Методическая разработка урока учебной практики по теме: Овладение навыками ведения процесса классификации на вибросите.
методическая разработка на тему

Марталяр Галина Авинеровна

План урока, ход урока, инструкционная карта, эталон ответа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx360.73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«АРМЯНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Методическая разработка урока                                             учебной практики

по УП. 01 Обслуживание эксплуатируемого технологического оборудования

Тема: «Овладение навыками  ведения процесса классификации на вибросите ».

Направление  подготовки (укрупненная группа): химические технологии.

Профессия: 18.01.05 «Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ»

Разработчик:

мастер п/о                                                                                  Марталяр Г.А.

 

Армянск 2016 г.

ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

        

Дата проведения: «_____» __________ 20_____г.

Профессия: 18.01.05 «Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ»

 Мастер производственного обучения: Марталяр Галина Авинеровна.

Профессиональный модуль: ПМ.01 «Обслуживание эксплуатируемого технологического оборудования»

Тема урока: «Овладение навыками  ведения процесса классификации на вибросите ».

Место  проведения: Лаборатория оборудования производства неорганических веществ.

Цели урока:

Образовательная: ознакомление обучающихся с основными видами оборудования для разделения сырья и материалов; изучение оборудования и его устройства для ведения процессов классификации; изучение эксплуатационных особенностей оборудования и правил его безопасного обслуживания;  формирование умений и навыков применения теоретических знаний на практике.

Развивающая: развивать умения и навыки при эксплуатации оборудования для ведения процесса классификации; развивать умения принятия решений стандартных и нестандартных профессиональных задач в области эксплуатации и обслуживание технологического оборудования; анализировать проделанную работу; способствовать развитию операционно-контрольных умений (пользованию инструментом, приспособлениями и приборами).

Воспитательная: воспитать уважение к выбранной профессии, ответственность за выполнение порученной работы, дисциплинированность при выполнении работы; воспитать у обучающихся инициативу и самостоятельность, направленные на качественное выполнение полученного задания; прививать обучающимся творческое отношение к труду и выбранной профессии через выполнение трудовых приёмов; формировать умения работы в коллективе, бригаде, в паре и индивидуальном порядке; воспитать аккуратность в работе, бережное отношение к материалам и инструментам, ответственность за качество труда, постоянное стремление к самоконтролю и оценке качества выполнения технологических операций.

Учебная и учебно-производственная: освоить приёмы ведения технологического процесса классификации на вибросите; сформировать у обучающихся умение грамотно совершать  осмотр оборудования на готовность к пуску, запуск оборудования, осуществлять постоянный контроль за работой оборудования, постоянный контроль за загрузкой материала в загрузочный патрубок, за выходом продукта после вибросита.

Методическая: совершенствование методики проведения вводного инструктажа с применением ИКТ и практического наглядного показа, путём демонстрации трудовых приёмов эксплуатируемого оборудования.

Задачи урока: закрепить теоретические знания по теме «Овладение навыками  ведения процесса классификации на вибросите », освоить приёмы безопасного обслуживания оборудования для проведения процесса разделения

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: мультимедийная презентация урока производственного обучения, инструкционно-технологическая карта по выполнению задания, оценочная ведомость урока,  вибросито, инструмент и материалы (щебень различного размера).

Учебные работы и операции: подготовка рабочего места,  инструмента к работе, осмотр оборудования на готовность к пуску, запуск оборудования, постоянный контроль за работой оборудования, постоянный контроль за загрузкой материала в загрузочный патрубок вибросита, за выходом продукта после процесса классифиации; соблюдение требований безопасности при подготовке, пуске, остановке оборудования

Ход урока

1. Организационная часть 

Приветствие. Проконтролировать явку учащихся, их готовность к уроку, соблюдение ими правил санитарии и гигиены. Назначить дежурных и объяснить им их обязанности.

2. Вводный инструктаж 

Мотивация, сообщение темы и цели урока.

Проверка знаний обучающихся по материалам уроков, необходимых на этом уроке.

Объяснение порядка выполнения задания.

Разборы инструкционных карт.

Ознакомление студентов с оборудованием.

Объяснение и показ способов рациональной организации рабочих мест.

Объяснение и показ наиболее рациональных приёмов, способов, последовательности выполнения задания.

Требования безопасности перед началом работы, во время выполнения работ, по окончании работ;  требования безопасности в аварийных ситуациях.

3. Содержание,  объем  и порядок выполнения работы

3.1. Входной контроль

Вариант № 1.

Подчеркнуть правильные ответы.

1.Процесс грохочения на вибросите является процессом: механическим, гидромеханическим, тепловым, массообменным.

2.Классификация – это процесс: очистки веществ, разделения на фракции, все ответы верны.

3.Вибросита разделяют материал благодаря наклонному расположению сита, наличию вибратора, все ответы верны.

4.Оборудование для измельчения называется: дробилка, циклон, транспортер.

5.Измельчение относится к: механическому, гидравлическому или массообменному процессу.

Вариант № 2.

Подчеркнуть правильные ответы.

1.Какие  материалы используются как рассеивающие устройства при механической классификации: сита, решетки, все ответы верны.

2.Классификация в виброситах осуществляется: от мелкой фракции к крупной, от крупной фракции к мелкой, все ответы верны.

3. Процесс классификации на вибросите – это процесс: очистки веществ, разделения на фракции, все ответы верны.

4.Щековая дробилка – это оборудование для: сортировки, классификации, измельчения.

5. Размер измельченных частиц на щековой дробилке зависит от: размера неподвижной щеки, размера подвижной щеки, расстояния между щеками.

3.2.Теоретическая часть.

    В химической промышленности применяют различные виды подготовки сырья. Одним из основных является измельчение материала.

После измельчения твердый материал обычно разделяют по размерам частиц с выделением отдельных фракций. Такое разделение называют классификацией или сортировкой. В промышленности применяются следующие методы классификации: механическая классификация (грохочение), гидравлическая и воздушная классификации.

При грохочении разделение материалов происходит за счет ширины отверстия и формы рабочей поверхности сита. Рабочая поверхность сита обычно характеризуется шириной ячейки сита. В зависимости от назначения, крупности зерна и желаемой производительности применяют разные типы сит.

При механической классификации материалов используются рассеивающие устройства в виде сит и решеток. На рис. 3.7 приведены схемы многократного грохочения исходного сыпучего материала на четыре фракции.

Грохочение. Грохота

    Частицы материала, размеры зерен которого меньше диаметра отверстий в сите или решете, под действием силы тяжести проваливаются в бункеры для сбора фракций или поступают на следующее сито (решето), где протекает аналогичный процесс разделения. В зависимости от формы рассеивающего устройства и типа привода применяются неподвижные колосниковые, роликовые, барабанные, качающиеся и вибрационные грохоты.

      На неподвижные грохоты, установленные наклонно под углом, большим угла естественного откоса, высыпают подлежащий разделению материал, который, ссыпаясь по поверхности грохота, одновременно при этом классифицируется (мелкие частицы просеиваются). Такие грохоты применяются редко из-за низкой производительности. Более широкое применение нашли вибрационные грохоты, в которых наклонные сита с помощью специального механизма колеблются с высокой частотой. Благодаря вибрации отверстия в ситах практически не забиваются материалом, обеспечивается высокая производительность, пониженное пылеобразование и меньший расход энергии.

Задание: изобразить графически оборудование для классификации и указать направление движения материала на поверхности сита.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы обучающийся должен надеть спецодежду, застегнуть рукава куртки, волосы убрать под головной убор. Заправить одежду следует так, чтобы не свисали ее края.
2. Проверить наличие и исправность инструментов и приспособлений, необходимых для эксплуатации грохотов, и разместить их в удобном для использования порядке.
3. Перед запуском грохотов необходимо тщательно осмотреть все крепления.
4. Перед началом работы нужно проверить:
– исправность пусковых и сигнальных устройств;
– надежность заземления системы грохота;
– исправность освещения.
5. Запрещается работа на неисправном оборудовании.
6. Перед пуском грохота необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов в рабочей зоне.
7. Запускать грохот можно только по разрешению мастера.

Требования безопасности при выполнении работы.

1. После включения вибросита необходимо прослушать его работу. При обнаружении постороннего шума или стука, несвойственного нормальной работе оборудования, остановить для устранения неполадок. До устранения неполадок к выполнению работы не приступать.

2. Для безопасной работы вибросита  необходимо контролировать:

непрерывность поступления на вибросито исходных материалов;

отсутствие посторонних стуков и шумов.

3. Производить регулярный наружный осмотр оборудования дробилки.

4.Во время работы вибросит  запрещается:
– проводить очистку, техобслуживание, ремонт и регулировочные работы;
– вынимать негабаритное сырье и посторонние предметы;
– снимать или закреплять ограждение;
– ликвидировать завалы материала на ситах.

                    Требования безопасности по окончании работы

1. По окончании работы, обучающийся обязан привести в порядок рабочее место.

2. Приспособления и инструмент убрать в специально отведенное для этого место.

3. Остановить оборудование и обесточить электрооборудование.

4. Снять и убрать в специально отведенное место (шкаф) спецодежду.        

5. Обо всех имевших место недостатках сообщить руководителю работ.

Задание: проработка группами требований безопасности при работе и обслуживании оборудования для разделения веществ.

Задание: проработка группами требований безопасности при обслуживании вибросита.

Таблица оценивания:

№ п/п

Оцениваемый этап работы.

Оценка

Результат входного контроля.

Графическое изображение  оборудования для классификации веществ

Запуск, остановка и промежуточный контроль при обслуживании оборудования для проведения процесса разделения.

Требования безопасности при выполнении работ.

Выполнение работы ведения процесса классификации на вибросите.

ИТОГО

               

Инструкционная карта

«Овладение навыками  ведения процесса классификации на вибросите »

Задание №1: изобразить графически оборудование для классификации и указать направление движения материала на поверхности сита.

Задание №2: проработка группами требований безопасности при обслуживании вибросита.

Задание № 3: Определить опытным путем процентное содержание мелкой и крупной фракций при просеивании 1 кг испытуемого материала.

Ход работы.

1.Перед началом работы проверить:

-исправность пусковых и сигнальных устройств;

-надежность заземления грохота;

-исправность освещения;

-проверить все крепления;

-убедиться в отсутствии посторонних лиц или предметов;

- все подвижные части машин и механизмов должны иметь ограждения, исключающие доступ к ним во время работы.

2.Запуск установки:

- убедиться о подаче напряжения на щит управления;

-нажать кнопку «Пуск» для включения оборудования.

3.Загрузить сырье  в приемный бункер, постоянно контролируя работу оборудования.

4.После опустошения приемного бункера остановить рабочее оборудование.

5. Взвесить полученные фракции, и произвести расчет процентного содержания фракций в щебне по формуле:

          Мк*100%

%  =  ------------ ,

               М

где    Мк – масса крупной фракции,

         М – масса материала до классификации

ЭТАЛОН  ОТВЕТА

Входной контроль

Вариант № 1.

Подчеркнуть правильные ответы.

1.Процесс грохочения на вибросите является процессом: механическим, гидромеханическим, тепловым, массообменным.

2.Классификация – это процесс: очистки веществ, разделения на фракции, все ответы верны.

3.Вибросита разделяют материал благодаря наклонному расположению сита, наличию вибратора, все ответы верны.

4.Оборудование для измельчения называется: дробилка, циклон, транспортер.

5.Измельчение относится к: механическому, гидравлическому или массообменному процессу.

       Вариант № 2.

Подчеркнуть правильные ответы.

1.Какие  материалы используются как рассеивающие устройства при механической классификации: сита, решетки, все ответы верны.

2.Классификация в виброситах осуществляется: от мелкой фракции к крупной, от крупной фракции к мелкой, все ответы верны.

3. Процесс классификации на вибросите – это процесс: очистки веществ, разделения на фракции, все ответы верны.

4.Щековая дробилка – это оборудование для: сортировки, классификации, измельчения.

5. Размер измельченных частиц на щековой дробилке зависит от: размера неподвижной щеки, размера подвижной щеки, расстояния между щеками.

Критерии оценивания тестового контроля знаний обучающихся

оценка

правильных ответов

количество баллов

отлично

5

5

хорошо

4

4

удовлетворит.

3

3

неудовл.

2

2

Задание № 1

Критерии оценивания

«5» - задание выполнено в полном объеме, аккуратно, чисто

 «4» - задание выполнено в полном объеме,  нет должной аккуратности

«3» - задание выполнено частично, не указаны направления потоков.

«2» - задание не выполнено – грязно, направления потоков не указаны.

Задание № 2

Критерии оценивания устного опроса правил безопасности при обслуживании эксплуатируемого оборудования.

 «5» - обучающийся полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины;  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию преподавателя.

 « - если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:  допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию преподавателя.

«3» - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и  продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.

«2»  - не раскрыто основное содержание учебного материала;  обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Задание №3

Критерии оценки выполнения практических заданий.

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но допущены 2-3 недочета.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока учебной практики

Метод опережающего обучения с использованием модульной технологии...

Методическая разработка урока учебной практики "Регулировка зазора между рычагами и кулачками ГРМ"

В методической разработке представлены план урока, инструкционная карта....

Методическая разработка урока учебной практики "Регулировка зазора между рычагами и кулачками ГРМ"

Урок учебной практики разработан по профессии "Слесарь по ремонту автомобилей"....

Методическая разработка урока учебной практики

            Данная методическая разработка предназначена для проведения урока УП. 2.1 Продажа продовольственных товаров по теме «Получение товара от основных поста...

Методическая разработка урока учебной практики «Приготовление и подача блюд из овощей запеченных» Тема урока «Кабачки фаршированные овощами и рисом».

Методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики( длительность - 360 минут (6часов))  по теме «Технология приготовления и подачи блюд из овощей запеченных» по професси...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Программы учебной практики мастера производственного обучения Кацмана Ильи Енявича. Специальность: «Оператор котельной».

Учебная программа разработана с учетом знаний и трудовых умений обучающихся, имеющих среднее образование.В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и в...

Методическая разработка урока учебной практики По ПМ.03 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента по теме: «Приготовление сложных горячих закусок». Профессия: 43.01.09 Повар,

Методическая разработка урока учебной практикиПо ПМ.03 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортиментапо теме: «Пригото...