Программа кружка по правовому просвещению "Подросток и закон"
рабочая программа
Программа адресована учащимся старшего школьного возраста. Срок реализации 1 год. Состав групп формируется на основе свободного набора детей. Наполняемость групп до 15 человек. Форма занятий – групповая и индивидуальная.
На год обучения отводится 48 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений и самовольных уходов среди воспитанников Центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 393.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа адресована учащимся старшего школьного возраста. Срок реализации 1 год. Состав групп формируется на основе свободного набора детей. Наполняемость групп до 15 человек. Форма занятий – групповая и индивидуальная.
На год обучения отводится 48 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений и самовольных уходов среди воспитанников Центра.
Цели:
- профилактика и предупреждение правонарушений среди воспитанников Центра;
- расширение кругозора воспитанников по вопросам правовой культуры.
Задачи:
- способствовать развитию прав компетенции воспитанников для защиты своих прав, свобод и законных интересов;
- формировать устойчивое позитивное отношение у воспитанников к здоровому образу жизни и законопослушному поведению.
- освоением приемов поведения, позволяющих избежать вовлечения в криминогенную среду;
- формировать умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;
- взаимодействовать (по мере необходимости) со специалистами социальных служб, представителями служб ПДН, по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
Основными методами правового просвещения несовершеннолетних являются лектории по правовой тематике, экскурсии, правовые беседы, использование кино, телевидения, вечера встреч и тематические вечера, часы вопросов и ответов, диспуты, обсуждение книг и статей, которое позволит не только пополнить запас правовых знаний несовершеннолетних, но и сформировать их отношение к ним, наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).
Формы проведения занятий: беседы, анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, диспуты, ситуационные игры.
Прогнозируемые результаты
- снижение количества несовершеннолетних воспитанников, склонных к правонарушениям, безнадзорности и другими формами негативного социального поведения;
- снижение количества воспитанников, не посещающих школу по неуважительным причинам;
- формировать у подростков нравственные качества, чувства толерантности, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- вырабатывать устойчивые навыки безопасного поведения воспитанников в экстремальной обстановке;
- формирование устойчивых установок к правильному образу жизни;
Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.
«Никакой пользы не принесут
самые полезные Законы …
если граждане не будут приучены
государственному порядку
и в духе его воспитаны”
Аристотель
Пояснительная записка
Детские правонарушения, безнадзорность и беспризорность, — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, сложившейся в России к концу ХХ века, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции: рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних; массовые нарушение прав детей; рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними; омоложение преступности; увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Эти проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Поэтому для решения обострившихся вопросов необходимо систематизировать имеющиеся наработки, разработать оптимальную систему работы, которая бы позволила не подгонять ребенка под шаблоны требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности воспитанника.
Цели:
- профилактика и предупреждение правонарушений среди воспитанников Центра;
- расширение кругозора воспитанников по вопросам правовой культуры.
Задачи:
- способствовать развитию прав компетенции воспитанников для защиты своих прав, свобод и законных интересов;
- формировать устойчивое позитивное отношение у воспитанников к здоровому образу жизни и законопослушному поведению.
- освоением приемов поведения, позволяющих избежать вовлечения в криминогенную среду;
- формировать умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;
- взаимодействовать (по мере необходимости) со специалистами социальных служб, представителями служб ПДН, по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
Особенности программы:
Программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений и самовольных уходов среди воспитанников Центра. Сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми. Ни для кого не секрет, что в сегодняшних условиях трудно сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие законы и принципы морали, лежащие в основе формирования личности, ее мировоззрения. Но главной двигающей силой может стать только сам ребенок, если он является не простым «потребителем готового продукта» — в данном случае воспитательной системы — а думающим, разумным, творческим «соратником» в работе над проблемой — детской безнадзорностью, асоциальным поведением. С целью воспитания такого ребенка была систематизирована и дополнена система работы Центра, направленная на профилактику правонарушений и безнадзорности воспитанников.
Возрастные особенности участников программы: Программа рассчитана на контингент воспитанников в возрасте от 12 до 18 лет. Программные занятия рассчитаны на 1 занятия в неделю, реализуемых 6 месяцев с повторным обучением, для группы детей. Также предполагаются индивидуальные беседы с детьми, которые нуждаются в конкретной работе только с ними. Индивидуальная работа будет планироваться на основе данной программы, и зависеть от потребностей конкретного ребёнка.
Прогнозируемые результаты
- снижение количества несовершеннолетних воспитанников, склонных к правонарушениям, безнадзорности и другими формами негативного социального поведения;
- снижение количества воспитанников, не посещающих школу по неуважительным причинам;
- формировать у подростков нравственные качества, чувства толерантности, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- вырабатывать устойчивые навыки безопасного поведения воспитанников в экстремальной обстановке;
- формирование устойчивых установок к правильному образу жизни;
Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.
Критерии отслеживания эффективности предложенной программы.
- Изменение отношения к правам и обязанностям;
- Появление у подростков устойчивых интересов;
- Закрепление знаний воспитанников своих прав и обязанностей;
- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
Формы отслеживания: беседы, анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение.
Программа направлена на проведение профилактической работы с детьми «группы риска». Дети «группа риска» - это дети, наблюдавшие негативную модель асоциального поведения взрослых, либо имеющие личный опыт употребления ПАВ и совершения правонарушений. Работа с данной категорий воспитанников проводится во взаимодействии с сотрудниками ЦВСНП, инспектором ПДН, врачом наркологом. Для достижения положительного результата действия программы используются такие технологии, как личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, восстановительные. Данные технологии реализуются в коллективных творческих делах, соревнованиях, диспутах, лекториях, тренингах, сюжетно-ролевых играх, заседаниях круглых столов, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, беседах и других формах работы.
Основными методами правового просвещения несовершеннолетних являются лектории по правовой тематике, экскурсии, правовые беседы, использование кино, телевидения, вечера встреч и тематические вечера, часы вопросов и ответов, диспуты, обсуждение книг и статей, которое позволит не только пополнить запас правовых знаний несовершеннолетних, но и сформировать их отношение к ним, наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).
Программа реализуется по нескольким направлениям:
- Блок «Знай, права-не забывай об ответственности» (профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних - правовое просвещение) (Приложение 1)
- Блок с родителями (Приложение 2)
Информационно-просветительская.
Размещение и оформление на стенд и уголков правовой информации для зрительного восприятия тематических моментов. Данный прием позволяет также усвоить информацию воспитанникам, которые из-за стеснительности или по ряду других причин не могут включиться в групповую работу. Привлечение специалистов совместно с которыми, может быть проведен цикл бесед и мероприятий по формированию основ здорового образа жизни и профилактике правонарушения.
Литература:
1. Ветошкин С. А. \\ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Рабочая программа для студентов всех форм обучения. Рос. гос.- пед.ун-т. Екатеринбург, 2007.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений.// авт. е.Ю. Ляпина. — Волгоград: Учитель, 2007.
4. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация// Авт. — сост.: Е. П. Картушева, Т. В. Романенко.-М.:Изд «Глобус», 2009.
5. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях.// Сост. Г. А. Ромашкина. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Приложение 1
Блок «Знай, права–не забывай об ответственности»
1. Тестирование, анкетирование несовершеннолетних:
— «Твой уровень правовых знаний»
2. Организация Дня правовых знаний:
— «Его величество Закон»,
— «От шалости к правонарушениям»,
— «Знать законы–значит защищать свои права»,
— «Обязан и имею право»,
— «Воспитай в себе гражданина»,
— «Имею право на права»,
— «Детство без насилия»,
— «Закон и правопорядок»,
— «Правонарушения и ответственность за них. Уголовная ответственность несовершеннолетних»,
— «Как не стать жертвой преступления»,
— «Что такое административное правонарушение»,
— «Возраст уголовной ответственности»,
— «Твои поступки и ответственность за них».
— «Драка, нецензурные выражения–безобидные шалости или наказуемые деяния»
3. Проведение кинолекториев:
«Правонарушение, преступление, ответственность»,
— «Наши права и обязанности»
— «Твой правовой статус»
— «Опасные игры»,
— «Права личности и уважение прав других» и т.д.
4. Заседание круглых столов:
— «Я — гражданин России»,
— «Мои права–мои обязанности».
— «Закон–стоит ли его нарушать?»
5. Организация мероприятий, приуроченных к Международным и Всероссийским датам:
— 12 июня-День России
— 22 августа–День государственного флага РФ
— 4 ноября–День народного единства
— 20 ноября–Всемирный день ребенка
— 10 декабря-Международный день прав человека
— 12 декабря-День Конституции России
6. Оформление уголка правовой направленности для несовершеннолетних «Закон о нас, мы о Законе».
Приложение 2
Блок с родителями
Содержание работы с родителями воспитанников:
Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.
Таким образом, Конвенция о правах ребёнка 1989 г., Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г. вобрали в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье. В полном согласии с этими всемирными документами находятся нормативные и законодательные акты, регламентирующие положение детей в России, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребёнка. Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями. Семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путём создания и развития сети образовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребёнка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказание помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а так же путём предоставления других видов пособий и помощи семье.
Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ, принятой в 1993г., и законе «Об образовании». Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закреплённых законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в воспитании своих детей. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.
В работе с семьёй мы ставим следующие задачи:
1. Выявление уровня осведомлённости родителей воспитанников в правовых вопросах;
2. Правовое просвещение родителей воспитанников;
3. Организация психолого – педагогической помощи родителям в воспитании и обучении обучающихся;
4. Снижение правонарушений среди обучающихся;
5. Своевременное выявление родителей, не выполняющих своих обязанностей.
Мероприятия:
Октябрь – Ноябрь (социальный педагог, педагог – психолог, администрация учреждения)
Родительские собрания: «Возрастные особенности детей данного возраста», встреча «Учитель – родитель», «Правовая ответственность несовершеннолетних».
Ноябрь - Февраль (социальный педагог, педагог – психолог, администрация учреждения)
Проведение родительских лекториев на темы, связанные с ответственностью за нарушение Уголовного кодекса РФ несовершеннолетними, просмотр видеофильмов, презентаций, детских творческих работ на правовую тему.
7. Организация и проведение конкурсов-выставок детских рисунков, плакатов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577748-1422722728.jpg)
Программа кружка по праву "Правовая азбука"
Кружок по праву дает возможность рассатривать правовые вопрсы более подробно, учит применять теоретические знания на практике, для решения правовых задач....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577748-1422722728.jpg)
Программа кружка по праву "Правовая азбука"
Кружок по праву дает возможность рассатривать правовые вопрсы более подробно, учит применять теоретические знания на практике, для решения правовых задач....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-597159-1424406588.jpg)
Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»
Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....
Программа по воспитанию правовой культуры «Я и Закон»
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. учащихся – это целенаправлен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-982295-1512468689.jpg)
Программа кружка «Правовое просвещение»
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образова...
Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»
Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»Координатор: педагог-организаторОрганизаторы: актив отряд «Юные гагаринцы»Воспитательная...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1109424-1550213903.jpg)
Программа по гражданско-правовому воспитанию «Закон обо мне. Мне о законе» (Возраст: 14-16 лет)
Проблема воспитания правовой культуры и правосознания, формирование законопослушного поведения подростков в настоящее время в мире актуальна. Противоправные деяния в современном мире проявляются...