Программа кружка по правовому просвещению "Подросток и закон"
рабочая программа

Деревянкина (Ишунина) Анна Александровна

Программа адресована учащимся старшего школьного возраста. Срок реализации 1 год. Состав групп формируется на основе свободного набора детей. Наполняемость групп до 15 человек. Форма занятий – групповая и индивидуальная.

На год обучения отводится 48 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений  и самовольных уходов среди воспитанников Центра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Boris\Desktop\Подросток и закон.jpg

Программа адресована учащимся старшего школьного возраста. Срок реализации 1 год. Состав групп формируется на основе свободного набора детей. Наполняемость групп до 15 человек. Форма занятий – групповая и индивидуальная.

На год обучения отводится 48 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений  и самовольных уходов среди воспитанников Центра.

Цели:

- профилактика и предупреждение правонарушений среди воспитанников Центра;

- расширение кругозора воспитанников по вопросам правовой культуры.

Задачи:  

- способствовать развитию прав компетенции воспитанников для защиты своих прав, свобод и законных интересов;

- формировать устойчивое позитивное отношение у воспитанников к здоровому образу жизни и законопослушному поведению.

 -  освоением приемов поведения, позволяющих избежать вовлечения в криминогенную среду;

 -  формировать умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;

- взаимодействовать (по мере необходимости) со специалистами социальных служб, представителями служб ПДН, по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

Основными методами правового просвещения несовершеннолетних являются лектории по правовой тематике, экскурсии, правовые беседы, использование кино, телевидения, вечера встреч и тематические вечера, часы вопросов и ответов, диспуты, обсуждение книг и статей, которое позволит не только пополнить запас правовых знаний несовершеннолетних, но и сформировать их отношение к ним, наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Формы проведения занятий: беседы, анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, диспуты, ситуационные игры.

Прогнозируемые результаты

- снижение количества несовершеннолетних воспитанников, склонных к правонарушениям, безнадзорности и другими формами негативного социального поведения;

- снижение количества воспитанников, не посещающих школу по неуважительным причинам;

- формировать у подростков нравственные качества, чувства толерантности, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

- вырабатывать устойчивые навыки безопасного поведения воспитанников в экстремальной обстановке;

 - формирование устойчивых установок к правильному образу жизни;

         Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.

                                                                                «Никакой пользы не принесут

самые полезные Законы …

если граждане не будут приучены

государственному порядку

и в духе его воспитаны”

Аристотель

        Пояснительная записка

Детские правонарушения, безнадзорность и беспризорность, — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, сложившейся в России к концу ХХ века, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции: рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних; массовые нарушение прав детей; рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними; омоложение преступности; увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Эти проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Поэтому для решения обострившихся вопросов необходимо систематизировать имеющиеся наработки, разработать оптимальную систему работы, которая бы позволила не подгонять ребенка под шаблоны требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности воспитанника.

Цели:

- профилактика и предупреждение правонарушений среди воспитанников Центра;

- расширение кругозора воспитанников по вопросам правовой культуры.

Задачи:  

- способствовать развитию прав компетенции воспитанников для защиты своих прав, свобод и законных интересов;

- формировать устойчивое позитивное отношение у воспитанников к здоровому образу жизни и законопослушному поведению.

 -  освоением приемов поведения, позволяющих избежать вовлечения в криминогенную среду;

 -  формировать умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;

- взаимодействовать (по мере необходимости) со специалистами социальных служб, представителями служб ПДН, по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

Особенности программы:

Программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений  и самовольных уходов среди воспитанников Центра. Сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми. Ни для кого не секрет, что в сегодняшних условиях трудно сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие законы и принципы морали, лежащие в основе формирования личности, ее мировоззрения. Но главной двигающей силой может стать только сам ребенок, если он является не простым «потребителем готового продукта» — в данном случае воспитательной системы — а думающим, разумным, творческим «соратником» в работе над проблемой — детской безнадзорностью, асоциальным поведением. С целью воспитания такого ребенка была систематизирована и дополнена система работы Центра, направленная на профилактику правонарушений и  безнадзорности воспитанников.

Возрастные особенности участников программы:  Программа рассчитана на контингент воспитанников в возрасте от 12 до 18 лет. Программные занятия рассчитаны на 1 занятия в неделю, реализуемых  6 месяцев с повторным обучением, для группы детей. Также предполагаются индивидуальные беседы с детьми, которые нуждаются в конкретной работе только с ними. Индивидуальная работа будет планироваться на основе данной программы, и зависеть от потребностей конкретного ребёнка.

Прогнозируемые результаты

- снижение количества несовершеннолетних воспитанников, склонных к правонарушениям, безнадзорности и другими формами негативного социального поведения;

- снижение количества воспитанников, не посещающих школу по неуважительным причинам;

- формировать у подростков нравственные качества, чувства толерантности, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

- вырабатывать устойчивые навыки безопасного поведения воспитанников в экстремальной обстановке;

 - формирование устойчивых установок к правильному образу жизни;

         Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.

Критерии отслеживания эффективности предложенной программы.  

- Изменение отношения к правам и обязанностям;

- Появление у подростков устойчивых интересов;

- Закрепление знаний воспитанников своих прав и обязанностей;

- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.

Формы отслеживания: беседы, анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение.

Программа направлена на проведение профилактической работы с детьми «группы риска». Дети «группа риска» - это дети, наблюдавшие негативную модель асоциального поведения взрослых, либо имеющие личный опыт употребления ПАВ и совершения правонарушений. Работа с данной категорий воспитанников проводится во взаимодействии с сотрудниками ЦВСНП, инспектором ПДН, врачом наркологом. Для достижения положительного результата действия программы используются такие технологии, как личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, восстановительные. Данные технологии реализуются в коллективных творческих делах, соревнованиях, диспутах, лекториях, тренингах, сюжетно-ролевых играх, заседаниях круглых столов, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, беседах и других формах работы.

Основными методами правового просвещения несовершеннолетних являются лектории по правовой тематике, экскурсии, правовые беседы, использование кино, телевидения, вечера встреч и тематические вечера, часы вопросов и ответов, диспуты, обсуждение книг и статей, которое позволит не только пополнить запас правовых знаний несовершеннолетних, но и сформировать их отношение к ним, наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Программа реализуется по нескольким  направлениям:

  1. Блок «Знай, права-не забывай об ответственности» (профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних - правовое просвещение) (Приложение 1)
  2. Блок с родителями (Приложение 2)

        Информационно-просветительская.

Размещение и оформление на стенд и уголков правовой информации для зрительного восприятия тематических моментов. Данный прием позволяет также усвоить информацию воспитанникам, которые из-за стеснительности или по ряду других причин не могут включиться в групповую работу. Привлечение специалистов совместно с которыми, может быть проведен цикл бесед и мероприятий по формированию основ здорового образа жизни и профилактике правонарушения.  

Литература:  

1. Ветошкин С. А. \\ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Рабочая программа для студентов всех форм обучения. Рос. гос.- пед.ун-т. Екатеринбург, 2007.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений.// авт. е.Ю. Ляпина. — Волгоград: Учитель, 2007.

4. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация// Авт. — сост.: Е. П. Картушева, Т. В. Романенко.-М.:Изд «Глобус», 2009.

5.    Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях.// Сост. Г. А. Ромашкина. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Приложение 1

Блок «Знай, права–не забывай об ответственности»

1.        Тестирование, анкетирование несовершеннолетних:

— «Твой уровень правовых знаний»        

2.        Организация Дня правовых знаний:

— «Его величество Закон»,

— «От шалости к правонарушениям»,

— «Знать законы–значит защищать свои права»,

— «Обязан и имею право»,

— «Воспитай в себе гражданина»,

— «Имею право на права»,

— «Детство без насилия»,

— «Закон и правопорядок»,

— «Правонарушения и ответственность за них. Уголовная ответственность несовершеннолетних»,

— «Как не стать жертвой преступления»,

— «Что такое административное правонарушение»,

— «Возраст уголовной ответственности»,

— «Твои поступки и ответственность за них».

— «Драка, нецензурные выражения–безобидные шалости или наказуемые деяния»

3.        Проведение кинолекториев:        

«Правонарушение, преступление, ответственность»,

— «Наши права и обязанности»

— «Твой правовой статус»

— «Опасные игры»,

— «Права личности и уважение прав других» и т.д.        

4.        Заседание круглых столов:

— «Я — гражданин России»,

— «Мои права–мои обязанности».

— «Закон–стоит ли его нарушать?»        

5.        Организация мероприятий, приуроченных к Международным и Всероссийским датам:

— 12 июня-День России

— 22 августа–День государственного флага РФ

— 4 ноября–День народного единства

— 20 ноября–Всемирный день ребенка

— 10 декабря-Международный день прав человека

— 12 декабря-День Конституции России        

6.        Оформление уголка правовой направленности для несовершеннолетних «Закон о нас, мы о Законе».

Приложение 2

Блок с родителями

Содержание  работы с родителями воспитанников:

        Семья тысячами  нитей   связана  с  обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями.  Она чутко  реагирует на все изменения, которые происходят  в  государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима  постоянная забота  государства и общества  о  семье. В то  же  время  семья  должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.

         Таким  образом, Конвенция о правах ребёнка 1989 г., Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г. вобрали в себя основные положения об охране жизни  и здоровья  детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье. В полном согласии  с этими всемирными документами  находятся нормативные и законодательные акты, регламентирующие  положение детей в России, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребёнка. Правовые  отношения семьи  и государства регламентируются нормативными  документами, указами  и постановлениями.  Семья  находится под защитой государства,  которое проявляет заботу о ней  путём создания  и   развития сети образовательных учреждений, выплаты пособий  по случаю рождения ребёнка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот  многодетным  семьям, оказание помощи в  воспитании  и медицинском обслуживании, а так же путём  предоставления других  видов  пособий  и  помощи семье.

         Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ,  принятой в 1993г., и законе «Об  образовании». Конституция обязывает родителей  заботиться о воспитании  детей, приобщать их  к  труду  и  воспитывать  у них трудолюбие.  Одним из основных  принципов воспитания детей в семье, закреплённых законодательством, является предоставление отцу  и матери  равных   прав  и  обязанностей  в  воспитании своих детей. Этот принцип  обеспечивает наилучшие условия  для соблюдения  интересов детей, гарантирует  защиту от проявления  родительского  эгоизма,  служит  базой  для  объективных,  разумных решений.

В работе с семьёй  мы ставим  следующие задачи:

1. Выявление  уровня  осведомлённости родителей воспитанников в правовых вопросах;

2. Правовое просвещение родителей  воспитанников;

3. Организация   психолого – педагогической  помощи родителям в воспитании и  обучении  обучающихся;

4.  Снижение  правонарушений  среди  обучающихся;

5. Своевременное выявление родителей, не выполняющих своих  обязанностей.

Мероприятия:

Октябрь – Ноябрь (социальный  педагог, педагог – психолог, администрация учреждения)

Родительские  собрания: «Возрастные  особенности  детей  данного  возраста», встреча  «Учитель – родитель», «Правовая ответственность несовершеннолетних».        

Ноябрь - Февраль        (социальный  педагог, педагог – психолог, администрация учреждения)

Проведение  родительских лекториев на темы, связанные  с  ответственностью  за  нарушение  Уголовного  кодекса РФ несовершеннолетними, просмотр  видеофильмов, презентаций, детских творческих  работ  на правовую тему.        

7.        Организация и проведение конкурсов-выставок детских рисунков, плакатов        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по праву "Правовая азбука"

Кружок по праву дает возможность рассатривать правовые вопрсы более подробно, учит применять теоретические знания на практике, для решения правовых задач....

Программа кружка по праву "Правовая азбука"

Кружок по праву дает возможность рассатривать правовые вопрсы более подробно, учит применять теоретические знания на практике, для решения правовых задач....

Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»

Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....

Программа по воспитанию правовой культуры «Я и Закон»

    Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.  учащихся – это целенаправлен...

Программа кружка «Правовое просвещение»

В современных условиях перед нашим государством  стоит задача превращения его в современное правовое государство.  В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образова...

Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»

Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»Координатор: педагог-организаторОрганизаторы: актив отряд «Юные гагаринцы»Воспитательная...

Программа по гражданско-правовому воспитанию «Закон обо мне. Мне о законе» (Возраст: 14-16 лет)

Проблема воспитания правовой культуры и правосознания, формирование законопослушного поведения подростков в настоящее время в мире актуальна. Противоправные деяния в современном мире проявляются...