Программа кружка «Правовое просвещение»
учебно-методический материал по праву на тему

Мазурова Наталья Анатольевна

В современных условиях перед нашим государством  стоит задача превращения его в современное правовое государство.  В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а, следовательно, включение в образовательные программы различных курсов, кружков правового направления. Программа кружка «Правовое просвещение» предназначена для обучающихся  1-2 курсов  лицея. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский строительный лицей»


Программа кружка «Правовое просвещение»

Руководитель: воспитатель общежития

ГБПОУ СО «ВСЛ» Мазурова Н.А.

г. Вольск

Пояснительная записка

В современных условиях перед нашим государством  стоит задача превращения его в современное правовое государство.  В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а, следовательно, включение в образовательные программы различных курсов, кружков правового направления. Программа кружка «Правовое просвещение» предназначена для обучающихся  1-2 курсов  лицея. 

В настоящее время, когда многие традиционные нравственные ценности утратили свой смысл, в среде молодежи все больше распространяются правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но, как ни парадоксально, возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость по отношению к окружающим людям, защиты своих собственных  прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования у него гражданственности   и личностного развития.

Актуальность программы определяется тем, что обучающимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивая свои права.

Программа направлена на: 

•          осознание обучающимися необходимости изучения своих прав  как одного из средств адаптации в условиях рыночной экономики;

•          развитие у обучающихся умения исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;

•          формирование у обучающихся собственных моральных норм и ценностей;

•          установление конструктивных отношений с окружающими.

Принципами отбора содержания материала программы являются:

•          системность;

•          научность; 

•          доступность;

•          возможность практического применения полученных знаний; 

•          реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.

Данный курс дает обучающимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании  кружка рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих обучающихся. Рассмотрение этих проблем позволяет  обучающимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентировать в современном законодательстве.

Цели:

•          Способствовать развитию правовой культуры студентов на основе усвоения ими основных правовых норм.

•          Заинтересовать обучающихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем.

•          Воспитать у обучающихся уважение к праву и закону.

Задачи:

 •          Знакомство обучающихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.

•          Освоение обучающимися навыков и умений в области защиты своих прав.

•          Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

•          Воспитание ответственности за собственное благополучие.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения кружковых занятий новых  активных форм работы наряду с традиционными. Формы организации кружковой деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.

Формы контроля:

•         задания на выявление операционных умений; 

•         моделирование жизненных ситуаций.

Предполагаемые результаты изучения программы:

В результате изучения программы кружка у обучающихся должны сформироваться: 

– знания и представления о нормах современного российского законодательства; 

– знания, достаточные для  защиты прав, свобод и законных интересов личности; 

– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

Учебно-тематический план

Разделы программы

Кол-во часов

1

Роль права в жизни человека и общества

1

2

Гражданин и государство

1

3

Право и мораль

1

4

Право на образование

3

5

Семейное право

5

6

Трудовое право

8

7

Права потребителя

3

8

Жилищные права граждан

3

9

Уголовное право

8

10

Избирательное право

4

11

Итоговое занятие «Я – гражданин России»

1

Основное содержание тематического плана

1. Роль права в жизни человека и общества – 1 час.

Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества. Основные отрасли права: уголовное, гражданское, семейное, трудовое, административное. Законы – лишь разновидность различных нормативно-правовых актов. Правила поведения и нормы права – это не диктат государства, а удобные образцы человеческой жизни, вносящее в нее организованность и стабильность.

 2.  Гражданин и государство – 1 час.

 Понятие «гражданин». Правовой статус личности. Гражданство. Основания приобретения гражданства. Принцип «крови» и принцип «почвы». Выход из гражданства.

 3. Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать» – 1 час.

 Из истории возникновения государства и права. Теории возникновения государства и права. Источники права. Право и мораль.

 4. Право на образование – 3 часа.

Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический характер образования, общедоступность образования, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании. Виды и формы получения образования. Виды учебных заведений. Негосударственные учебные заведения. Материальные гарантии права на образование. Государственное финансирование образования. Лицей и мои личные цели. Закон об образовании. Я и мои отношения с однокурсниками. Права и обязанности обучающихся.

 5. Семейное право – 5 часов.

 Семья: за и против. Семейный кодекс – отражение государственной политики в области семейного права. Правовое регулирование института брака в РФ. Гражданский и церковный браки. Имущественные права и брачный договор. Роль мужчины и женщины в обществе и семье. Правоспособность и дееспособность субъектов семейного права. Порядок расторжения брака. Порядок назначения и выплаты алиментов.  Развод родителей и его влияние на судьбу детей. Права ребенка в семье. Личные права. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом. Опека и попечительство.

 6. Трудовое право – 8 часов.

 Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права. Трудовой кодекс РФ. Работник и работодатель на рынке труда. Порядок приема на работу. Расторжение трудового договора. Споры между участниками трудовых отношений. Порядок увольнения. Проблема трудоустройства. Проблема безработицы и социальных льгот, предоставляемых трудовым законодательством.

 Права подростков по  трудовому законодательству. Запреты на использование труда подростков. Права и обязанности подростка, работающего по трудовому договору. Льготы работающим подросткам. Предприимчивый человек. Предпринимательство и бизнес. Прибыль – цель предпринимателя. Эмансипация. Что нужно для того, чтобы стать предпринимателем.

 7. Права потребителя – 3 часа.

 Понятие информации. СМИ  как четвертая власть. Основные источники информации для потребителя. Советы друзей: плюсы и минусы данного источника информации для потребителя. Информация производителя. Этикетка и упаковка товара. Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе? Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителей». Право на качественный товар или услугу – основное право потребителей. Право на безопасность товаров и услуг. Обязательность инструкции на русском языке. Гарантийный срок и срок службы товара. Порядок обмена товара ненадлежащего качества. Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита прав потребителей. Комитет по защите прав потребителей.

 8. Жилищные права граждан – 3 часа.

 Нормативно-правовые  акты, регулирующие жилищное право. Конституция РФ и Жилищный кодекс РФ о праве на жилище и порядке найма жилого помещения. Приватизация жилья. Виды сделок с жильем. Купля-продажа, дарение, наследование жилья. Ипотечное кредитование. Региональное жилищное законодательство. Порядок предоставления гражданам жилья из муниципального фонда. Участие несовершеннолетних в приватизации жилья. Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Права органов опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.

 9. Уголовное право – 8часов.

 Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ.

 Различные виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона; крайняя необходимость; задержание лица, совершившего преступление; причинение вреда в результате физического принуждения). Проблемы юридической ответственности. Мораторий на смертную казнь. Порядок расследования преступления и судебного разбирательства. Следователь, прокурор, адвокат. Обжалование решения суда. Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности. Виктимология – наука о жертве правонарушений. Виктимность. Типы виктимности. Что такое насилие? Виды насилия. Как они проявляются? Виктимное поведение. Варианты поведения в ситуациях возможного или реального проявления насилия. Вовлечение подростков в преступную деятельность. Наркомания и алкоголизм – путь к преступности. Воспитательная роль государства.

 10. Избирательное право – 4 часа.

 Выборы в истории человечества. Первобытная демократия. Реформы Солона, Перикла в Древней Греции. Выборы в Древнем Риме. Английский парламент в XIII веке. Демократия и  ее признаки. Роль выборов в условиях демократического правления.  Особенности демократических выборов: конкурентность, периодичность, представительность, окончательность. Причастность к политической партии. Участие в выборах депутат. Участие в референдуме.

 Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О выборах Президента РФ».  Активное и пассивное избирательное право.  Избирательная кампания. Кандидат в депутаты – кто он? Политическая активность.

11. Итоговое занятие «Я – гражданин России» – 1 час. Правовой статус гражданина России. Права и обязанности подростков.

Литература:

1.      Конвенция ООН о правах ребенка.

2.      Конституция РФ. 

3.      Гражданский Кодекс РФ 

4.      Семейный Кодекс РФ.

5.      Уголовный Кодекс РФ.

6.      УПК РФ. 

7.      Трудовой Кодекс РФ. 

8.    Защита прав ребенка в РФ (сборник нормативных документов). - С-Пб., 2001.

9.    Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. - М., 2002. 

10.    Макеева А.Г. «Долго ли до беды?». М. - 2000.

 11.    Колесов Д. «Предупреждение вредных привычек у школьников». - М., 1984.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»

ПРОГРАММА КРУЖКА«ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»Возраст детей: от 10 до 15 лет. Срок реализации программы: 3 года.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСодержание правового образования подростков определяется с учетом ко...

Профилактическая программа по правовому просвещению обучающихся и родителей "Азбука права: изучаем вместе"

Успешность развития гражданского общества и государства в целом зависит от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений лю­дей к правовым способам регу...

Программа кружка по правовому просвещению "Подросток и закон"

Программа адресована учащимся старшего школьного возраста. Срок реализации 1 год. Состав групп формируется на основе свободного набора детей. Наполняемость групп до 15 человек. Форма занятий – г...

Программа по правовому просвещению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Правовая Азбука"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Актуальность правового воспитания детей и подростков на современно...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»

ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»На 2017 - 2018 учебный годСрок реализации программы: 3 года.Классы: 7,8,9Группа: 10-15 обучающихся ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСодержание правового образова...