: СОЧИНЕНИЕ- ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ Е. М. ШИРОКОВА «ДРУЗЬЯ»
план-конспект урока по праву (7 класс) на тему

Бурбужук Валентина Тулушовна

Цели: 1.вырабатывать навык написания сочинения, умение формулировать свою мысль, выражая свое отношение к теме;

            2.продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся, учить использовать в речи средства художественной выразительности;

3. Развивать у учащихся бережное отношение к животным, к окружающим людям, учить их распознавать душевное состояние окружающих и оказать моральную поддержку им.

Методические приёмы: беседа по вопросам, устное описание, сочинение по картине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urr_po_kartine_druzya.rar376.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  СОЧИНЕНИЕ- ОПИСАНИЕ

 ПО КАРТИНЕ Е. М. ШИРОКОВА «ДРУЗЬЯ»

Цели: 1.вырабатывать навык написания сочинения, умение формулировать свою мысль, выражая свое отношение к теме;

            2.продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся, учить использовать в речи средства художественной выразительности;

3. Развивать у учащихся бережное отношение к животным, к окружающим людям, учить их распознавать душевное состояние окружающих и оказать моральную поддержку им.

Методические приёмы: беседа по вопросам, устное описание, сочинение по картине.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Лингвистическая разминка.

Игра «Четвёртый лишний» ( устно)

Затемно, досуха, сначала, издавна.( затемно- конце суффикс О, у остальных суффикс А)

Докрасна, строго, изредка, изначально. (строго- оно без приставки, у остальных наречий есть приставки)

III. Проверка домашнего задания.

– Сжатый пересказ текста В. Осеевой.

– Как же вы поняли гневный ответ женщины: «Вот это и плохо!»?

– Как можно назвать таких людей, как мальчики?

(Безучастные, равнодушные, даже подлые – низкие в нравственном отношении, бесчестные, способные бросить, оставить в трудную минуту более слабого, беззащитного.)

- Есть ли у вас собака, кошка или другое домашнее животное?

- Считаете ли вы своего питомца другом?

Предложить учащимся прочесть сочинения о своих домашних питомцев.

К доске выходят 2-3 уч-ся, читают вслух свои сочинения.

IV. Работа по новой теме.

  1. Слово учителя. – На этом уроке  мы будем работать с картиной Е.Н.Широкова «Друзья».  Покажете  умение формулировать свою мысль, выражая отношение к данной теме.Продолжим работу по обогащению словарного запаса, развивая у себя бережное отношение к животным, к окружающим людям. Научимся, как можно распознавать душевное состояние окружающих нам людей и умеем ли мы оказать моральную поддержку им в трудные минуты. Давайте, все вместе рассмотрим эту картину внимательно, изучая нарисованное до мельчайших подробностей.

  1. 2. Беседа по вопросам.

–  Теперь скажите, почему Е.Н.Широков назвал свою картину «Друзья?

– Что значит, по-вашему, дружба, друзья?

– В толковом словаре Ожегова читаем. (словарная работа)

«Друг – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;

                 2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.

Дружба– близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Каким настроением проникнуты оба персонажа?

- Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён?

- Что могло произойти до того момента, который изображён на картине?

Возможно, трудную минуту пришлось пережить и собаке мальчика с картины Е. Н. Широкова «Друзья».

- Викторина «Закончи пословицу».  Кто знает больше пословиц о дружбе, о друзьях, о дружеских отношениях?

Старый друг  лучше   (новых двух).

Друзья познаются        ( в беде).

Не имей 100 рублей, (а имей 100 друзей).

Крепкую дружбу топором ( не разрубишь).

С кем поведёшься, с того и (наберёшься).

Один в поле ( не воин).

Из тувинских пословиц:

Эштин  эргизи  эки,  эттин (Чаазы  эки).

Эки   кижээ  эш  хой, эки  аътка (ээ хой).

Чадаг  чорба, (аъттыг  чор,

Чааскаан  чорба, (эштиг сор).

Эжишкилер   найыралы  (эртине  дагны  тургузар).

Демниг  сааскан (теве  тудуп   чиир).

– Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему?

– Пожалуй, такое лицо, взгляд, глаза никого не могут оставить равнодушным. О красоте таких человеческих лиц Н. А. Заболоцкий даже стихотворение написал, осудив равнодушие, черствость, злобу.

3. Чтение стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» учителем или подготовленным учеником.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

– Вот сколько увидел Николай Заболоцкий, вглядываясь в лица! Согласны ли вы с автором, что по лицам можно многое прочесть?

– Посмотрите на своих одноклассников, вспомните друзей.

- Какие «говорящие» лица бывают? (радостное, грустное, задумчивое, смешное, наглое, сердитое…)

– О чем нам может рассказать лицо мальчика с картины Е. Широкова?

4. Составление таблицы.

Мальчик

Средства художественной выразительности

Лицо

Глаза

Грустное, открытое, доброе, смуглое, худощавое

Задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с любовью

Поза

Одежда

Сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку

Спокойных тонов, сине-серая

– А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку.

– Какие тона, краски использовал художник, чтобы создать определенное настроение?( серые, тёмные, синие, коричневые)

– Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени). Сколько частей будет в вашем сочинении?

– О чем вы напишете в первой части? Во второй? В третьей?

– Описанию чего вы уделите особое внимание?

V. Устное описание картины.

VI. Работа над сочинением в черновиках.

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья», используя всевозможные наречия

Комментарий. Пространство картины занято двумя фигурами. Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение мальчика грустное. В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга, делит с ним одиночество, которое подчёркнуто пустой белой стеной.Чем огорчён мальчик? Может быть, у него случилась какая-то неприятность, и он делится переживаниями со своим другом. А может быть, собака заболела: она свернулась на подстилке, поджала задние лапы, а голову положила на переднюю лапу. Возможно, мальчик хочет утешить, поддержать друга, помочь ему. Рука мальчика легко лежит на боку собаки, он тихонько гладит её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе. Сочинение-рассказ по картине Е.Н. Широкова "Друзья"

Презентация подготовлена к уроку развития речи  в 7 классе и представляет собой знакомство с понятием "портрет" и учебный материал....

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Е. Н. ШИРОКОВА «ДРУЗЬЯ»

Презентация знакомит учащихся 7 класса с жизнью и творчеством Евгения Широкова, а также подготавливает к написанию сочинения по картине "Друзья"....

Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.Н.Широкова "Друзья", 5 кл.

Презентация содержит материал для подготовки к сочинению-описанию по картине Е.Н.Широкова "Друзья". Урок русского языка в 5 классе. Учебник Е.Быстровой...

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

Подготовка к сочинению по картине Е.Н. Широкова "Друзья

Урок по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине Е.Н. Широкова "Друзья"...

Подготовка к сочинению по картине Е.Н. Широкова "Друзья

Презентация к уроку по развитию речи, которая состоит из 2 частей: 1. знакомство с художником; 2. работа с картиной....

Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Николаевича Широкова «Друзья». 7 класс

Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Николаевича Широкова «Друзья». 7 класс...