Дидактические материалы по праву, 9 класс
материал по праву (9 класс) на тему

Тесты, практикумы и контрольные работы по праву в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_materialy.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Система права.

             Вопросы и задания:

  1. Назвать элементы системы права.
  2. Определить  признаки правовой нормы.
  3. Привести примеры правовых норм.
  4. Заполнить таблицу «Отрасли права».
  5. Составить схему «Источники права».
  6. Привести примеры источников права.

Право – совокупность правил и норм поведения, которые установлены государством и обеспечиваются силой государственного принуждения.

Система права – это  внутреннее строение, совокупность элементов  и особенности их функционирования. Система права складывается объективно в ходе развития общества. В числе важнейших ее элементов:

а)нормы права;   б)отрасли права;     в)источники права;     г)правоотношения.

Правовая норма - это общеобязательное правило поведения, которое устанавливается обществом и государством, закреплено в официальных документах (_________________________________________). Действие правовой нормы обеспечивается силой государственного принуждения  (___________________________________________________________). Нормы права регулируют общественные отношения путем определения прав и обязанностей их участников (________________________________________________________________________________________). Нормы права служат образцом правомерного (соответствующего требованиям права) поведения и этим регулируют общественные отношения.

Виды норм права:

  • управомочивающие (предоставляющие права) –

  • обязывающие (предписывают что делать) –

  • запрещающие –

Отрасль права - совокупность правовых норм, которые регулируют целую сферу общественных отношений.

№ п/п

Отрасль права

Отношения, которые регулирует

Примеры

1

Конституционное (государственное) право

2

Административное право

3

Трудовое право  

4

Гражданское право

5

Уголовное право

6

Семейное право

Источники (формы) права.

Прочитайте текст и заполните рабочую схему.

Источник права - это форма выражения и закрепления норм права с целью придания им юридического, общеобязательного характера. Основными источниками (формами) права считают правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт; нормативный договор.

Правовой обычай (или обычное право) - это исторически первый источник, представляющий собой правило поведения, которое вошло в привычку народа, его соблюдение обеспечивается силой государства. В России этот источник не распространен, но встречается: например, когда родители разводятся, ребенка обычно оставляют матери. Данные документы (правовые обычаи) были распространены в эпоху Древнего мира и Средние века.

Судебный прецедент (или право судей, прецедентное право) - здесь решающую роль играет судебное решение, случай, который служит примером, образцом. Бывает, что при рассмотрении дела отсутствует нужный закон или обычай (особенно часто это происходит при определении должников или наследников), тогда судья сам формулирует судебное решение. А другие судьи в подобных случаях используют это решение как образец.

 Нормативно-правовой акт - официальный документ, который создается компетентными (обладающими соответствующим правом) государственными органами и содержит общеобязательные правовые нормы. Это самый распространенный источник права.  К нормативно-правовым актам относятся: конституция (основной закон); законы; подзаконные акты.  Конституция обладает  высшей юридической силой, т.е. является основным законом страны. Все другие законы и подзаконные акты издаются только в соответствии с основным законом.

Высшей юридической силой обладают законы. Все другие правовые акты носят подзаконный характер. Подзаконный, т.е. подчиненный закону, издающийся в строгом соответствии с законом. Подзаконные акты не могут противоречить действующим законам, тем более отменять или заменять их. Подзаконными, правовыми актами в России  являются: а) указы Президента РФ; б) постановления и распоряжения Правительства РФ; в) Приказы, инструкции министерств.

К источникам права также причисляется нормативный договор, который создается соглашением сторон. Примерами нормативных договоров являются Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года, коллективный договор, заключенный между администрацией предприятия и профсоюзом.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Примеры источников права:

Проверочная работа по теме «Система права». 9 класс.

1.Нормы права в отличие от норм морали:

1) регулируют общественные отношения

2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле;

4) выражаются в официальной форме.

2. Первой формой выражения права был (-а)

1) судебный прецедент

2) правовой обычай

3) нормативно-правовой акт

4) правовая доктрина.

3. Кровная месть, распространенная у многих древних народов, является примером

1)судебного прецедента    3)религиозного догмата

2)родового обычая         4)нормативного акта

4. Что относится к источникам права?

1)газетная статья о военной службе

2) мемуары известного военачальника

3) обращение в Комитет солдатских матерей

4) приказ Министра обороны РФ

5.  Определите, что не относится к источникам права:

а) трудовой договор между работником и работодателем;

б) консультация адвоката;

в) постановление главы администрации города;

г) учебник по уголовному праву;

д) Конституция Российской Федерации;

е) решение Европейского суда по правам человека;

ж) телепередача «Час суда»;

з) приказ директора школы.

6. Выберите из  списка  отношения, которые регулируются нормами права. Ответ запишите в виде последовательности букв.

а) Юноша помог перейти через дорогу пожилой женщине;

б) покупатель оплатил покупку в кассе магазина;

в) верующий человек отправился в паломничество по святым местам;

г) работники фирмы поехали на экскурсию с семьями;

д) директор школы за курение на территории школы объявил выговор ученикам;

е) школьники собрали игрушки для детей, живущих в приюте.

7. Назовите  нормативно-правовые акты (не менее трех).

8. Какими нормами российского права будут регулироваться нижеприведенные действия:

а) 16-летний К. пришел в сбербанк, чтобы заключить договор банковского вклада, т. е. положить деньги на депозитный счет;

б) 18-летняя работница одного из государственных учреждений во время обеденного перерыва отлучилась с места работы;

в) гражданин С. позвонил в квартиру пожилого человека и, угрожая пистолетом, заставил его отдать дорогостоящую картину?

г) ученик переходил улицу на красный сигнал светофора;

д) в квартире гражданина Л. всю ночь играла музыка, беспокоя соседей;

е) семья Ивановых решила усыновить ребенка

Правоотношения (правовые отношения).

Правоотношения – это вид общественной связи, участники которой обладают взаимными правами  и обязанностями, и реализуют их в своих интересах  в особом порядке, установленном государством.

Правоотношения - это, во-первых, связи между людьми в процессе какой-либо деятельности, а во-вторых, отношения, которые обязательно регулируются нормами права. Если же таких норм нет в системе права - нет и правоотношений (если нет юридических норм, регулирующих любовь и дружбу, значит, этот вид отношений между людьми не является правоотношением).

Правоотношение - это отношение, где юридически закреплены права и обязанности сторон - участников правоотношений.

Объект правоотношений – материальные и нематериальные блага, на которые направлены действия субъектов.

материальные блага: вещи, ценности, имущество;

нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство и честь),

продукты духовного творчества (произведения литературы, музыки, компьютерные программы), ценные бумаги, документы.

                     

         Участники (субъекты) правоотношений

Физические лица                             Организации (предприятия, учреждения)    

Граждане                                        Юридические лица

Иностранцы                                   Общественные объединения

Лица без гражданства                       Государство, государственные органы

В правоотношения  могут вступать участники, обладающие  правоспособностью  и дееспособностью.

Правоспособность – это способность  обладать правами и нести юридические обязанности (ст. 17 ГК РФ).

Дееспособность – признаваемая государством способность лица своими действиями приобретать и изменять права и обязанности для себя и других лиц, а также отвечать за неправомерные действия (ст. 21 ГК РФ).

Для физических лиц по общему правилу правоспособность наступает с рождения, дееспособность – с определенного возраста. Полная дееспособность – с 18 лет, частичная с 6 лет (дееспособность малолетних), 14 лет (дееспособность несовершеннолетних). Дееспособность может быть ограничена только судом в случае заболевания алкоголизмом и наркоманией (ст. 30 ГК РФ). Недееспособным в силу психического заболевания может признать только суд (ст 29 ГК РФ). Правоспособность и дееспособность юридических лиц  наступает с момента образования и регистрации.    

Возникновение, изменение  и прекращение правоотношений связано с юридическими фактами (предусмотренные в законе обстоятельства, служащие основанием для возникновения правоотношений).

Юридические факты делятся на:

  • Юридические события (обстоятельства, независящие от воли человека – естественная смерть человека, рождение, а также форс-мажорные обстоятельства: стихийные бедствия, военные действия).
  • Действия – обстоятельства, зависящие от воли людей:

Виды правоотношений:

Конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, трудовые, семейные и т.д.

Практикум по теме  «Правоотношения».

1. Прочитайте статьи  Гражданского кодекса РФ. Отвечая на вопросы, заполните таблицу.

В чем состоят особенности дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет?

Какие права эти лица могут осуществлять самостоятельно, а какие — с согласия родителей?

Что такое эмансипация?

Как ограничена дееспособность малолетних (детей в возрасте до 14 лет)?

Гражданский кодекс РФ (извлечение)

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителями.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами...

Статья 27. Эмансипация

1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

2. Родители, усыновители или попечитель не несут ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Статья 28. Дееспособность малолетних

1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или попечители.

2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или попечители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

Дееспособность несовершеннолетних.

Несовершеннолетние

от 14-до 18 лет

Малолетние

от 6 до 14 лет

Отношение родителей к дееспособности несовершеннолетних

Права, которые несовершеннолетние могут осуществлять самостоятельно

Ответственность по сделкам

Ограничения

Эмансипация – это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Возможна с_____ет

Условия___________________________или ____________________________________

_______________________________________________

Несовершеннолетнего эмансипированным объявляют: ______________________________________

или ______________

Задачи:

1. При устройстве на работу в фирму «Н» г-н Носов заключил трудовое соглашение с указанным предприятием. Объясните, кто в данном случае выступает в роли субъектов правоотношений.

________________________________________________________________________________________________

2. 16-летний Петров продал велосипед 18-летнему Сидорову. В каком случае сделка будет правомерной? Ответ поясните.

________________________________________________________________________________________________

3. Правоохранительными органами был задержан за совершение краж личного имущества граждан П. Во время проведения следственных действий было установлено, что П. состоит на учете в психоневрологическом диспансере и страдает душевной болезнью. Считается ли П. полностью дееспособным?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Иванова и Федорова связывали дружеские отношения на протяжении многих лет. Являясь соседом по садовому участку, Федоров помогал Иванову в строительстве дачного дома. Иванов с целью отблагодарить друга преподнес Федорову в подарок автомагнитолу. Определите, вступали ли Федоров и Иванов в правоотношения. Аргументируйте ответ.

________________________________________________________________________________________________

Правонарушения.

1. Правонарушения.

Правомерное  поведение –  это поведение,   соответствующее нормам права.

Поведение, не соответствующее нормам права считают неправомерным, противоправным, антиобщественным, или правонарушением.

Правонарушение - виновное, противоправное, наказуемое действие (бездействие), нанесшее вред обществу; совершено лицом, способным  самостоятельно отвечать за свои поступки.

Признаки правонарушения.

1. Правонарушение - это всегда деяние, которое означает как осознанное действие, т. е. активное, волевое поведение (драка, кража, угон, взятка и т. д.), так и осознанное бездействие, т. е. когда человек обязан был что-то сделать, но сознательно не сделал (не взял билет, не уплатил налоги, прогулял и т. д.).

           Не считаются правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные взгляды, если они не выражены в действиях. Не считаются правонарушениями качества и свойства личности, родственные связи, национальность и т.д

2. Противоправность, т. е. противоречие нормам права. Ведь не всякое деяние является противоправным, а только то, которое нарушает требования права, законы.

3. Наличие вины (или виновного деяния). Вина на юридическом языке означает психическое отношение лица к своему nротивоnравному  поведению. Если лицо осознает недопустимость (противоправность) своего поведения и возникающих при этом последствий (скажем, причинение вреда, нарушение договора, неосновательное обогащение) - можно говорить о наличии вины. Если же человек не способен осознать противоправность своих поступков (несовершеннолетний или больной, признанный судом невменяемым) - его деяния нельзя считать правонарушениями.

           4. Общественно вредное деяние, поскольку оно может нанести вред личности, обществу, государству, даже если деяние не причиняет реального, прямого вреда в данный момент, но лишь представляет угрозу общественным ценностям - жизни, имуществу, чести и достоинству личности и т. д.   Например, переход на красный свет, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, нарушение порядка в общественных местах или транспорте, нарушение правил техники безопасности на заводах, шахтах, АЭС и т. д. это тоже правонарушения

Субъектом правонарушения может  быть вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. В гражданско – правовых и административных проступках субъектом может выступать и организация.  

Степень общественной вредности деяний может быть различной. По этому признаку принято делить правонарушения на две группы: преступления и проступки.

Проступок и преступление - это разновидности правонарушения. Противоправность их предполагает, что это деяния, т.е. действие или бездействие, нарушающее нормы права. Виновность  характеризует способность лица осознать недопустимость (противоправность) своего поведения и связанных с ним последствий. Нарушение правовых норм - это порицаемое поведение, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

 Следовательно, и проступок, и преступление является противоправным, общественно опасным, виновным деянием, которое влечет за собой юридическую ответственность, но они различаются по степени социальной опасности.

Преступление – это виновно совершенное, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Признаки преступления: деяние человека,  высокая степень общественной опасности, противоправность, виновность, наказуемость.                                                          

Проступок тоже относят к правонарушениям, однако не считают преступлением. Выделяют административные (правонарушения в сфере управления и порядка общественной жизни), дисциплинарные (нарушения трудовой, служебной, военной дисциплины) и гражданско—правовые (нарушения в сфере имущественных отношений, права собственности, нарушений условий договоров) виды проступков. Проступки могут совершаться в самых разных сферах нашей жизни. И хотя они отличаются от преступления меньшей степенью вреда, однако в силу своей массовости наносят огромный ущерб обществу.

Составьте схему: Правонарушения.

        

        !

Правонарушения.

1. Что из перечисленного является примером правонарушения?

1) Невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома;

2) Отключение электроэнергии в населенных пунктах из-за урагана;

3) Выезд начинающего автолюбителя на трассу в час пик;

4) Выступление работника на собрании коллектива с критикой директора.

2.  Что из перечисленного является примером правонарушения?

1) гражданин С. отказался взять фамилию жены после заключения брака.

2) гражданин С. отказался выполнить просьбу матери помочь ей по дому.

3) гражданин С. отказался от предложенной ему работы.

4) гражданин С. отказался выплачивать алименты на содержание детей.

3. Сторож  автостоянки уснул на посту, что позволило ворам угнать две машины. Какой вид правонарушения совершил сторож?

1)        административный проступок  

2)        преступление

3)        дисциплинарный проступок

4)        гражданский проступок

4. Среди приведенных ситуаций укажите гражданско-правовое правонарушение.

1)        Работник не вышел на работу без уважительной причины.

2)        Предприятие-поставщик не выполнило поставку товара в установленный договором срок.

3)        Гражданин распивал спиртные напитки в общественном месте.

4)        Школьник подделал подпись классного руководителя в дневнике.

5. Уголовным правонарушением является

1)        неявка на работу бригады строителей

2)        забастовка авиадиспетчеров

3)        распитие спиртных напитков студентами в здании института

4)        ложный звонок о заложенной в здании театра бомбе

6. Что из перечисленного является преступлением?

1)        проезд в общественном транспорте без билета

2)        разглашение государственной тайны

3)        неявка на работу без уважительной причины

4)        пересечение улицы вне пешеходного перехода

7. Установите соответствие между видами правонарушений и перечисленными деяниями.

Ситуации

 1) ученик переходил улицу на красный сигнал светофора;

 2) подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на их стенах нецензурные слова;

3) гражданка К. не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья;

4) компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики;

5) гражданин С. не явился в суд для исполнения обязанностей

присяжного заседателя.

Виды  правонарушений

А) административное

 Б) гражданско-правовое

 В) уголовное

Ответ запишите в виде последовательности букв.

8. Найдите в приведенном ниже списке правонарушений административные проступки.

1)        нарушение пассажиром Правил пользования метрополитеном

2)        опоздание на службу милиционера без уважительной причины

3)        переход пешеходом улицы в неположенном месте на красный сигнал светофора

4)        неявка студента на экзамен без уважительной причины

5)        распитие подростками спиртных напитков в общественном месте

6)        продажа продавцом магазина некачественного товара        

9. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.

Практикум. «Основы уголовного права».

  1. Очевидец избиения человека группой лиц отказался давать свидетельские показания, заявив, что участники избиения проживают с ним в одном доме, и он не желает портить с ними отношения. Правомерна ли данная позиция? Аргументируйте свой ответ.

  1. Кто из лиц, совершивших ниже названные деяния, подлежит уголовной ответственности. Аргументируйте ответ.
  1. укравший велосипед в возрасте 13 лет;
  2. вымогавший у одноклассников деньги в возрасте 14 лет;
  3. без спросу катавшийся на чужом автомобиле в возрасте 15 лет;

  1. Дайте оценку перечисленных ниже действий с точки зрения виновности лица, его совершившего:
  1. Обнаруживший повреждение железнодорожных путей К. отнял у прохожей красную косынку, чтобы просигналить подъезжавшей электричке.
  2. Продавец З. заметил подростка, укравшего с прилавка банку сгущенки. Чтобы его задержать З. нанес ребенку несколько ударов металлическим прутом.
  3. На К. напали вооруженные хулиганы, известившие о своем намерении избить его до смерти. В отчаянии К. разбил витрину магазина, чем вызвал включение сигнализации.

  1. Прочитайте ситуацию и ответьте на вопросы.

18-летний К. хотел купить себе плеер, но денег ему не хватало. Он пожаловался своим друзьям — 14-летнему И., 16-летним С. и Н. — и предложил им «раздобыть» деньги. Они решили, что нужно вечером на улице выследить одинокого прохожего и ограбить его.

Договорились о месте и времени встречи. В назначенный час пришли трое — И., К., С. Они долго ждали своего приятеля, но он так и не пришел. И. засомневался, стоит ли совершать нападение на человека, ведь могут поймать. С. стал называть его «трусом, слабаком» и убедил совершить задуманное. Они выследили одинокого прохожего, напали на него и отобрали деньги, часы. Но «успеху дела» они радовались недолго, через час все были задержаны сотрудниками милиции.

-  Как бы вы квалифицировали действия молодых людей?

- Попытайтесь определить роли каждого в приведенной ситуации.

-  Кто будет привлечен к уголовной ответственности?

- Может ли быть кто-то из приятелей освобожден от уголовной ответственности и почему?

  1. Проанализируйте ситуацию и определите, являются ли поступок преступлением. Аргументируйте ответ.

Симонов проник ночью в общежитие института и снял с вешалки в коридоре одной из комнат кожаную куртку студента. В куртке были документы и деньги. Этот инцидент увидел случайно проходивший мимо электрик. Он тайком понаблюдал за действиями Симонова, но побоялся предпринимать решительные действия, чтобы его остановить. Вскоре электрик разбудил студента и указал ему, кто похитил его куртку. Вместе они догнали Симонова и задержали его.

  1. Общеизвестно, что уголовная ответственность наступает по общим правилам с 16 лет. Подумайте, будет ли являться соучастником преступления 15-летний Иван, который помогает совершить кражу имущества из квартиры 12-летнему Николаю? Ответ обоснуйте.

  1. Трунов, работая в школе в должности лаборанта, позвонил по телефону 02 и сообщил, что в здании образовательного учреждения находится бомба. В связи с поступившим сообщением были эвакуированы все люди из помещения школы. Занятия отменили. Школьники и лаборант были весьма довольны. Взрывное устройство не было обнаружено. На следующий день лаборант не явился на работу и опять по телефону сделал такое сообщение, но был задержан.

Тема: Конституция – основной закон государства. Основы конституционного строя РФ.

Учебная задача № 1. На основе предложенной информации составить условно-логическую схему   «Понятие и сущность  Конституции»

Конституция – нормативно-правовой акт высшей юридической силы.

Справочный материал по теме  «Конституция –основной закон государства»

Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство») — нормативно-правовой акт высшей юридической силы закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства, основы правового статуса личности. В конституции официально закрепляются ценности, институты и нормы общественного строя страны.

Юридические свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Все нормативно-правовые акты, принятые в стране (законы, подзаконные акты), должны соответствовать конституции. 

Статья 15 Конституции РФ.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию.

С юридической точки зрения Конституция как важный документ государства имеет определенные признаки.

1. Это закон, который обладает высшей юридической силой.

2. В нашей стране Конституция имеет прямое действие.

3. Такой документ должен быть стабилен, а потому предусмотрен усложненный порядок его пересмотра.

4. Конституция носит основополагающий, учредительный характер. Все нормативные правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с Основным законом, не противореча ему ни в чем.

История Конституции в России.

История Конституции в нашей стране после известных событий 1917 г. имеет свои особенности. Изменения политической и экономической жизни в государстве не могли не привести к принятию нового основополагающего правового документа. Так, в 1918 г. появляется на свет Конституция, которая закрепила установление диктатуры пролетариата и новой жизни.

Этот закон не предоставил права всем гражданам государства. Закрепление новой власти не могло происходить мирным, демократическим путем. Труд был признан обязанностью всех граждан России. Не избирали и не могли быть избранными такие лица: «прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; живущие на нетрудовой доход: проценты с капиталов, доходы с предприятий; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома; душевнобольные, умалишенные; осужденные за преступления».

В 1924 г. была принята следующая Конституция, в состав которой вошли Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР (общеизвестно, что РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская республика образовали единое государство — СССР). За каждой республикой было закреплено право свободного выхода из состава Союза. Верховным органом власти стал съезд Советов, а между съездами функционировал ЦИК, состоящий из Совета Союза и Совета национальностей. Исполнительным органом был СНК. Для борьбы с экономической и политической контрреволюцией создано ОГПУ.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция. Ее называли «сталинской». Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет. Отдельная глава документа посвящалась правам и обязанностям граждан страны. Эта Конституция провозглашала право на труд с гарантией работы, констатируя ликвидацию безработицы, право на отдых, социальное обеспечение по старости, свободу слова, печати и проч.

7 октября 1977 г. принимается новая Конституция СССР, объявившая высшую цель в стране — построение коммунизма.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (референдумом) была принята Конституция РФ, как документ демократического государства с рыночной экономикой.

Учебная задача № 2.  Работая с Главой 1 Конституции РФ  заполните пробелы в тексте.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Российская Федерация - Россия есть _____________, _____________,  ___________ государство с ___________ формой правления.

____________________________________ являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -__________________ государства.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее ________________________________________.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются ______________ и ________________.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - _____________________________ Российской Федерации.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории ______________________ и __________ и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Российская Федерация - ________________государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом _________________, _________________, муниципальная и иные формы собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют ___________________Российской Федерации, ___________________ ____________ (Совет Федерации и Государственная Дума), _____________________ Российской Федерации, ___________________ Российской Федерации.

В Российской Федерации признается ___________________ многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Российской Федерации признаются ___________________________ многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

Российская Федерация - __________________ государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Контрольный тест по теме «Основы конституционного строя».

Часть 1.

1. Основы общественного строя Российской Федерации законодательно закреплены в

1) Гражданском кодексе РФ  

2) Всеобщей Декларации прав человека

3) Конституции РФ  

4) Трудовом кодексе РФ.

2. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России Конституция  называет                                                                                                                                                                 1) президента         

2) трудоспособное население

3) совершеннолетних граждан      

4) многонациональный народ России.

3. Конституцию как основной закон государства характеризует то, что

1) положения, включенные в нее, не могут быть изменены;

2) она принимается парламентом страны;

3) ей должны соответствовать все нормативные акты;

4) она детально определяет нормы всех отраслей права;

4. Высшая юридическая сила Конституции РФ проявляется в том, что она

1)        является единственным правовым актом государства

2)        принимается высшим органом власти в государстве

3)        не допускает законы и иные правовые акты, противоречащие ей

4)        содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы

5. Конституция 1993 года провозгласила Россию социальным государством. Это  предполагает

1)        опеку государства над гражданами  

2)        обеспечение имущественного равенства граждан

3)        обеспечение гарантированного права на труд

4)        обеспечение достойной жизни каждого гражданина

6. Какая из характеристик российского государства не закреплена в статье 1 Конституции РФ:

1) федеративное;     2) общенародное;        3) правовое;       4) демократическое.

8. Восполните пробел в схеме:

           

9. Объясните содержание ОДНОГО  из предложенных понятий:

- демократическое государство,

- социальное государство,  

- референдум и выборы.

Контрольный тест по теме «Конституция России».

ЧАСТЬ 1

1. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. РФ является федеративной республикой.

Б. Государственной религией РФ является православие.

1)верно только А               3. верны оба суждения

2)верно только Б               4. оба суждения неверны

2. К политическим правам граждан РФ относится право на

1)социальное обеспечение

2)свободу совести

3)участие в управлении государством

4)здоровую окружающую среду

3. К  гражданским (личным) правам граждан РФ относится право на

1)образование

2)неприкосновенность жилища

3)социальное обеспечение

4)здоровую окружающую среду

4. Что относится к гражданским (личным) правам человека?

1)избирательные права

2)право на социальное обеспечение по возрасту

3)право на образование

4)право на судебную защиту чести и достоинства

5. Верны ли следующие суждения  о правосудии?

А) В Российской Федерации законом гарантируется состязательность судебного процесса, сторону защиты представляет адвокат, сторону государственного обвинения - прокурор.

Б) Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

1)верно только А               3. верны оба суждения

2)верно только Б               4. оба суждения неверны

6. Правительство РФ

1)разрабатывает и принимает законы

2)управляет федеральной собственностью

3)утверждает судебные решения

4)решает вопросы предоставления гражданства

7. Правительство Российской Федерации

1) разрабатывает федеральный бюджет

2) решает вопросы гражданства Российской Федерации                                                                                    

 3) принимает федеральные законы

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики.

8. Кто имеет право отправить правительство РФ в отставку:

1) Государственная Дума РФ;            

2) Совет Федерации РФ;

3) Федеральное Собрание РФ;          

4) Президент РФ.

9.  Парламентом Российской Федерации является

1) Государственная Дума      

2) Конституционное собрание

3) Совет Федерации                

4) Федеральное Собрание Российской Федерации.

10. Президент Российской Федерации является:

1) главой правительства РФ;                  

2) главой исполнительной власти;

3) главой законодательной власти;          

4) главой государства.

11. Референдум в Российской Федерации назначает:

1) Президент РФ;                          

2) Федеральное Собрание РФ;

3) Государственная Дума РФ;    

 4) Правительство РФ.

12. Разработка и принятие законов в РФ, согласно Конституции, является функцией:

1) Президента РФ        

2)Правительства РФ    

3) Федерального Собрания РФ

4) Верховного Суда РФ.

ЧАСТЬ 2.

В 1. Восполните пробел в схеме:

 В 2.  Какие из перечисленных положений характеризуют правовой статус Президента РФ:

1) является главой государства;

2) осуществляет исполнительную власть в РФ;

3) является гарантом Конституции, прав и свобод граждан;

4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

5) принимает меры по охране суверенитета РФ;

6) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

7) осуществляет правосудие.                        

Ответ запишите в виде последовательности цифр.

В 3.  Что относится к полномочиям президента?

1) Определение основных направлений внутренней политики;

2) осуществление мер по обеспечению обороны страны;

3) решение вопросов гражданства РФ;

4) разработка федерального бюджета и обеспечение его выполнения;

5) разработка программы экономического развития страны.

Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ЧАСТЬ 3.  Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Гражданское общество и демократическое государство

Гражданское общество формируется в процессе превращения подданных в граждан, то есть в таких жителей данного государства, которые, являясь членами сообщества, обретают чувство собственного достоинства и способность делать политический выбор. Это происходит одновременно с преобразованием этнической общности в суверенный народ, осознающий себя нацией, чье правосознание поднимается до понимания необходимости признать и реализовать естественные и неотъемлемые права человека и гражданина.

Эти права должны быть обеспечены через общественный договор с государством в форме конституции, утверждаемой ...путем референдума и ставящей все без исключения государственные органы в полную зависимость от суверенного народа, ибо только он может быть законным источником власти.

Что это такое – естественные и неотъемлемые права человека?  Прежде всего – это право на жизнь и на достойное существование, логически выводимое из ценности, которой обладает всякая человеческая личность, помимо ее заслуг.

Политическая свобода – это свобода слова, печати, собраний, ассоциаций и демонстраций, это выбор представителей в государственные органы.

Человек должен быть свободен выбирать мировоззрение, вероисповедание, культурные приоритеты, местожительства и форму трудовой деятельности.

С1. Используя авторский текст и знания обществоведческого курса, укажите любые три права, отнесенных в конституциях современных государств к естественным и неотъемлемым правам человека.

С2. Назовите международный  правовой документ, закрепляющий естественные права человека.

С3. Работники милиции потребовали у гражданина открыть дверь своей квартиры и дать им возможность осмотреть ее на предмет поиска похищенного имущества. При этом, кроме служебных удостоверений никаких иных документов они не предъявили. Дайте оценку приведенному факту с точки зрения законности. Какое право было нарушено? На основании какого документа возможен обыск в квартире гражданина?

С4. Школьница из Петербурга подала иск в суд на преподавание в школах учения Чарльза Дарвина, как единственного, соответствующего научным представлениям, и выиграла его. Какое право отстаивала школьница? Найдите в тексте цитату, которая поясняет ваши выводы.

С5. Используя знания, приобретенные вами в процессе изучения курса обществоведение, приведите  любые два конкретных примера,  свидетельствующие о реализации естественных прав человека в современном гражданском обществе.

Тема: Права человека.

Знать: сущность прав человека,  группы прав человека.

Основные понятия.

*Права человека – это юридически закрепленная возможность человека и гражданина что-либо делать или иметь, характеризует правовое положение лица в современном обществе.

*Конституционные права и свободы – закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому конкретному человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать меру своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личным так и в общественных интересах.

Правовой статус: гражданство, основные права и свободы, гарантии прав и свобод, обязанности.

Права человека:

- даны от рождения, они естественны, неотъемлемы и неотчуждаемы;

- основаны на принципе равноправия;

- их осуществление человека

- высшая ценность, их соблюдение и защита – обязанность государства;

- устанавливают меру свободы человека;

Международные документы по правам человека:

Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г.

Лабораторная работа: на основе материалов главы 2 Конституции РФ составить карту памяти по теме «Права Человека»

Задание № 1. Определить конституционные принципы правового положения человека. Ст.17,18

Задание № 2. Найти в Конституции статьи, определяющие перечисленные гарантии. Объяснить смысл понятий.

Гарантии прав и свобод:

1. Общие (19.2, 29.4, 37.5, 38.1, 43.2, 44.1, 45.1)

2. Юридические, или гарантии правосудия (46 - 54)

- гарантия подсудности

- гарантия на юридическую помощь

- презумпция невиновности

- не свидетельствовать против самого себя и своих близких

- запрет обратной силы

- запрет повторного осуждения

- недействительность незаконно полученных доказательств

- право на пересмотр приговора

- право потерпевших

Задание № 3. Определить Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в России.

Личные  права: ст. 20-29

Политические права: ст. 30-33

Социальные и экономические права: 34 - 42

Культурные права: ст.43,44

Основные свободы: ст.17,18,19,22,28, 29, 37.1, 44.1, 55

Обязанности: ст.15 п.2,  17 п.3, 38 п.2,3, 43 п.4,  44 п.3,  57-59

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО.

Наследование — переход собственности, прав и обязанностей после смерти человека другим лицам.

Наследник — лицо, к которому переходит имущество наследодателя. Это могут быть люди, организации, государство.

Наследодатель — умершее лицо, от которого переходит имущество наследникам.

Наследование может осуществляться по закону или по завещанию.

НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ.

Каждый гражданин России имеет право составить еще при жизни завещание, которое позволит распорядиться всем на случай его смерти.

Завещание — это письменный документ, который содержит распоряжение наследодателя.

Статья 1118 ГК РФ. Общие положения.

1. Распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.

2. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.

3. Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания через представителя не допускается.

4. В завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина.

Порядок оформления завещания.

Завещание составляется в письменной форме и подписывается завещателем. На завещании ставится удостоверительная подпись нотариуса, а также место и дата его удостоверения.

Законом закреплен важный принцип свободы завещания.

Статья 1119. Свобода завещания

1. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.

Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149).

2. Завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания.

Статья 1120. Право завещать любое имущество

Завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем.

Завещатель может распорядиться своим имуществом или какой-либо его частью, составив одно или несколько завещаний.

Статья 1130. Отмена и изменение завещания

1. Завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения. Последующее завещание отменяет  прежнее.

Закон предоставляет отдельным лицам право получить обязательную долю в наследстве, даже если эти лица не включены в завещание.

Право на обязательную долю наследства имеют

- Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные)

- Нетрудоспособный супруг

- Нетрудоспособные родители

- Нетрудоспособные иждивенцы наследодателя — лица, находящиеся на его иждивении (полном содержании) не менее одного года после его смерти

Нетрудоспособность возникает в том случае, когда человек не может работать в силу инвалидности или пожилого возраста (пожилыми признаются пенсионеры по старости — мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет). При этом недостойные наследники такого права не имеют.

Законом определена категория граждан, которые не могут наследовать ни по закону, ни по завещанию. Это – недостойные наследники.

К недостойным наследникам относятся лица, которым закон не позволяет наследовать:

- не имеют права наследовать ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, заставить составить завещание в свою пользу, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке;

- не могут наследовать по закону те родители, которые были лишены родительских прав. Правда, им может быть оставлено завещание;

- если лица уклонялись от содержания наследодателя, хотя обязаны были это делать и могли осуществлять поддержку, то по требованию заинтересованных лиц они могут быть отстранены от наследования.

НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ.

Если завещание не оставлено, то важную роль в регулировании отношений, связанных с переходом собственности от умершего, играет закон.

Правом определен круг лиц, которые могут в порядке очередности призываться к наследованию.

Правом установлены очереди призвания к наследованию наследников по закону.

Если нет никого в живых из лиц одной очереди либо лица отказались от наследства, были лишены его, то к наследованию призываются наследники следующей очереди.

I очередь  Дети, супруг, родители наследодателя

II  очередь Родные братья и сестры, дедушки и бабушки

III очередь Родные дяди и тети

IV очередь Прадедушки и прабабушки

V - VI Двоюродные внучки и внуки, двоюродные дедушки и бабушки, Двоюродные правнуки и правнучки, двоюродные племянники и племянницы, двоюродные дяди и тети

VII Пасынки, падчерицы, отчим или мачеха

VIII Нетрудоспособные иждивенцы

Существует предусмотренный законом порядок оформления наследственных отношений.

Необходимо принять наследство в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Статья 1151. Наследование выморочного имущества

1. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

2. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ.

  1. Виктор решил оставить по завещанию все свое имущество подруге Ирине, которая ухаживала за ним в период тяжелой болезни. После его смерти обнаружилось, что у Виктора есть несовершеннолетние дети — Кирилл 12 лет и Ольга 8 лет. Разъясните ситуацию: будут ли его дети, которым не оставлено завещание, наследовать имущество?

  1. Прасковья Ивановна написала завещание на свой дом знакомой Виктории, которая заплатила за это завещание и стала помогать старушке. Затем, не поставив в известность девушку, Прасковья Ивановна составила еще 26 завещаний разным людям. При этом каждому она обещала передать дом и требовала поддержать ее материально. После смерти бабушки к нотариусу пришли все 27 человек. Между ними разгорелся скандал. Объясните ситуацию и попытайтесь разрешить спор. Кто получит наследство Прасковьи Ивановны?

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО.  9 класс.

  1. Основные понятия:

наследование_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

наследодатель____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

наследник________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

завещание________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Формы наследования:  _____________________________ и __________________________

  1. Наследование по завещанию.

Кто может составить завещание:

Как завещание должно быть оформлено:

Что означает ПРИНЦИП СВОБОДЫ ЗАВЕЩАНИЯ:

Обязательная доля в наследстве _______________________________________________

Кто имеет право на обязательную долю в наследстве:  

Недостойные наследники____________________________________________________________

К ним относятся:

  1. Наследование по закону

Когда осуществляется наследование по закону:

Назовите наследников 1 и 2 очередей.

  1. Что такое выморочное имущество?

Практикум по теме «Основы потребительского права».

  1. Артем приобретает у изготовителя швейную машинку, предназначенную  для производственной деятельности, о чем сделана запись в инструкции по эксплуатации.  В каком случае к данным отношениям применяются нормы Закона «О защите прав потребителей»?

  1. Зимние сапоги приобретены 15 июня 2004 г. Срок гарантии 12 месяцев. Начало зимнего сезона в месте, где проживает потребитель – 1 ноября, окончание - 1 марта. Укажите дату начала и окончания гарантийного срока на сапоги.

  1. Иван Петрович приобрел для ремонта 15 рулонов обоев. Однако использовал только 12 из них. Товарный и кассовый чеки у Иван Петрович сохранились. С момента покупки прошло 13 дней. Он обратился в магазин и попытался вернуть неиспользованные рулоны или обменять их на другие стройматериалы. Ему было отказано, правомерны ли действия магазина?

  1. При покупке телевизора гражданке Кошкиной вручили подарок - аудио плеер. Через 5 месяцев он сломался. В требовании заменить плеер на новый ей было отказано, т.к. он был получен в подарок к основной покупке.

Правомерны ли действия продавца?

  1. На сезонной распродаже в магазине «Одежда» гражданин Пирогов приобрёл со скидкой мужской плащ. При продаже ему сообщили, что товар, проданный со скидкой, обмену не подлежит. После попадания под дождь, краска на плаще стала красить другие вещи. Вправе ли гр. Пирогов требовать обмена товара?

  1. Коля приобрел в магазине тренировочный костюм, уцененный из-за неисправной молнии. Через несколько дней у костюма оторвался правый лампас. Коля попытался вернуть костюм в магазин, но получил отказ. Продавец объяснил, что, так как Коля был предупрежден о недостатках в товаре при покупке, то требовать замены не может.   Правомерны ли действия продавцов?

  1.  Гражданин Новиков сдал в сервисный центр тостер для проведения гарантийного ремонта. В течение 30 дней неисправность мастерской не была устранена. Тогда как, в гарантийном талоне был установлен срок устранения недостатков  20 дней. Он обратился к продавцу с требованием о расторжении договора купли-продажи. Правомерны ли действия продавца в случае отказа Новикову?

  1.  Ольга приобрела радиотелефон, к телефону была приложена инструкция на японском языке. При попытке включить телефон перегорел блок питания. В мастерской Марине объяснили, что подключать телефон надо было через специальный трансформатор, так как напряжение в нашей сети больше, чем-то, на которое  был рассчитан телефон. Может ли Марина обратиться в магазин с требованием о расторжении договора купли-продажи?


        Защита прав


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование. Дидактические материалы для 10 класса

Дидактические материалы включают самостоятельную работу по теме «Моделирование». Работа предназначена для текущего контроля знаний и умений учащихся, состоит из 4-х вариантов, одинаковых по уровню сло...

Кодирование информации. Дидактические материалы для 10 класса

Дидактические материалы включают самостоятельную работу по теме «Кодирование информации». Работа предназначена для текущего контроля знаний и умений учащихся, состоит из 4-х вариантов, одинаковых по у...

Системы счисления. Дидактические материалы для 10 класса

Дидактические материалы включают самостоятельную работу по теме «Системы счисления». Работа предназначена для текущего контроля знаний и умений учащихся, состоит из 4-х вариантов, одинаковых по уровню...

Циклы. Дидактические материалы для 8 класса

Дидактические материалы включают самостоятельную работу по теме «Циклы». Работа предназначена для текущего контроля знаний и умений учащихся, состоит из 4-х вариантов, одинаковых по уровню сложности. ...

Проект «Знание – в действие» Дидактические материалы 7-9 классы

Проект «Знание – в действие» Дидактические материалы 7-9 классы...

Дидактические материалы алгебра 7 класс

Назначение дидактического материала по математикепринцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);• принцип самостоятельной деяте...

Дидактические материалы для 7 класса

Дидактические материалы для 7 класса...