Занятие:Права детей
методическая разработка по праву по теме

Подлинова Елена Николаевна

Цель занятия: раскрыть понятие права человека.

     Задачи:      - познакомить с основными международ­ными документами, раскрывающими права человека;

- показать, что ни один человек не обла­дает каким-то большим или меньшим объ­емом прав;

     - стимулировать человеческую потребность и способность уважать и симпатизиро­вать друг другу.

 - соотнести права и обязанности детей; - способствовать осознанию учащимися

ответственности за свои права и формирова­нию у них уважительного отношения к пра­вам других детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_detey.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Права детей

        Цель занятия: раскрыть понятие права человека.

        Задачи:        - познакомить с основными международными документами, раскрывающими права человека;

- показать, что ни один человек не обладает каким-то большим или меньшим объемом прав;

        - стимулировать человеческую потребность и способность уважать и симпатизировать друг другу.

 - соотнести права и обязанности детей; - способствовать осознанию учащимися

ответственности за свои права и формированию у них уважительного отношения к правам других детей.

Ход занятия. В начале занятия учитель отмечает, что все мы, во-первых, человеческие существа и лишь во вторую очередь мы взрослые и дети, мальчики и девочки, граждане государств, представители определенных рас и наций. У нас разные внешние и внутренние человеческие качества, но живем мы вместе в одном обществе и с первых дней жизни учимся общаться, уважать и любить друг друга.  

Права человека позволяют нам развивать наши человеческие качества (ум, талант, характер). Они дают возможность удовлетворять наши потребности, основываясь на уважении и защите человеческого достоинства. Если отрицаются права и свободы, то человек воспринимает это как личную трагедию, создаются условия для насилия, войн, конфликтов в обществе и между народами.

Права человека - основа и ключевая проблема деятельности Организации Объединенных Наций. 10 декабря 1948 r. эта международная организация приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ней содержится список прав, которые должны уважаться всеми государствами и людьми на планете, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения и других признаков. Это великое достижение цивилизации, но до сих пор права человека во многих странах нарушаются.

 В 1959 r. ООН приняла еще один важный документ - Конвенцию о правах ребенка, согласно которой человек до 18 лет, считающийся ребенком, обладает определенными правами и обязанностями. Вопросы к учащимся:

        Отличаются ли права детей от прав взрослых людей? Почему?

Конвенция провозглашает основные права детей, устанавливает необходимость зафиксировать их в государственных законах и определить персональную ответственность за ущемление этих прав (плохое обращение с ребенком, подвергание его здоровья опасности, не обеспечение ребенка достойной пищей, одеждой, медицинским уходом и т.п.).

 Игра «Анограмма». На доске написаны анаграммы: l)ОТПЕРБОТЬСН; 2)НОКЕВНИЦЯ;   3)РДОТИЕИЛ ГОУСАRДТСОВ   4)ИЖЗНЬ, РБОАЗОАВИНЕ

Вопросы к анаграммам:

продолжите фразу: «Основные права человека - это ...»

        В каком международном документе записаны права детей?

        Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

        Какие основные права Вам известны?

Конвенция о правах ребенка, подчеркивает далее учитель, содержит не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни. Но детям и подросткам зачастую хочется побыстрее стать взрослыми, уйти от опеки родителей, вечных поучений типа «я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя». Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на права взрослых.

В чем причины конфликтов между детьми и взрослыми? Можно ли не допускать ссор или такие проблемы вечны и неизбежны? Как следует выходить из конфликтов? (Целесообразно эти вопросы записать на доске.) .

Классу предлагается рассмотреть несколько «сценок из семейной жизни»  

1) семья смотрит телевизор, взрослые довольно грубо указывают, что может смотреть ребенок;

        2) семья за обеденным столом, родители заставляют ребенка есть мясо.

        Вопросы для размышления (записаны на  доске):

        должен ли ребенок получить то, что он просит, и отказаться от того, что он не хочет?

        Как можно склонить родителей на свою  сторону?

 Нарушение и защита прав детей

Самыми крайними формами дискриминации являются:

- раcuзм, фашизм (теории, основанные на идее неравенства народов по биологическим признакам и превосходства одного народа над другим);

- геноцид (физическое истребление народов по национальным, религиозным или другим признакам).

Вопросы для обсуждения:

        существует ли дискриминация сегодня (необходимо привести примеры, используя иллюстрации)?

Что необходимо сделать, чтобы дискриминация исчезла, и кто может решить подобную проблему в мире, государстве, школе?

Индивидуальные возможности человека защитить свои права невелики (даже взрослого, не говоря уж о ребенке). Другое дело - специальные организации и государственные органы. Опираясь на их помощь, человек может надеяться на справедливость и защиту своих интересов. На международном уровне ЭТИМ занимается Организация Объединенных Наций (специальная комиссия ООН по правам человека). В России при Государственной думе есть Уполномоченный по правам человека, в городах осуществляют надзор за исполнением законов, роль защитников прав человека выполняют прокуроры.  

  Главное, чтобы все названные способы защиты прав детей регламентировались законами (Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Уставом школы и др.).

Контрольные задания по теме  .Права детей.

Правильные ответы выделены курсивом. 1. Выберите правильный ответ.

Права человека - это:

1) исключительная, предоставляемая кому-либо, в отличие от других, льгота; 2)узаконенная  возможность что-то делать, удовлетворять свои пomребности;

3) отсутствие каких-либо ограничений.

2. Продолжите предложение.

Ребенком считается любое лицо:

1) не достигшее 18 леm; 2) не достигшее 16лег,         3) не достигшее 14 лет.

3. Исключите неверный ответ.

        Международное соглашение по правам ребенка, имеющее обязательную силу для государств, которые к нему присоединились, называется:

1) конституция;

2) декларация;

        3) конвенция.

4. Соотнесите понятия с определениями:

1) ограничение в правах, ущемление прав  человека или группы людей (дискриминация);

2) уничтожение народов по расовым, религиозным или иным мотивам (гeнoцuд);

3) теория, утверждающая неполноценность         одних рас и превосходство других (раcuзм).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеклассных занятий "Право для малышей"

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Курс занятий "Права ребенка"

Курс занятий для учащихся начальных классов по изучению прав ребенка....

Комплексное занятие :ПРАВИЛА,ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ"

ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ ВОСПИТАТЬ У СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ КУЛЬТУРУ РЕЧИ,КУЛЬТУРУ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ,УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ....

Внеклассное занятие Права, обязанности и ответственность школьников для 7 класса

Цель:Закрепить и активизировать знания о «Декларации прав человека», «Конвенции прав ребенка», через наглядный материал. Формировать практические навыки в применении прав и обязанностей в повседн...

Внеклассное занятие : ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Цель: продолжать знакомить детей с правами человека ребенкаЗадачи:- Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;- Воспит...

Внеклассное занятие "Права детей" (для учащихся 6 класса)

Цели занятия:I.1.    Обобщение и проверка знаний учащихся по теме “Права ребёнка”. Внеурочное мероприятие используется как игровая форма образования учащихся.II.1.    Раз...

Психологическое тренинговое занятие "Права личности и уважение прав других"

Психологическое тренинговое занятие "Права личности и уважение прав других"...