Что разрешает нам закон
план-конспект урока по праву (9 класс) по теме

Чернышова Нина Николаевна

Конспект группового практикума содержит методические рекомендации, которые позволят в процессе учебного занятия расширить представления учащихся о статусе несовершеннолетних, конкретизировать их знания о дееспособности несовершеннолетних. Данный материал содержит практические задания, возможность осуществлять практический анализ жизненных ситуаций в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_razreshaet_nam_zakon.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповой практикум

Тема: «Что разрешает нам закон?»

Цели занятия:

  • расширить представления учащихся о правовом статусе несовершеннолетних;
  • уточнить понятия: субъект права, правоспособность, дееспособность, эмансипация;
  • конкретизировать знания о дееспособности несовершеннолетних.

После проведения занятия учащиеся должны:

  • определять круг гражданских прав несовершеннолетних;
  • применять знания о гражданской правоспособности и дееспособности несовершеннолетних в конкретных ситуациях при решении практических задач.  

Материалы к занятию:

  • распечатка ст. 17, 18, 21, 26-28  ГК РФ
  • тексты правовых задач по теме.

Этапы урока

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

1. Организационный  момент

Вступительное слово учителя

2-3

мин

2. Мотивация               Постановка проблемы

Проблемный вопрос

5-7

мин

Учащиеся должны заинтересоваться проблемой,            вынесенной на урок

3. Изучение основной  проблемы

Работа в группах со ст. ГК РФ

Решение проблемной задачи

Эвристическая беседа

Брейн-ринг

25-30

мин

Учащиеся должны показать умение работать с правовой информацией; моделировать различные правовые ситуации; конструировать моделиправомерного поведения в различных ситуациях

4. Рефлексия

Беседа

2-3

мин

Учащиеся должны показать понимание того, какие новые знания и умения они приобрели на занятии

5. Подведение

    итогов

Тестирование

5-7

мин

Учащиеся должны показать знания основных

юридических понятий и вопросов темы

Подготовка к проведению урока

Проведение занятия предполагает различные виды групповой работы. Учебные группы создаются заранее. Количество их может быть различно, но число участников не должно превышать 3-4 человек.

Учащиеся получают опережающее задание: придумать правовые задачи, связанные с особенностями гражданской правоспособности и дееспособности несовершеннолетних.

1. Организационный момент

В начале занятия учитель сообщает цели и ожидаемые результаты занятия, обращает внимание учащихся на актуальность проблемы гражданской правоспособности и дееспособности несовершеннолетних.

Предполагается, что теоретический материал уже известен учащимся. Учитель лишь указывает им на, что понятия «правоспособность» и «дееспособность» рассматриваются в 18 и 21 статьях ГК РФ, подчеркивая, что гражданская дееспособность дифференцирована в зависимости от возраста.

2. Мотивация. Постановка проблемы.

В качестве мотивации учитель использует проблемный вопрос: «Дееспособность возникает в полном объеме в возрасте 18 лет. Означает ли это, что закон признает недееспособными лиц, не достигших совершеннолетия?»

Чаще всего у учащихся не вызывает сложностей этот вопрос. Большинство верно отвечает, что несовершеннолетние обладают ограниченной дееспособностью. До 6 лет малолетние вообще лишены дееспособности. От 6 до 14 лет они обладают некоторыми гражданскими правами, например, совершать мелкие бытовые сделки; от 14 до 18 лет круг их прав расширяется.

Далее учитель задает ученикам вопрос: «Что разрешает закон несовершеннолетним?»

Для примера учитель предлагает рассмотреть в группах следующую ситуационную задачу:

«17-летний Максим, будучи учеником школы, в течение трех лет работал в автомастерской своего отца. Заработанные средства он вносил на банковский счет, рассчитывая в будущем заняться бизнесом вместе с отцом. Родители поддерживали его в этом.

Став студентом колледжа, Максим познакомился с 17-летним Андреем, который предложил Максиму начать собственное дело. На паях приятели организовать автомойку и шиномонтажную мастерскую. Сам Андрей готов продать для этого недавно унаследованный дом в деревне.

Однако отец Максима, опасаясь, что возможные клиенты будут предъявлять претензии ему, возражает против затеи друзей, мотивируя тем, что 1) они – несовершеннолетние, 2) сын собирается открыть мастерскую на его деньги.

Обоснованы ли опасения отца Максима?

Разрешает ли закон заниматься предпринимательской деятельностью несовершеннолетним?»

3. Изучение основной проблемы

Дальнейшая работа происходит в процессе группового обсуждения представленной задачи.

Для правового анализа жизненных обстоятельств, заключенных в задаче, учитель рекомендует:

  • выделить действующих лиц, участвующих в ситуации, которые юридически являются субъектами правоотношений;
  • установить юридические факты, связанные с гражданской правоспособнстью и дееспособностью несовершеннолетних;
  • выяснить, есть ли конфликт между участниками событий;
  • если он имеется, найти законные средства разрешения конфликта;
  • используя содержание статей 17, 18, 21, 26, 27, 28 ГК РФ, ответить на вопросы:

   Что такое правоспособность?

   Что такое дееспособность?

 Когда возникает правоспособность и дееспособность у физических  лиц?

         Что такое эмансипация? Когда она возможна?

 Субъект правоотношений – участник правоотношений, обладающий для этого соответствующими правами и обязанностями

Юридический факт – жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношений

Учащиеся выясняют, что правоспособность (способность иметь права и обязанности) возникает с момента рождения, дееспособность (способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности) связана с возрастными свойствами человека. Возможно досрочное предоставление полной гражданской дееспособности до достижения 18 лет:

  • в случае вступления в брак;
  • в результате эмансипации.

Эмансипация – досрочное признание (с 16 лет) полной дееспособности несовершеннолетнего, который с согласия родителей, усыновителей или попечителей работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью

В заключении учитель предлагает группам вернуться к обсуждению проблемного вопроса «Что разрешает закон несовершеннолетним?»

В ходе беседы учащиеся определяют круг гражданских прав несовершеннолетних.

На праве собственности несовершеннолетнему может принадлежать определенное имущество:

  • пенсии и разного рода пособия
  • имущество, полученное на основе дарения
  • доходы, полученные самим несовершеннолетним
  • имущество, полученное по наследству.

По достижению 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов и заниматься предпринимательской деятельностью.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей:

  • распоряжаться своими заработками и стипендией
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
  • осуществлять права автора
  • совершать мелкие бытовые сделки, т.е. сделки, направленные на удовлетворение обычных каждодневных потребностей, незначительные по сумме
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, т.е. не требующие исполнения ответной обязанности, не требующие нотариального заверения либо государственной регистрации.

Все остальные сделки гражданского права  несовершеннолетние от 14 до 18 лет вправе совершать только с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителей.

Следующий этап урока проходит в форме интеллектуальной игры, которая проводится в виде соревнования между группами.

Каждая группа получает распечатки с текстами правовых задач, которые заранее составляются учебными группами. Устанавливается время для отработки заданий.

Учащиеся каждой группы поочередно представляют свои жизненные ситуации и задают вопросы, связанные с особенностями правового статуса несовершеннолетних.

Например, учащимися были составлены следующие задачи:

« 14-летняя Даша подарила на день рождения однокласснице свой мобильный телефон. Через некоторое время ее родители заметили отсутствие телефона, выяснив ситуацию, они потребовали его возвращения. Имеет ли право Даша самостоятельно распоряжаться принадлежащим ей телефоном?»

«С 13-летнего возраста в течение трех лет  Таня занималась изготовлением и продажей украшений из кожи, бисера и других материалов. Заработанные средства Таня тратила на приобретение CD и DVD, гламурных журналов, что вызывало возмущение ее родителей, вынужденных оплачивать ее обучение на курсах дизайнеров. Является ли правомерной деятельность Тани? Могут ли родители Тани ограничить ее право самостоятельно распоряжаться доходами?»

«Может ли 12-летний подросток стать абонентом сотовой связи? Аргументируйте свой ответ ссылкой на соответствующую статью ГК РФ»

Учителю необходимо еще в ходе подготовки занятия провести проверку корректности задач, регламентировать порядок оценивания в зависимости от степени сложности содержания.

Во время игры учитель выступает в роли организатора (модератора). Его цель не только организовать соревнование между группами, но и сделать обсуждение правовых вопросов более продуктивным.

В начале игры порядок выступления групп устанавливается произвольно.

В дальнейшем право ответа получает та группа, которая первой заявляет о своей готовности отвечать. Правильное решение оценивается баллами. В случае если ни одна из групп не смогла решить задачу, баллы получает та группа, которая подготовила эту задачу. Группа, давшая правильный ответ, приобретает право предложить свою ситуацию.

Победителем становится группа, набравшая максимальное количество баллов.

                4.        Рефлексия

В завершении игры учитель просит учащихся коротко, одной-двумя фразами, ответить на вопрос «Что нового вы узнали на уроке?»

5.        Подведение итогов работы

Подведение итогов занятия проводится в форме тестирования. Учащимся может быть предложен следующий тест:

1.        Способность иметь права и обязанности:

  • правоспособность, - дееспособность

2.        Способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности:

  • правоспособность, - дееспособность

        3.        Способность осуществлять авторские права на опубликованные в журнале стихи является:

  • правоспособностью, - дееспособностью

        4.        Какое из условий является общим условием возникновения полной
дееспособности физического лица?

  • вступление в брак, - достижение 18 лет, - эмансипация

        5.        Приобретает ли полную дееспособность лицо не-достигшее 18 лет, вступая в брак?

  • Да, - Нет
  1. Какие из перечисленных условий являются обязательными для эмансипации?
  • достижение 16 лет
  • несовершеннолетний должен работать
  • несовершеннолетний должен заниматься предпринимательской    деятельностью
  • наличие согласия обоих родителей

        7.        Может ли суд признать полную дееспособность несовершеннолетнего, если один из родителей не дает согласия?

  • Да, - Нет

        8.        Может ли 15-летний подросток:

  • распоряжаться банковским счетом, полученным по наследству
  • снять деньги со своего банковского счета
  • заниматься предпринимательской деятельностью
  • купить стиральную машину
  • взять кредит в банке
  • получить в дар квартиру

Приложение

Гражданский кодекс Российской Федерации

(Извлечения)

Статья 17.  Правоспособность гражданина

  1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.
  2. Правоспособность    гражданина    возникает    в    момент    его    рождения    и прекращается смертью.

Статья 18.   Содержание правоспособности граждан

Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой другой не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и неимущественные права.

Статья 21.   Дееспособность гражданина

  1. Способность гражданина своими действиями  приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
  2. В  случае,  когда  законом  допускается  вступление  в  брак  до  достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Статья 26.   Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1.        Несовершеннолетние   в   возрасте   от   четырнадцати   до   восемнадцати   лет совершают сделки, за исключением названных пункте 2 настоящей статьи, с письменного   согласия       своих   законных   представителей   -   родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями» усыновителями или попечителем.

2.        Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

  • распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществлять   права   автора   произведения   науки,   литературы   или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

  1. Несовершеннолетние   в   возрасте   от   четырнадцати   до   восемнадцати   лет самостоятельно     несут    имущественную     ответственность     по     сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
  2. При   наличии   достаточных   оснований   суд   по   ходатайству   родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить  несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами,    за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний    приобрел    дееспособность    в    полном    объеме    в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 настоящего Кодекса.

Статья 27.    Эмансипация

1.        Несовершеннолетний,  достигший   шестнадцати  лет,   может  быть   объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по   контракту  или   с   согласия   родителей,   усыновителей   или   попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

2.        Родители,    усыновители    и    попечитель    не    несут    ответственности    по обязательствам   эмансипированного   несовершеннолетнего,   в   частности   по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Статья 28.   Дееспособность малолетних

1.        За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2.        Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки,   направленные   на   безвозмездное   получение   выгоды,   не требующие    нотариального    удостоверения    либо    государственной регистрации;
  •  сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.        .

3.        Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС В 8 КЛАССЕ "УЧИМСЯ ПРЕДОТВРАЩАТЬ И РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ"

НА ДАННОМ МЕРОПРИЯТИИ УЧАШИЕСЯ РЕШАТ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ТОМ, КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ И ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ....

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов "Смеяться разрешается"

Данное мероприятие представляет собой соревнование двух команд, в ходе которого учащиеся зарабатывают "денежную валюту". После игры ребята смогут на заработанные "деньги" купить лоты-сюрпризы на аукци...

Праздник "Смеяться разрешается".

Праздник проводиться 1-го апреля в конце учебного дня. Весёлые конкурсы помогают снять напряжение, способствуют созданию положительного эмоционального настроя, развитию коммуникативных навыков....

Как разрешать конфликты?

Шаги преодоления конфликта. Профилактика ситуации конфликта. Интересно и очень полезно для всех....

Педагог и проблемы школьной дисциплины. Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Актуальность проблемы школьной дисциплины,  методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Умение избежать конфликта как одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Рассмо...

классный час на тему: "Учимся разрешать конфликты"

Классный час основан на решении проблемы повышения сплочённости класса. Помочь учащимся усвоить понятия «общение», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупре...