разработка урока по теме "Уголовный процесс и участие в уголовном процессе несовершеннолетних" 11 класс
план-конспект урока по праву (11 класс) на тему

Ермакова Татьяна Валерьевна


Урок по основам правовой культуре 11 класс по теме "Уголовный процесс и особенности участие в уголовном процессе несовершеннолетних" входит в раздел "Уголовное право и уголовный процесс". Предполагается изучение предмета на профильном уровне и расчитан на учащихся, которые мотивированы на поступление в юридические вузы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по основам правовой культуры в 11 классе.

Тема: «Уголовный процесс и особенности участия в уголовном процессе несовершеннолетних»

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока :урок – практикум

Технологическое сопровождение урока:

  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные  технологии;
  • технология педагогического сотрудничества, здоровьесберегающий  компонент (возможность выбора формы работы и варианта задания).

Методы обучения:  проблемно-сообщающий;

                              частично-поисковый;

                                  интерактивный (групповая дискуссия).

Задачи:

  • Развитие умений и навыков работы учащихся с нормативно- правовыми актами и умений толковать нормативно – правовые акты;
  • предупреждение асоциального поведения;
  • развитие отрицательного отношения к правонарушениям, как фактору, подрывающему материальное и психологическое благосостояние граждан;
  • преодоление стереотипов в оценках окружающих людей;
  • развитие гуманистического отношения к миру;
  • социализация личности;
  • формирование и укрепление практического интереса учащихся к праву.

Оборудование:  компьютер или ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, выставка различной литературы по теме урока.

Дидактические материалы учебник Право. Основы правовой культуры Е.А. Певцова, выборочные статьи их УК РФ и УПК РФ

Ход урока:

  1. Орг. момент

  1. Актуализация полученных знаний

1) Кроссворд

2)  Тест

3) Анализ социологического опроса

А) Каковы причины преступлений

Б) Мог бы я совершит преступление?

  1. Практическая часть

1 этап  

Учащиеся делятся на группы:

1 группа – следователи

2 группа - обвинители

3 группа - адвокаты

4 группа – журналисты

5 группа – криминалисты

Каждая группа получает пакет с заданиями ( Приложение № 2)

2 этап

 Каждая группа знакомится с фабулой дела (Приложение № 1) , анализирует ситуацию в связи с поставленными задачами. Анализ ситуации сопряжен с процессом глубоко изучения источника права и точного самоопределения каждого участника и самой группы в целом.. Каждая группа работает как коллектив. Получив инструкцию, выполняет предложенные задания, оформляет необходимые записи, продумывает выступления.

Время выполнения 5-7  минут

3 этап

Учащиеся знакомят с результатами своей работы, задают вопросы, готовят публичное выступление.  На основании анализа материала следствия с заданной позицией, обмена опытом и знаниями в ходе общения учащиеся переходят от словесно- описательного образа мысли к четкому изложению и отстаиванию своей позиции.

4 этап

Группы защищают результаты своей работы, отвечают на вопросы. Публичное выступление представляется в свободной форме и регламентируется по времени 7- 10 минут. Группой СМИ фиксируются основные тезисы выступления

5 этап

Группы анализируют результаты работы групп.

6 этап

Выступление эксперта по анализу работы групп

IV Рефлексия

Вопросы для рефлексии

  1. В какой группе вы работали?
  2. Что вам понравилось во время проведения практикума?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Какие трудности вы испытали?
  5. Чему вы научились ?

V Домашнее задание. Повторить & 25-27

Приложение № 1

 Кроссворд

  1. система правовых норм санкционированных государством, обязательных к выполнению, за нарушение которых следует уголовная ответственность
  2. правило, образец поведения
  3. она выражена в умысле
  4. нормативно- правовой акт
  5. заключение лица под стражу
  6. Лицо, организовавшее преступление или руководившее его совершением.
  7. совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления
  8. сильное душевное волнение.
  9. лицо, непосредственно совершившее преступление

Приложение № 2

1 вариант

1. Административная ответственность наступает

А) с 14 лет

Б) с 16 лет

В) с 18 лет

2. Принудительное препровождение человека в целях составления протокола, если невозможно составить его на месте называется

А) доставление

Б) привод

В) арест

3. Административный арест устанавливается сроком до

А) 15 суток

Б) 24 суток

В) 48 часов

4. Основным источникам уголовного права является

А) Конституция РФ

Б) Уголовный кодекс РФ

В) Административный кодекс РФ

5. Уголовная ответственность по общему правилу наступает

А) с 14 лет

Б) с 16 лет

В) с 18 лет

6. Одним из признаком преступления является

А) вина

Б) непредсказуемость

В) соучастие

7. Раскаяние лица, совершившее административное правонарушение, является

А) обстоятельством, исключающим преступность деяния

Б) обстоятельством, смягчающим наказание

В) обстоятельством, отягчающим наказанием

2 вариант ( повышенной сложности)

1. Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляет

А) Генеральным прокурором

Б) только мировым судьей

В) только судом

2.  Если подозреваемый является несовершеннолетним, то  в деле его законного представителя

А) не обязательно

Б) обязательно

В) зависит от усмотрения следователя

3, Содержанию принципа «презумпция невиновности» противоречит утверждение

А) подозреваемый и обвиняемый доказывает свою невиновность

Б) все неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу

В) подозреваемый и обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность

4. До судебного решения лицо не может быть задержано на срок

А) не более 48 часов

Б) не более трех часов

В) не более 30 суток

5. Уголовное судопроизводство защищает

А) права и законные интересы потерпевших от преступления

Б) права и законные интересы организаций, потерпевших от преступления

В) личность от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения

6. Действия и решения суда, прокурора, следователя, органы дознания и дознавателя:

А) не могут быть обжалованы

Б) могут быть обжалованы только с согласия вышестоящего прокурора

В) могут быть обжалованы в порядке, установленным законом

7. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть подвержено административному  задержанию на срок

А) не более 12 часов

Б) не более 24 часов

В) не более 48 часов

Приложение № 3

Фабула

Октябрьским вечером 15- летний Денис Петров, проходя по улице, встретил гулявшего с собакой 10 – летнего Андрея Юрьева. Денис снял  с него шапку,  и сильно оттолкнул его в сторону. Андрей не оказал сопротивления. При этом Денис с силой нанес удар собаке, что показалось ему смешным.

Подойдя к киоску, Денис увидел, что дверь приоткрыта, а продавец Шубин спит. Он вошел, стал складывать в сумку спиртное, шоколад и сигареты. Шаги разбудили продавца, который попытался схватить Дениса. Тот ударил продавца бутылкой минеральной воды по голове. Шубин упал, сильно стукнувшись головой о кассовый аппарат. Подросток убежал, захватив с собой спортивную сумку, однако после потасовки в киоске осталась шапка Андрея Юрьева

По подозрению в совершении кражи Денис Петров был задержан сотрудниками милиции. На задержанного заведено уголовное дело.

Приложение № 4

 Задания для группы криминалистов

  1. Ознакомьтесь с фабулой дела
  2. Выявите правонарушение и квалифицируйте
  3. Установите обстоятельства совершения преступления ( место, время, способ, роль и степень участия, социально- психологическую подготовку)
  4. Установите причины и условия, способствующие совершению преступления, используя характеристику с места учебы.
  5. Подготовьте аргументированные выводы о тех обстоятельствах, которые стали причинами правонарушения.

Задания для группы адвокатов

  1. Ознакомьтесь с фабулой дела
  2. Установите обстоятельства, смягчающие наказание.
  3. Подберите аргументы, оправдывающие поведение подзащитного

Задания группе обвинителей

  1. Ознакомьтесь с фабулой дела
  2. Установите характер и степень вины
  3. Подберите аргументы виновности Петрова Дениса
  4. Определите вид и меру наказания
  5. выработайте контраргументы  на возможные доводы адвокатов

Задания для группы журналистов

  1. Ознакомьтесь  с фабулой дела
  2. Внимательно изучите все обстоятельства дела
  3. Напишите статью в газету  на основе выступления групп

Приложение № 5

Экспертный лист  оценки деятельности групп

Участники практикума

Понимание роли

0-2 балла

Правильность

самостоятельность

выполнения заданий

0-5 баллов

Оценка выступления групп

Итого

баллов

Уровень усвоения материала

Аргументация

1- 3 балла

Полнота

1-3 балла

Речевая

Культура

1-3 балла

Ответы на вопросы

1-3 балла

Группа

криминалистов

Группа

Адвокатов:

Групп

обвинения

Группа следователей

Группа

журналистов

Количество баллов

Коэффициент

эффективности

19 баллов – 100%

80%-100%- высокий уровень

60% - 79% - оптимальный уровень

45%-59 % - удовлетворительный уровень

Приложение № 6

Характеристика

Ученика 9 класса МОУ лицея № 7 Петрова Дениса, 1991 года рождения

Петров Денис обучается в лицее № 7 с седьмого класса, в данном классном коллективе третий год. За время обучения показал неплохие способности, однако отсутствие у него  системности в усвоении знаний и неорганизованности привели к тому, что он ежегодно остается на осенние занятия. Отношения с одноклассниками строит на подавлении личности, оскорблении ребят, мотивируя свои действия  борьбой за справедливость. Не признает ошибок, допущенных в своем поведении, проявляет грубость и жестокость по отношению к сверстникам и младшим ребятам. Часто грубит учителям.

Трудовые навыки развиты хорошо. Устойчивых интересов нет, кружки и секции не посещает, предпочитает общение с подростками девиантного поведения.

Петров Денис воспитывается в полной семье матерью  Марией Ивановной, но теплоты и взаимопонимания в их отношениях, доверительности между ними практически нет, поэтому она не оказывает воздействия на развитие положительных черт характера и поступки подростка.

         На формирование личности юноши в большей степени оказывает влияние отрицательный пример отца, который был осужден, в настоящее время злоупотребляет алкоголем, позволяет грубость, нигде не работает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Методическая разработка урока английского языка по теме: "Цвет вокруг нас" в 5 классе.

Урок с использованием мультимедийной презентацией, способствует развитию коммуникативной компетенции. Главной целью урока является формирование лексических и грамматических навыков....

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров...

Разработка урока по теме "Professions" для участия в конкурсе "Учитель Года 2019"

План – конспект открытого урока по английскому языку в 4 классе по теме «Professions» Starlight Цель урока: систематизировать и закрепить полученные лексико-грамматич...

Методическая разработка урока. Учитель Гришина Светлана Ринатовна О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Соли . 1 урок

Представленная для анализа разработка является методической разработкой. Ее основной целью является познакомить учащихся с составом и названиями солей, продолжить формирование умений различать иобозна...