Международный день прав
методическая разработка по праву (6 класс) на тему

Цель урока: дать представление о том, что такое права человека, познакомить их с основными документами о правах человека.

Основные понятия: конвенция, пакт, права человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.

классы -1 - 8

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Починковская средняя общеобразовательная школа»

Планы-конспекты мероприятий 

"Международный день прав человека"

Игра ассоциаций "Всеобщая декларация прав человека" в 6-9 классе

Подготовила: учитель истории и

обществознания  О.А. Спирина

Урок «Права человека» в I-IV классах

Задачи урока: работа над понятием «права человека», «права ребенка»; знакомство детей Декларацией; развитие чувства человеческого достоинства; воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

Оборудование урока: Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права»/ Книга для учащихся начальных классов - М:Вита-Пресс, 2007; Антонов В.В. «Изучаем права человека»/ Рабочая тетрадь - М.: Вита-Пресс. 2007; Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»/ пособие для учителя начальной школы - М.: Вита-Пресс, 2007.

ХОД УРОКА.

Введение в тему урока. Учитель рассказывает детям об уроке: о чем будет идти речь на этом занятии.

1. Разминка - игра «Знакомство».

Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут..., я люблю ...». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут... Я люблю...» и так далее). Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.

2.        Кто Я? Какой Я?

Учитель раздает детям «Щиты знакомства»:

Кто я?

Что люблю?

Чем горжусь ?

Моя мечта?

Игра позволяет детям узнать что-то новое друг о друге, и понять, что у всех есть что-то схожее, что всех их что-то объединяет, у всех могут быть общие цели, желания и чувства.

3. Беседа «Права человека: Всеобщая Декларация прав человека».

Учитель начинает беседу: «Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет». (Принимаются варианты ответов).

Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека. Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.

Учитель знакомит детей с Декларацией, особое внимание уделяет первому принципу, акцентируя внимание на понятии «равенство»: «Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят; религии, политических и иных убеждений».

4. Подведение итогов урока.

В заключение урока учитель может раздать детям тетради и предложить обучающимся начать писать свою книгу по правам человека.

Можно совместно с детьми придумать название книги или можно предложить им свое название «Мои права». Пусть первая страничка книги будет называться «Кто Я?». Дома дети начнут работу с ней. На первой странице вклеят свою фотографию, запишут, сколько ему лет, какие у него интересы, что он любит и немного о своей семье, домашних животных и обо всем, что ему нравится. В дальнейшем при изучении прав, обучающиеся могут записывать интересные суждения, рисовать свои права.

Работу по изучению прав человека можно продолжить и на других внеклассных занятиях. Тема внеклассных мероприятий - «Конвенция о правах ребенка».

УРОК «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» В VI-IX КЛАССАХ

Цель урока: дать представление о том, что такое права человека, познакомить их с основными документами о правах человека.

Основные понятия: конвенция, пакт, права человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.

Оборудование урока: упрощенный вариант Декларации,  компьютер, проектор, экран.

Литература: Бабушкин А. В. «Подростку о правах человека» (методические материалы для педагогов) - М.: 1999; Болотина Т.В., Миков П.В. «Концепция обучения правам человека» - М.: «Русское слово», 2006; Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы./ Сборник - М.: «Звенья», 1997; Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими»/ Тренинг толерантности для подростков - М.: «Генезис», 2000.

Ход урока.

Слайд №1   1.    Вводная часть.

  • знакомство обучающихся с темой урока,
  • рассказывает им о необходимости правил, определяющих поведение человеческого сообщества.

Слайд № 2   II.    Игра «Словесные ассоциации». 

Учитель: Прежде чем дать определение понятию «права человека», ребята  подумайте о значении данного словосочетания.

 (Ассоциации записываются на доске. Варианты ответов могут быть разными: права, данные природой, Богом; моральные права и т.п.) На доске составляется список соответствующих слов, на основе его анализа делается вывод о том, что

Слайд №3 права человека — это:

совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать;

идеальные нравственные принципы;

совокупность представлений о достойном положении человека;

справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству;

 система жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие;

 субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от государства;

определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социально-политической системы; минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности.

Слайд №4 Учитель: «Зачем надо изучать права человека?». (Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью).

Слайд №5  III.   Игра «Идеальное общество».

Учитель объявляет условия игры: для того, чтобы создать идеальное общество, нужно составить список прав его граждан.

Класс разбивается на группы по 5—6 человек. Каждый член группы должен определить для себя 3 основных права. Затем эти права обсуждаются в группе, после чего составляется список из 10 прав, которые, по мнению школьников, являются наиболее важными. Когда все группы обучающихся представят свои варианты, учитель составляет итоговый перечень, в который включаются только те права, которые повторяются во всех группах, ранжируя их по значимости.

Таким образом, класс составил перечень прав человека своего сообщества.

Слайды № 7-14   IV.   Ознакомление обучающихся с Декларацией.

Рассказ учителя об истории  создания Декларации.

Следует упомянуть, что идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность — человек.

Учитель может рассказать о Великой хартии вольностей (Англия, 1215 г.), Декларации независимости (США, 1776 г.). Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Великой реформе 1861 —1863 гг. (Россия), Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (РСФСР, 1918 г.). Обучающиеся должны осознать, что разные общества подходили к этому вопросу по-разному.

Рассказывая о современном периоде, следует остановиться на создании ООН, официальная дата создания — 24 октября 1945 г. Цель ООН — объединить усилия всех народов планеты во имя мира и развития, основанных на принципах справедливости, уважения человеческого достоинства и общего благосостояния.

Учитель должен обратить внимание школьников на то, что людям из различных стран зачастую сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 г. была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран — участниц ООН. Эта Комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН (к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц). В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Учитель должен упомянуть, что Декларация не является юридическим соглашением между государствами. Это скорее заявление о намерениях. Продолжая рассказ об истории создания Декларации, следует остановиться на следующем: с целью повысить эффективность Декларации в 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот документ, он является обязательным для исполнения. Впоследствии были подготовлены другие документы (конвенции): Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.

Далее следует прочесть текст (возможно, упрощенный вариант) Декларации и сравнить ее статьи с составленным школьниками перечнем.

Слайд № 15  Закрепление: фронтальный опрос.

Какие права человека, упомянутые в Декларации, внесены в наш перечень?

Какие права человека из нашего перечня включены в Декларацию?

Какие права человека вы хотели бы дополнительно включить в Декларацию?

Какие три права в нашем перечне вы считаете наиболее важными? Почему?

Предусматривает ли Декларация не только права, но и обязанности?

Почему велико значение Декларации?

в 5-7 классах:

1. Почему Декларация была принята в 1948 году на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН? Связать с опытом предвоенной истории и Второй мировой войны, когда происходили массовые нарушения прав человека.

2. Какова суть основных принципов, провозглашенных Декларацией прав человека. Необходимо выделить в доступной для восприятия форме главные принципы документа - «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных неотъемлемых прав их», которое «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира»; признание необходимости того, «чтобы права человека охранялись властью закона»; подтверждение веры «в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности» и решение «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» и т.д.

Слайд №16 3. Какие документы развили и конкретизировали основные принципы, провозглашенные Декларацией?

Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных правах, Конвенция о правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также конституции различных стран. Основное внимание стоит уделить Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации (глава 2).

4. Права человека как философская концепция.

При обсуждении этого вопроса следует объяснить обучающимся, что в рамках философской концепции права человека рассматриваются как убеждения, система ценностей, как защита справедливости и человеческого достоинства. Этот подход помогает ответить на вопрос. ЧТО такое человек, и почему права человека должны быть защищены. Более того, он связывает воедино права человека, свободу и справедливость.

5. Права человека как правовая система.

Этот подход позволяет определить права человека как четкие правовые нормы и эффективно работающие механизмы. Он помогает ответить на вопросы, КАК реализовать права человека, КТО должен следить за соблюдением прав человека и КАК человек может защитить себя сам. Следует объяснить обучающимся приоритет международных стандартов прав человека и выстроить иерархию правовых документов - Конституция РФ, международные нормы, федеральные законы, и другие правовые нормы, разъяснить механизмы соблюдения прав человека. Кроме того, следует подчеркнуть взаимозависимость двух подходов: каждому человеку необходимо знать свои права, а также механизмы их защиты. Привести примеры из Конвенции о правах ребенка.

6. Почему принципы Декларации были актуальны не только в послевоенный период, но сохранили свою актуальность и в современных условиях? Как соблюдаются права человека в современной России?

Целесообразно вернуться к иерархии правовых документов по правам человека, отметив приоритет международных норм, а также норм Конституции Российской Федерации. Следует дать характеристику государственным судебным и внесудебным структурам по защите прав человека (органы прокуратуры, органы внутренних дел, судебная система, институт Уполномоченного по правам человека а Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации и т.д.), а также негосударственным объединениям и организациям (Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, негосударственные некоммерческие правозащитные организации и т.д.).

в 8-9 классах:

1. Почему Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию уже на своей третьей сессии?

2. Причины актуализации принципов Декларации в современном мире в связи с угрозами международного терроризма, кризисом норм международного права, а также актуализации этих принципов для России в связи с незрелостью гражданского общества, проблемами социально-экономического развития.

3. Каковы основные подходы к изучению прав человека.

Проанализировать оба подхода: первый - мировоззренческий, который рассматривает права человека как убеждение, систему ценностей, философскую концепций, т.е. защита справедливости и человеческого достоинства; второй - подход, который определяет правовые нормы и эффективно работающие механизмы. Добиться понимания взаимосвязи и взаимозависимости обоих подходов.

4. Каково содержание термина «права человека». Разъяснить учащимся, что в современном мире, учитывая систем} защиты прав, разработанную на основе Декларации, сам термин «права человека» употребляется чаще всего в случае отношений человека и власти и по поводу определенного международными стандартами перечня прав и основных свобод.

5. Каковы исторические периоды формирования современной концепции прав человека. Коротко остановиться на исторических периодах формирования современной концепции прав человека: первый - осознание ценности и значимости отдельной человеческой личности; второй - понимание необходимости ограничения власти; третий - осознание важности существования в государстве конкретных процедур, позволяющих ограничивать власть и мирными способами выступать в защиту прав человека.

6. Каковы основные принципы, провозглашенные Декларацией (признание «достоинства, присущего всем членам человеческой семьи» и равных и неотъемлемых прав, которые являются «основой свободы, справедливости и всеобщего мира»; признание необходимости охранения прав человека «властью закона.": подтверждение «веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...» всеми государствами-членами; их решение «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод...»).

По выбору учителя имеет смысл проанализировать не только Преамбулу, но также и статьи Декларации, представляется целесообразным дать их в сравнении со статьями Конституции Российской Федерации.

7. Какие основополагающие международные документы развили и конкретизировали принципы, провозглашенные Декларацией?

 Декларация лишь провозглашает права и имеет рекомендательный статус. Но на ее основе выстроены два обязательных для всех государств-членов ООН и основополагающих документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт oб экономических, социальных и культурных правах. Необходимо разъяснить первую часть Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой записано право народов на самоопределение, привлечь внимание обучающихся к статьям 23 и 24 части 3 Пакта о правах ребенка, которые были развиты и конкретизированы в Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей в 1989 г.) Кроме того, в Пакте прописана и организационная структура ООН, занимающаяся правами человека - Комитет по правам человека.

Существуют и региональные документы, прежде всего Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она была принята Советом Европы в 1950 году. В связи с тем, что после вступлении Российской Федерации в Совет Европы Конвенция была ратифицирована в нашей стране, этот документ имеет важнейшее значение, так как его статьями следует руководствоваться и более того применять их в процессе защиты прав человека.

Выводы:

права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами;

впервые в рамках международного документа о защите прав человека был создан конкретный механизм их зашиты - Европейский Суд по правам человека;

парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.

8. Каков порядок применения международных норм, провозглашенных Декларацией и закрепленных в последующих конвенциях и пактах, на территории Российской Федерации?

 Выстроить иерархию законов в области прав человека:

Конституция Российской Федерации,

международные нормы,

федеральные законы,

остальные нормативные акты.

Главное в этой иерархии •• верховенстве международных норм и норм Конституции перед любыми национальными законами, даже федеральными, указами Президента и постановлениями Правительства.

Международные документа, как и Конституция Российской Федерации - законы прямого действия. Права человека в современном понимании - это вопрос о четких международных стандарартах, обязательных и для России. Они носят универсальный характер, что означает, что практически но каждому вопросу, связанному с соблюдением прав человека, существуют не только соответствующие статьи пактов, конвенций и т.д., но и четко определенные развернутые толкования, пояснения, yточнения, что эти положения означают и как их применять на практике. Особое внимание здесь следует уделить решениям Европейского Суда.

9. Каковы механизмы защиты прав человека?

Кроме фундаментальных прав человека гсть так называемые «процедурные и процессуальные» права - разнообразные механизмы защиты. Особо обратить внимание на внесудебные и негосударственные институты защиты, прежде всего на институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также на правовое просвещение и образовании в области прав человека.

V. Подведение итогов урока.

Вопросы для обсуждения:

  1. Высказать свое мнение о том, интересна ли им тема урока?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Пригодятся ли вам в дальнейшем эти знания?

Учитель: высказывая свое отношение к тому, что происходило на уроке, вы реализуете свое право на свободу слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 декабря- Международный день прав человека. Беседа-презентация.

Цель формирование у учащихся понимания универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации.Задачи:Обучающие:Знакомство учащихся с понятиями “права человека”, “права ре...

15 МАРТА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

  Цели - правовое просвещение и оказание конкретной помощи потребителям услуг дистанционной торговли, связи и Интернет. Познакомить учащихся с такими основными правами...

Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"

  Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои...

Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был  Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия это...

Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»

Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля -  Международный День родного языка»«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ...

"Международный день прав человека"

10 декабрямеждународное сообщество отмечаетДень прав человека(Human Rights Day)....