Родители: Лишение родительских прав – это крайняя мера за невыполнение своих обязанностей. Лишают родительских прав за:

  1. Жестокое обращение с детьми;
  2. Аморальное поведение;
  3. Уклонение от материального обеспечения ребенка;
  4. Уклонение от воспитания, развитие и обучение ребенка;
  5. Отказ от ребенка, оформление его в приют.

Вопрос

  1. Если ребенок остался без родителей, кто же займется его воспитанием?

Ученик: Государство в лице органов опеки и попечительства…

Задание

  1. Ребята, постарайтесь раскрыть содержание второго права?

Ученик: Никто не может препятствовать общению ребенка с отцом и матерью, бабушкой и дедушкой, братом и сестрой. Расторжение брака между родителями не влияет на права ребенка…

Задание для родителей

Однажды Марина прибежала из школы и прямо с порога закричала:

- Мама, родители Пети развелись!

- Это случается, - сказала мама. – Но почему тебя это так волнует?

- Но ведь это же мой одноклассник. Он ходит грустный, потому что его мама не позволяет ему встречаться с папой. Все в классе решили помочь Пете. Мы придумали, что можем устраивать встречу Пети с папой у кого-нибудь на квартире.

- Это не так просто, доченька. Вы не имеете права вмешиваться в частную жизнь Пети и его родителей, - ответила мама.

- Он так страдает и должен встречаться со своим папой. Что же делать?

Что можно посоветовать Пете и его родителям в такой трудной ситуации?

Родители: Родители должны забыть о своих внутренних обидах в интересах своего ребенка, найти компромиссное решение …

Вопрос

  1. Ребята, а каково ваше мнение?

Ученик: Я согласен, что права ребенка нельзя нарушать.

Задание

  1. Ребята, постарайтесь раскрыть содержание третьего права.

Ученик: Содержание детей предполагает приобретение для них одежды, книг, игрушек и т.д. Дети имеют право на жилплощадь. Правда, распоряжаться имуществом, представляющим большую ценность, дети могут только с разрешения родителей…

Задание для родителей

Гражданка А. вышла замуж за гражданина С. и со своей матерью переехала жить в его двухкомнатную квартиру. Вскоре у них родилась дочь. А через шесть лет супруги расторгли брак. Так как раздел квартиры был невозможен, бывшие супруги договорились, что С. оставляет  своей бывшей семье квартиру, но А. отказывается от алиментов. Через год дочь заболела, и ее мать обратилась к отцу за материальной помощью. Но он отказал, сославшись на соглашение об отказе от алиментов и на то,

что много платит за наем квартиры. Гражданка А. обратилась в суд за взысканием алиментов. Какое решение должен принять суд?

Родители: Суд примет решение о выплате алиментов в пользу ребенка, так как соглашение родителей противоречит законному праву ребенка…

Задание

  1. Ребята, постарайтесь раскрыть содержание четвертого права.

Ученик: Защиту прав ребенка и законных его интересов обязаны производить родители или лица, их замещающие. Ребенок может и сам обратиться за защитой в местную администрацию.

Учитель: В прошлом году, изучая Конвенцию о правах ребенка, мы с вами выполняли схему о защите прав ребенка. Хочу напомнить вам о ней. Вы также можете посмотреть ее в своих тетрадях.

Задание

  1. Ребята, постарайтесь раскрыть содержание пятого права.

Ученик: К мнению ребенка родители должны прислушиваться всегда. Более того, с 10 лет мнение ребенка обязательно в следующих случаях:

  1. при изменении Ф.И.О. ребенка;
  2. при усыновлении;
  3. при передаче его в приемную семью.

Учитель: Какие действия имеет право совершать ребенок по мере достижения им дееспособного возраста мы обсуждали с вами неоднократно. А вот родителям я хочу вручить краткое изложение ваших прав на память.

Ребята, откройте тетради, родители, приготовьте листочки для выполнения следующего задания.

Задание для детей и родителей

  1. Вам, ребята, необходимо записать 5 ситуаций, при которых ограничения ваших прав исвобод со стороны родителей вредит вам.
  2. А родители записывают 5 ситуаций, при которых ограничение прав и свобод ребенка со стороны родителей – в интересах ребенка.

/выполняют задание/

Учитель: Я очень надеюсь, что правовое образование, взаимное уважение и любовь всегда помогут вам в разрешении всех возникающих разногласий.

Задание

  1. Ребята, постарайтесь раскрыть содержание шестого права.

Ученик: Родители должны думать не  только о том, как накормить и одеть детей, они должны развивать их, помогать им становиться личностями.

Учитель: Вспомним сценку, которую представили в начале урока Сергей и Саша, и попросим родителей проанализировать ее.

Родители: Детям не стоит путать свои права с необоснованными капризами…

Вопрос

  1. А что вы, ребята, думаете по этому поводу?

Ученик: Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности…

Учитель:  Мне бы хотелось, чтобы родители прокомментировали еще одну ситуацию, хотя все основные права ребенка в семье мы уже обсудили.

Задание для родителей

В редакцию одного юридического журнала пришло такое письмо: «В нашем доме живет очень старая и больная женщина – Ольга Сергеевна. Мы, все ее соседи, хоть и сами люди немолодые, помогаем ей, как можем. Кто сходит за продуктами, кто уберет квартиру, кто приготовит обед, кто поможет ей из квартиры спуститься на улицу, у дома на лавочке посидеть. До последнего времени мы все считали, что Ольга Сергеевна одинокая, что нет у нее на свете ни одной родной души. Ведь она никогда никому не жалуется, да и о себе не рассказывает. Но как-то вечером рядом с нашим домом остановился роскошный автомобиль, и из него вышел молодой,  хорошо одетый мужчина. Оказалось, что это родной сын Ольги Сергеевны. Но приезжал он не затем, чтобы помочь своей матери, уделить ей внимание, узнать о здоровье. Он приехал уговорить мать согласиться жить в доме для престарелых, а квартиру подарить ему. Долго после его отъезда все мы возмущались, а вот что можно по закону с такими сделать – не знаем. Помогите нам».

Родители: Дееспособные дети обязаны заботиться о недееспособных родителях, а в случае уклонения с них по суду могут быть взысканы алименты на обеспечение родителей.

Учитель: Для родителей нет ничего дороже своих детей и, думаю, что очень немногие из них могут обратиться в суд на неблагодарных детей.

Ребята, давайте скажем своим родителям слова признательности и благодарности. Каждый говорит, не повторяя уже прозвучавшие высказывания.

Начнем с меня: я благодарю своих родителей за воспитание уважения к труду.

Домашнее задание:

  1. Написать эссе «У меня будет семья…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Права ребёнка в семье»

Социальный проект «Права ребёнка в семье» проводился с 6.12-9.12. 2010 г.  На первом этапе шла подготовительная работа. Учащиеся 5-7 кл. изучали нормативные документы по правам ребёнка в семье. Н...

«Здоровый ребёнок, здоровая семья, здоровое село»

Воспитательная программа по пропаганде здорового образа жизни....

Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"

Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"...

Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.

Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивиду...

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме «Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком»

Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...

Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком

1. Организационный момент.2. Актуализация прошлого опыта учащихся.Для того, чтобы понять о чем мы будем говорить на протяжении нескольких уроков, необходимо разгадать ребус. 7я- Что же такое семья?Сем...