Практикум для 11 класса по теме: "Наследование. Наследование и его правовая регламентация".
методическая разработка по праву (11 класс) по теме

Бережная Ольга Николаевна

Методика урока-практикума по теме "Наследование. Наследование и его правовая регламентация" для 11 класса профильного уровня обучения. Цель практикума: научить применять на практике полученные знания путем работы с конкретными ситуациями, работать с кодексом законов, находить необходимые статьи и законы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_teme_nasledovanie.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО.  Наследование и его правовая регламентация. 11 класс. Профильный уровень обучения. Практикум.

Тип урока: практическое занятие.

Цель  урока:

Научить ориентироваться в конкретных ситуациях, связанных с наследованием имущества. Применять на практике полученные знания по теме «Наследование и его правовая регламентация».

Оборудование урока:   1) Матвеев А.И., Кудрявцев В.Н. Учебник для учащихся 11 класса общеобразоват. учреждений. Профильный уровень. – М.:Просвещение, 2008.

2) Тетради;

3) Гражданский кодекс РФ. – СПб., 2012.

4) Листы оценивания работы группы (Приложение 1).

Ход урока:

1-й этап:  организационный.

Класс делится на 6 групп по 4-5 человек в зависимости от количества обучающихся в классе. Учитель объясняет цели и задачи урока. Раздает задания и объясняет принципы работы групп и правила представления своего ответа классу.  Время работы групп – 20 минут. Время выступления 3 минуты.

2-й этап:  непосредственная самостоятельная работа групп

Задание для 1-й группы:

 После смерти г-на Зиновьева его имущество перешло к сыну, дочери и жене. После этого выяснилось, что незадолго до смерти Зиновьев взял в долг у своего знакомого Яковлева 15 тыс. руб.  сроком на 2 месяца. Яковлев предъявил к наследникам требование об уплате этой суммы.

Обязаны ли наследники исполнить это требование? Если да, то в каких долях?

Задание для 2-й группы:

Елена Хохлова, 17 лет, являлась  собственником квартиры, полученной по наследству от бабушки, а также автомобиля, подаренного отцом.  В завещании  Елена указала, что все ее имущество должно перейти  к ее брату; при этом она лишает наследства в каком бы то ни было виде свою мать, которая не занималась ее воспитанием.  После смерти Елены права на ее наследство заявили отец, мать, дедушка и брат.

Кому и на каком основании должно перейти наследство?

Задание для 3-й группы:

Г-н Петров проживал с матерью, А. И. Петровой, в сельском доме принадлежащим матери на праве собственности. После смерти матери Петров остался жить в этом доме, но к нотариусу с какими бы то ни было заявлениями не обращался. Через 12 месяцев  к нотариусу поступили 2 заявления о принятии наследства: во-первых, от сестры Петрова (в заявлении было указано, что она проживала в другом городе и о смерти матери ничего не знала, а брат ей не сообщил); во-вторых, от сестры А.И. Петровой – К.И. Петровой.

Подлежат ли данные заявления удовлетворению? Кто и на каких основаниях станет наследником?

Задание для 4-й группы:

Г-н Сергеев случайно узнал, что его племянница, с которой он никогда не общался, умерла, и он является единственным наследником.  На момент смерти племяннице принадлежал дом с земельным участком.  Обо всех этих обстоятельствах  Сергееву сообщила подруга и соседка умершей,  Е.И. Мустафина.  При этом подруга  потребовала возврата 150 тыс. руб., которые она потратила на лечение умершей в течение последнего года ее жизни, а также заявила, что в случае отказа, сама подаст  на получение наследства, т.к.  она ухаживала за умершей и оплачивала лечение в отличие от Сергеева.

Обязан ли г-н Сергеев удовлетворить требование  Мустафиной?  Может ли Мустафина претендовать на наследство своей умершей подруги?

Задание для 5-й группы:

Г-н Иванов проживал в квартире со своей второй супругой и сыном от второго брака. При этом квартира была приобретена супругами совместно вскоре после заключения брака.  После внезапной смерти Иванова свои права на наследство заявили: его дочь от первого брака,  мать и сестра. Супруга умершего отказалась  признать их наследниками.

Удовлетворит ли суд данные заявления? Кто и на каких основаниях станет наследником?

Задание для 6-й группы:

Гражданка Миролюбова М.В. проживала в квартире со своим внуком Шелкуновым В.Н. Ей принадлежала квартира на правах собственности, а также коллекция  гравюр известного художника, которую муж Миролюбовой привез из Германии после войны.  Сама Миролюбова М.В внезапно скончалась при загадочных обстоятельствах. После ее смерти  свои права на наследство заявил второй внук, Шелкунов  И.Н., прибывший из мест заключения, где  находился уже не в первый раз.  Шекунов В.Н. заявил брату, что  гравюры ничего не стоят и являются подделкой, а квартирой он делится не намерен, т.к. его брат  уголовник. Следственные органы выяснили, что в смерти Миролюбовой виновен  Шелкунов В.Н.

Кто и на каких основаниях станет наследником?

3-й этап:  выступление групп с результатами работы.

4-й этап:   подведение итогов.

На этом этапе группы оценивают работу друг друга по листам оценивания (Приложение 1) и высказывают свои замечания и впечатления.

Затем свое мнение и свои оценки высказывает учитель. После этого совместное выставление итоговых оценок за работу на уроке.

Домашнее задание:  §7  повторять. Повторить термины и понятия темы, основные аспекты.

   

Приложение 1.

Лист оценивания работы группы

№ п/п

                                                  Даты    

Критерии  оценки

1.

Согласованность работы группы.

2.

Участие всех членов группы в работе.

3.

Умение распределить разные виды работ внутри группы.

4.

Интересное и понятное представление материала.

5.

Грамотное  использование дополнительного  материала.

6.

Грамотное  использование иллюстративного  материала (схем, таблиц, иллюстраций, плакатов, мультимедийных презентаций и др., если есть).

7.

Полнота  изложения материала.

8.

Логичность изложения материала и соответствие нормам русского языка.

9.

Приведение примеров, мнений и высказываний выдающихся людей.

10.

Умение четко отвечать на дополнительные вопросы с пониманием их смысла.

11.

Итоговая оценка работы группы:

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум 6 класс

Практическая работа Цели урока:   формирование умений пользоваться контурными картами; закрепить знания учащихся об основных линиях на карте; закрепить умение определять на  ге...

Модульный урок-практикум 7 класс "Внутренние воды Южной Америки"

МОДУЛЬНЫЙ   УРОК – ПРАКТИКУМ   Тема:  «Внутренние воды Южной Америки» Цель урока:  В процессе работы над учебными элементами должны изучить крупне...

Урок-практикум 7 класс Южная Америка

Тема: «Южная Америка» Заключительный урок – практикум   Составление по картам и другим источникам комплексное описание Южной Америки. Цель урока: - закрепление умений комплексного использован...

"Проектирование индивидуального маршрута учащегося 8 класса с девиантным поведением по формированию социально-правовой компетенции"

Представлена разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося 8 класса с девиантным поведением....

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека", тема "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка «Наследование групп крови и резус-фактора» разработана в соответствии с календарно-тематическим планом по предмету «Генетика человека» и рассчитана на о...

Урок по информатике 11 класс, 1 час Тема урока: «Защита информации. Правовая охрана программ и данных».

АннотацияУрок  по информатике     11  класс, 1 часТема урока: «Защита информации. Правовая охрана программ и данных».Цель:ознакомление учащихся с возможностям...

Методическая разработка по теме "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Генетика человека с оснвами медицинской генетики"...