ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»
рабочая программа по праву (7, 8, 9 класс)

Саввинова Елена Дмитриевна

ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»

На 2017 - 2018 учебный год

Срок реализации программы: 3 года.

Классы: 7,8,9

Группа: 10-15 обучающихся

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Центр образования» городского округа «город Якутск»

677027, г.Якутск, ул.Кирова, д.19/4, т.ф. 47-29-75

e-mail:centrobr@yaguo.ru

ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»

На 2017 - 2018 учебный год

Срок реализации программы: 3 года.

Классы: 7,8,9

Группа: 10-15 обучающихся

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры обучающихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью.

К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют обучающихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.

Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.

Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества.

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание обучающимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Именно на решение этих задач и направлена данная программа.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: правовое просвещение обучающихся.

Задачи:

1.      Познакомить обучающихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.

2.      Помочь обучающимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.

3.      Формировать у обучающихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.

4.      Помочь обучающимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.

5.      Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

 

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Проводится занятия  - один раз в неделю, по одному учебному часу.

Занятия кружка проводятся группой в количестве 10-15 обучающихся. Работая в группах, обучающиеся  учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток-шоу, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает, если обучающиеся  включены в игру. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать серьезный напряженный труд интересным для учащихся.

На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(первый год) 7 класс

Тема занятия

Кол – во часов

Дата проведения

1

Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников)

1

2

Что такое вина? Что такое ответственность?

1

3

Виды юридической ответственности.

1

4

«Я - игра» (по подгруппам).

1

5

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению».

1

6

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению».

1

7

О правопорядке. Правонарушения и преступления.

1

8

Встреча с инспектором ПДН.

9

УК РФ и Административный Кодекс (Основные понятия)

1

10

Взыскания и наказания.

1

11

Встреча с участковым. Обзор событий в городе.

1

12

Викторина «Я - гражданин».

1

13

Викторина «Я - гражданин».

1

14

Судебное разбирательство. Разгадывание кроссворда.

1

15

Правовая игра «Большой круг»

1

16

Встреча с социальным педагогом.

1

17

«Дети и терроризм» - беседа.

1

18

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

1

19

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

1

20

Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.

1

21

Конкурс газет: «Есть выбор - жизнь без наркотиков».

1

22

Конференция «О наркотиках с разных сторон».

1

23

Конференция «О наркотиках с разных сторон». В гостях врач – психотерапевт.

1

24

Кто я? Какие мы?

1

25

О человеческом счастье.

1

26

Человек – кузнец своего счастья.

1

27

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

1

28

Царство Закон.

1

29

Царство беззаконие.

1

30

Закон для нас. Закон внутри нас.

1

31

Я и мы.

1

32

Я и мы.

1

33

Жизнь дается один раз.

1

34

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

1

35

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

1

Всего 35 часа.

Ожидаемый результат.

За первый год занятий кружка обучающиеся должны:

  1. знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
  2. иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
  3. усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
  4. различать правомерное и неправомерное поведение, основание и   порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(второй год) 8 класс

Тема занятия

Кол – во часов

Дата проведения

1

Введение. Анкетирование.

1

2

«Власть и порядок в обществе».

1

3

«Гражданин и собственность» (о гражданском праве).

1

4

Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра «5x5».

1

5

Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра «5x5».

1

6

«Преступления и наказания» (Об уголовном праве).

1

7

Викторина «Знаем ли мы законы?».

1

8

Викторина «Знаем ли мы законы?» .

1

9

Экскурсия в УВД.

1

10

Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др.

1

11

Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия).

1

12

Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей».

1

13

Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей».

1

14

«Жилищный кодекс РФ» - основные статьи.

1

15

Брейн-ринг «Жизненный компас молодежи».

1

16

Брейн-ринг «Жизненный компас молодежи».

1

17

Встреча с инспектором ПДН

1

18

Конвенция ООН о правах ребенка. Основные статьи.

1

19

«Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребенка).

1

20

«Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребенка).

1

21

Жизнь в неволе (рабство).

1

22

Закон – один для всех.

1

23

Мой дом – моя крепость.

1

24

Честь и репутация.

1

25

Свобода выбора: где жить и с кем жить.

1

26

Дети под защитой государства.

1

27

Дом, в котором я живу.

1

28

Беда может случиться с каждым.

1

29

Встреча с представителем отдела опеки и попечительства

30

Охрана здоровья.

1

31

Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение»

1

32

«Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» - ток-шоу.

1

33

«Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» - ток-шоу.

1

34

Правовая игра «Умники и умницы» (итоговое занятие).

1

35

Правовая игра «Умники и умницы» (итоговое занятие).

1

Всего 35 часа.

 

Ожидаемый результат.

За второй год занятий в кружке учащиеся должны:

  1. знать современные правовые системы, понятие и принципы правосудия, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; основные юридические профессии; формы социальной защиты и социального обеспечения;
  2. объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений; значение юридических терминов и понятий;
  3. уметь приводить примеры различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(третий год) 9 класс

Тема занятия

Кол – во часов

Дата проведения

1

«Могут ли быть права без обязанностей» - круглый стол.

1

2

«Уголовная ответственность несовершеннолетних» - беседа.

1

3

«Административная ответственность несовершеннолетних» беседа

1

4

Декларация ООН о правах человека.

1

5

«Свободный человек в свободном мире» - диспут.

1

6

«Свободный человек в свободном мире» - диспут.

1

7

«Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних.

1

8

«Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних.

1

9

Конституция  - договор между гражданами. Основные статьи.

1

10

«Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм).

1

11

«Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм).

1

12

Правительство. Структура власти. Структура государства.

1

13

Деловая игра «Мы - законодатели».

1

14

Трудовой кодекс РФ. Основные статьи.

1

15

Дискуссия «Право на труд: миф и реальность».

1

16

Правовая игра «Крестики - нолики» (семейное право, гражданское право, административное право, уголовное право, Конституция РФ, право и свободы человека).

1

17

Правовая игра «Крестики - нолики» (семейное право, гражданское право, административное право, уголовное право, Конституция РФ, право и свободы человека).

1

18

Основы правовой культуры – тренинг.

1

19

Учебная игра «Правовой статус ребенка».

1

20

Практикум «Мы устаиваемся на работу»       .

1

21

Экскурсия в музей МВД.

22

Устный журнал «Права и дети».

1

23

Устный журнал «Права и дети».

1

24

Нужны ли любовь и внимание.

1

25

Право на семью.

1

26

Дети нуждаются первоочередной помощи.

1

27

Давайте понимать друг друга с полуслова.

1

28

Один за всех и все за одного.

1

29

Как научиться быть ответственным за свои поступки.

1

30

Практикум «Я к вам пишу...» (правильность составления необходимых официальных документов).

1

31

Практикум «Я к вам пишу...» (правильность составления необходимых официальных документов).

1

32

Итоговые диагностики  -  уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении.

1

33

Итоговые диагностики  -  уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении.

1

34

«Кто станет магистром права?» правовая игра (итоговое занятие).

1

35

«Кто станет магистром права?» правовая игра (итоговое занятие).

1

Всего 35 часа.

  

Ожидаемый результат

В результате реализации программы должна быть решена задача правового воспитания: формирование умений, навыков и привычек правомерного поведения.

Обучающиеся должны:

  1. Знать основные законы нашего государства, структуру власти, основы гражданского, семейного, уголовного, административного права; основные юридические термины; основы государственного, конституционного, избирательного права РФ; права человека, права и обязанности гражданина России;
  2. Уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; применять правовые знания на практике в различных жизненных ситуациях; уметь осуществлять свои права на практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл; правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текс трудового соглашения и т.д.)
  3. Объяснять факты окружающей действительности, имеющие юридическое значение;
  4. Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
  5. Иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка;
  6. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом; определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров; формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  7. Повышение уровня правовой культуры обучающихся..

Список литературы

Теория государства и права:

  1. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. Под редакцией академика О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1996г.
  2. Теория государства и права. Учебник для вузов. В.М. Сырых. Былина. 1998г.
  3. Теория государства и права. Конспект. Жинкин С.А. Ростов н/Д: Феникс, 2003г.
  4. Экзамен по теории государства и права: 100 ответов на 100 возможных вопросов. Учебно-методическое пособие. – М.: Фирма Гардарика, 1997г.
  5. Теория государства и права. Комаров С.А., Малько А.В. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - .: Изд. Группа НОРМА – ИНФО,1999
  6. Теория государства и права. Учебник. Спиридонов Л.И. – М.: «Проспект»,1997
  7. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. -М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФО, 1999г.
  8. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. Проф. М.Н. Марченко. – М.: Изд. «Зерцало», 1998г

Конституционное право:

  1. Комментарий к Конституции РФ. Мирошникова В.А.. – М.: «ЮРКНИГА», 2004г.
  2. Конституция РФ. – М.: «Проспект», 1999г
  3. Комментарий  Конституции РФ. Сборник Постановлений Конституционного Суда РФ. – М.: 1999г
  4. Шпаргалка по конституционному праву России: Учебное пособие. Малиновская В.М. – М.: ТК Велби, 2005г.
  5. Конституционное право РФ. Баглай М.В. учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФО, 1999г.
  6. Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России: Ответы на экзаменационные билеты. Щербакова О.В. – М.: Аллель-2000, 2005г.

Уголовное право:

  1. Уголовное право России. Учебник для вузов. А 2-х томах. Под редакцией профессоров А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова. М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФО, 1998г.
  2. Комментарий к постановлениям пленума Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. Рыжаков А.П. – М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФО, 2001 г.
  3. Уголовной кодекс РФ. С постатейным приложением нормативных актов. М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФО, 2000
  4. Шпаргалка по уголовному права. Общая часть: Ответы на экзаменационные билеты. – М.: Аллель-2000, 2005 г.
  5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу  РСФСР. – М.: Изд. «СПАРК», 1995г
  6. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/ Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.: Юристь, 2000
  7. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: Изд. НОРМА, 2001
  8. Комментарий к Уголовному кодексу РФ.отв. ред. А.А. Чекалин. Юрайт-издат. 2007.

Административное право:

  1. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Под редакцией И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной, -М.: ООО Изд. «Проспект», 1998
  2. Административный кодекс.

Гражданское право:

  1. Гражданское право. В 2-х частях. Конспект лекций. – М.: «Издательство Приор», 2002

Семейное право:

  1. Семейный кодекс РФ. С постатейным приложением нормативных документов и актов. Л.М. Пчелинцева, С.В. Пчелинцев. Изд. Группа НОРМА – ИНФО,2000
  2. Семейный кодекс РФ. – М.: «Проспект», 2001г.
  3. Ягудин Н.к. Семейное право РФ.Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002

Трудовое право:

  1. Шпаргалка по трудовому праву: учебное пособие. Латыпов Р.И. – М.: ТК Велби, 2005г
  2. Российское трудовое право. Учебник для вузов. Профессор А.Д. Зайкин. – М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФА .1999г
  3. Трудовой кодекс РФ. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002
  4. Трудовое право: Учебник для вузов/ Под ред. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002
  5. Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу РФ. Отв. Ред. А.Л. Сафонов.- М.: МЦФЭР, 2006г.

Жилищное право:

  1. Жилищный кодекс РФ. – М.: Изд. ОМЕГА –Л, 2005г.

Наследственное право:

  1. Звягинцев М.Г. наследственное право (Текст): учебный минимум. – М.: ИД «Юриспруденция», 2005

Правоведение:

  1. Смоленский М.Б. Правоведение: 100 экзаменационных ответов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004
  2. Макаренко С.Н., Байлов А.В. правоведение. Курс лекций: Учебное пособие/ - М.: «Издательство Приор», 1999
  3. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. правоохранительные органы: Вопросы и ответы. – М.: Новый юрист, 1998г
  4. Юридический энциклопедический словарь. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. М.: ИНФРА-М.1997г
  5. Шпаргалка по юридической психологии: Ответы на экзаменационные билеты. Перетятько Н.М.– М.: Аллель-2000, 2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Основы правовых знаний» для 7 класса

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы...

Программа кружка «Правовое просвещение»

В современных условиях перед нашим государством  стоит задача превращения его в современное правовое государство.  В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образова...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»

ПРОГРАММА КРУЖКА«ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»Возраст детей: от 10 до 15 лет. Срок реализации программы: 3 года.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСодержание правового образования подростков определяется с учетом ко...

Рабочая программа "Основы правовых знаний"

Рабочая программа "Основы правовых знаний" 8-9 класс.Содержание курса составлено с указанием видов и форм деятельности....

Рабочая программа кружка «Основы экономики и правовых знаний»

Рабочая программа курса ориентирована на учащихся 9 класса. В настоящее время для нашей страны подобный широкий взгляд на систему экономического образования необходим. Данный подход является наиболее ...

Рабочая программа "Основы правовых знаний"

Рабочая программа "Основы правовых знаний"...

Программа «Школа правовых знаний как средство формирования социально-правовой компетенции личности»

Цель: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности...