Главные вкладки

    Информация о формах насилия над детьми
    статья по праву на тему

    Самойлова Любовь Александровна

    Организация работы учебного учреждения по профилактике насилия над детьми.Административная и уголовная ьтветственность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fory_nasiliya_nad_detmi.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация работы образовательного учреждения  по профилактике жестокого обращения с детьми

    Введение

         Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. Именно в жестоком обращении с детьми многие отечественные и зарубежные психологи видят причину отклоняющегося поведения детей и подростков.

         В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска, более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.

         Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

         Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социокультурных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.

         

    Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. 

    Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)

    Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

    «Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы:

    a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

    Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения  с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

    1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка

    В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

    Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

    Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

    Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

    Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

    Формы насилия над детьми:

    Физическое

    Сексуальное

    Насилие над детьми

    Отсутствие заботы

    (пренебрежение основными потребностями ребенка)

    Психическое (эмоционально дурное обращение)

    Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

    Влияние физического насилия на ребенка.

     1) Поведенческие и психологические индикаторы:

     задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и  играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

    2) Признаки физического насилия над ребенком:

    раны и синяки:

    - разные по времени возникновения;

    - в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

    - непонятного происхождения;

    - имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

    ожоги:

    топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные  ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

    укусы:

    следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки,  отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

     «синдром тряски»:

    возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания,  одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

    Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

    - родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

    - следы травм различной давности;

    - родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

    - обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

    - не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

    - отсутствует обеспокоенность за  здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

    - повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

    Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

    Влияние на ребенка:

    - не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

    - ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

    - нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

    - не ходит в школу, прогуливает урокиу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

    - устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

    Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

    - обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
    принижение его успехов, унижение его достоинства;

    - отвержение ребенка;

    - длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

    - принуждение к одиночеству;

    - совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

    - причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

    Влияние на ребенка:

    - задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

    - импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

    - попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

    - уступчивость, податливость;

    - ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

    - депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

    Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

    Обеспечение    безопасности   ребенка   во   многом   связано   с

    предостережением  его от необдуманных контактов с посторонними людьми,

    но   этого  все-таки  может  оказаться  недостаточно,  чтобы  избежать

    сексуального  насилия:  в 85% случаев сексуальное насилие совершает не

    посторонний,  а  человек,  которого  ребенок  знает,  зависит от него,

    доверяет  ему  или  даже  любит.  

         

    Влияние на ребенка:

    - ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

    - может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

    - может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

    - может жаловаться на физическое нездоровье;

    - девочка может забеременеть;

    - ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

    - скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

    Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

    Однако, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

    - следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

    - следы сексуального насилия;

    - запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

    -отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

    - систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

    Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

     - направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

     - направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

    - принять меры по оказанию помощи ребенку.

    2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством

    В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

    Административная ответственность.

    Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних,  подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

    Уголовная ответственность.

    Российское уголовное законодательство ( Уголовный кодекс РФ) предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

    Примеры:

    - ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),

    - ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),

    - ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в

     состоянии аффекта),

    - ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),

    - ст.116 (побои),

    - ст.117 (истязание),

    - ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),

    - ст. 131 (изнасилование);

    - ст.132 (насильственные действия сексуального характера);

    - ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера),

    - ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

    - ст. 135 (развратные действия);

    - ст.125 (оставление в опасности);

    - ст.124 (неоказание помощи больному);

    - ст.156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

    - ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);

    -  ст. 110 (доведение до самоубийства);

    - ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

    Гражданско-правовая ответственность

    Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

    Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление "Насилие над детьми"

    Выступление перед родителями о предупреждении насилия над детьми....

    "Насилие над детьми"

    Презентация на тему "Насилие над детьми"...

    Реферат "Профилактика семейного насилия над детьми"

    Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни - экономической, социальной, психологической, политической, а также педагогической....

    Насилие над детьми

    Презентация (исправленная) и статья-сопровождение к презентации для педагогического коллектива...