УРОК - Деловая игра "Выборы"
план-конспект занятия по праву (10 класс) на тему

Цели урока:

1.     Ознакомить учащихся со структу­рой политической системы Российской Федерации и ее функционированием;

2.     Содействовать формированию актив­ной гражданской позиции;

3.     Развивать умение логически мыс­лить, анализировать, моделировать, ре­шать проблемные задачи;

4.     Способствовать выработке навыков исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybory.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК - Деловая игра

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся со структурой политической системы Российской Федерации и ее функционированием;
  2. Содействовать формированию активной гражданской позиции;
  3. Развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи;
  4. Способствовать выработке навыков исследовательской работы.

Оборудование урока: доска, лист ватмана, маркер, опорные конспекты, плакаты.

План урока:

  1. Вводное слово учителя.

         Постановка задач занятия.

  1. Актуализация исторических знаний школьников. Сообщение нового материала:

1)история выборов;

2)принципы демократических выборов;

3)избирательная кампания;

4)типы избирательных систем.

3.Выводы по социологическому опросу.

4. Творческое задание (защита политических плакатов).

За две недели до проведения урока учащиеся были разделены на группы по 5—6 человек, которым предстояло провести мини-опрос на тему «Пойду ли я на выборы?». Учащиеся получили возможность проверить в действии один из исследовательских методов социологической науки. Для проведения опроса была разработана анкета.

Анкета для проведения социологического опроса

Данные о респонденте

  1. Возраст
  2. Пол.
  3. Образование.

Вопросы

  1. Знаете ли вы что-нибудь о выборах?
  2. Принимаете ли Вы участие в выборной компании?
  3. Если нет (да), то почему?

Опрашивались родственники, друзья, знакомые и просто прохожие на улице. Затем совместными усилиями данные опроса были обработаны, а основные выводы делались уже на уроке.

Группам было также дано творческое задание: подготовить политический плакат, призывающий граждан прийти на выборы. Защита плакатов проводилась на уроке.

Ход урока

     Вступительное слово учителя: «В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.

    Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача — выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какова процедура выборов.

Данная тема актуальна и это доказывает сама жизнь: в различных регионах России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирательного права. Почему так происходит? Попробуем разобраться».

   Система выборов сформировалась давно. У древних индийцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был выразителем воли племени и его советчиком. Если он терял уважение соплеменников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.

   В Древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнить волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.

       В России проект создания Государственной думы был предложен Сперанским в 1808 г. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не всеобщими. Первая Государственная дума начала работать в апреле 1906 г.

      Итак, выборы — это один из способов формирования парламента. В ходе них граждане избирают и главу государства. Во всех демократических государствах выборы проводятся по определенным правилам, или принципам, которые нельзя менять ни при каких обстоятельствах.

   Далее раскроем основные принципы демократических выборов:

Первый из них — всеобщность выборов. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.

Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос.

Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.

Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.

Очень важным принципом выборов является их альтернативность, т.е. возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.

Демократичность выборов выражается и в том, что должностные лица избираются лишь на определенный срок.

Срок полномочий должностных лиц может быть разным. Так, во многих странах членов парламента избирают сроком на 4 года, а в Италии — на 7 лет. В ряде государств существует запрет на избрание президентом одного и того же лица более двух сроков подряд. Однако на практике бывают и исключения. Например, Ф.Рузвельт избирался президентом США четыре раза.

      Ученикам предлагается построить цепочку следствий, вытекающих из ситуаций. Моделируются ситуации, в которых какой-либо из принципов нарушается.

Ситуация № 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане-мужчины в возрасте 40-60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли это современном обществе?

   Ситуация№2.Избирательный закон разрешает одному голосовать за другого, т.е. сосед монет проголосовать за соседа, родственник за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?

Ситуация№3В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась такая система? К каким  последствиям может привезти такой порядок выборов.

Внимание учащихся фиксируется на основных этапах избирательной кампании: назначение выборов, организация избирательных округов, создание избирательных комиссий. регистрация избирателей в установленном порядке, выдвижение кандидатов на выборные должности, предвыборная агитация, процесс голосования на избирательных участках, подведение итогов голосования, установление и оглашение  результатов выборов. 

     Существуют различные способы выдвижения кандидатов: группой избирателей, политической партией, возможно самовыдвижение.

    Рассмотрим характерные черты двух главных избирательных систем: пропорциональной и мажоритарной.

Мажоритарная система (от фр. «большинство») предполагает голосование за конкретного кандидата. Победителем считается кандидат, набравший абсолютное (более 50%) или относительное (больше, чем у соперника) большинство голосов.

Пропорциональная система предполагает голосование не за конкретных кандидатов, а за списки политических партий. Места в законодательном органе распределяются пропорционально набранным партиями голосам.

В России, для того чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть 5-процентный барьер, а с 2007 г. -7-процентный (иными словами, если партия набрала меньше 5 или 7% голосов избирателей, она лишается представительства в Думе). Для сравнения: в Египте установлен 8-процентный барьер, в Швеции — 4-процентный, а в Аргентине — 3-процентный.

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает для себя конкретную политическую роль. Не все, естественно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это — выборы.

Во время выборов мы играем роль избирателя. Мы, граждане России, избираем президента, депутатов Государственной Думы, наших представителей в городских собраниях, в органах местного самоуправления.

Вниманию класса предлагаются результаты  проведенного учениками небольшого социологического опроса. На основе результатов анкетирования учащиеся должны дать прогноз относительно желания участия в  избирательной кампании.

      Учащиеся по группам представляют результаты опроса.

     Группам, проводившим социологический опрос, также было дано задание подготовить политический плакат, призывавший граждан прийти на выборы. Представитель каждой группы проводит  презентацию своего плаката

Заключительное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»

11 класс. Математика.  Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Статья на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках делового иностранного языка»

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, что бы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся? Зажечь искорку интереса в глазах студентов, с...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".

Знакомство с запиской как видом делового пись­ма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...