Урок права "ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ"
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему

Гашин Виталий Владимирович

Предлагаю разработку урока для учащихся 10 класса по курсу "Право" (профильный уровень).

Используемый учебник: "Право". 10 класс (профильный уровень)/ под ред. Л.Н. Боголюбова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prava_formy_pravleniya.doc49.5 КБ
Office presentation icon formy_pravleniya.ppt210 КБ

Предварительный просмотр:

Урок права 10 класс (соц-гум профиль)

Тема урока: ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.

Цели урока:

- получить представление о различных формах правления и их характеристиках;

- совершенствовать навыки ведения дискуссии;

- закрепить умение анализировать документ в работе с учебником;

- проявить творческие способности при работе с карикатурой;

- пополнить свои знания новыми понятиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2.  Актуализация знаний по теме «Сущность государства» - проверка д/з

1. Опрос по вопросам учебника с.31 (вопросы для самопроверки)

  1. Изучение новой темы.

1. Беседа с классом.

Вводный вопрос:

- Какие бывают формы государства? (Обычно учащиеся дают самые разнообразные ответы на данный вопрос – монархии, республики, фашистские, коммунистические, самодержавные, религиозные, многонациональные, федеративные и т.п.). – ответы записать на доске.

Определение (записать в тетради)

В политологическом словаре дается следующее определение формы государства:

«Форма государства – это организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных и местных органов, должностных лиц, различных территориальных единиц и центра».

Все предложенные варианты следует выписать на доске, а затем предложить разделить их на несколько групп по близости значений (например: монархии, республики – группируются по форме правления; федерация, конфедерация, унитарное государство – группируются по форме государственного устройства; коммунистическое, фашистское и т.д. – группируются по форме государственного (политического) режима.

В результате обсуждения вводится классификация:

1. Формы правления (источник, способы и структура высших органов власти),

2. Формы государственного устройства (способы взаимоотношений территориальных единиц и центральной власти),

3. Формы политического режима (способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью).

Подробнее на данном уроке будет говориться о формах правления.

2. Объяснение учителя.

Затем учитель кратко рассказывает о наиболее известных в истории классификациях форм правления (Аристотеля и современную). Обе классификации можно отразить в виде схем, где следует дать как краткое определение понятия, так и попробовать найти в истории человечества пример государства, который может быть иллюстрацией данной формы правления. Например (слайд 1, Презентация1):

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ПО АРИСТОТЕЛЮ

Монархия – правление одного, в пер. с греч. «единовластие», формальным или фактическим источником государственной власти является одно лицо, получающее ее по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Древний Египет, Вавилонское царство.

Олигархия – правление немногих в пер. с греч., власть узкой группы лиц в государстве, полученная не за их выдающиеся способности, а на основе происхождения, богатства или принадлежности к правящей элите. Древняя Иудея, города-государства средневековой Германии.

Аристократия – правление меньшинства. Древний Рим.

Демократия – правление большинства, в пер. с греч. "власть народа". Древние Афины.

Охлократия – власть толпы, состояние власти, характеризующееся доминированием в политике государства социальных низов (люмпенов) и маргинальных групп, связывалось с приходом к власти "черни", низших слоев общества, неспособных эффективно управлять государством и склонных к непродуманным действиям, нарушению закона, использованию самосуда. Отдельные периоды истории греческих городов-государств, государство Емельяна Пугачева.

Геронтократия – правление мудрецов или лиц, достигших преклонного возраста и обладающих значительным жизненным опытом, в силу которого они и могут управлять с большим успехом. Таких государств практически не было, но можно отметить опыт привлечения философов к управлению некоторых китайских императоров.

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ (слайд 2, презентация 1)

Монархия – смотри определение выше. Великобритания, Швеция.

Республика – в переводе с латыни «общественное (общее) дело», форма государства, отличительными признаками которого являются признание народа высшим источником, сувереном власти и выборность высших органов государства. Франция, США, Россия.

3. Работа с текстом учебника (самостоятельно)

Учитель делит класс на четыре группы (при недостатке учащихся индивидуальные задания), каждая из которых определяет:

Задание группам (учащемуся) 

Первая группа (либо первый учащийся) – прочитать пункт параграфа «Формы правления», определить и записать в тетрадь отрицательные стороны монархии.

Вторая группа (либо второй учащийся) – прочитать пункт параграфа «Формы правления», определить и записать в тетрадь – положительные стороны монархии.

Третья группа (либо третий учащийся) – прочитать пункт параграфа «Формы правления», определить и записать в тетрадь – отрицательные стороны республики.

Четвертая группа (либо четвертый учащийся) – прочитать пункт параграфа «Формы правления», определить и записать в тетрадь – положительные стороны республики.

4. Закрепление изученного на уроке.

Можно провести в виде дискуссии. Выйти на вопрос

– «Что более демократично: монархия или республика?» - мнения групп, отдельных учащихся (при этом следует обратить внимание, что однозначного ответа здесь быть не может и не следует добиваться обязательного обличения монархии, как отжившей формы правления - практика зачастую показывает совершенно другое, а смысл обсуждения состоит в умении определять свою позицию, находить аргументы в ее защиту и вообще в том, что учащиеся задумаются о том, есть ли связь между формой правления и степенью демократичности государства).

После этого необходимо добавить, что монархии и республики имеют в современной политологии деление.

Монархии бывают:

1. Абсолютные - основанные на всевластии главы государства (совр. Саудовская Аравия, Катар, Оман).

2. Конституционные (или ограниченные) - ограничение полномочий монарха конституцией. Они в свою очередь делятся на дуалистические (монарх преимущественно наделен исполнительной властью и лишь частично - законодательной; совр. Иордания, Кувейт, Марокко) и парламентские (монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительными функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента; совр. Дания, Испания, Швеция, Великобритания).

Республики бывают:

1. Парламентские - главной отличительной чертой является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Совр. ФРГ, Италия.

2. Президентские - главный отличительный признак состоит в совмещении президентом одновременно функций главы государства и главы правительства. Совр. Франция, США. Иногда выделяют еще один вид - суперпрезидентские республики - разновидность государства, в котором авторитарная власть оформляется и камуфлируется с помощью фактически бесправных демократических институтов, почти вся реальная власть сосредоточивается у президента, который находится вне контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями. Совр. Малави, ряд государств Латинской Америки и Африки. Некоторые политологи причисляют к данной категории и Россию после 1993г. ("Введение в политологию. Словарь-справочник. Под ред. В.П. Пугачева, М. 1996г.) - обсудите с учащимися это мнение и аргументы за и против данного утверждения.

3. Полупрезидентские (смешанные) - главный отличительный признак состоит в двойной ответственности правительства - перед президентом и перед парламентом, сочетание сильной президентской власти с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Совр. Австрия, Португалия, Финляндия.

Учащиеся могут высказать свое мнение о данных классификациях и привести аргументы в его поддержку.

IV. Итог урока.

1. Рефлексия.

2. Д/з   § 4 п.1-2 читать

Письменно выполнить задание 1 (Изобразите в виде схемы существующие формы правления)

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Итоги правления Ивана 4"

Тема урока «Россия в  XVI  веке»10 классИспользуемые технологии: групповая технология, учебно-исследовательская деятельность.Цели урока:1)      подвести итог п...

презентация к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Внутренняя и внешняя политика Князя Ярослава Мудрого. Материал преминим при изучении нового материала или закреплении домашнего задания в 6 классе....

конспект урока: "Начало правления ПетраI"

консект урока по истории " Начало правления ПетраI" предназначен для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы-интернат VIIIвида.цель: показать, что начало правления Петра I ознаменовалось в...

Презентация к уроку истории "Правление Владимира Святославовича"

Данная презентация может быть использована при изучении истории России в 6 классе по теме : "Принятие Христианства"...

Тема урока: "Начало правления Николая II"

Конспект урока по истории "Начало правления Николая II". Урок проводится  в  коррекционной школе 8 вида и  предназначен для учащися 9 класса. Урок построен в соответствии с   ...

Технологическая карта урока Начало правления Ивана Грозного

Цель урока - сформировать представление о начале правления Ивана Грозного, о деятельности Земского Собора, Избранной рады, Боярской Думы; решение пробелмы «Кто он Иван Грозный - великий правитель и ре...